Файл: Методика и технология профилактической работы с учащимися с девиантным поведением.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТРИЗ
Цель: развитие у несовершеннолетних умения решать противоречивые ситуации, выстраивать в уме алгоритм своих действий и объяснять их.
Возраст учащихся: 9—10 лет.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ
Цель приема: не дать начаться вредному процессу.
• Что необходимо сделать, чтобы вашу квартиру не обворовали? (Поставить сигнализацию, поручить соседям включать свет по вечерам и т. д.)
• Что надо делать, чтобы не стать двоечником?
• Что можно предпринять, чтобы у вас не украли мобильный телефон?
• Что следует делать, чтобы родители не ругали вас?
• Что делать, если ученики постоянно опаздывают на урок?
НАОБОРОТ
Рекомендуется вместо прямого действия, диктуемого условиями задачи, попробовать осуществить обратное действие.
• Как помочь слабоуспевающему ученику? (Можно поручить ему выполнять роль учителя, консультанта и др.)
• Как отучить ребенка сквернословить? (Предложить ему организовать «Школу вежливости».)
• Подростки, собираясь по вечерам во дворе дома, постоянно мешают жильцам. Часто возникают скандалы между жильцами и подростками.
• Мать постоянно ругает сына за позднее возвращение домой по вечерам.
ОБРАТИ ВРЕД В ПОЛЬЗУ
Во вредной ситуации рекомендуется найти что-то полезное:
• Мальчик подставил подножку девочке. (Вместо оскорблений девочка сказала: «Я понимаю, что ты сделал это случайно».)
• Слабоуспевающему ученику задали дополнительные задания, что его сильно расстроило. («Тебе просто повезло, что учитель подобрал тебе столько интересных заданий. Это поможет тебе стать одним из лучших учеников класса».)
При обучении школьников решению проблемных ситуаций методами ТРИЗ рекомендуется находить несколько вариантов их бесконфликтного разрешения. Приведем примеры возможных ситуаций-противоречий, которые можно рассмотреть с детьми отклоняющегося поведения.
Что можно предпринять, если:
• вы хотите поиграть в компьютерном клубе, а денег нет;
• вам хочется погулять с друзьями, а мама заставляет вас сделать уборку в своей комнате;
• вам хочется спать, а уроки на завтра вы еще не сделали;
• надо идти в школу, а вам туда идти не хочется;
• вас послали за покупкой в магазин, а вы по дороге потеряли деньги;
• вы пообещали учителю нарисовать стенгазету, а дома не оказалось красок и бумаги (магазины закрыты)?
Приложение 7
Час общения: «Предупреждение насилия: преодоление стереотипов и формирование правил безопасного поведения.
Помощь пострадавшим от насилия»
Цель: сформировать представление о пострадавших от насилия и места, где оно может происходить, выработать навыки безопасного поведения; развивать умение анализировать полученную информацию; воспитывать толерантное отношение к людям, которые страдают от насилия.
Ход занятия:
1. Мозговой штурм.
Учитель спрашивает у учеников "Что такое насилие?" и фиксирует на доске ответы, после чего анализирует их и подводит к определению насилия.
Насилие можно определить, как действие или бездействие одного человека на другого, что наносит вред здоровью как физическому, так и психологическому, унижает чувства чести и достоинства.
Насилие можно определить, как физическую, психологическую или иное действие или комбинацию этих действий одного лица на другое, что нарушает гарантированное Конституцией ДНР право гражданина на личную неприкосновенность.
Насилие в семье - умышленные действия физического, сексуального, психологического или экономического направления одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, если эти действия нарушают конституционные права и свободы члена семьи как человека и гражданина и наносят ему морального вреда, вред его физическому или психическому здоровью.
Реальная угроза совершения насилия в семье - угроза совершения одним членом семьи в отношении другого члена умышленных действий, если есть реальные основания ожидать ее выполнения.
(Закон ДНР О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ).
2. Работа в группах.
Класс разделить на 3 группы, каждой раздать по листу чистой бумаги, на котором ученикам предлагается написать проявления вида насилия. В конце каждая группа представляет результаты своей работы.
Физическое насилие в семье - умышленное нанесение одним членом семьи другому члену семьи побоев, телесных повреждений, что может привести или привело к смерти пострадавшего, нарушения физического или психического здоровья, причинение вреда его чести и достоинства".
Психологическое насилие в семье - насилие, связанное с действием одного члена семьи на психику другого члена семьи путем словесных оскорблений или угроз, преследования, запугивания, которыми преднамеренно вызывается эмоциональная неуверенность, неспособность защитить себя и может наноситься или наносится вред психическому здоровью.
Экономическое насилие в семье - умышленное лишение одним членом семьи другого члена семьи жилья, одежды и другого имущества или средств, на которые потерпевший имеет предусмотренное законом право, что может привести к его смерти, вызвать нарушение физического или психического здоровья.
3. Игра «Согласен - не согласен».
Учитель разделяет класс условно на две половины, одна из них называется "согласен", другая "не согласен", и зачитывает мифы, выражения, связанные с насилием. Ученикам предлагается в зависимости от того согласны они или нет перейти на соответствующую сторону комнаты. Ученики, которые находятся по разные стороны комнаты, одной фразой обосновывают свой выбор.
Примеры мифов:
- Причиной семейного насилия является алкоголизм.
- Домашнее насилие характерно для невежественных и бедных людей.
- Детям нужен отец, даже если он агрессивен.
- Женщина, страдает от насилия, всегда может уйти из дома.
4. Беседа:
- назовите места, где может происходить насилие? (Дома, на улице, на работе, у учебном заведении; в машине; другое.)
- Кто страдает от насилия? (Женщина, муж, жена / муж, молодежь, несовершеннолетние, дети и родители, немощные, родственники, Инвалиды, усыновители, усыновленные и др.)
