Файл: Методика и технология профилактической работы с учащимися с девиантным поведением.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. «Я самый ...»

Цель: снятие внутренних зажимов; поиск внутренних ресурсов.

Инструкция. Дети по очереди заканчивают предложения: «Я самый.»

7. «Рефлексия»

Инструкция. Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мыслями и чувствами о проведенном занятии.

Занятие 3 «Умение слушать»

1. «Приветствие»

Инструкция. Все участники группы приветствуются, называя друг друга по имени.

2. «Испорченный телефон»

Инструкция. Играют пятеро участников, остальные - зрители. Четырех участников просят выйти за дверь и по одному заходить в комнату.

Задача: максимально точно передать полученную информацию. Зачитывается текст, каждый участник передает его следующему, результат сравнивают с оригиналом.

Все участники обсуждают такие вопросы: что мешало точно передавать информацию, искажает информацию, как точно передать информацию.

3. «Ты мне нравишься, потому что ...»

Цель: создание атмосферы принятия и понимания; развитие эмпатии, умение безоценочно относиться друг к другу.

Инструкция. Участники по очереди садятся на стул в центре круга, другие говорят ему: «Ты мне нравишься, потому что ты. (Добрый, веселый и др.)».

4. «Никто не знает»

Цель: создание атмосферы принятия и понимания; развитие эмпатии.

Инструкция. Перебрасывая мяч по кругу, участники продолжают фразу: «Никто из вас не знает, чем я. (Умею шить, петь и др.)».

5. «Картина двух художников»

Цель: формирование умения работать в парах; развитие навыка совместной деятельности, эмпатии.

Инструкция. Участники парами, держась за один карандаш, недоговариваясь, должны нарисовать любую картину.

6. «Рефлексия»

Инструкция. Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мыслями и чувствами о проведенном занятии.

Занятие 4 "Усиление сплоченности"

1. «Приветствие»

Инструкция. Все участники группы приветствуются, называя друг друга по имени.

2. "Браво"

Цель: усиление сплоченности; снятие внутренних зажимов.

Инструкция: Психолог говорит: "Кто из вас был в цирке или в театре и видел, как публика с восторгом рукоплещет артистам? Кто из вас мечтал об этом? Каждый из нас время от времени заслуживает такие аплодисменты.

Теперь вы поочередно ставить на стул, а остальные громко аплодировать вам.

3. "Пересядьте все те, кто ..."

Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы: эмоциональное и мышечное расслабление.

Инструкция. Из круга убирается один стул. Психолог говорит: «Пересядьте все, кто в красном (в джинсах, у кого есть сестра и т.д.)». Тот участник, который замешкался и которому не хватило стула, становится ведущим.


4. «Найди себя»

Цель: содействие самораскрытию; работа с образом «Я».

Инструкция. Предлагается набор различных предметов: ракушка, игрушка, кубик и др. Предлагается посмотреть на них и выбрать один предмет, который чем-то похож на вас, чем нравится, придумать и рассказать историю об этом персонаже.

5. «Комплименты»

Цель: усиление сплоченности; снятие внутренних зажимов.

Инструкция. Участники по кругу, передавая друг другу мяч, говорят тому, кто сидит рядом: «Мне нравится, что ты хороший», а сосед отвечает: «Да, я хороший, а еще я умный» и др. »

6. Релаксация «Путешествие на облаке» (по К. Фопель)

Цель: помочь детям овладеть «рабочее» состояние, сосредоточиться перед началом занятия или сложным упражнением.

Инструкция. Психолог обращается к участникам с такими словами: «Садитесь удобно и закройте глаза. Дважды или трижды глубоко вдохните и выдохните.

Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пушистых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, ягодицы удобно устроились на этой большой и мягкой подушке-облаке.

Сейчас начнется путешествие. Ваши облака медленно поднимаются в синее небо. Вы чувствуете легкий ветерок. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облака перенесут каждого из вас в такое место, где вы будете чувствовать себя счастливыми.

