Файл: Методика и технология профилактической работы с учащимися с девиантным поведением.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следующий период - юность, которая характеризуется возникновением чувства своей неповторимости, индивидуальности, несходстве к другим или, наоборот, формируется расплывчатое "Я", ролевая и личностная неопределенность. У каждого человека свой взгляд на воспитание. Одни думают, что надо воспитывать с помощью строгой дисциплины, а другие - действуют мягко, покладисто, считая, что всего можно добиться добром. Дедушки и бабушки больше склонны к мнению, что ребенка надо принуждать к труду, ибо жизнь длинная и он еще успеет наработаться. Но воспитание начинается с самого рождения и у ребенка необходимо воспитывать все качества, которые будут ей нужны для жизни в обществе.

В психологии утвердилось мнение, что ребенок отождествляет себя с теми, кем она дорожит и восхищается. Она может идеализировать отца, мать, знакомых и поэтому она сознательно или бессознательно может последовать их манеры, привычки, стиль поведения. Общаясь с отцом или матерью, ребенок осуществляет интуитивную познавательную деятельность путем подражания, сопоставление себя и родителей. В результате шаг за шагом развивается сложный процесс соучастия и сопереживания, который позволяет понять духовный мир других людей. Поэтому таким важным для психического здоровья ребенка является психологический климат семьи. Он существенно влияет на ребенка, вызывает состояние комфорта или дискомфорта.

Некоторые родители не только не могут быть образцом для своих детей, но и негативно влияют на их психическое состояние. Большинство психологов считает, что психическое здоровье, которое является основой для развития, или болезнь ребенка неразрывно связаны с типом родительского воспитания.

В таблице представлены краткая характеристика четырех стилей родительского воспитания, определенных с учетом отношения двух параметров - уровня родительского контроля и характера взаимоотношений. (См. табл.4)

Таблица 4

Стили родительского воспитания

Уровень родительского контроля

Характер взаимоотношений

Авторитетный

Высокий уровень контроля. Теплые отношения.

Признают и поощряют своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; предполагают изменение своих требований в разумных пределах. Дети хорошо адаптированы: уверенные в себе, у них развито самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и имеют высокую самооценку.

Авторитарный

Высокий уровень контроля. Холодные отношения.

Отдают приказы, надеясь безусловного выполнения. Закрытые для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь минимальную независимость. Их дети, как правило, нелюдимы, робкие и мальчики могут быть неуправляемыми и агрессивными, мрачные, неприхотливы и уязвимые; девочки зачастую являются пассивными и зависимыми.

Либеральный

Низкий уровень контроля. Теплые отношения.

Недостаточно или совсем не регламентируют поведение ребенка; безоговорочная родительская любовь. Открыты для общения с детьми, но доминантная направленность коммуникации - от ребенка к родителям; детям предоставляют неограниченную свободу (при незначительном руководстве), не устанавливают ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, в присутствии посторонних ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе; иногда становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный

Низкий уровень контроля. Холодные отношения.

Не устанавливают никаких ограничений, равнодушны к своим детям. Закрыты для общения, обременены собственными проблемами, нет сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у родителей, пренебрегающих своими детьми), ребенка ничто не удерживает от проявления разрушительных импульсов и склонности к асоциальному поведению.


Итак, можно констатировать, что лучше адаптируются дети, где в семье царит авторитетный стиль воспитания - как эффективный и самый для реализации таланта ребенка.

В процессе семейной социализации проходит формирование сопричастности ребенка к внутреннему миру своих родителей, у ребенка в процессе воспитания формируется чувство симпатии. Сочетание таких качеств, как соучастие, сострадание, сопереживание, самопожертвование, чувство справедливости - основа всех нравственных качеств, которые формируются у ребенка в процессе семейного воспитания.