Файл: Методика и технология профилактической работы с учащимися с девиантным поведением.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. «Умышленная ошибка»

Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!

Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.

4. «Эврика»

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

5. «Эскалатор»

Учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

6. «Шанс»

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но он этот момент не упустит, сумеет его материализовать.

7. «Сопереживание»

Этот прием взывания к чувствам ученика можно применять в том случае, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание.

8. «Взлет»

Главная роль отведена учителю. Интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя.

9. «Следуй за нами»

Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий


10. «Обмен ролями»

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».

11. «Горизонт»

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.

Использование ситуации успеха должно помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Приложение 4

Игровое занятие на тему «Стоп-5»

Цель: способствовать осознанию младшими школьниками причин конфликтов, формировать у них навыки конструктивного общения.

Возраст учащихся: 8—10 лет.

Необходимое оборудование (материалы): воздушные шарики; картонная корона; карточки с описанием споров, конфликтных ситуаций; жетоны-квадраты синего, красного и белого цвета; упаковка белой бумаги; газеты, журналы; широкое ведро или корзина.

Педагог сообщает учащимся, что в процессе игрового занятия совместными усилиями они выработают 5 стопов — запретов, которых надо придерживаться во взаимодействии с другими людьми.

ШАРИКИ

П е д а г о г. Ребята, вспомните ситуации из вашей жизни, когда вы вели себя агрессивно, конфликтно, неконструктивно. Какие эмоции вы при этом испытывали? Опишите портрет человека, который злится, сердится. (Краснеет, «раздувается» и т. п.) Скажите: похож он в это время на раздутый шарик? (Надувается шарик, рисуются глаза, рот.) Ребята, скажите, если этот шарик еще дальше будет сердиться, что с ним произойдет? Он будет от злости раздуваться и, в конце концов, лопнет. Давайте проверим, так ли это. (Дальше надувается шарик, пока он не лопнет.) Ребята, что случится с человеком, который также долго будет злиться? Существует такое выражение — «Лопнул от злости». Что это значит? Действительно человек лопнул от злости, как шарик? А что с ним произошло? Когда человек «лопается от злости», из него выходит вся накопленная злость и он начинает драться, кусаться, обзываться, ругаться.



Участники выстраиваются в две шеренги напротив, подальше друг от друга.

П е д а г о г. Представьте себе, что вы — надутый рассерженный шарик. Вы лопаетесь от злости, т. е. начинаете драться, обзываться, ругаться. Скажите, а когда человек так себя ведет, что он этим хочет сделать другому? (Больно.) Это хорошо? Сейчас давайте надуем другой шарик и будем выпускать из него воздух постепенно. Что случилось с шариком? Попробуйте и вы разозлиться и медленно «выпустить» из себя злость, но не на товарища, а пытаясь сдержать гнев и успокоиться. Что вам удавалось труднее всего? Какие выводы вы сделали?

В конце игры участники вместе с педагогом хором произносят: «Стоп, гнев!».

ТОЛКАЛКИ

Группа разбивается на три подгруппы: синие, красные, белые — методом слепого жребия (дети вытягивают из коробки жетоны-квадраты определенного цвета, не показывая другим участникам). Помещение, в котором проводится игра, условно линией делится на две части: синюю и красную. Задача участников с синими и красными жетонами вытолкнуть участников с белыми жетонами на свою половину.

По сигналу педагога участники с синими и красными жетонами, толкая ладонями, стараются завести участника с белым жетоном, занимающего пассивную позицию, в свою зону. Следует предупредить участников о том, чтобы они были предельно внимательны и не травмировали друг друга. По второму сигналу педагога игра прекращается, подсчитывается количество участников в каждой зоне.

При обсуждении игры необходимо получить ответы на следующие вопросы:

• Хотелось ли вам выиграть любым способом?

• Что было наиболее сложным в игре?

• Какие чувства возникали у вас, когда толкали вы и когда толкали вас?

• Старались ли вы уберечь партнера от травм?

В конце игры учащиеся вместе с педагогом хором произносят: «Стоп, агрессивность!».

ШАР ОБЗЫВАНИЯ

Участники игры стоят по кругу. В центре на стуле лежит стопка белой бумаги. Педагог берет один лист белой бумаги, сминает его, предлагает участникам, передавая «шар обзывания» по кругу, называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими словами можно пользоваться: названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, (имя участника), морковка!» Педагог просит участников не забывать, что это игра, поэтому не следует обижаться друг на друга. Каждое обращение сопровождается добавлением листа бумаги к «шару обзывания». Пройдя по кругу, шар значительно увеличивается в размерах.


