Файл: I. Психологопедагогические основы формирования навыков безопасного поведения у младших школьников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 389
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
может объяснить, конкретные правила, которые нарушают персонажи на предложенной иллюстрации;
3 балла – обучающийся верно определяют предложенные ситуации нарушений правил безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности, обосновывает свой ответ в конкретной ситуации какие именно правила нарушают герои в сюжетной иллюстрации.
На основе полученных в констатирующем эксперименте результатов, был разработан проект работы по формированию у младших школьников основ безопасности жизнедеятельности.
Формирующий этап проведен с октября по ноябрь 2022 года. В процессе формирующего эксперимента были определены направления работы, которые обусловлены программой «Основы безопасности жизнедеятельности детей школьного возраста».
В ходе формирующего эксперимента осуществлялась непосредственно организованная деятельность в разных формах: работа с наглядным и раздаточным материалом, организация различных видов игр, моделирование ситуаций, экскурсии, беседы, развлечения и тематические мероприятия.
Был создан центр основ безопасности жизнедеятельности в классе, который был оснащен дидактическими играми «Внимание опасность», «Правила дорожного движения». Книжный центр был дополнен художественными произведениями, которые способствуют формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности.
Таблица 3
Планирование работы по формированию навыков безопасного поведения у детей младшего школьного возраста
Вводная беседа «Опасности вокруг нас»
Цель: формировать общие представления о понятиях опасность и безопасность. Уточнить знания детей о правилах поведения в повседневной жизни.
Содержание беседы:
Учитель: Как вы понимаете слова «опасность» и «безопасность»? (Ответы детей).
Учитель: Все верно. Опасность – это то, чего нам стоит избегать, потому что это угрожает нашему здоровью, а иногда и жизни. А безопасность – это то, к чему необходимо стремиться. Это правильные действия и поступки в определенных ситуациях. Какие опасности нас окружают каждый день дома, на кухне, в ванной комнате, на улице, в лифте, в подъезде, в общественном транспорте? (Ответы детей.)
Учитель: правильно, ребята. Ванная комната и кухня являются самыми опасными местами в квартире. В ванной опасность может представлять мокрый пол (можно упасть и получить ушиб), такие средства гигиены как шампунь, мыло, гель для душа и другое могут стать ядом, если их применять не по назначению. Даже кран с холодной и горячей водой может быть опасным, если вовремя не заметить поломку в нем.
Учитель: Расскажите, какие опасности могут подстерегать нас в классе? (Ответы детей).
Учитель: А теперь вспомним, какие опасности мы можем встретить на улице? (Ответы детей).
Учитель: Какие правила необходимо соблюдать, чтобы избежать неприятностей? (Ответы детей).
Учитель: о чем мы сегодня разговаривали? Так что такое опасность? А что значит слово «безопасность»? А кто вспомнит номера телефонов экстренных служб, по которым нужно звонить в случае опасности?
1 неделя – раздел «Ребенок и другие люди».
В течение первой недели планируется знакомство детей с правилами поведения детей в процессе общения с другими людьми.
Также проводится беседа на тему: «Общение с незнакомцем».
Цель беседы: формировать представление о том, что внешность человека бывает обманчива.
В классе планируется проведение дидактические игры: «Опиши внешность человека» (цель: учить наблюдать, запоминать и описывать внешность чужого человека), «Найди правильную карточку» (цель: закреплять знания о правилах поведения при контакте с незнакомым человеком), «Где ты живешь?» (цель: закреплять знания о домашнем адресе, учить называть свое имя и имена своих родителей полностью, где работают родители).
Также особое внимание уделяется безопасности в доме, проводится дидактическая игра «Отгадай загадку» (приложение 5), целью которой является запоминание основной группы опасных предметов. Игру сопровождает беседа об опасности перечисленных предметов.
2-3 неделя – раздел «Ребенок и природа».
В рамках этого раздела основная цель работы - донести до детей мысль о том, что в природе все взаимосвязано и гармонично, но для них опасно.
Проводятся беседы на тему: «Что делать, если потерялся в лесу», «Роль человека в сохранении природы», «Правила поведения в лесу», «Огонь в лесу – последствия», «Что случится, если пропадет пресная вода на Земле», «Правила поведения на водоемах», «Что делать, если надвигается гроза и ураган?».
Проводятся дидактические игры: «Съедобное-несъедобное», «Найди пару», «Четвертый лишний», «Логические цепочки», «Кто, где живет», «Лабиринты», «Сбор грибов и ягод».
Осуществляется чтение художественной литературы.
4-5 недели – раздел «Ребенок на улице»
Беседы на тему: «Если ты потерялся» (цель: закреплять правила поведения и уточнить алгоритм действий, если потерялся), «Светофор – наш друг и помощник» (цель: познакомить детей с историей появления светофора, рассказать о функциональном назначении светофора), «Дорога, какая она» (цель: уточнить знания детей о частях дороги (проезжая, пешеходная, тротуар) и их назначении), «Пешеходный переход» (цель: вспомнить о правилах на проезжей части, где и как надо переходить дорогу), «Что такое перекресток» (цель: формировать представления о перекрестах и правилах перехода проезжей части на них), «Игры во дворе» (цель: обсудить с детьми в какие игры и как можно играть во дворе, а что делать категорически запрещается, рассмотреть опасные ситуации, которые могут произойти во время игры во внутри дворовой территории), «Правила езды на велосипеде» (цель: формировать представления о правилах езды на велосипеде, способствовать запоминанию этих правил), «Общественный транспорт» (цель: расширять представления детей о видах общественного транспорта, вспомнить правила поведения в автобусах).