Попробуйте мысленно «увидеть» это место как можно точнее. Здесь вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, здесь может произойти любое чудо.

Психолог делает паузу на 30 секунд, после чего продолжает: «Теперь вы снова на своих облаках, которые везут вас назад, на ваши места в классе. Слезьте с облаков, поблагодарите их за то, что они вас покатали. Наблюдайте за тем, как медленно они тают в воздухе. Потянитесь, распрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными».

Примечание. Может сопровождаться спокойной музыкой.

7. «Рефлексия»

Инструкция. Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мыслями и чувствами о проведенном занятии.

Занятие 5 «Работа с «Я-образом»

1. «Приветствие»

Инструкция. Все участники группы приветствуются, называя друг друга по имени.

2. «Узкий мост»

Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы. Инструкция. На полу мелом начертано тонкую линию, необходимо вдвоем пройти по этому «мосту».

3. «10" Я "»

Цель: самораскрытия; работа с образом «Я».



Инструкция. Участникам надо десять раз ответить на вопрос: «Кто я? Какой я?» Листы с задачей не подписываются, психолог перемешивает их и зачитывает, участники пытаются догадаться, кто автор.

4. «Хорошо или плохо»

Цель: посмотреть на явление с разных точек зрения.

Инструкция. Избирается какое-то качество человека (например, доброта). Участники высказываются по кругу (первый говорит: «Хорошо быть добрым, потому что...», а следующий говорит: «Плохо быть хорошим, потому что…»).

5. Релаксация «Путешествие на облаке»

6. См. занятия 4.

7. «Рефлексия»

Инструкция. Участники по кругу характеризует свое настроение, обмениваются мыслями и чувствами о проведенном занятии.

Занятие 6 «Почувствуй себя любимым»

1. «Приветствие»

Инструкция. Все участники группы приветствуются, называя друг друга по имени.

2. «Щепки плывут по реке»

Цель: развитие тактильных ощущений.

Инструкция. Участники становятся в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга - они «берега». Один участник - треска. Он медленно «проплывает» между «берегов», они мягкими прикосновениями помогают «треске». Упражнение можно проводить с открытыми и закрытыми глазами.

3. «Ласковое имя»

Цель: создание положительного настроения; развитие чувства доверия друг к другу.

Инструкция. Каждый участник по очереди становится в центр круга, а остальные называют его ласковыми именами.

4. «Мои достижения»

Цель: поиск внутреннего ресурса; повышение самооценки.

Инструкция. Каждый участник пишет на листе бумаги о том, чего он достиг в последнее время, после чего листы вывешиваются перед глазами, содержание зачитывается и обсуждается.

5. «Аплодисменты по кругу»

Цель: переживание чувства радости, волнения, ожидания; сплочённость группы; создание атмосферы принятия.

Инструкция. Все становятся в круг. Психолог подходит к одному из участников, смотрит в глаза и дарит ему аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они вместе выбирают следующего участника, также получает свою порцию аплодисментов, - подходят к нему и аплодируют ему и т. д.

6. «Мы тебя любим!»

Цель: эмоциональная поддержка; установления доверительных взаимоотношений.

Инструкция. Все участники становятся в круг. Каждый участник по очереди выходит в центр, дети хором называют его по имени трижды. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим!»


7. Релаксация «Путешествие на облаке»

См. занятие 4.

Цель: расслабление; развитие воображения.

См. занятие 4

8. «Спасибо за прекрасный день!»

Цель: развитие умения ярко и выразительно благодарить.

Инструкция. Участники по очереди берутся за руки и говорят друг другу: «Спасибо за прекрасный день! ». Затем, когда образуется круг, все вместе говорят: «Спасибо, до свидания, до встречи!»

Занятие 7 «Путь доверия»

1. «Приветствие»

Инструкция. Все участники группы приветствуются, называя друг друга по имени.

2. «Надписи на футболке»

Цель: создание положительного настроя на работу; развитие взиамопонимания, доверия.

