Файл: I. Психологопедагогические основы формирования навыков безопасного поведения у младших школьников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 392
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следовательно, уровень становления навыков безопасного поведения тесно связан с интеллектуальным, исследовательским и трудовым развитием детей, с их умениями организовать свой труд, с самостоятельностью и ориентацией на применение знаний на практике. Одной из главных задач, решаемых учителем на уроке основ безопасности жизнедеятельности, является развитие практического мышления ученика, которое включает в себя: вероятностный подход к анализу явлений, процессов действительности; системность, логичность и конкретность мышления; опору в деятельности по безопасности на полученные знания.
Во второй главе мы описали проект опытно-экспериментальной работы. В ходе определения уровня сформированности навыков безопасного поведения нами предполагается использовать метод анкетирования детей и наблюдение за деятельностью детей в повседневной жизни. Исследование позволяет выявить особенности формирования навыков безопасного поведения детей, на основе которых определены формы и методы работы, обеспечивающие их формирование.
По итогам этой работы можно сделать вывод: дети младшего школьного возраста достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводиться планомерная, грамотно организованная работа со стороны учителя в тесной взаимосвязи с родителями.
Таким образом, анализ материалов исследования дает основание считать, что формирование навыков безопасного поведения младших школьников будет эффективным, если придерживаться выбранных организационных форм и методов подготовки младших школьников в области безопасности жизнедеятельности в процессе организации учебно-воспитательной работы.
Список литературы
-
О безопасности: Федеральный закон РФ от 28.12.2010г. №390-ФЗ (ред. 28.04.2023) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/01fbae25b3040955277cbd70aa1b907cceda878e/?ysclid=li9x5qmeo66638439 (дата обращения: 30.05.2023). -
Авдеева, Н. Н. Безопасность / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М.: Детство-Пресс, 2020. – 144 с. -
Андронова, В. А. Формирование основ безопасного поведения в младшем школьном возрасте. – Нижний Новгород – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2020. – С.491-494. -
Байбородова, Л. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности / Л. В. Байбородова, Ю. В. Индюков. – М.: ВЛАДОС, 2022. – 272 с. -
Баравермак, Э. М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути / Э. М. Баравермак // ОБЖ в школе. – 2020. – №6. – С.23-25. -
Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская. – М.: Просвещение, 2017. – 173 с. -
Белая, К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников / К. Ю. Белая. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 64 с. -
Болотов, В. А. Прагматичность и практичность должны лежать в основе курса ОБЖ / В.А. Болотов // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2021. – №2. – С.3-5. -
Вовк, М. А. Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе / М. А. Вовк // Молодой ученый. – 2021. – №5.1. – С.11-14. -
Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2016. – 108 с. -
Гинецинский, В. И. Основы теоретической педагогики / В. И. Гинецинский. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2018. – 154 с. -
Давыдова, Т. Ю. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности / Т. Ю. Давыдова. – Тула, 2021. – 208 с. -
Егорова, Э. Я. Педагогические условия формирования у школьников позитивного отношения к здоровью и безопасному поведению / Э. Я. Егорова. – Йошкар-Ола, 2020. – 199 с. -
Козловская, И. А. Организация занятий по обучению школьников безопасному поведению на улице / И. А. Козловская // Справочник старшего воспитателя школьного учреждения. – 2019. – №6. – С.29-34. -
Костецкая, Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы / Г. А. Костецкая // Безопасность жизнедеятельности. – М.: «Новые технологии», 2016. – С.37-40. -
Курцов, Н.А. Структурные компоненты безопасного поведения / Н.А. Курцов // Дружининские чтения. Сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции. Том Выпуск 2. Под редакцией: И.Б. Шуванова, С.В. Воронина, Ю.Э. Макаревской, А.А. Смирновой. 2017.- С.78. -
Латышев, Л. К. Теория, практика и методы преподавания / Л. К. Латышев. – М.: Академия, 2020. – 190 с. -
Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 2015. – 304 с. -
Мошкин, В. Воспитание культуры личной безопасности / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2020. – №8. – С.13-16. -
Науменко, Ю. Л. Пути и механизмы эффективного формирования навыков безопасного поведения школьников / Ю. Л. Науменко // Актуальные проблемы профессионального образования в современных условиях. – М.: Академия педагогических и социальных наук, 2019. – 169 с. -