Как уже отмечалось ранее, работа по формированию навыков безопасного поведения должна вестись систематически, поэтому проведение бесед целесообразно проводить перед каникулами, перед длинными праздничными выходными. Такие беседы будут содержать наиболее важную информацию из каждого раздела. План- конспект беседы перед летними каникулами выведен в приложение к работе.
На основании выявленных в практической части исследования особенностей процесса формирования навыков безопасного поведения младших школьников, сделать вывод о том, что были выявлены эффективные организационные формы и методы формирования навыков безопасного поведения у детей младшего школьного возраста в процессе учебно-воспитательной работы. Для этого была спроектирована опытно-экспериментальная работа по формированию навыков безопасного поведения младших школьников.
С каждым годом становится все более очевидной актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека. Человечество за всю многовековую историю своего существования накопило большой опыт в этой области. Но управлять природными явлениями, противостоять стихиям оно пока не может. В современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.
Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями, которые связаны с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Период младшего школьного возраста является одним из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни.
Сегодня слабая подготовка школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.
В результате анализа источников литературы сделан вывод о том, что среда школы, которая основана на принципах сохранения и развития здоровья обучающихся, стимулирования позитивных процессов физического, интеллектуального, психического, духовного развития ребенка, является необходимой составляющей успешного развития и самореализации личности младшего школьника в условиях нынешней реальности.
3 балла – обучающийся верно определяют предложенные ситуации нарушений правил безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности, обосновывает свой ответ в конкретной ситуации какие именно правила нарушают герои в сюжетной иллюстрации.
2.2. Проект реализации педагогических условий по формированию навыков безопасного поведения у младших школьников
На основе полученных в констатирующем эксперименте результатов, был разработан проект работы по формированию у младших школьников основ безопасности жизнедеятельности.
Формирующий этап проведен с октября по ноябрь 2022 года. В процессе формирующего эксперимента были определены направления работы, которые обусловлены программой «Основы безопасности жизнедеятельности детей школьного возраста».
В ходе формирующего эксперимента осуществлялась непосредственно организованная деятельность в разных формах: работа с наглядным и раздаточным материалом, организация различных видов игр, моделирование ситуаций, экскурсии, беседы, развлечения и тематические мероприятия.
Был создан центр основ безопасности жизнедеятельности в классе, который был оснащен дидактическими играми «Внимание опасность», «Правила дорожного движения». Книжный центр был дополнен художественными произведениями, которые способствуют формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности.
Таблица 3
Планирование работы по формированию навыков безопасного поведения у детей младшего школьного возраста
Раздел | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
1 | 2 | 3 |
Ребенок и другие люди | - Беседы: «Общение с незнакомцем» (приложение 3) «У кого можно попросить помощи» -Дидактические игры: «Опиши внешность человека», «Найди правильную карточку», «Где ты живешь?». | Информация в родительский уголок: «Если ваш ребенок потерялся», «Беседа с ребенком о незнакомцах». |
Ребенок и природа | - Беседы: «Роль человека в сохранении природы», «Правила поведения в лесу», «Огонь в лесу – последствия», «Что случится, если пропадет пресная вода на Земле», «Правила поведения на водоемах», «Что делать, если надвигается гроза и ураган?». -Опытно-экспериментальная деятельность «Чистой водицей можем напиться». - Дидактические игры. «Съедобное-несъедобное», «Найди пару», «Четвертый лишний», «Логические цепочки», «Кто, где живет», «Лабиринты», «Сбор грибов и ягод». - Чтение художественной литературы | Информация в родительский уголок: «Грибы. Что мы о них знаем», «Прогулка с ребенком. Учимся наблюдать и запоминать». |
Ребенок на улицах города | Беседы на тему: «Если ты потерялся», «Светофор – наш друг и помощник», «Дорога, какая она», «Пешеходный переход», «Что такое перекресток», «Игры во дворе», «Правила езды на велосипеде», «Общественный транспорт». | Беседа с инспектором ГИБДД. Наглядная информация: «Памятка родителям о правилах дорожного движения». |
Вводная беседа «Опасности вокруг нас»
Цель: формировать общие представления о понятиях опасность и безопасность. Уточнить знания детей о правилах поведения в повседневной жизни.
Содержание беседы:
Учитель: Как вы понимаете слова «опасность» и «безопасность»? (Ответы детей).
Учитель: Все верно. Опасность – это то, чего нам стоит избегать, потому что это угрожает нашему здоровью, а иногда и жизни. А безопасность – это то, к чему необходимо стремиться. Это правильные действия и поступки в определенных ситуациях. Какие опасности нас окружают каждый день дома, на кухне, в ванной комнате, на улице, в лифте, в подъезде, в общественном транспорте? (Ответы детей.)