5. Работа в группах «Правила безопасности».
Учитель разделяет класс на две группы и дает одной из них задание составить список правил безопасности на улице, другой - правила безопасности дома.
Образец: Правила безопасности на улице:
- В позднее время не ходите одни по улице.
- знать элементарные приемы самообороны.
- Продумайте свои действия в том случае, если вам кажется, что акт насилия возможен.
- Если что-то не, бегите.
- На вас напали - кричите! Бегите, привлекайте к себе внимание.
- Исключите употребление наркотиков и алкоголя, они могут повлиять на ваше восприятие действительности.
- Исключите недоразумения: будьте уверены, что ваш знакомый, друг знает границы дозволенного.
- не впускайте в дом незнакомых, не садитесь с незнакомцами в лифт.
Правила безопасности дома:
- Расскажите о насилии тем, кому вы доверяете.
- Найдите такое место, куда бы вы смогли уйти в случае опасности.
- Заранее узнайте телефоны городских служб, которые смогут предоставить вам необходимую поддержку (телефон доверия, служба по делам несовершеннолетних).
6. Упражнение «Закончи предложение»
Учитель предлагает всем ученикам закончить предложение «К этому занятию я никогда не слышал о…»
7. Рефлексия занятия
- Какие стереотипы по теме насилия присущи вашему окружению?
- Каких правил безопасности вы уже придерживаетесь?
- В какое учреждение вы бы прежде всего обратились, если бы стало известно о факте насилия над ребенком?
Приложение 8
Программа социально - психологического тренинга для социально и педагогически запущенных детей "Учимся общаться"
Цель: устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов; поведения; реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками; гармонизация образа «Я».
Задания:
1. Формирование социального доверия.
2. Развитие социальной активности детей.
3. Развитие социальных эмоций.
4. Развитие коммуникативных навыков.
5. Формирование адекватной самооценки.
6. Обучение умение самостоятельно решать проблемы.
Частота занятий: один раз в неделю.
Продолжительность: 40 -45 минут.
Занятие 1 «Знакомство»
1. «Знакомство».
Цель: сближение участников группы.
Инструкция. Участники садятся в круг, каждый по очереди представляет себя и рассказывает о том, что он любит чего и не любит, при этом следующий участник сначала повторяет все о предыдущем, а затем представляет себя.
2. «Таблички с именами»
Цель: знакомство; получения первичной информации о каждой из участников.
Инструкция. Каждый подросток пишет на табличке имя и рисует свой символ (эмблему). После завершения работы дети называют свои имена и расшифровывают свои эмблемы.
3. «Молекулы»
Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы; эмоциональное и мышечное расслабление.
Инструкция. Психолог говорит: «Представим, что все мы - атомы. Атомы выглядят так - следует согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекулах может быть разным, оно будет таким, которое я назову. Сейчас все начинают быстро двигаться по комнате, а когда я назову какое-то число (например, три), атомы должны объединиться в молекулы - по три атома н каждой. Молекулы выглядят так: становимся лицом друг к другу, касаясь предплечьями).
4. «Три товарища»
Цель: знакомство; получения первичной информации об участниках; формирование коммуникативных навыков.
Инструкция. Группа делится на подгруппы по три участника в каждой. На каждую подгруппу выдается анкета.
АНКЕТА «Три товарища»
Вот три вещи, которые любим мы все 1 .__ 2 .__ 3 .__.
Вот три вещи, которых не любим мы все 1. __, 2. __, 3. __.
В этом мы отличаемся друг от друга:
Имя: ___________________ Я отличаюсь от других тем, что я ____
Имя: ___________________ Я отличаюсь от других тем, что я _____
Имя: ___________________ Я отличаюсь от других тем, что я ____
5. «Гордиев узел»
Цель: снятие напряженности.
Инструкция. Психолог говорит: «Встаньте, закройте глаза, руки вытяните вперед на уровне груди, идите вперед и попробуйте взять в каждую руку руки других участников».
6. «Рефлексия»
Инструкция. Участники по кругу характеризует свое настроение, обмениваются мыслями и чувствами о проведенном занятии.
7. «Колокол»
Цель: сплоченность группы; создание атмосферы единства.
Инструкция. Дети образуют круг, поочередно поднимают правую и левую руку вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола», произносят: «Бом» и синхронно, с силой опускают (бросают) руки вниз. Повторить несколько раз.
Занятие 2 "Мой мир"
1. «Приветствие»
Инструкция. Все участники группы приветствуются, называя друг друга по имени.
2. «Подари улыбку»
Цель: создание атмосферы единства; повышение позитивного настроя; развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.
Инструкция. Участники образуют круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, глядя друг другу в глаза.
3. «Зеркало»
Цель: эмоциональное осознание своего поведения; снижение напряженности; преодоление неуверенности; формирование произвольного контроля.
Инструкция. Участники становятся в две шеренги лицом друг к другу, разбиваясь на пары, один - ведущий, второй - «зеркало». Ведущий смотрит в «зеркало», а оно «отражает» все его движения. После завершения участники меняются ролями, а потом и напарниками.
4. «Клеевой дождик»
Цель: развитие сплоченности группы; снятия напряженности.
Инструкция. Дети становятся друг за другом и, держась за плечи того, кто стоит впереди, преодолевают препятствия: подняться и сойти со стула, проползти под столами, обогнуть «широкое озеро»
5. «Я люблю»
Цель: создание атмосферы принятия и понимания; развитие активного слушания.
Инструкция. Дети по очереди называют свои имена и рассказывают о том, что они любят больше всего, ведущий повторяет все, что говорили предыдушие, после чего говорит о себе и т. д.