Педагог предлагает участникам высказать свои мысли, которые возникают у них, глядя на выросший бумажный шар. Затем предлагается придумать, что можно сделать с ним. Один из вариантов: размотать шар в обратном порядке, сопровождая процесс разматывания называнием приятных слов в адрес соседа.

В конце игры участники вместе с педагогом хором произносят: «Стоп, оскорбление!».

РВАКЛЯ

Педагог предлагает учащимся вспомнить трудные ситуации, которые происходили с ними в жизни, эмоции и чувства, которые сопровождали их. При этом учащимся предлагается брать заранее заготовленные ненужные газеты и журналы, их можно рвать, мять, топтать, а потом бросать в корзину.

Выполняя данное упражнение, учащиеся учатся в приемлемой форме выплескивать накопившиеся у них гнев и злость, снимают напряжение, дают выход деструктивной энергии.

В конце игры участники вместе с педагогом хором произносят: «Стоп, злость!».

Подводя итоги игрового занятия, педагог с учащимися обсуждают, какие «стопы» необходимо соблюдать во взаимодействии с другими людьми, для чего они нужны, чему способствуют.

Приложение 5

Практикум «Правила жизни» (на материале медиа)

Цель: учить несовершеннолетних критически оценивать поступки и действия других; развивать полноценное восприятие медиатекста, фантазию и творческое воображение.

Возраст учащихся: 7—10 лет.

Необходимое оборудование (материалы): мультимедийный проектор; подборка мультипликационных видеофильмов (фрагменты); листы с формами.

ХОРОШО И ПЛОХО

Учащимся предлагается просмотреть фрагменты из мультфильмов и после окончания просмотра оценить поступки мультипликационных персонажей, вписав в предложенные по заданной форме листы свои варианты ответов. (См. табл.2)

Таблица 2

Ну, погоди!

Кот Леопольд

Трое из Простоквашино

хорошо

плохо

хорошо

плохо

хорошо

плохо




















Педагог подводит итоги, делая выводы о том, что одни и те же поступки героев, как правило, оцениваются однозначно с позиции «хорошо/плохо». Но есть ситуации, когда поступки персонажей трудно отнести в категорию со знаком «+» или «–».

ОЗВУЧКА

Педагог заранее записывает на флеш-накопитель фрагменты из мультфильмов, телевизионных программ, фильмов-сказок или рекламы, распределяет роли (кто кого будет озвучивать) между участниками. Затем звук выключается и участникам предлагается озвучить отрывок в соответствии с предлагаемым заданием: герои мультфильма учат участников-зрителей не совершать плохих поступков (быть вежливыми, помогать друг другу и пр.).

ВЫПУСК НОВОСТЕЙ

Педагог сообщает учащимся, что на определенное время классный коллектив превращается в телевизионную команду профессионалов: репортеров, телеведущих, специальных корреспондентов и т. д. Учащиеся распределяются на мини-группы, каждая из которых готовит свой вариант выпуска новостей. Новости могут быть посвящены самым разным темам: классу, новостям из жизни друзей или о произошедшем школьном событии. Важно, чтобы новости были актуальными, правдивыми, интересными и включали информацию о необходимости соблюдения правил культуры поведения.

РЕКЛАМНЫЙ АГЕНТ

Педагог организует мини-беседу о роли социальной рекламы в жизни общества, объясняет, чем отличается реклама, подготовленная для телевидения, от рекламных объявлений, которые печатаются в прессе или звучат по радио.

Учащимся предлагается стать рекламными агентами, которым необходимо составить объявление или подготовить ролик о недопустимости отклоняющихся форм поведения: воровства, употребления ненормативной лексики, притеснения и др. (по выбору учащихся). Юным рекламным агентам перед началом выполнения упражнения можно предложить несколько пошаговых рекомендаций:

1. Сначала определите, что вы будете рекламировать.

2. Подумайте, где будет демонстрироваться ваша реклама: по телевидению, на радио, в журнале.

3. Определите, в какой форме будет представлена ваша реклама: в форме небольшого спектакля, сказки, рекламного объявления и т. д.

4. Какое оформление вы планируете для своей рекламы: костюмы, музыка и т. д.

5. Кратко опишите свой сценарий.

Подводятся итоги выполнения упражнений.

Приложение 6