Файл: Методика и технология профилактической работы с учащимися с девиантным поведением.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7. «Я желаю всем»
Цель: создание положительного настроения; сплочения группы.
Инструкция. Каждый участник тренинга по очереди заканчивает фразу: «Я желаю всем…»
Приложение 9
Тренинговое занятие с родителями
«Нарушения поведения школьника - следствие неправильного воспитания»
Цель: проанализировать причины нарушений поведения у подростков и формы их; расширить психолого-педагогический мировоззрение родителей по вопросам положительного опыта воспитания в семье; способствовать формированию правильных подходов в семейном общении на уровне «родители-дети».
Оборудование: таблицы «Типы неправильного воспитания в семье», «Формы выявления нарушений поведения», задания теста, задания для работы в группах.
Вариант вступительного слова
- Мама, можно я пойду к подруге? Я уже сделала уроки, - просит девочка.
- Нельзя!
- Почему? Я все сделала.
- Нет, нельзя!
- Ну почему?
- Завелась: почему, почему? Сказано - нельзя!
Некоторые из родителей считают, что требования взрослых должны быть обоснованными и понятными для детей, другие - что в этом нет необходимости не придают значения, создает специфические отношения между ребенком и родителями. А задумывались ли вы, уважаемые родители, о том, какие отношения у вас с вашим ребенком?
Тест
Изобразим отношения родителей с ребенком с помощью двух кружочков: «Я» (отец, мать) и «Она» (ребенок). Кружочки могут быть расположены далеко друг от друга (1), касаться (2), перекрываться (3) и (4), полностью совмещаться (5), входить один в другой (6). Это наглядно демонстрирует уровень психологической совместимости, потребности людей друг в друге. (См. табл.3)
Т аблица 3
| Инструкция:выберите из предложенных моделей ту, которая отвечает вашим реальным отношениям с ребёнком (Демонстрируются модели.) |
Модели отношений с детьми:
1. Вы с ребенком независимы друг от друга и не близки. Это настораживает, стоит задуматься над поисками путей сближения.
2. Вы независимы, не слишком близки, но контактируете, есть что-то общее. Это уже лучше.
3. Разом вы как личности очень близки, но и независимы.
4. Вы ближе, чем в модели. Это хорошие отношения.
5. Вы близки как одно целое «мы». Это очень хорошие отношения.
6. Одна личность полностью поглощена другой личностью. Для выявления
своего «Я» ребенку не остается места. Это ситуация давления. (Родителям сообщают обобщенную информацию в видении детьми отношений «отец-ребёнок», «мать-ребенок»).
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
В детском и подростковом возрасте воспитательное воздействие родителей и близких является определяющим в формировании определенного стереотипа поведенческих реакций.
Типы неправильного воспитания, влияющие на поведение ребенка:
1. Безнадзорность - ребенок вне поля зрения родителей. Родители будто и беспокоятся о нем (кормят, одевают), но преимущественно ребенок принадлежит сама себе. ее духовными потребностями, увлечениями никто не интересуется, а обучение, поступки, поведение остаются без контроля и внимания родителей. К этому же типу относится формальное воспитание. Родители для проформы беспокоятся о ребенке.
2. На поведение ребенка также влияет чрезмерная опека со стороны родителей - гиперопека, запреты, установки, наставления, контроль за каждым шагом. У подростков часто этот стиль вызывает протест, что приводит к обострению взаимоотношений.
3. Иногда желание ребенка избежать наименьших трудностей, неприятных обязанностей становится настолько большим, что вокруг нее создается атмосфера восторга, преувеличение, восхваление его способностей, зачастую фиктивных. Все желания ребенка выполняют, она в центре внимания - кумир семьи. Воспитывается эгоцентризм, возникают трудности в приобретении навыков систематической работы и самостоятельности.
4. Следующий тип - эмоциональное отчуждение. Характерные признаки: отчужденность, уход от контактов. Прослеживается в семьях, где один из родителей обременен ребенком, это постоянно чувствует, или в семьях, где есть второй ребенок, который получает больше внимания от родителей. Способствует развитию повышенной уязвимости. Если вам сложно понять этот тип, вспомните сказку о Золушке - отношение к девочке в семье ее отца.
5. Для жестких взаимоотношений характерным признаком является жестокое обращение с суровым наказанием за мелкие просчеты. У ребенка формируется страх перед родителями, жестокость.
6. Часто можно услышать от родителей: «У меня не было возможности», «У моих родителей не было возможности», «Я всю жизнь мечтала. Пусть мой ребенок достигнет этого». Родители пытаются дать ребенку хорошее образование, развить фиктивные способности. Ребенок постоянно занят, от него требуют высоких результатов, не учитывая его интеллектуальных возможностей. Ребенок не имеет возможности играть, общаться со сверстниками. Со временем она начинает выполнять все формально. Этот стиль способствует истощению нервной системы и появлению тревожности. Это чрезмерная требовательность.
