Файл: I. Психологопедагогические основы формирования навыков безопасного поведения у младших школьников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 397
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выводы по I главе
Безопасное поведение представляет собой систему ценностей, знаний, способов деятельности, норм и правил безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности, основная функция которых – формирование и развитие готовности к профилактике и минимизации опасных факторов жизни.
Формировать навыки безопасного поведения у детей должны родители, воспитатели, учителя, педагоги дополнительного образования –совместно, все группы людей, которые окружают ребенка. Главное, чтобы рекомендации этих групп не противоречили друг другу, так как ребенку будет тяжело сориентироваться в полученной информации и выбрать достоверную.
Дети в младшем школьном возрасте очень активные, познавательные, стремятся узнать все новое и неизученное. Главное, проводить контроль над их действиями, чтобы не было вреда жизни и здоровью.
Существует множество методов и технологий, направленных на формирование навыков безопасного поведения: Словесные, наглядные, практические методы, игровые технологии и информационно – коммуникативные технологии.
Глава II. Проектирование опытно-экспериментальной работы по формированию навыков безопасного поведения у младших школьников
2.1. Выявление уровня сформированности навыков безопасного поведения у младших школьников
В процессе исследовательской деятельности были подобраны диагностические методики для выявления уровня сформированности навыков безопасного поведения у младших школьников.
Опираясь на выделенные критерии и соответствующие им показатели, нами были определены следующие методики исследования уровня развития навыков безопасного поведения у обучающихся младшего школьного возраста.
Таблица 1
Критерии и показатели изучения сформированности навыков безопасного поведения у младших школьников
Критерии | Показатели | Диагностические методики |
1 | 2 | 3 |
Когнитивный | Обучающиеся знают: - основные правила безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности; -основные правила дорожного движения; - основные правила оказания первой помощи; - основные алгоритмы поведения при чрезвычайных ситуациях. | Методика «Сюжетные иллюстрации» (автор Р.Р. Калинина). Карта-задание «Подбери знак» (автор О.Е. Прокофьева). |
Эмоционально-ценностный | Обучающиеся: - положительно относятся к правилам поведения в повседневной жизнедеятельности; - осознают личную ответственность за собственную жизнь. | Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (автор Н.М. Липская). Метод «Беседа» (авторы Г.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович) |
Деятельностный | Обучающиеся умеют: - применять знания правила безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности; - выделять обеспечивающую информацию безопасное поведение в повседневной жизнедеятельности; - следовать алгоритмам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; -адекватно воспринимать чрезвычайные ситуации; -использовать навыки дисциплины и самоконтроля, осторожности, а также предвидения опасности не переходящие в чувство страха. | Методика «Закончи историю» (авторы Г.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Капланович). Игра-задание «Найди ошибки» (автор О.Е. Прудникова) |
В соответствии с критериями и показателями, основываясь на диагностические методики, нами были сформулированы общие показатели результатов диагностики в соответствии с высоким, средним и низким уровнем. Данные представлены в таблице 3.
Таблица 2
Характеристика уровней сформированности навыков безопасного поведения у обучающихся младшего школьного возраста
Уровни сформированности навыков безопасного поведения у обучающихся младшего школьного возраста | Характеристика уровней |
1 | 2 |
Высокий | Обучающийся верно называет и показывает различные виды нарушений правил безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности на картинках; логически обосновывает свой ответ, без ошибок ориентируется в алгоритмах, знает их последовательность, а также имеет представление об их классификациях; -негативно относится к случаям нарушения правил безопасного поведения, осознает свою ответственность за собственную безопасность; у ребенка сформировано полное и четкое представление о необходимости соблюдения правил безопасного поведения. |
Средний | Обучающийся называет большее количество представленных на картинках нарушений правил безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности; указывает на верные варианты ответов, но затрудняется обосновать свой выбор; называет отдельные элементы на картинках, но затрудняется с их классификацией и целостным сюжетом; негативно относится к случаям нарушения правил безопасного поведения; у обучающегося сформировано четкое представление об основных правилах безопасного поведения. |
Низкий | Обучающийся затрудняется в выявлении нарушений правил безопасного поведения, представленных на картинках; путается в последовательности алгоритмов, затрудняется в обосновании их расположения по порядку; обучающийся не может адекватно оценить случаи нарушения правил безопасного поведения. |
К каждому критерию сформированности навыков безопасного поведения у младших школьников были подобраны диагностические методики. Описание методик приведём ниже.
Методика 1. «Сюжетные иллюстрации» (автор Р.Р. Калинина).
Цель: изучение когнитивного компонента безопасного поведения.
Перед обучающимся раскладываем картинки с различными жизненными ситуациями. Обучающемуся предлагается разделить данные иллюстрации на две группы. В одной стороне – иллюстрированные картинки с изображением ситуаций на которых изображены недопустимые действия, а во второй группе иллюстрированные картинки с ситуациями, на которых изображены верные действия.
Обработка результатов:
1 балл – обучающийся неверно разложил иллюстрированные картинки, у него никак не получается обосновать свой выбор.
2 балла – обучающийся верно разложил иллюстрированные картинки, но затрудняется с анализом своего выбора, эмоциональные реакции адекватны;
3 балла – обучающийся верно разложил иллюстрированные картинки, объясняет свои действия; адекватные эмоции и реакции.
Методика 2. «Подбери знак» (автор О.Е. Продникова).
Цель: изучение когнитивного компонента навыков безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности на дороге.
