Файл: Теоретические основы формирования нравственных ценностей у учащихся начальной школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На наш, взгляд, уроки внеклассного чтения дают младшему школьнику возможность поделиться с товарищами радостью пережитого, узнать, что их волнует и интересует. А это общение, совместная деятельность, которые, как известно, помогают сплочению детского коллектива, способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Контрольный этап экспериментальной работы
В заключение опытно-экспериментальной работы был проведен второй констатирующий эксперимент.Основная цель – определить эффективности апробированных форм и приемов методической работы, направленных на повышение уровня сформированности нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности.

В ходе этого этапа мы использовали те же методы, что и на первом этапе констатирующего эксперимента.

Данные второго констатирующего эксперимента мы занесли в таблицу 4.

Таблица 4– Уровни сформированности нравственных качеств учащихся 4 классов

Уровни сформированности

4 «А» контрольный

4«Б» экспериментальный




Кач.

Количест.

Кач.

Количест.


Высокий

20%

5 чел.

92%

22 чел.


Средний

68%

17 чел.

4%

1 чел.


Низкий

12%

3 чел.

4%

1 чел.


Надо отметить, что результаты в контрольном классе не изменились и остались на прежнем уровне. Тогда как результаты в экспериментальной группе (4 «Б») на этапе констатирующего эксперимента и формирующего оказались разными.

Таблица 5– Сравнительная таблица уровней сформированности нравственных качествв экспериментальной группе (4 «Б» класс)

Уровни сформированности нравственных качеств у учащихся

1 констатирующий эксперимент

2 констатирующий эксперимент




Кач.

Количест.

Кач.

Количест.

Высокий

12%

3 чел.

92%

23 чел.

Средний

20%

5 чел.

4%

1 чел.

Низкий

68%

17 чел.

4%

1 чел.



Диаграмма 1

Сравнительные показатели сформированных нравственных качеств в экспериментальной группе (4 «Б» класс)


На основе этой таблицы была построена диаграмма уровней сформированности нравственных качеств младших школьников в экспериментальном классе до и после эксперимента.

Прежде всего, проанализируем изменениясформированности нравственных качеств в экспериментальном классе. Как и на первом этапе исследования, испытуемые экспериментального класса разделились на 3 группы – с низким, среднем, и высоким уровнем сформированности нравственных качеств.

В то же время, изменился их качественный состав. Так, количество учащихся снизким уровнем сформированности составляет – 1 чел. от выборки, сосреднем уровнем – 1 чел., и с высоким – 23чел.

При сравнении с первым этапом эксперимента оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 16 чел., со средним уровнем на 4 чел., с высоким уровнем увеличилась на 20 чел.

В целом, 20 человек испытуемых изменили свое положение, и попали в группу с более высоким уровнем сформированности нравственных качеств. Данный факт свидетельствует о том, что в результате проведенного формирующегося эксперимента у обучаемыхповысился уровень нравственных качеств. Помимо количественного изменения, у некоторых испытуемых отметился и ряд качественных изменений. Прежде всего, школьники, при обоснованиисобственныхответов стали чаще ориентироваться на содержание нравственных норм. Соответственно, у испытуемых повысилась способность увидеть и выделить в процессе чтения художественных произведений нравственную проблему, а в ситуациях, где требуется сделать нравственный выбор, учащиеся четко формулировали свою позицию. Оценки поступков стали более критичны не только по отношению к другому человеку, но и к самому себе.

В контрольном классе, значительных изменений не наблюдается в сравнении с результатами первого этапа эксперимента. Это позволяет сделать вывод об эффективности проведенной работы.

Подводя итоги экспериментальной работы, следует отметь, что внеклассного чтение – это особенные уроки. Они включают целую систему прозаических, поэтических, музыкально поэтических и литературных жанров.

В течение многих веков сказки, рассказы, стихи, пословицы, поговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Внеурочная деятельность, как мы экспериментально доказали, является основой формирования нравственных качеств детей в воспитательно-образовательном процессе.


ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
Изучив, проанализировав учебные планы и программы, а также педагогический опыт по проблеме исследования, мы сделали следующие выводы:

–содержание уроков внеклассного чтения воздействует на мысли, чувства, воображения детей; оказывают действенное влияние на их поведение; дает возможность «наблюдать» искусственно созданные модели поведения в любой жизненной ситуации; учит понимать многие человеческие чувства, вызывать определенное настроение и менять его;

–формированию нравственных ценностеймладших школьников способствуют различные методы: беседы; соревнования, при этом могут применяться все возможные средства для достижения поставленной цели: рисунки картины и т.д.;

– апробированные в ходе формирующего эксперимента формы и приемы работы внеурочной деятельности дала положительную динамикуи способствовали повышению уровня нравственных качеств учащихся экспериментального класса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблему нравственности исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. Так как очень часто не удается оградить детей и подростков от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей не соответствующих нравственно-этическим нормам нации.

В результате анализа нравственного развития в психолого-педагогическом, методическом, содержательном планах были рассмотрены сущность и задачи нравственного развития младших школьников: накопление нравственного опыта, на который оказывают влияние – развитие мышления; овладение разнообразными способами работы с учебным материалом; организация учебного процесса и его методы; усвоение детьми нравственных знаний.

Оптимальные условия формирования нравственных ценностей у младших школьников и их показатели рассматриваются с педагогических позиций, предполагающих использование системы разнообразных средств учета уровней сформированности нравственных качеств.

Смысл изучения учащихся состоит в том, чтобы намечать перспективы воспитательной работы и осуществлять ее с учетом особенностей младших школьников.

Формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности обеспечивается при соблюдении следующих условий:

– формирования нравственных качеств младших школьников осуществляется с учетом их психофизического и индивидуальных особенностей их возраста: склонность к игре; невозможность долгое время заниматься монотонной деятельностью; недостаточная четкость нравственных представлений; противоречие между знанием и практическим применением; неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту, школе, на улице);


– использование таких средств как картины; рисунки, ТСО и др. позволяет обеспечить формирования нравственных качеств: ответственность, доброжелательность, гуманность, справедливости, честности и др.;

– содержание изучаемого материала раскрывает нравственные проблемы: добра и зла; нравственного выбора; жизненных ценностей и т.д.

Наши наблюдения выявили, что у обучаемыхсложились дружеские отношения, которые выразились в следующем: в умении не ссорится, чаще договориться, с уважением относятся к взрослым, трепетно относиться друг к другу. Как положительный момент следует также отметить, что ребята те или иные общие поручения стали выполнять совместно, не отдельно друг от друга, а дружно, активно помогая друг другу. В значительной степени произошел рост в умении учащихся видеть нравственную проблему в ситуациях, касающихся нравственного выбора.

Результатом проведенной опытно-экспериментальной работы является:

– формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям культуры своего народа, включающей гуманность, культуру поведения;

–развитие творческих способностей учащихся;

– социально-личностное развитие детей (дружелюбие, толерантность, внимательность, жизнерадостность, правдивость, совестливость, активность, коммуникабельность). На наш взгляд, данная работа не должна носить эпизодический характер. Ее следует проводить как как в урочное, так и внеурочное время. Только в этом случае она будет эффективный. С этой целью нами составлен примерный перечень художественных произведений, которые можно изучать с учащимися 4 класса, для того, чтобы повысить их духовно-нравственный уровень (приложение №5).

Описанные в работы формы и приемы работы были экспериментально апробированы и показали достаточную эффективность в формировании основ духовности и нравственности обучаемых.Выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



  1. Актуальные вопросы модернизации российского образования: Материалы XXV Международной научно-практической конференции (29 апреля 2016 г.): сборник научных трудов / Ж.П. Айдаралиева [и др.]. – М.: Перо, 2016. – 93 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/59061. – ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 3.10.2017).

  2. Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. 2013. № 9. – С. 17 - 20.

  3. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2014. № 4. – С. 18 - 22.

  4. Бабаян А.В., Дебольский Н.Г. О нравственном воспитании // Педагогика. 2015. № 2. – С.67-78.

  5. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации / Разраб. проекта Н.Д.Никандров, А.М.Кондаков, М.В.Рыжаков. М.: Просвещение. 2011. – 25с.

  6. Бежаева Ф.Г. Нравственно-этическое воспитание учащихся на уроках родной литературы // Осетинская филология: История и современность. Вып. 11. Владикавказ: Изд-во Сев.-Ос. госуниверситета, 1995. – С. 19-21.

  7. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. М.: Просвещение. 2015. – С. 36-39.

  8. Бондырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М: Просвещение. 2014. – С. 51-54.