Плющ, И. В. Основные направления формирования безопасного образовательного пространства / И. В. Плющ, Н. А. Склянова, Н. Н. Шелегин. – М.: Сибирский учитель, 2017. – №1. – С.13-19. -
Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс / И. П. Подласый. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013. – 576 с. -
Рожков, М.М. Риск как категория безопасности жизнедеятельности. Критерии качества жизни населения Российской федерации // Экономика, статистика и информатика, 2018.- №5.- С. 79-83. -
Ханова, З.Р. Динамика и тенденции преступлений против нормального развития несовершеннолетних и правильного функционирования семьи / З.Р. Ханова // Социально-политические науки, 2022.- С.8. -
Приложение
Приложение 1
Конспект внеклассного мероприятия
Форма проведения мероприятия: беседа
Тема: «Правила безопасного поведения во время летних каникул»
Цель: Формирование и пропаганда у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности во время летних каникул
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение применять на практике правила безопасного поведения во время летних каникул;
- формировать умение правильно и грамотно формулировать определение понятий;
Развивающие:
- развивать интерес к изучаемому материалу, критическое мышление и внимание;
- развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию.
Воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, картинки к занятию
Таблица 4
Этапы | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | УУД |
1 | 2 | 3 | 4 |
Организационный | - Здравствуйте, дети. Рада приветствовать вас на нашем занятии. Давайте пожелаем всем хорошего дня и отличного настроения. - Приближаются долгожданные летние каникулы. Но они только для школьников, а вашим родителям нужно будет уходить на работу. Вам, возможно, придется оставаться одним дома. - Поднимите руки, кто не боится оставаться дома один? - А кто все таки боится оставаться дома в одиночестве? - Скажите, а в доме могут быть опасности? (Ваши мнения разошлись) - С этим вопросом нам и предстоит сегодня разобраться. - О чем вы всегда должны помнить, оставаясь дома одни? Для ответа на этот вопрос, необходимо составить слово из букв (составить слово из всех данных букв). Рис. 1 - А теперь скажите, какое слово у нас получилось? - Молодцы, вы быстро и правильно справились с заданием. И сегодня на занятии мы поговорим с вами о безопасности. | Приветствие Поднимают руки те, кто не боится и боится остаться один дома. Отвечают да или нет Ученики составляют слово «безопасность» Безопасность | Личностные УУД: Развитие сотрудничества при работе в команде, любознательности, воспитание взаимоуважения; Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, прислушиваться к другим точкам зрения. |
Основной | Сегодня мы с вами будем путешествовать во времени. Из школьного времени, проходя через станции безопасности, попадем во время каникул. На слайде наш маршрут. Начнем путешествие? Итак, первая станция нашего путешествия называется??? Сейчас я прочитаю загадку, а вы скажите мне ответ. В нём живёт моя родня, Мне без него не жить ни дня. В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом, Мой кров, родимый, тёплый… Ребята, какие правила поведения вы знаете, когда находитесь дома одни? Да, верно. Молодцы. Давайте посмотрим небольшой видеоролик «Дети о безопасности: один дома» (взят с сайта МЧС России) и познакомимся с новыми правилами поведения, когда ты один дома. Рис. 2,3 Какие правила вы запомнили? Молодцы. Давайте друг другу похлопаем в ладоши. Следующая станция №2. Кто помнит как она называется? Сейчас вам подскажу, прочитаю загадку. Я по городу иду, Я в беду не попаду. Потому что твёрдо знаю - Правила эти я выполняю. (ПДД) Смотрите, у инспектора есть к вам вопрос. А какие правила вы знаете? Давайте посмотрим видео и узнаем какие правила ДД нужно соблюдать. Слайд 8 Итак, запомним некоторые правила:
Давайте закрепим наши знания. “Да, нет” Цель: закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте. Ход игры: Учитель задает вопросы, дети хором отвечают “да” или “нет”. I вариант: Быстрая в городе езда?- Да. Правила знаешь движения?- Да. Вот на светофоре горит красный свет Можно идти через дорогу?- Нет. Ну, а зелѐный горит, вот тогда можно переходить дорогу?- Да. Сел в трамвай, но не взял билет. Так поступать полагается?- Нет. Старушка, преклонные очень года, Ты место в трамвае уступишь ей?- Да. Лентяю ты подсказал ответ, Что ж, ты помог ему этим?- Нет. Молодцы, ребята, запомним, Что “нет”, а что “да”, И делать, как нужно, старайтесь всегда! Молодцы, давайте похлопаем друг другу. На следующей станции вы узнаете, как обеспечить личную безопасность на улице. Как вы думаете, что такое личная безопасность? Ребята, если к вам на улице подходит незнакомый человек, как вы будете действовать? Сейчас вашему вниманию предлагаются сценки, которую сыграют ваши одноклассники. Как думаете, правильно ли поступили дети? Почему? Будьте внимательны, осторожны и бдительны, ребята!
