Файл: Методика и технология профилактической работы с учащимися с девиантным поведением.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первая беседа с учеником имеет своей целью заставить его обдумать свое положение, вызвать желание преодолеть проблему, осознать ее негативные последствия. Работа с учащимся, склонным к девиантному поведению, происходит по определенным правилам. Прежде всего, педагог создает атмосферу, в которой ребёнок будет чувствовать себя спокойно и уверенно. С ребенком он всегда откровенен, внимательно слушает, концентрируется на видимом поведении и реальных внешних обстоятельствах, избегает ролей следователя, священника, прокурора, директора, специалиста. Разговор с девиантным учащимся включает такие вопросы: «Видишь ли ты проблему?»; «Что ты сам делаешь с этим?»; «Тебе нужна помощь?»; «Какую роль могут сыграть родители?».

4. Игровое занятие.

Игровое занятие представляет собой серию игровых упражнений и игр различных типов, ориентированных на решение определенных профилактическо-коррекционных задач (См. Приложение 4).

5. Практикум

Младшему школьнику наиболее понятны, доступны и интересны зрелищные виды искусства: кинематограф, телевидение, театр и т. п. Увлечение экранным искусством у детей проявляется раньше, чем литературой или музыкой. Особенностью детского восприятия является то, что ребенку легче воспринимать представление на телевизионном экране, где он видит игру актеров, декорации, слышит музыкальное оформление.

Одним из любимых видов экранного искусства у младших школьников является мультипликация. Мультипликационные фильмы понятны и доступны детям, их герои, чаще всего звери или сказочные существа, импонируют ребятам, вызывают у них положительные эмоции.

В связи с этим важно уметь использовать имеющийся потенциал мультипликационных фильмов с целью активизации знаний, расширения кругозора и повышения культурного уровня учащихся, научения их вдумчивому восприятию предлагаемой им информации, ее творческой переработке (См. Приложение 5).

6. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

ТРИЗ — это наука о развитии систем и об эффективном мышлении в любой области творчества. ТРИЗ имеет более сотни инструментальных приемов и способов, помогающих найти решение в нестандартных ситуациях. Разработанная система заданий направлена на усвоение детьми приемов разрешения противоречий при решении реальных жизненных задач (См. Приложение 6).

7. Воспитательное занятие

Воспитательное занятие — это организованное педагогом духовное общение учащихся и взрослых, содержанием и смыслом которого является поиск истины, направленный на становление и развитие ребенка как субъекта жизнедеятельности, и в процессе которого осуществляется обмен не только познавательной, но и эмоционально-оценочной информацией. На воспитательных занятиях создаются условия для
развития нравственных качеств личности учащихся, формирования у них коммуникативных навыков, организуется работа по созданию ученического коллектива (См. Приложение 7).

8. Тренинг

Тренинг – один из популярнейших и эффективных методов достижения результата, использующийся в практической психологии. Он основан на применении ряда психокоррекционных и психотерапевтических приемов.

Тренинги для детей не обязательно должны проводиться квалифицированными психологами, воспитатель или учитель также может успешно справиться с этой задачей. Применение различных видов тренингов направлено на то, чтобы выработать у детей определенные качества, умения, навыки, способы мышления, модели поведения, психологические установки, корректирующие их психоэмоциональное состояние (См. Приложение 8).

Конечно методов и приемов работы с учащимися с девиантным поведением много, но главное не упустить их из поля зрения и вовремя начать процесс ресоциализации их в коллективе.

В целом все обозначенные методы выполняют организующую, связующую и координирующую функции и так или иначе связаны с организацией, мотивацией и осмыслением деятельности.


2.2. Формы просветительской работы с родителями учащихся

Профилактическая работа с учащимися с девиантным поведением осуществляется и через просветительскую работу с родителями.

Психологическое просвещение направлено на расширение кругозора в области психологического знания, повышение психологических компетенций, а также на формирование у родителей положительных установок к психологической помощи.

Просвещение не подменяет собой развивающую работу, консультирование, коррекционную или иную деятельность, а дополняет и наполняет общими смыслами, ценностями и пониманием.

Просветительскую работу можно организовывать в различных форматах, она

может быть направлена как на общие проблемы, специфичные для возрастного периода обучающихся в классе или группе классов, так и на конкретные проблемы, актуальные в конкретной группе на данный момент.

Наиболее доступными для восприятия родителями в просветительской работе являются различные наглядные материалы - памятки, видеозаписи, инфографика и т.д. При этом важно не ограничиваться такими материалами и иметь более развернутый сопровождающий их текст для более глубокого ознакомления родителей с проблематикой.