Это не единственные причины, приводящие к нарушениям поведения и появления вредных привычек.
Возможны и другие причины:
1. Особенности пубертатного периода.
2. Поражение головного мозга, хронические заболевания, интоксикации.
3. Различные психические травмы - тяжелые, иногда слишком сильны для личности, переживания, сопровождающиеся негативными эмоциями, реакциями. Они действуют, как правило, не изолированно друг от друга, а в комплексе. Основным стимулятором все же есть семейное воспитание.
Формы проявления нарушений поведения и появление вредных привычек
В каких формах проявляется нарушение поведения и вредные привычки могут возникать вследствие этого?
1. Самой распространенной формой является двигательная расторможенность. Она выражается в неусидчивости, чрезмерной подвижности, что связано с неспособностью сосредоточиться. Результат - низкая успеваемость.
Своеобразной формой протеста против обид взрослых могут быть побеги из дома, что характерно для мальчиков в возрасте от 7 до 13-16 лет. Мотивы: страх перед наказанием, внезапное изменение настроения и тому подобное.
3. Страхи могут быть кратковременными (10-20 мин). Тогда нужна успокаивающая беседа. Бывают длительные страхи (приступы) (1-1,5 месяца). Дети становятся раздражительными, плаксивыми.
Внушение чаще всего возникает на фоне тяжёлых переживаний, а также у детей робких, тревожных.
4. Страх перед собственной физической неполноценностью связан с необоснованной уверенностью в наличии у себя определенного физического недостатка. Чаще всего проявляется в подростковом возрасте у девушек. Они находят дефекты на лице, недостатки фигуры.
5. Заикание проявляется в период эмоционального напряжения и вызывает страх произношения. Дети раздражаются, обижаются, у них подавленное настроение, они уединяются, им необходимо ощущение поддержки и любви.
6. Мотивами расстройства аппетита есть желание похудеть, обратить на себя внимание, реакция на разлуку с родными.
7. Фантазирование присуще всем возрастным группам, но, если оно длится долго, это приводит к снижению интеллектуальной деятельности.
8. Патологические увлечения характеризуются одержимостью или чрезмерной интенсивностью, необычностью, сопровождаются большими затратами времени и сил. Все остальное отходит на задний план.
9. Табакокурение - одна из самых распространенных вредных привычек.
Приложение 10
Родительская конференция «Стили родительского воспитания»
Никого не надо убеждать, что именно семья для ребенка и является той средой, которая обеспечивает его психическое и личностное развитие. Все родители любят своих детей и стараются сделать их счастливыми, но часто вынуждены преодолевать неожиданные трудности и проблемы в воспитании. Как писал английский граф Джон Уилмот: «До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории».
В современной педагогике и психологии существует много теорий относительно воспитания детей, поэтому нашим задачей является содействие осознанию важности влияния семейного воспитания на формирование личности ребенка и получения информации, которая поможет в создании условий для позитивных семейных отношений.
Согласно теоретических разработок американского психолога Э. Эриксона весь жизненный цикл человека делится на восемь периодов, каждый из которых имеет свои специфические задачи и может быть благоприятным или неблагоприятным для будущего человека. Первые три периода охватывают возраст ребенка примерно до 7 лет. Главная задача на этих этапах - выработка у ребенка чувство доверия к окружающему миру. Иначе это в будущем отразится в таких формах, как тревога, замкнутость и недоверие к людям. У ребенка должно сформироваться чувство своей автономии и личной ценности, или противоположное им чувства - стыда и сомнения, закладываться чувства ответственности, справедливости, уважения к дисциплине и порядке, сформироваться инициатива, желание сделать. Если эти желания заблокируются, то возникнет чувство вины.
Четвертый период - период школьного возраста, когда формируются черты деловитости, самостоятельности, трудолюбия, умения достигать поставленной цели. Главное для этого периода - формирование у ребенка компетентности и эффективности действия, иначе может возникнуть чувство неполноценности, неумение решать конкретные дела, чаще всего это связано с обучением, а затем передается и на другие действия лица. В этом возрасте формирование сознательной дисциплины рассматривается в плане формирования нравственных привычек, и тогда знания станут повседневными правилами поведения (освободить место старшему, первому здороваться, нельзя кричать на уроке, нельзя хлопать дверью и т. д.). Важный момент - воспитание честности. Причиной нечестных поступков бывает высокая требовательность родителей по сравнению с возможностями ребенка.