Инструкция: Карточки в виде знаков дорожного движения разложить на плане-карте там, где они нужны.
Обработка результатов:
1 балл – ребенок раскладывает карточки в виде знаков дорожного движения с ошибками, не может объяснить свой выбор;
2 балл – ребенок верно распределяет карточки, но не может обосновать свои действия;
3 балла – ребенок раскладывает карточки без ошибок, логично обосновывая выбор групп для определения мест знаков дорожного движения.
Методика 3. «Что такое хорошо и что такое плохо?» (автор Н. М. Липская).
Цель: изучение эмоционально-ценностного отношения к безопасному поведению.
Инструкция: ребенка просят привести примеры безопасного поведения в школе и те ситуации, в которых он принимал участие в связи с пережитым опытом.
Обработка результатов:
1 балл – обучающийся не называет ни единой ситуации, также не может привести примеры из своего личного пережитого опыта связанные со школой и повседневной жизнедеятельностью;
2 балла – ребенок приводит 1-2 примера нарушения дисциплины в школе
, но не имеет четкого понимания ответственности обучающихся в повседневной жизнедеятельности;
3 балла – ребенок приводит более 2-3 примеров ситуаций нарушения дисциплины в школе и повседневной жизнедеятельности, адекватно с эмоционально-ценностной точки зрения, оценивая личную ответственность за собственное поведение и поведение других обучающихся, сверстников.
Методика 4. «Беседа» (авторы Г. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я Каплунович).
Цель: изучение восприятия личной ответственности за безопасное поведение в повседневной жизнедеятельности и сохранение собственного здоровья и жизни.
Вопросы для беседы:
-
Какого человека ты можешь назвать дисциплинированным? -
Какого человека можно назвать внимательным? -
Как ты думаешь, от кого зависит твоя безопасность в жизни? Почему? -
Что такое ответственность? -
Знаешь ли ты что такое самоконтроль?
Обработка результатов:
1 балл – обучающийся в ответе на поставленные вопросы затрудняется или отвечает несвязно;
2 балла – обучающийся дает правильные ответы на заданные ему вопросы, но четкого представления о понятиях «дисциплинированность», «ответственность» не имеет, а также в ответах отсутствует логика;
3 балла – у обучающихся есть точное и четкое представление о понятиях «личная дисциплина» и присутствует осознание личной ответственность за собственную безопасность.
Методика 5. «Оцени поступок» (автор Э. Туриэль) .
Цель: выявить уровень дифференциации моральных устойчивых норм. Обучающемуся нужно дать объективную оценку различным поступкам и действиям героя, также обучающийся дает оценку действий и поступков сверстника одного с ним пола), выбрать нужно только вариант единственный ответ из предложенных трех:
1 балл – так делать разрешается
2 балла – так делать не разрешается, но только иногда можно
3 балла – никогда не разрешается так делать
Обучающемуся нужно дать оценку различным действиям. Ребёнку предлагается оценить лишь шесть ситуаций. Каждую ситуацию он должен проанализировать и дать свое объективное мнение.
Предлагаемые ситуации:
Девочка (мальчик) перебежал дорогу на мигающий сигнал светофора.
Девочка (мальчик) перебегают дорогу в положенном месте.
Девочка (мальчик) не выключает электроприборы из розетки.
Девочка (мальчик) играют с огнеопасными предметами.
Девочка (мальчик) на велосипеде переехал пешеходный переход.
Девочка (мальчик) бегает по коридорам школы.
Девочка (мальчик) остановился возле пешеходного перехода, чтобы дождаться своего приятеля.
Обработка результатов:
1 балл – обучающийся неуверенно отвечает на предложенные вопросы, в предложенных ситуациях ситуациях путается;
2 балла – обучающийся дает верную оценку большинству ситуаций, не может точно сформулировать, почему предложенная ему ситуация является нарушением правил безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности;
3 балла – ребенок без ошибок оценивает все ситуации и объясняет логично, почему именно они являются нарушением правил безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности или опасными ситуациями.
Методика 6. «Закончи историю» (авторы Г. М. Фридман, Т.А. Пушкина, И. Я Каплунович) .
Цель: изучение деятельностного компонента навыков безопасного поведения и эмоционально-ценностного отношения к случаям нарушения правил безопасного поведения.
Инструкция: обучающиеся воспринимают на слух либо читают сами описательный рассказ о нарушениях правил безопасного поведения.
Вопросы: «Такой поступок как можно оценить?», «Видел ли ты подобные ситуации в жизни?», «Как бы ты поступил в такой ситуации?».
Обработка результатов:
1 балл – у обучающегося сформировано негативное отношение к соблюдению правил безопасного поведения;
2 балла – предполагает соблюдение правил безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности правильное;
3 балла – сформировано наиболее конкретное представление о необходимости соблюдения правил безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности.
Методика 7. Игра-задание «Найди ошибки» (автор О. Е. Прудникова)
Цель: изучение деятельностного компонента навыка безопасного поведения.
Инструкция: обучающемуся предлагают рассмотреть сюжетную иллюстрацию и задают следующие вопросы: Что делают дети и взрослые на картинке? Кто из них поступает правильно? Кто из них поступает неправильно? Почему так нельзя поступать? Как бы ты стал действовать в предложенной ситуации?
Обработка результатов:
1 балл - обучающийся не замечает на картинке ситуаций, где иллюстрировано нарушения правил безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности;
2 балла – обучающийся находит ситуативные иллюстрации где герои нарушают правила безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности, но не все; не