Файл: Теоретические основы формирования нравственных ценностей у учащихся начальной школы.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проблемы теории обучения и воспитания младших школьников [Электронный ресурс] : история и современность (На материале Республики Татарстан) / Д.Ш. Гильманов [и др.]. – Электрон.текстовые данные. – Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014. – 333 c. – 978-5-98452-128-4. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60712.html(дата обращения: 16.02. 2018)
Программа «Литературное чтение» (для четырёхлетней начальной школы) // Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. М.: Баллас. 2013 – С. 34-37.
Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н. Электронный ресурс: http://ug.ru/new_standards/6(дата обращения: 15.02. 2018)
Родина М.С. Воспитание гражданственности через развитие эмоционально-чувственной сферы // Народное образование. 2016. № 3. – С. 126 - 135.
Следзевский И.В. Основные направления гражданско- патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве // Внешкольник. 2013. № 1. – С. 25 - 28.
Смирнова Е.О.Детская психология: учебник. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2012 . – 735 с. http://www.knigafund.ru/products/179(дата обращения: 20.02. 2018)
Сороковых Е.Н. За рамками урока: опыт внеклассной работы по литературе. [Электронный ресурс] / Е.Н. Сороковых // Липецкий институт развития образования, ЛИРО – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62246.html. – ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 12.02. 2018).
Столяренко А.М. Общая педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / А.М. Столяренко. – Электрон.текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 479 c. – 5-238-00972-0. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8103.html (дата обращения: 19. 01.2018)
Тоболкина И.Н. ФГОС нового поколения: локальный опыт системно-деятельного подхода к реализации программ обучения и воспитания // Одаренный ребенок. 2014. № 3. – С. 48 - 59.
Усманова Р.А. Внеклассная работа по литературе: десять направлений // Литература. 2016. № 8. – С. 38-40.
Федеральный закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2016 новый 273-ФЗ.рф. Электронный ресурс: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение. 2010. – 31с. Электронный ресурс: http://pohsvu.ru/post/open/472(дата обращения: 26.02. 2018)
Чечет В. В. Воспитание патриотических чувств / В. В. Чечет. – Минск: Народное образование. 2015. – 62 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Метод незаконченных рассказов
Цель: выявление понимания учащимися нравственных норм, знания способов поведения, знания переживаний, возникающих в человеке в случае соблюдения ими несоблюдения моральных норм.
Если бы ты гулял во дворе с другими и кто-нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?
Дети играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали картинка в книге. Таня сидела одна, очень грустная…
Если бы ты строил что – то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не хватило кубиков. Что ты бы сделал? При ответе дал бы свой, задается дополнительный вопрос: «А если тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?».
Вечер, холодный февральский ветер стучит в окно. Миша, ученик 3 класса, только что приготовил уроки и сидит сейчас, читая интересную книгу. Посмотрев на часы, он вспоминает, что не купил хлеб. Он решает, что до прихода мамы он еще успеет это сделать. В это время кто – то позвонил в дверь. Посмотрев в глазок, Миша увидел, что это старый знакомый папы – дядя Сережа. Он работает с папой и часто заходит к нам. Увидев, что это дядя Сережа, Миша…
Беседа по сюжетному рассказу.
Примерные вопросы:
Хорошо ли поступил Петя или плохо?
Как бы ты поступил на его месте?
Почему? и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Беседа по вопросам
Цель: выявление представлений о понятии таких нравственных качеств как доброта, дружба, забота, помощь.
Какого человека называют добрым?
Какого человека называют другом?
Что значит, помочь кому – то?
Что значит, заботится о ком – то?
Оценка результатов группировалась по принципу:
Неполный ответ;
Предлагает, но не верно;
Правильный и полный ответ.
Правильными считались ответы:
Добрый – делает добро, не злой, дружит, помогает, заботится, жалеет, не обижает, ласковый.
Друг – товарищ, хорошо относится, спасает, выручает, верный.
Помогать – делать за кого – то что – то, когда кому – то тяжело, когда много дел, когда попросят.
Заботится – помогать кому – то, кто меньше, когда кому-то плохо.
Беседа с использованием морального выбора.
«Ваш товарищ на уроке затрудняется решить задание и просит вас помочь ему. Ваши действия?»
Урок рисования.
