Файл: I. Психологопедагогические основы формирования навыков безопасного поведения у младших школьников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 388
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
− когнитивный;
−аффективный;
− поведенческий.
Когнитивный компонент, как перцептивная оценка ситуаций предстоящего действия, является первым звеном процесса формирования и развития поведения, деятельности человека, находящегося в сложных и нестандартных ситуациях, и определяющаяся субъективными факторами (представления об опасности-безопасности, стереотипы) и объективными факторами (особенности ситуации, содержание и условие деятельности). Физическая и психологическая безопасность человека во многом зависит от содержания и качества (полноты, точности, адекватности, избирательности) перцептивной оценки ситуации
Аффективный компонент реализуется в возможности человека контролировать свои эмоции. Здесь определяющую роль играют степень индивидуальной эмоциональной значимости опасной ситуации, опыт успешного разрешения подобной ситуации в прошлом, готовность личности к ее возникновению. От перечисленных факторов зависит эмоциональное восприятие произошедшего, которое может варьироваться от сохранения самообладания до состояния истерики или пассивности, бездействия.
Поведенческий компонент, как выбор стратегии поведения, зависит от когнитивной оценки ситуации и ее эмоционального восприятия.
В современной системе образования подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется в процессе деятельности, в которую вовлечены различные элементы культуры безопасности и контркультуры деструктивности.
Школьники на занятиях урочной и внеурочной деятельности напрямую взаимодействуют с элементами культуры безопасности. Их суть заключается в том, что они содержат правила, нормы, традиции безопасной жизнедеятельности. Такие занятия не имеют в своем содержании конкретной информации об опасностях, а также реальных опасных ситуаций, происходящих в мире.
Формирование безопасного поведения является одной из самых сложных систем, так как оно выступает в качестве: компонента, элемента, этапа, функции, цели, содержания, формы, средства, закономерности, принципа педагогического условия воспитания. Кроме того, формирование безопасного поведения может входить в состав не только воспитания, но и различных систем, таких как: педагогический процесс, учебно-воспитательный процесс, учебный процесс. При правильном подходе к формированию безопасного поведения у детей отрабатывается определенный навык, которые они используют в различных опасных ситуациях. Рассмотрим понятие «навык». Навык — способность деятельности, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.
Андронова В.А. отмечает, что навыки – это полностью автоматизированные, инстинктивно-подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля или автоматизированный компонент действия. [3, С. 9]
С понятием «навык» тесно связано понятие «формирование навыка». Рассмотрим данное понятие.
Формирование навыков – это сознательный, целенаправленный процесс, решающее значение в котором имеет активное сопоставление учащимися, с одной стороны, цели и представления о правильном способе деятельности, а с другой – своих собственных действий и их результатов.
Рассмотрим соотношение педагогического процесса и формирования навыка безопасного поведения.
Формирование навыка безопасного поведения является компонентом педагогического процесса, который способствует формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) ситуациях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей. Для данного курса в учебном процессе есть свое место, например: курс ОБЖ. Дополнительным образование в данном направление могут выступать курсы военной подготовки, курсы оказания помощи и другие. Данные курсы объединяют работу всех учителей по работе, направленной на формирование навыка безопасного поведения учеников.
Формирование навыка безопасного поведения – этап педагогического процесса, на котором осуществляется воплощение культуры безопасного поведения в личности детей. Это достаточно четко построенный и ограниченный во времени (т.к. данный курс имеет свое направление и строится в соответствии с годовым учебным планом) специально организованный период жизнедеятельности школьников, в ходе которого освоение культуры безопасного поведения выступает в качестве ведущей цели. Примером таких периодов выступают походы в лес, экскурсии на базу МЧС, экскурсия в пожарную часть, учебные эвакуации из образовательного заведения, отработка умения действовать во время ЧС, рейды, проводимые с инспекторами ГИБДД и другое.
Формирование навыка безопасного поведения – функция педагогического процесса, которая проявляется в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Названная функция реализуется на уроках всех школьных учебных дисциплин, осуществление которой связано с обучением и воспитанием. На каждом уроке, а также во внеурочное (дополнительное) время учителя проводят работу по формированию навыков. Например – на уроке труда: работа с острыми предметами (ножницы, иглы, спицы), на уроке окружающего мира: ядовитые ягоды и грибы, твое поведение на дороге, как вести себя с незнакомцами. Культура безопасного поведения не складывается только из знаний. Необходимо также формировать умения и навыки, которые направлены на преодоление опасных ситуаций.
Принцип формирования навыков безопасного поведения ориентирует участников процесса воспитания на систематическое усвоение и использование безопасного поведения в процессе вхождения в жизнь. [11, с. 74]
Младший школьный возраст, согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, - это период жизни индивида от 6-7 до 10-11 лет [2, с.38].
Возрастные особенности представляют собой трансформации в психике индивида в процессе перехода от одного возрастного периода к другому, происходящие в психике большинства представителей данной культуры. Стоит отметить, что возрастные особенности не проявляются в "чистом виде" и не носят абсолютного и неизменного характера.
Раскроем особенности этого возрастного периода через анализ ведущего вида деятельности, особенностей социальной ситуации развития и характеристик основных возрастных новообразований.
Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту - это кризисный период жизни для ребенка, потому что ребенок "перерос" ту систему отношений, в которую он был включен. И вот наступает новое время в жизни ребенка — начало школьной жизни. Происходит изменение ситуации социального развития, новая ситуация теперь определяет объективное место ребенка в системе социальных отношений, определяет ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом. По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет - это период рождения социального "я" ребенка, это возраст становления личности: формируется новая система отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ним обязанностям, формируется характер и воля, расширяется круг интересы расширяются, способности развиваются.
С началом школьной жизни ребенок приобретает первый социальный статус — статус ученика, происходит переход к новой деятельности — учебной. Однако стоит отметить, что этот переход происходит не мгновенно, а постепенно. Учитель с помощью игры подводит ребенка к ведущей деятельности для этого возраста — обучению, но обучение в школе превращается непосредственно в ведущую деятельность только тогда, когда у ребенка под руководством учителя формируются познавательные мотивы деятельности.
Что касается игровой деятельности, то, утратив статус ведущей, она не исчезает, а трансформируется под влиянием учебной деятельности в высший вид детской игры: игру с правилами. Поэтому во время первого посещения школы важным фактором пробуждения интереса к обучению, облегчения сложной учебной деятельности является введение игровой ситуации в классе, использование дидактических игр. (Необходимо ли определять ведущую деятельность?)
Вернемся к описанию развития мотивационной сферы младшего школьника. Считается, что развитие мотивационной сферы отстает от интеллектуальной у младших школьников. Однако под влиянием новой ведущей деятельности в процессе обучения в начальной школе происходит эволюция мотивов деятельности от внешних к внутренним, формируется устойчивая структура мотивов. Мы кратко опишем процесс эволюции мотивов учебной деятельности.
В начале обучения преобладают внешние игровые мотивы и младший школьник интересуется только процессом учебной деятельности, не осознавая смысла, в этот период учащиеся называют те предметы школьной программы, где есть возможность действовать практически, объективно; затем круг интересов сужается, теперь внешние социальные мотивы побуждают к активности, а дети интересуются собственными результатами обучения, оценками и только после прохождения этих двух периодов созревает внутренняя мотивация и рождается интерес непосредственно к содержанию учебной деятельности. Формирование этого интереса к приобретению знаний порождается чувством удовлетворения от своих достижений.
По мере освоения учебной деятельности развиваются и внутренние (учебные, познавательные) мотивы. Основным фактором развития личности младшего школьника является развитие позитивных, социально значимых мотивов обучения, чему способствует постоянная целенаправленная работа учителя.
В результате образовательной деятельности, как было сказано ранее, (по Л. С. Выготскому) происходят психические и социальные изменения, которые определяют сознание ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь и отношение к окружающей среде. Психические новообразования являются обобщенным результатом этих изменений.
Центральными психическими новообразованиями учебной деятельности являются рефлексия, как способность видеть пробелы в собственных знаниях, и произвольность, которая проявляется в способности сознательно ставить цели деятельности и достигать их. Также к новообразованиям можно отнести формирование "внутренней позиции ученика", которая проявляется в способности быть субъектом обучения, т.е. обучать самого себя. Также новообразования включают в себя самоконтроль и внутренний план действий.
В педагогической науке изучаются и в практике воспитания осуществляются различные составляющие педагогического процесса: умственное, физическое, эстетическое воспитание. К таким элементам педагогического процесса относится также формирование безопасного поведения.
В процессе формирования безопасного поведения дети школьного возраста осуществляют такую деятельность, в результате которой развиваются и формируются различные варианты их поведения; безопасная жизнедеятельность, которая направлена на профилактику и минимизацию ущерба от вредных и опасных факторов [8, с. 104].
В учебном процессе совместные действия учителя и школьников приводят к разным изменениям деятельности, способностей и личностных качеств детей: формирование опыта неправильного, виктимного, деструктивного поведения, которое является причиной возникновения опасных ситуаций или потерь в опасных ситуациях, из которых можно выйти без потерь при правильных действиях; формирование опыта неуспешного поведения в опасных ситуациях; формирование опыта успешных действий по профилактике, минимизации последствий, преодолению опасных ситуаций; психотравмирующее влияние деятельности школьников в опасных ситуациях, развитие черт тревожности, формирование склонности к неадекватным эмоциональным реакциям на факторы риска; сохранение личности школьников от внутренних и внешних влияний с применением разных видов психологической защиты [9, с. 49].
Указанные варианты результатов учебного процесса допустимы в том случае, когда сущность формирования безопасного поведения сводят к информированию детей об опасности и разным видам деятельности в опасных ситуациях. Подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется не только в опасных ситуациях. На самом подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется в процессе деятельности, в которую вовлечены разные элементы культуры безопасности и контркультуры деструктивности.
Дети школьники взаимодействуют с элементами культуры безопасности. Их суть состоит в том, что они содержат правила, нормы, правила, традиции безопасной жизнедеятельности, но не содержат информации об опасности и реальных опасных ситуаций.
В широком смысле формирование навыков безопасного поведения представляет собой процесс формирования готовности к разным видам деятельности (познавательной, физической, коммуникативной), к выполнению разных социальных функций (гражданина, производственника, потребителя), присвоения школьниками различных видов и фрагментов культуры (мировоззренческой, нравственной, эстетической). Так как все виды деятельности и сферы жизнедеятельности потенциально опасны, следовательно, формирование любой предметной деятельности является составляющей подготовки к безопасности жизнедеятельности.