Инструкция. Придумать и сделать у соседа справа надпись на футболке, чтобы она подходила ему, отражала его внутреннее содержание, передавала его настроение. Упражнение завершается обсуждением.

3. «Слепой и поводырь»

Цель: формирование чувства близости; развитие чувства безопасности, умение сопереживать.

Инструкция. Упражнение проводится в парах. Один - «слепой», второй - его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия (в «слепого» завязаны глаза). После преодоления маршрута участники меняются ролями.

4. «Кошки-мышки»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения; преодоления страхов ».

Инструкция. Выбираются «кошка» и «мышка». Остальные участники, взявшись за руки, образуют круг - это «домик мышки». Задача «кошки» - поймать «мышку». Те, кто стоят в кругу, защищают, прячут «мышку» от «кошки».

5. Релаксация «Путешествие на облаке»

6. См. занятия 4.

7. «Рефлексия»

Инструкция. Участники по кругу характеризует свое настроение, обмениваются мыслями и чувствами о проведенном занятии.

Занятие 8 «Агрессия и гнев»

1. «Приветствие»

Инструкция. Все участники группы приветствуются, называя друг друга по имени.

2. «Преобразование злости»

Цель: создание положительного настроения, сплоченность группы, развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности.

Инструкция. На доске двое участников в быстром темпе пытаются закрасить всю доску цветными мелками. Дорисовать изображение вдвоем до определенного образа.

3. «Портрет агрессивного человека»

Цель: сплочение группы; развитие наблюдательности, способности к самовыражению.

Инструкция. Участники группы обсуждают, как выглядит агрессивный человек: какие у него черты лица, походка, жесты, мимика. Нарисовать всей группой портрет агрессивного человека.


4. «Хорошо или плохо быть агрессивным»

Цель: развитие наблюдательности, способности посмотреть на явление с разных точек зрения.

Инструкция. Участники по очереди говорят, почему агрессивным быть плохо

и почему быть агрессивным хорошо.

5. «Толкалки»

Цель: развитие умения анализировать свою агрессию во время игры, сравнивать свои силы; расширение контактов в группе.

Инструкция. Упражнение выполняется в парах. По сигналу психолога участники попарно упираются друг в друга ладонями, пытаясь сдвинуть партнера с места.

6. «Ворвись в круг»

Цель: снятие эмоционального напряжения; формирование навыков конструктивного поведения.

Инструкция. Участники образуют круг и крепко держатся за руки, а один участник остается за кругом и пытается прорваться внутрь. После того, как это ему удалось, за круг выходит другой участник.

7. «Рефлексия»

Инструкция. Участники по кругу характеризует свое настроение, обмениваются мыслями и чувствами о проведенном занятии.

Занятие 9 «Сделай себя счастливее»

1. «Приветствие»

Инструкция. Все участники группы приветствуются, называя друг друга по имени.

2. «Мне нравится, что ты…»

Цель: создание положительного настроения; развитие умения замечать положительные качества в людях и говорить им об этом.

Инструкция. Участники по кругу говорят друг другу комплименты, продолжая фразу: «Мне нравится, что ты….»

3. «Бутон, что распускается»

Цель: активизация совместной деятельности; создание позитивного настроения.

Инструкция. Группа садится на пол и берется за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не отпуская рук, после чего «цветок» начинает распускаться (отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться от ветра.

4. «Волшебный стул»

Цель: снятие внутренних зажимов; поиск своих ресурсов.

Инструкция: Каждый по очереди может сесть на стул и рассказать о своем заветном желании.

5. «Театр»

Цель: развитие выразительности движений, коммуникативных навыков.

Инструкция. Участники делятся на 2 группы, которые получают, задачи: одна группа при помощи мимики и жестов должна изобразить ситуацию из жизни («У зубного врача», «Контрольная работа» и др.), вторая группа угадывает, что пытались показать их товарищи. Затем группы меняются ролями.

6. «Совместный рисунок»

Инструкция. Дети совместно на большом листе бумаги рисуют одни рисунок (например, «Город счастья»).