Файл: Методика и технология профилактической работы с учащимися с девиантным поведением.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.3. Рекомендуемый инструментарий
для проведения психологических исследований
Для того, чтобы дать действительно содержательные советы по проведению профилактической работы с учащимися с девиантным поведением, важно получить достаточно полное представление не только о психологических особенностях ребенка, но и о том, в какой форме они проявляются в той или иной ситуации [7]. Для этого следует провести психологические исследования, т. е. диагностику.
Психологическое исследование представляет собой совокупность методологических, методических, организационных и иных процедур, имеющих целью получение новой информации об изучаемых аспектах психологической реальности [17,4].
В целом под диагностикой понимается распознавание состояния определённого объекта или системы путём регистрации существенных параметров и последующего отнесения к определённой диагностической категории с целью прогноза и принятия решения о возможностях воздействия в желательном направлении. В настоящее время в психологии накоплен богатейший материал о методах изучения психики человека. Методология проведения исследования, психодиагностическая практика являются одними из наиболее глубоко изученных областей психологического знания.
Психодиагностика имеет разные определения, некоторые из которых очень конкретны, затрагивают определённые аспекты диагностической работы, другие в центре внимания ставят постановку психологического диагноза, но в целом они связаны с теорией и практикой изучения индивидуально-психологических особенностей личности.
Предмет психологической диагностики составляют:
1. Познавательная деятельность: внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь, интеллект в целом;
2. Личностная сфера: характер, темперамент, самосознание, мотивы, интересы, потребности, эмоционально-волевая сфера, поведение в целом;
3. Общение и взаимоотношения: структура коллектива, взаимоотношения в макро и микросоциуме, общение с противоположным полом;
4. Виды деятельности человека: игровая, учебная, трудовая, профессиональная [5, 8].
Для проведения психологических исследований учащихся с девиантным поведением мы составили свой инструментарий (См. Табл. 1.).
Таблица 1
Методика | Источник | Категория детей | Что изучаем |
Темперамент по Я. Стреляу | Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. – М.: Прогресс, 1982. – 231 с. | Младший школьный возраст | Темперамент |
Опросник Тейлора | Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор, адаптация Т.А.Немчина)/Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.126-128. | Младший школьный возраст | Школьная тревожность |
Опросник Г. Лаврентьева и Т.Титаренко | Г. Лаврентьева, Т. Титоренко Практическая психология для воспитателя.- К., 1993 | Дошкольный, младший школьный возраст | Темперамент, импульсивность |
Тест Кеттела | Е. Рогов Настольная книга практического психолога.- М.: Владос, 2002.- Кн.1.-С.112 | Младший школьный возраст | Устойчивость, степень выраженности личностных черт |
Цвето - рисуночный тест диагностики психических состояний | Е. Рогов Настольная книга практического психолога.- М.: Издательство Юрайт, 2018. — С. 131 | Младший школьный возраст | Тревожность. Агрессивность. |
Тест школьной тревожности Филлипса | Е. Рогов Настольная книга практического психолога.- М.: Издательство Юрайт, 2018. — 507 с | Младший, средний школьный возраст | Уровень, характер школьной тревожности |
Характерологический опросник по Леонгарду - Шмишеку | Е. Рогов Настольная книга практического психолога. - М.: Издательство Юрайт, 2018. — 507 с | Старший школьный возраст | Акцентуация характера |
Дифференцированные шкалы эмоций по К. Изарду | Изард К.Э. Психология эмоций / - СПб : Питер, 2012 – 464 с. | Средний, старший школьный возраст | Депрессивное состояние |
Незаконченные интерактивные характеристики | Власенко В.В. Учитель-ученик: психология взаимных оценочных состояний. - К.,1995 | Средний, старший школьный возраст | Характер особенностей поведения отдельных учащихся класса упражнения в организации перцептивного общения |
ФОО (Фрайбургский личностный опросник) | Е. Рогов Настольная книга практического психолога.- М.: Владос, 2002.- Кн.1.-С.275 | Старший школьный возраст | Невротичность, репрессивность, уравновешенность |
ПДО (Патохарактерологический диагностический опросник по А. Личко) | Е. Рогов Настольная книга практического психолога.- М.: Владос, 2002.- Кн.1.-С.208 | Старший школьный возраст | Акцентуация и признаки делинквентности |
«Рамки, через которые мы смотрим на мир» | Голубева Е.В., Истратова О.Н., Кошель А.И. Психологическое сопровождение неблагополучной семьи: учебно-методическое пособие по курсу «Психологическое сопровождение профессионального становления личности». – Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. – 64 с. 19 | Старший школьный возраст | Рефлексия чувств |
Карта определения типа трудновоспитуемости (См. Приложение 1) | Г.Нагорнюк, Б.Пасинев, г. Харьков, «Школьный мир» №19(99), май 2001 | Младший, средний и старший школьный возраст | Тип трудновоспитуемости (См. Приложение 2) |
1.4. Формы, методы и средства профилактики девиантного поведения учащихся
Профилактика девиантного поведения учащихся является одной из актуальнейших задач, стоящих на современном этапе развития общества. Несмотря на множество мер, реализуемых в рамках государственной политики в сфере профилактики девиантного поведения, на сегодняшний день данная проблематика остается достаточно сложной в связи с ростом уровня преступности, неблагополучия, безнадзорности.
