Файл: Методика и технология профилактической работы с учащимися с девиантным поведением.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6) Организация досуга и занятости учащихся во внеурочное время.

7) Пропаганда здорового образа жизни.

Для выявления и изучения особенностей детей, находящихся в социально опасном положении, и социального статуса их семей в наших МОУ проводятся специальные анкетирования. Например, составляется социальный паспорт школы.

Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи детям и подросткам используется помощь службы сопровождения – школьного психолога и социального педагога.

Особое место в профилактической работе с учащимися девиантного поведния занимает кружковая работа. Ведь кружковая работа способствует формированию разносторонне развитой личности, воспитанию интереса к новому, стремление к успеху.

Свободное время – умение разумно и интересно, с пользой для себя проводить свой досуг – острая проблема детей с девиантным поведением. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. С другой стороны, наблюдается неумение детей рационально использовать свое свободное время, неразвитость у них умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения, умения и навыки самоорганизации, планирование своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели. А для этого нужно:

1. Изучать интересы и способности детей с девиантным поведением.

2. Привлекать в общественно полезную деятельность, кружки и спортивные секции, движения милосердия.

3. Поощрять любые виды художественного и технического творчества, участие в общественных и внутрикружковых мероприятиях.

4. Использовать методику «Ситуация успеха» (См. Приложение 3), проживая которую, ребенок приобретает достоинство. В признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает, что он чего-то стоит как человек.

5. Создавать атмосферу доверия и взаимоподдержки в детском коллективе.

Характеристика учащихся школы, входящих в группу риска, обычно показывает, что у них существуют психологические, социальные и педагогические проблемы. Данные проблемы требуют комплексного решения. Поэтому на следующем этапе возникает необходимость разработки программы по их решению.


В задачи программ наших школ входят:

- своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей;

- своевременная диагностика детей группы риска по школьной и социальной дезадаптации;

- своевременное выявление сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов;

- организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям;

- внедрение современных технологий в работе с детьми и неблагополучными семьями.

В своей работе нам хотелось бы обратить внимание на те проблемы, которые уже есть в школах республики, и те которые могут возникнуть, поделиться своим мнением по этому поводу, а также предложить вниманию свои методы работы с учащимися с асоциальным поведением, результатом которого была девиантность в школе, в семье.

В качестве основы для определения методов педагогического воздействия берётся во внимание ориентация на позиции учителя в выборе способов воспитательного взаимодействия. Можно выделить ряд взаимодействий, устанавливающихся между учителем и учеником: способы влияния на характер отношений ученика к самому себе, к своей семье; включение его в систему общения со сверстниками, с сотрудниками колонии; способы корректировки мировоззрения, изменение ценностных установок и стиля поведения. То есть однозначного определения методов воспитания и профилактики девиантного поведения не существует.

Методы проявляют свое содержание через: непосредственное влияние учителя на ученика. Учитель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

Выделяют четыре группы методов, направленных на исправление поведения личности, имеющей отклонения:

1 группа – методы нарушения отрицательного типа характера: метод «взрыва» и метод «реконструкции» характера.

Специфическим и спорным является метод «взрыва», который внедрял и описал А. Макаренко. «Взрыв» – это протест, требование, наказание, выдвинутое воспитателем или коллективом, которое имеет очень мощную эмоциональную окраску.

Метод «взрыва» предполагает воздействие педагога на воспитание средствами, которые являются противоположными тем, что воспитанники обычно ожидают от своего воспитателя. Это довольно специфический инструмент воздействия, который требует от воспитателя проявления особого мастерства. Этот метод можно применять с учетом таких факторов: в случае необходимости перевоспитания школьников; глубокого

знания индивидуальных особенностей воспитанника; совершенного владения техникой применения такого метода; наличии здорового психологического климата в коллективе, в котором находится воспитанник.

Метод «реконструкции» характера подростка вмещает в себя следующие элементы педагогической деятельности:

– выявление положительных качеств подростка, которые надо использовать в процессе перестройки характера, в первую очередь, развивая, развивающие и углубляя их;

– прогнозирование положительного развития личности подростка на основе выявленных позитивных тенденций его поведения, образа жизни;

– восстановление положительных качеств, привычек, здоровых потребностей, которые были заглушены неблагоприятными обстоятельствами;

– видоизменение тех отрицательных качеств, которые подросток считает положительными, от которых не хочет отказываться;

– переоценка отрицательных свойств, нетерпимое отношение к ним;

– восстановление здорового образа жизни, при котором отрицательные качества, вредные привычки и нездоровые потребности оказываются неприемлемыми. Главным в данном методе является момент нахождения моральной точки опоры, которая может стать исходным направлением изменения, переориентации и реабилитации подростка.