На следующей станции-безопасности вы вспомните правила поведения вблизи водоемов. Назовите правила поведения вблизи водоемов. Ребята, вы сегодня оказались такими умницами и умничками. Давайте похлопаем себе и друг другу. | Начнем Слушают загадку и отвечают Дом Дверь никому не открывать, спички не брать, не включать газ. И т.д. ответы детей ответы детей Правила дорожного движения Дети отвечают. Дети хором отвечают “да” или “нет”. Ответы детей Ответы детей Дети выходят и инсценируют ситуации, читая реплики на слайде. ( предварительно распределив роли) Ответы детей Ответы детей | Личностные УУД: Развитие сотрудничества при работе в команде, любознательности, воспитание взаимоуважения; Регулятивные УУД: Планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Познавательные УУД: -проверить свои возможности при решении нестандартных задач; Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, прислушиваться к другим точкам зрения. |
Заключительный (включая рефлексию) | Сегодня мы с вами повторили правила поведения во время осенних каникул. Ребята, какие правила безопасности мы повторяли. Да, верно. Поздравляю вас с началом летних каникул. Желаю вам хорошо отдохнуть, набраться сил. Хочу напомнить, что во время каникул вы не должны забывать о своей безопасности и своём здоровье. Всего хорошего вам, до свидания! | Подведение итогов ответы детей | Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль. |
Приложение 2
Наглядные материалы к конспекту внеклассного мероприятия
«Правила безопасного поведения во время летних каникул»
Рисунок 1 Определение темы занятия
Рисунок 2 Опасности в доме
Рисунок 3 Правила поведения, когда дома один
Приложение 3
План – конспект внеурочного занятия «Общение с незнакомцем»
Класс: 1
Тема: «Общение с незнакомцем»
Цель:. формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности на примере правил общения с незнакомыми людьми.
Задачи:
-
ознакомление обучающихся с основными правилами поведения с незнакомыми людьми. -
развитие поведенческих действий при общении с незнакомыми людьми. -
формирование представлений о возможных действиях видов поведения.
Формы организации внеурочного занятия: диалог, ролевые игры, практические занятия, конкурсы.
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный.
Основные понятия: незнакомый человек.