Проблема профилактики девиантного поведения учащихся представлена в исследованиях С. Л. Алексеевой, О. А. Вахрамеевой, И. Т. Пантелеевой, Е. А. Паршевой, О. О. Шемякиной и др. Применение разнообразных форм, методов и средств профилактики девиантного поведения представлены в трудах И. Г. Денисова, Г. И. Макартычевой, М. А. Чуносова, И. И. Ярыгиной и др.
Рассматривая профилактическую деятельность, О. А. Вахремеевой отмечается важность комплексности профилактики, проявляющейся во взаимной заинтересованности и согласованной работе различных ведомств, министерств и агентств, специалистов по проблематике девиантного поведения подростков. В связи с тем, что профилактическая деятельность является общегосударственной задачей, для успешности ее решения предлагаются совместные координированные усилия «врачей, педагогов, юристов, сотрудников МВД, социологов, психологов, специалистов социально-культурной деятельности, социальных педагогов, педагогов-организаторов, представителей СМИ» [6]. Схожей точки зрения придерживается И. Т. Пантелеева – автором актуализируется создание системы предупредительных мер, включающих в себя широкий комплекс мероприятий самого разнообразного характера: информационного, социального, духовно-нравственного, правового [20].
Анализируя формы, методы и средства профилактической деятельности, мы можем говорить о том, что в исследовании И. С. Соколова отмечается, что процесс предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков должен включать в себя комбинацию методов, приемов, средств и форм в соответствии с выявленными автором функциями процесса: диагностическая и восстановительная (методы убеждений, упражнения, примеры), исправительная и компенсирующая функция (метод релаксации, коррекции), корректирующая и прогнозирующая функция (метод соревнования, принуждения, поощрения), стимулирующая и побуждающая функции (метод состязательства, самопрофилактики, создания успеха) [23].
Анализируя работу Л. С. Карушиной, мы можем говорить о том, что работа по предупреждению отклонений в поведении должна носить двусторонний, взаимосвязанный процесс [12]. С одной стороны – создавать оптимальные условия, способствующие устранению дессоциализирующих влияний социального окружения, а с другой – развивать экзистенциальные сферы детей и подростков, что понимается автором как формирование рефлексивной позиции. Произведя теоретико-методологический анализ автором выявлено, что в работе с детьми и подростками наибольшего результата можно добиться комбинированным использованием элементов различных методов взаимодействия – арт-терапии, классических дидактических методов и приемов, а также применение метода групповой дискуссии и ролевых игры, адаптированных для нужд профилактической работы [12]. Таким образом, автором сделан вывод о том, что использование выше представленных методов психолого-профилактической деятельности способствует усилению защитных личностных факторов. Рассказ-объяснение помогает донести необходимую теоретическую информацию, беседа дает возможность получить ответы на интересующие вопросы, высказать свое отношение к полученной информации, а применение наглядных и практических занятий усиливает профилактическую основу деятельности.
Изучение работы О. О. Шемякиной показало, что основное направление профилактики в психолого-педагогической работе среди детей, подростков и их родителей ⎼ это просветительская деятельность [30].
На основании вышеизложенного, в соответствии с изучением теоретической и методической литературы по проблематике профилактики девиантного поведения учащихся, мы можем говорить о том, что основные методы работы, используемые в профилактической работе: психологический тренинг, воспитательная беседа, лекция, групповые задания, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры и др.
Раздел 2. ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
2.1. Профилактическая работа с учащимися с девиантным поведением
Под профилактической деятельностью принято понимать систему действий, комплекс методов и приемов, способствующих предотвращению и предупреждению проявления девиантного поведения. Основными методами работы, используемыми в психолого-педагогической профилактике, выступают тренинг, лекция, групповые задания, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры и др. При этом профилактическая работа должна иметь:
1) комплексный характер (воздействие на комплекс факторов);
2) адресность (учет возрастной, тендерной и социально-психологической специфики целевой группы);
3) массовость (приоритетность групповых форм работы);
4) позитивность (минимизация риска негативных результатов, акцент на факторах резистентности и ресурсах личности);
5) личную заинтересованность и ответственность участников психопрофилактической работы;
6) устремленность в будущее (оценка последствий девиантного поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без агрессивного поведения);
7) профессиональную компетентность (необходимость целенаправленной подготовки специалистов).
Общие основные направления системы профилактики в МОУ «Школа № 84 г.Донецка» и в МОУ «Школа № 93 им.Н.П.Жердева г.Донецка»:
1) Выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями;
2) Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса.
3) Создание программы индивидуальной поддержки и сопровождения ребёнка, попавшего в зону особого внимания с учётом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение.
4) Обучение детей навыкам социальной компетентности (коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции и самоорганизации, умению управлять конфликтами, справляться со сложными состояниями сознания, преодолевать горечь утраты и т.п.);
5) Организация допрофессиональной подготовки подростков, что предполагает поддержку личности и семьи ребёнка в создании нормальных условий взаимодействия с социальным окружением, подготовку подростка к жизни в современном обществе, профессиональное самоопределение и овладении средствами и навыками трудовой деятельности.