Файл: Индиведуальное домашнее задание1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В нотариальной практике возникает еще один вопрос, связанный с объемом дееспособности таких лиц: закон прямо не запрещает ограниченно дееспособному гражданину составлять завещание. С одной стороны, ГК РФ позволяет ограниченно дееспособному гражданину совершать любые виды сделок (завещание как раз односторонняя сделка). Однако ст. 57 Основ законодательства РФ о нотариате указывает на то, что нотариус удостоверяет завещания дееспособных граждан, и это дает ему право отказать ограниченно дееспособному гражданину в удостоверении завещания.

Очевидные преимущества опеки и попечительства для государства вполне могли бы привести к широкому их распространению на практике, однако, по данным Министерства образования РФ, примерно половина сирот помещены в детские учреждения. Отсутствие широкого применения опеки и попечительства на практике связано в немалой степени с недостаточной государственной поддержкой этого социального института. Отрадно, что последние изменения в законодательстве направлены на изменение этого положения, расформирование детских домов и семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Законодатель с помощью института опеки и попечительства перемещает бремя основных забот с государственных или муниципальных органов на соответствующее физическое лицо, что вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики. Однако очевидно, что в современной России при условии безвозмездности исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей государством фактически эксплуатируется определенный материальный интерес лица, пожелавшего стать опекуном или попечителем. Забота человека о ближнем должна сегодня культивироваться обществом, поощряться всеми возможными способами. В то же время должны быть четко закреплены соответствующие меры контроля за действиями опекунов (попечителей), гарантирующие осуществление прав и интересов подопечных лиц.

Заключение

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

На раннем этапе развития опека была призвана охранять имущество и семью, а не личность, однако впоследствии акцент сместился на личность, а опекунство стало общественной должностью и общественной обязанностью.

Во времена Рюрика никаких имущественных обязанностей опекун не имел, опекуны и попечители должны были заботиться о воспитании ребенка-сироты.

При Петре I опекун мог быть назначен либо по завещанию, либо в соответствии с законом, либо по распоряжению магистрата. В период правления Екатерины II от сословия ребенка-сироты зависело то, какие учреждения назначали опеку и попечительство. В 1785г. было установлено различие между опекой и попечительством.


После революции 1917г. форма устройства детей приняла общегосударственный характер. В период советской власти опека и попечительство трактовалось как смешанный институт гражданского, семейного и в некоторой части административного права и это получило отражение в законодательстве.

Формирование нового российского гражданского почти не затронуло содержания норм об охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.

Государство через органы опеки и попечительства осуществляет свою заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся по различным причинам без родительского попечения.

Основное различие понятий опеки и попечительства состоит в объеме прав и обязанностей опекунов и попечителей, который определяется степенью дееспособности их подопечных.

Особая задача опеки (попечительства) над несовершеннолетними состоит в обеспечении семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в тех случаях, когда отсутствует возможность передачи ребенка на усыновление.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (ст.34 ГК РФ).

Опекун или попечитель назначается соответствующим актом (постановлением, решением и т.п.) главы местной администрации.

К потенциальным опекунам (попечителям) законом предъявляются определенные формальные требования, которые определены в п.2, 3 ст.35 ГК РФ и ст.146 СК.

Опекун (или попечитель) должен выразить свое согласие на выполнение опекунских обязанностей в заявлении, адресованном в органы опеки и попечительства, с просьбой о назначении опекуном или попечителем. Юридические действия опекунов (попечителей) направлены на защиту прав и охраняемых законом интересов подопечных (п.3 ст.36 ГК РФ). ГК РФ также упоминает о том, чего как опекуны, так и попечители делать не вправе, во избежание злоупотребления полномочиями. В соответствии с п.3 ст.34 ГК РФ орган опеки и попечительства осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей.

Институт опеки и попечительства не претерпел того объема нововведений, который необходим в современных условиях и позволил бы говорить о приобретении им качественно нового уровня. Отсутствие широкого применения опеки и попечительства на практике связано в немалой степени с недостаточной государственной поддержкой этого социального института. Забота человека о ближнем должна сегодня культивироваться обществом, поощряться всеми возможными способами.

Список используемой литературы



Законодательные акты

1.Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.

2.Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (2 ч.), ст. 3120.

3.Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.07.2005) // СЗ РФ от 29.01.1996, № 5, ст. 410, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (1 ч.), ст. 3100.

4.Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 28.12.2004) // СЗ РФ от 01.01.1996, № 1, ст. 16, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 11.

5."Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" от 11.02.1993 N 4462-1 (ред. от 03.12.2011) // "Российская газета", N 49, 13.03.1993.

6. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года №48-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. №30, 2008.

7 Кодекс о браке и семье РСФСР // Ведомости ВС РСФСР", 1969, N 32, ст. 1397.

8. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью" // СЗ РФ. №19. 1996.

Монографии

9.Бранденбургский Я. Н. Семейное, брачное и опекунское право РСФСР. М., 1927.

10.Полищук-Молодоженя Т.Р. Некоторые проблемы правового регулирования опеки и попечительства // Нотариус. - 2007. - № 1.

11.Чефранова Е. Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей // Российская юстиция, №8. 2007.

12.Шерстнева, Н.С. Принципы российского семейного права: монография / Н.С. Шерстнева – Тверь: Лилия Принт, 2007. – 416 с.

Учебная литература

13.Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. М., 2008.

14.Ершова Н.М. Вопросы семьи в гражданском праве. М., 2004.

15.Загоровский А. И. Курс семейного права. – М.: Зерцало, 2003. – С. 399.

16.Леонов С.С. Семейное право: история и современность. - М.: Юридическая литература, 2001.

17.Новицкая Т. Е. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года. История создания. Общая характеристика. Текст. Приложения. М.: Зерцало-М, 2002.

18.Опека и попечительство: Теория и практика / Л.Ю. Михеева; Под ред. Р.П. Мананковой – М:ВолтерсКлувер, 2004. - 368 с.