  9. Борисова Ю.Г. Становление гражданской компетентности школьников: по материалам научно-практической конференции «Седьмые Чередовские чтения» [Электронный ресурс] – Омск: ОмГПУ, 2009. Режим доступа: www. omgpu.ru

  10. Волкогонова О.Д., Сидорова Н. М. Основы философии: Учебник. М.: Форум. 2016. – 480с.

  11. Волынчикова Е. А. Деятельностный подход в формировании патриотизма и гражданственности у младших школьников // Методический портал «Гражданином быть обязан» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.smolpedagog.ru(дата обращения: 09.08. 2017)

  12. Выготский Л.С. Психология. 5-е изд. - М.: Лабиринт. 2014. – 413 с.

  13. Выдыш С.Л. Сущность внеклассной воспитательной работы [электронный ресурс] // http://pedsovet.info/(дата обращения: 09.08. 2017)

  14. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // Воспитание школьников. 2015. №6. – С. 59.

  15. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел». 2015. – 238с.

  16. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение. 2014. 223 с.

  17. Гуляева И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. Вологда: Книжное наследие. 2013. – 686 с.

  18. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В.А. Тишков // Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения». М.: Просвещение. 2015. – 23 с.

  19. Дармодехин С.В. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62282.html.— ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 16.01. 2018).

  20. Дзидзоева С.М., Красношлык З.П., Кучиева Л.A. Формирование основ гражданской идентичности в условиях поликультурного дошкольного образования. Владикавказ. 2013. – 121 с.

  21. Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека [Электронный ресурс]: монография / О.А. Павловская [и др.]. – Электрон.текстовые данные. – Минск: Белорусская наука, 2011. – 451 c. – 978-985-08-1359-6. –Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10089.html(дата обращения: 09.08. 2017)

  22. Ерхова М.В. Проблемы гражданского воспитания // Директор школы. 2014. № 5. – С. 78 - 82.

  23. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании. 2013. №3.– С. 9-12.

  24. Капрова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. М: Просвещение. 2012. – С. 42-51.

  25. Киргуева Ф.Х., Тотоонова М.Х. Современные представления о моделировании в педагогике // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. – С. 395-397.

  26. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Родная речь: Учебник для 4 класса начальной школы: В 2 ч.: Издательство: Грамотей. 2013.

  27. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Тетрадь по чтению к учебнику «Родная речь». 4 класс
    1   2   3

. Издательство: Грамотей. 2013. – 212 с.

  • Климанова Л.Ф., Голованова М.В.Родная речь. Читаем сами, обсуждаем вместе. 4 класс. Издательство «ДРОФА». 2011. – 176 с.

  • Князева Т.Н. Психологическая система сопровождения готовности младших школьников к обучению в основной школе [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.Н. Князева. – Электрон.текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2013. – 119 c. – 2227-8397. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12817.html(дата обращения: 15.05.2018)

  • Козакова И.С. Особенности патриотического воспитания детей // Обучение в школе. 2013. № 6. – С. 8–12.

  • Козлов Е.П. Воспитание нравственного сознания школьников. М.: Просвещение. 2013. – С. 28-32.

  • Колесникова И.А., Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен. И.А.Колесникова // Педагогика. 2013. №9. – С. 25-33.

  • Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности // Начальная школа. 2014. №11. – С.15-17.

  • Красношлык З.П. Реализация модели формирования гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста // Материалы IV Международной конференции «Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества». – Владикавказ. 2012. – С. 171-175.

  • Кузнецов А. «Школы обяжут заниматься внеурочной работой». [Электронный ресурс] / А. Кузнецов // РИА «Новости». – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62998.html.— ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 27.01. 2018).

  • Лазарука М. А. Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе / М. А. Лазарука. – М.; Просвещение. 2013. – 208 с.

  • Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М., Юрайт, 2013. – 211 с.

  • Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом. - М., ТЕИС. 2015. – С. 21-25.

  • Максименко Н.В. Система оценки результатов образования как средство реализации ФГОС начального общего образования// Начальная школа плюс до и после. 2012. № 7. – С. 23-26.

  • Максютова С.Д. Личностные результаты начального литературного образования// Начальная школа плюс до и после. 2012. № 8. – С. 84-88.

  • Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы // // Начальная школа. 2016. №7. – С. 21-29.

  • Миронов А.В. «Проект урока как индикатор готовности учителя работать по новому стандарту» // Начальная школа «+» «–». № 4. 2012. – С.23-26.

  • Новый Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. Москва. Проспект. 2014. – 134 с.