II группа – методы перестройки мотивационной сферы и самосознания:

а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;

б) переориентация самосознания;

в) убеждения;

г) прогнозирования отрицательного поведения.

III группа – методы перестройки жизненного опыта:

а) предписания;

б) ограничения;

в) переобучение;

г) переключения;

д) регламентация образа жизни;

IV группа – методы предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:

а) поощрение и наказание;

б) соревнование;

в) положительные перспективы [29, 137-138].

В своей работе мы используем методы, направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников, а также организующие деятельность воспитанников и стимулирующие его мотивы.

Задачи, которые мы ставили при осуществлении работы с этими методами:

1. Выявить, как проявляются нарушения поведения учащихся.


2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости учащихся.

3. Выявить, как проявляется девиация в жизни учащихся.

4. Определить, какая связь между девиантным поведением и личностью учащихся.

Этапы подготовительной работы для использования данных методов:

1. Сбор необходимой литературы.

2. Изучение литературы.

3. Описание.

4. Анализ.

Исходя из требований пеницитарной педагогики и тех методов, которые мы выбрали с девиантами, мы составили для себя определенную схему – план действий.

Педагогическое воздействие
Б еседы, классные часы Формирование Формирование идеала

устойчивых правил

поведения

Применить метод «взрыва» Ставить себя в положение

(А.С. Макаренко) других людей
Развить мотивацию

Выработать привычку и потребность в самоанализе.

Стимулировать положительные результаты.

Создавать ситуации успеха.

Считаться с мнением других людей

Изменить отношение к школе, к людям

В своей работе мы ставим и дополнительные задачи:

- изучение условий индивидуального подхода к учащимся, их особенностей умственного, физического, нравственного развития и сбор сведении о представлениях учащихся об окружающем мире, о системе его моральных ценностей и правил поведения;

- выявление системы отношений, в которые включены учащиеся, и анализ их позиций в этих отношениях;

- анализ поступков, суждений, взглядов и причин, мотивов поступков, изучение ведущей линии поведения;

- знакомство с условиями жизни учащихся дома, особенностей их волевой сферы, знакомство с правилами и взаимоотношениями в классе, между собой и др.;

- создание условий для адекватной самооценки учащегося;

- снижение у учащегося уровня состояния тревожности, повышение чувства уверенности в себе.

При организации профилактической работы с учащимися младшего школьного возраста необходимо учитывать особенности младшего школьного возраста, центральными новообразованиями которого являются: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие нового познавательного отношения к действительности; ориентация на группу сверстников.


Младшие школьники готовы к усвоению новых форм поведения. Но их усвоение идет при целенаправленно организованной деятельности под руководством социально значимых взрослых. Занятия для младших школьников должны быть направлены на формирование у детей стремления к самопознанию, целеполаганию, произвольной эмоциональной саморегуляции; развитие у них коммуникативных умений и навыков, рефлексии, эмоционального интеллекта, креативности. Следует уточнять и расширять этические знания младших школьников, формировать умения осознанно выполнять правила поведения, тем самым создавая комфортные условия для жизни себе и другим (культура ненасилия); стимулировать потребность в нравственном самосовершенствовании. Этому способствуют различные формы работы педагога с учащимися: этические беседы, игровые программы, викторины, конкурсы и др.

Эффективными формами работы с младшими школьниками по овладению ими нормами и правилами поведения являются игровые занятия, воспитательные занятия с игровой составляющей.

Представляем методическое обеспечение работы педагога по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних на I ступени общего среднего образования.

1. Пример

Пример как метод воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Как правило — это самостоятельная личность, образу жизни, манере поведения и поступкам которой стремятся следовать другие. Пример связан с наглядным представлением и конкретизацией идеала человека. Он представляет собой дальнюю перспективу стремлений ученика быть похожим (положительный вариант) на идеальный образ или преодолевать в себе те негативные особенности, которые в чем-то родственны негативному образу (отрицательный вариант).

Примеры мы используем в качестве средств формирования определенного способа поведения ученика, для того чтобы ориентировать его на позитивный идеал и развить эмоциональное неприятие к асоциальным действиям и поступкам.

2. Поощрение

Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым успехам.

Виды поощрений могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.

3. Беседа

Беседа – это обсуждение с детьми различных проблем с целью выявления, формирования или коррекции их позиции по определенному вопросу. Беседы проводятся индивидуально или в небольших группах, в ходе которых подробно раскрываются последствия девиантного поведения. Во время бесед акцент делается на здоровом образе жизни.