Оборудование: презентация, компьютер, колонки, раздаточный материал для закрепления, раздаточный материал для рефлексии
Таблица 5
Структура занятия | Ход внеурочного занятия | УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Организационный момент | Учитель приветствует уч-ся : «Здравствуйте, ребята» | Обучающиеся Приветствуют. | Регулятивные: самостоятельно организовать свое рабочее место, определить цель учебной деятельности. Познавательные: умение определить свой кругозор. |
Подготовка к основному этапу занятия | Учитель читает цитату из сказки «Волк и семеро козлят»: «Козлятушки, детятушки! Отопритеся, отворитеся, Ваша мать пришла, молочка принесла!,…» -Ребята, как вы думаете из какой это сказки? -А Как вы думаете, о чем эта сказка? - Ну, что, ребята, как вы думаете какой мы теме вас привели? | Обучающиеся слушают, затем предлагают свои - «Волк и семеро козлят» - О том, что нельзя пускать незнакомых людей в дом. - Разговор с незнакомыми людьми. | Коммуникативные: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения. |
Основной этап | -Учитель рассказывает и показывает презентацию 1 слайд: Прыгающая анимация -Учитель задает вопрос Как вы думаете кто такой незнакомец? Молодцы, вы все были правы! 2 слайд: «Незнакомец – это любой человек, который приходит в отсутствие родителей, бабушек, дедушек и пытается с вами заговорить (иногда называет вас по имени)» Ребята, какие правила поведения с незнакомыми людьми вы знаете? Умнички! Давайте прочитаем правила поведения с незнакомыми людьми, вдруг, некоторые из этих правил вы не знаете. 3-5 слайд: Правила поведения с незнакомым человеком. -Никуда не ходи с незнакомыми людьми. -Не садись в чужую машину. -С наступлением темноты иди домой. -Не меняй маршрут возвращения из школы домой. -Всегда сообщай родителям о своих планах на день. -Маленькие дети должны знать правила безопасного поведения и не ходить по городу без взрослых -Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе. Ответь что тебе ничего не нужно. -Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся. | Обучающиеся слушают и ведут разговор с учителем. -это незнакомый человек, человек, которого мы не знаем. Обучающиеся слушают определение. -проходить мимо, не впускать домой, не вступать в разговор Дети читают текст на слайде | Личностные: дети учатся ценить и принимать базовые ценности таких качеств как доброта, милосердие, уважение к старшему поколению. Коммуникативные: участвовать в диалоге. Высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Познавательные: поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков. Регулятивные: планирование своей работы. Контроль, коррекция, оценка своей работы. |
Обобщение и систематизация информации | Давайте закрепим знания. Мы раздадим вам ситуации, которые вы должны обыграть, а другие команды должны будут угадать правило, которое нужно соблюдать в этой ситуации. На это мы даем вам 5 минут. Давайте начнем! | Обучающиеся получают раздаточный материал и подготавливают выступление. (распределяют роли) \ Дети обыгрывают ситуации, угадывают и называют правила. | Коммуникативные: Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения. |
Рефлексия | Давайте оценим наше сегодняшнее занятие, -Кто все понял, поднимает ручки | -Поднимают руку - | Личностные: умение мотивировать себя на получение определенных знаний, оценивание усвоенного материала исходя из личностных ценностей, возможность обеспечить личный моральный выбор. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль. Познавательные: построение логической цепи рассуждения, выбор оснований и критериев для сравнения. |
Приложение 4
Материалы к плану-конспекту занятия «Общение с незнакомцем»
Рисунок 4 Кто такой незнакомец? (презентация, слайд 1)
Рисунок 5 Определение понятия "незнакомец" (слайд 2)
Рисунок 6 Правила поведения с незнакомым человеком (слайд 3)
Рисунок 7 Правила поведения с незнакомцами (продолжение)
Рисунок 8 Что делать в экстренной ситуации?(слайд 4)
Рисунок 9 Заключительный слайд (для рефлексии)
Приложение 5
Дидактическая игра по теме «Безопасность в доме»
«Отгадай загадку по картинке».
Цель: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.
Оборудование: картинки с изображением опасных предметов.
Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.
Это тесный-тесный дом. Я под мышкой посижу
Сто сестричек жмутся в нем. И что делать укажу:
И любая из сестер Или разрешу гулять,
Может вспыхнуть, как костер. Или уложу в кровать.
(Спички) (Градусник)
Грибникам он очень нужен, Они обычно для шитья;
Без него не сваришь ужин, И у ежа их видел я;
На охоту не пойдешь. Бывают на сосне, на елке,
Что же это? А называются ...
(Нож) (Иголки)
Закипит – исходит паром, Весь я сделан из железа,
И свистит, и пышет жаром, У меня ни ног, ни рук.