Помимо очной формы, в современных условиях рабочей загруженности родителей возникает необходимость и дистанционных способов просвещения. Такими способами могут выступать публикации и рассылки в соц. сетях, мессенджерах (vk, facebook, whatsapp и т.д.), тестовые и видео блоги, а также печатные издания и стенды. Перед использованием данных технологий просвещения важно узнать, на сколько подобный способ получения информации доступен для родителей, а также убедиться, что они включены в рассылку.

Просвещение чаще всего включается в более комплексные программы работы, которые сочетают в себе не только передачу информации родителям (например, на родительских собраниях или специально организованных лекциях для родителей), но и формирование тех или иных важных навыков и умений. Можно выделить следующие группы технологий, реализуемых в подобных программах:

1. Технологии раннего вмешательства, направленные на раннее предотвращение неблагополучия как в контексте развития ребенка, так и в семейном контексте.


2. Технологии мотивирования, использующие различные модели интервьюирования, направленные на формирование готовности и мотивации к изменениям поведения, участию в программах помощи.

3. Технологии, ориентированные на работу с семьей, которые предполагают психологическое просвещение, различные тренинги родительской компетентности и

семейных навыков, семейное консультирование и психотерапию, а также программы по созданию семейных групп взаимопомощи.

4. Технологии организации социальной среды используются прежде всего на основе просвещения через СМИ.

5. Технологии информирования, т.е. просвещения через использование таких форм как лекции, семинары, консультации, беседы, распространение специальной литературы и видео- и телефильмов.

6. Технологии, основанные на использовании методов активного социального обучения, целью которых является формирование социально важных навыков.

7. Технологии формирования социальных альтернатив, базирующиеся на идее о формировании альтернативной просоциальной деятельности.

8. Восстановительные технологии, в основе которых лежат программы примирения и медиации.

9. Технологии создания групп социальной поддержки, направленные на формирование групп само- и взаимопомощи (среди сверстников, родителей, учителей).

10. Мультикомпонентные технологии, учитывающие индивидуальные и средовые аспекты работы с клиентами и включающие в себя различные компоненты, состоящие из вышеописанных технологий. Данные технологии являются одними из самых эффективных в процессе работы с несовершеннолетними с проблемным и девиантным поведением.

Приведём пример тренингового занятия с родителями - «Нарушения поведения школьника - следствие неправильного воспитания» (См. Приложение 9).

Эффективной формой вовлечения родителей в профилактическую работу с учащимися девиантного поведения мы считатем родительскую конференцию. Это мероприятие, на котором родители делятся своим опытом воспитания и обучения детей. Также на конференции выступают педагоги, где с профессиональной точки зрения, раскрывают тему конференции.

Приведём пример выступления на родительской конференции «Стили родительского воспитания» (См. Приложение 10).

Для нормального развития ребенок нуждается в психологической поддержке своих родителей, и это бесспорно. Для этого родителям предлагаем использовать следующие рекомендации:


- опираться на сильные стороны ребенка;

- предоставлять ребенку интеллектуальную помощь путем развития его мыслительной деятельности;

- создавать ситуацию гарантированного успеха;

- проявлять веру в ребенка, эмпатию к ней;

- дать понять, что довольны ребенком;

- демонстрировать оптимизм.

ВЫВОДЫ

Девиантное поведение учащихся является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе.

Девиантное (отклоняющееся), поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (законам, правилам, традициям и социальным установкам). Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются, что придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер. Исходя из сказанного, можно трактовать девиантное поведение, как нарушение не любых, а наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.

Изучая вопросы девиантного поведения, выявлено, что профилактика должна представлять собой комплексное явление, включающее в себя мониторинг всех факторов риска, просветительскую деятельность с семьей учащегося и ближайшим социальным окружением, а также активную психолого-педагогическую деятельность, направленную на развитие личностных ресурсов учащихся с применением таких методов работы, как – тренинг, лекция, групповые задания, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры и др.

Опыт и педагогическая практика показывают, что преодолеть, предупредить отклонения в развитии и поведении учащихся возможно и целесообразно при нормальной организации педагогического процесса с детьми, при эффективном использовании форм и методов образовательного процесса.

Важной составляющей в профилактической работе с учащимися девиантного поведения является и позиция педагога в ситуациях взаимодействия с ними. Это:

- установка педагога на принятие ребёнка таким, какой он есть,

- внутренняя готовность к возможным негативным особенностям возраста,

- наличие у педагога коммуникативной толерантности (терпения, умения не злиться, несмотря на негативизм, скепсис, дерзость и пр.),