Учитель: правильно, ребята. Ванная комната и кухня являются самыми опасными местами в квартире. В ванной опасность может представлять мокрый пол (можно упасть и получить ушиб), такие средства гигиены как шампунь, мыло, гель для душа и другое могут стать ядом, если их применять не по назначению. Даже кран с холодной и горячей водой может быть опасным, если вовремя не заметить поломку в нем.
Учитель: Расскажите, какие опасности могут подстерегать нас в классе? (Ответы детей).
Учитель: А теперь вспомним, какие опасности мы можем встретить на улице? (Ответы детей).
Учитель: Какие правила необходимо соблюдать, чтобы избежать неприятностей? (Ответы детей).
Учитель: о чем мы сегодня разговаривали? Так что такое опасность? А что значит слово «безопасность»? А кто вспомнит номера телефонов экстренных служб, по которым нужно звонить в случае опасности?
1 неделя – раздел «Ребенок и другие люди».
В течение первой недели планируется знакомство детей с правилами поведения детей в процессе общения с другими людьми.
Также проводится беседа на тему: «Общение с незнакомцем».
Цель беседы: формировать представление о том, что внешность человека бывает обманчива.
В классе планируется проведение дидактические игры: «Опиши внешность человека» (цель: учить наблюдать, запоминать и описывать внешность чужого человека), «Найди правильную карточку» (цель: закреплять знания о правилах поведения при контакте с незнакомым человеком), «Где ты живешь?» (цель: закреплять знания о домашнем адресе, учить называть свое имя и имена своих родителей полностью, где работают родители).
Также особое внимание уделяется безопасности в доме, проводится дидактическая игра «Отгадай загадку» (приложение 5), целью которой является запоминание основной группы опасных предметов. Игру сопровождает беседа об опасности перечисленных предметов.
2-3 неделя – раздел «Ребенок и природа».
В рамках этого раздела основная цель работы - донести до детей мысль о том, что в природе все взаимосвязано и гармонично, но для них опасно.
Проводятся беседы на тему: «Что делать, если потерялся в лесу», «Роль человека в сохранении природы», «Правила поведения в лесу», «Огонь в лесу – последствия», «Что случится, если пропадет пресная вода на Земле», «Правила поведения на водоемах», «Что делать, если надвигается гроза и ураган?».
Проводятся дидактические игры: «Съедобное-несъедобное», «Найди пару», «Четвертый лишний», «Логические цепочки», «Кто, где живет», «Лабиринты», «Сбор грибов и ягод».
Осуществляется чтение художественной литературы.
4-5 недели – раздел «Ребенок на улице»
Беседы на тему: «Если ты потерялся» (цель: закреплять правила поведения и уточнить алгоритм действий, если потерялся), «Светофор – наш друг и помощник» (цель: познакомить детей с историей появления светофора, рассказать о функциональном назначении светофора), «Дорога, какая она» (цель: уточнить знания детей о частях дороги (проезжая, пешеходная, тротуар) и их назначении), «Пешеходный переход» (цель: вспомнить о правилах на проезжей части, где и как надо переходить дорогу), «Что такое перекресток» (цель: формировать представления о перекрестах и правилах перехода проезжей части на них), «Игры во дворе» (цель: обсудить с детьми в какие игры и как можно играть во дворе, а что делать категорически запрещается, рассмотреть опасные ситуации, которые могут произойти во время игры во внутри дворовой территории), «Правила езды на велосипеде» (цель: формировать представления о правилах езды на велосипеде, способствовать запоминанию этих правил), «Общественный транспорт» (цель: расширять представления детей о видах общественного транспорта, вспомнить правила поведения в автобусах).
Как уже отмечалось ранее, работа по формированию навыков безопасного поведения должна вестись систематически, поэтому проведение бесед целесообразно проводить перед каникулами, перед длинными праздничными выходными. Такие беседы будут содержать наиболее важную информацию из каждого раздела. План- конспект беседы перед летними каникулами выведен в приложение к работе.
Выводы по II главе
На основании выявленных в практической части исследования особенностей процесса формирования навыков безопасного поведения младших школьников, сделать вывод о том, что были выявлены эффективные организационные формы и методы формирования навыков безопасного поведения у детей младшего школьного возраста в процессе учебно-воспитательной работы. Для этого была спроектирована опытно-экспериментальная работа по формированию навыков безопасного поведения младших школьников.
Заключение
С каждым годом становится все более очевидной актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека. Человечество за всю многовековую историю своего существования накопило большой опыт в этой области. Но управлять природными явлениями, противостоять стихиям оно пока не может. В современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.
Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями, которые связаны с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Период младшего школьного возраста является одним из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни.
Сегодня слабая подготовка школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.
В результате анализа источников литературы сделан вывод о том, что среда школы, которая основана на принципах сохранения и развития здоровья обучающихся, стимулирования позитивных процессов физического, интеллектуального, психического, духовного развития ребенка, является необходимой составляющей успешного развития и самореализации личности младшего школьника в условиях нынешней реальности.