Файл: I. Психологопедагогические основы формирования навыков безопасного поведения у младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 390

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Формирование навыка безопасного поведения – компонент педагогического процесса, который способствует формированию личности, готовой действовать в опасных условиях. В качестве такого компонента в учебном процессе выступает тот или иной учебный курс, к примеру – ОБЖ. Такого рода учебная дисциплина, основным содержанием которой является культура безопасности, объединяет усилия всех учителей по подготовке школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности [18, с. 34].

Формирование навыка безопасного поведения – этап педагогического процесса, на котором осуществляется воплощение культуры безопасного поведения в личности детей. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности школьников, в процессе которого освоение культуры безопасного поведения выступает в качестве ведущей цели. В современные дни такого рода этапом воспитательного процесса считаются походы, сплав по горным рекам, обучение в школе выживания, специальные смены в молодежных лагерях отдыха, которые могут быть организованы ГИБДД, управлениями пожарной охраны, участие детей и юношей в Школе безопасности, проводимой летом в рамках всероссийского движения.

Формирование навыка безопасного поведения – функция педагогического процесса, которая проявляется в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Такая функция реализуется на уроках всех школьных учебных дисциплин. Ее осуществление связано с содержанием обучения и воспитания.

Культура безопасного поведения воплощена и в мировоззренческих идеях, нравственных и эстетических ценностях, в опыте общения с другими людьми. Эти элементы культуры осваиваются школьниками независимо от конкретного содержания изучаемых тем на уроках различных учебных дисциплин. Реализация названной функции обусловлена возможностями методов обучения и воспитания, морально-психологическим климатом на занятиях, характером общения участников педагогического процесса, личностным воплощением формирования безопасного поведения, т.е. уровнем сформированности культуры безопасности у педагога и учащихся.

Формирование навыка безопасного поведения является закономерностью педагогического процесса, которая заключается в том, что если в педагогическом процессе осуществляется систематическая превентивная работа по подготовке школьников к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности, то это способствует повышению уровня их безопасности,
понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности. Данная закономерность является объективной, повторяющейся, существенной, необходимой связью компонентов процесса воспитания [18, с. 20].

Принцип формирования навыка безопасного поведения ориентирует субъектов воспитания на систематическое присвоение и использование безопасного поведения в процессе вхождения в жизнь.

Вытекая из закономерности, сформулированной выше, данный принцип пока не называется в учебниках педагогики, однако в практике педагогического процесса он на вооружении у многих учителей, преподавателей ОБЖ, усматривающих в своей работе важную миссию – сохранение жизни воспитанников и создание предпосылок к устранению угрозы гибели человечества.

Данный принцип следует отличать от педагогического принципа безопасности, который ориентирует учителя на создание безопасных условий в педагогическом процессе.

При формальном анализе данные принципы могут выглядеть как противоречащие друг другу.

Принцип безопасности предполагает безопасные условия воспитания, а принцип формирования безопасного поведения предполагает использование опасных ситуаций для формирования у детей опыта деятельности в таких ситуациях.




1.2. Педагогические условия формирования навыков безопасного поведения у младших школьников



Н. М. Кузнецова, Л. В. Шманева утверждают: «При восприятии информации о безопасном поведении, обучающийся младшего школьного возраста не просто принимает ее к сведению, а подходит к ней дифференцированно, выделяя только значимую для себя информацию» [6 с. 211].

Беседу применяют в воспитаниидетей разного возраста и с любым характером. В процессе беседы учительобъясняет и аргументирует то, как надо себя вести в той или иной ситуации, выясняет мотивы поведения ребенка. Тон речи учителяпри разговоре должен быть спокойным, уверенным, твёрдым.

Дидактические игры и пособия помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Формирование личной безопасностиребенка необходимо начинать с такого понятия, как «Что я знаю о себе?». Необходимо закреплять с детьми знания ими домашнего телефона, адреса, фамилии, имени, отчества родителей. Ребенок должен свободно отвечать на такие вопросы, как:

  1. Как тебя зовут? Имя, фамилия.

  2. Где ты живешь? Домашний адрес.

  3. Как зовут твоих родителей? Фамилия, имя, отчество.

  4. Место работы родителей?

  5. Номер телефона родителей

Беседы,направленные на формирование навыков безопасного поведения у младших школьников, могут быть запланированные, так и вытекающими из обстоятельств.

Игра (дидактическая, подвижная, свободная) — это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие.  В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и сохраняется при обучении и в первом классе; именно в связи с ее развитием совершаются самые важные изменения в психике ребенка, и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития.

В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведение, отношение друг к другу.
Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры.

Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В игре происходит уточнение, обогащение и систематизация знаний и представлений ребенка, они приобретают практико-ориентированную направленность, эмоционально проживаются и трансформируются в личные установки, мотивы. Условность игры позволяет практически и мысленно моделировать способы поведения и ситуации, которые могут возникнуть в жизни.

Исходя из выше сказанного, мы убеждаемся в том, что игра может выступать как средство формирования навыков безопасного поведения у младших школьников. 

Процесс формирования безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности у обучающихся младшего школьного возраста не может и не должен проводиться одним занятием. Кроме ознакомления с основными правилами и алгоритмами действий необходимо давать обучающемуся наиболее обширные знания. Также важно задавать ребенку ритм и скорость восприятия информации и в значительном количестве давать смысловую нагрузку. Данный рабочий процесс проводится систематично от урока к уроку, в соответствии с планом внеурочной деятельности. Уровень знаний и понимание правил безопасного поведения можно определить, охватывая все виды деятельности обучающегося младшего школьного возраста, благодаря которой происходит усвоение и закрепление полученной им информации. Наиболее эффективное закрепление и переработка полученной информации происходит в продуктивной деятельности. У обучающегося младшего школьного возраста значимая информация проявляется в играх и повседневных жизненных ситуациях не только в образовательных учреждениях, но и за пределами школьных стен. Все разделы и тематическая направленность должны найти для себя отражение в совместной с учителем систематической деятельности.


В процессе формирования навыка безопасного поведения нельзя забывать о большой роли самих родителей. Учителю нужно так выстраивать и планировать свою работу с родителями, чтобы до них была донесена огромная моральная ответственность в данном процессе. Необходимыми и жизненно важными качествами должен обладать каждый взрослый, такие как внимательность, собранность, дисциплинированность. Неотъемлемой частью понятия «безопасное поведение» является привычка вести и поддерживать безопасный образ жизни. Необходимо организовать данный вид деятельности в тесном сотрудничестве со взрослыми, так как именно в семье формируются изначально правильные привычки поведения.

Обучающийся часто сталкивается с необходимостью применять полученные знания правил безопасного поведения находясь рядом со взрослым. В данной ситуации роль взрослого не напугать ребенка или внушить ему страх, а дать понять, что при соблюдении правил безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности ему нечего бояться.

Выработке привычки у обучающегося вести себя в соответствии с правилами безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности должен способствовать пример старших.