«Раскрасьте варежки (даются заготовки – варежки, из расчета одна пара на двоих детей и цветные карандаши, каждого цвета по 2). Дается инструкция: «Сейчас мы будем раскрашивать варежки, Вы сидите вдвоем, чтобы варежки получились красивыми и одинаковыми, ведь это одна пара, вы должны договориться между собой, как
будете раскрашивать, какой рисунок рисовать, чтобы он понравился обоим».
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Анкета
Цель: выявление знаний о понятии таких нравственных качеств как ответственность и доброжелательность; о нравственных нормах
Что такое ответственность?
Как ведет себя безответственный человек?
Как ведет себя ответственный человек?
Что такое доброжелательность?
как ведет себя недоброжелательный человек?
как ведет себя доброжелательный человек?
Работа над ошибками.
Текст: «Елена Николаевна объясняет ребятам правило сложения. В это время открывается дверь. В класс вбегает запыхавшийся, разгоряченный Федя.
– Я встретил Витю. Мы вместе ходили в детский сад. Витя учится в 1 «Б». А я и не знал. Вот здорово!
Садись, Федя, - Сказала Елена Николаевна и нахмурилась. – Сейчас ты допустил несколько ошибок». Сколько?
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
КОНСПЕКТ УРОКА: Э.Т.А. ГОФМАНА
«ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ»
Цель: познакомиться с главными героями повести-сказки, отметить черты их характеров, сориентироваться, где и когда происходят описываемые события, понаблюдать, как автор творит предчувствие чуда.
Задачи. Образовательные:
- развивать навыки анализа прозаического сказочного текста, обогащать представление о художественной детали;
- формировать умение пересказывать близко к тексту, не нарушая логики, выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать.
Воспитательные:
- подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им;
- развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников;
- воспитывать потребность общения друг с другом, учителями в неформальной, почти домашней обстановке;
- продолжить формирование интереса к предмету.
Развивающие:
- развивать творческое видение учащихся, воображение, память;
- формировать умение грамотно работать с книгой.
Оборудование: Гофман Э.Т.А. «Щелкунчик и мышиный король». – В кн.: Гофман Э.Т.А. «Золотой горшок и другие истории». М.: «Детская литература», 2016. – С.5-60;
Чайковский П.И. «Щелкунчик», балет-феерия в 2-х действиях (грамзапись);
Портрет Э.Т.А. Гофмана;
Иллюстрации
Презентация по теме.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Правильное дыхание – это здоровый организм, поэтому предлагаю начать урок с дыхательной гимнастики:
- «Воздушный шарик»
- «Кипит каша».
II. Итоги домашнего задания по разделу «Крутим барабан времени». Работа в группах.
- На прошлом уроке вы закончили изучать главу «Крутим барабан времени». Дома вы составляли карты мыслей по темам: «дружба» и «счастье или счастливое детство». Поделитесь картами ваших мыслей в группах и составьте одну общую карту мыслей в группе. (Счастье или счастливое детство: игрушки, благополучие родителей, много друзей, хорошее питание, одежда по сезону, возможность учиться ….
Дружба: общение, играть вместе, отношения, взаимная привязанность, общие интересы, единодушие, доброта, отзывчивость, честность, верность, помощь).
- Из ваших высказываний можно сделать вывод, что дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов. Настоящее счастье – это когда у человека есть самое главное - дом, семья, самое нужное в жизни, если в доме царит взаимопонимание, доверие, тепло, уют.
- Нужно ценить эти понятия на протяжении всей жизни.
III. Введение в тему.
- Сегодня мы с вами начинаем изучать новую главу.
- Прочитайте название четвертой главы. («Реальный и волшебный миры в авторской сказке».).
- Что нового появится в этой теме? (Литературные авторские сказки.)
- Совершенно верно. Сказки имеют автора, а значит, несут на себе печать его личности.
- Подумайте, где писатели находят сюжеты для своих сказок? (Часто сюжеты подсказывает сама жизнь.) (Слайд 1.) На слайде эпиграф: «Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!» (Г.-Х. Андерсен).
- Как сказал Г.-Х. Андерсен: «Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!».
- К кому приходят сказки? (К добрым, ласковым людям).
- Чему учат сказки? (Не мириться со злом, а стремиться наказать его, торжествовать должно только добро).
- Рассмотрите шмуцтитул. Кто знает, персонажи какой сказки на нем изображены? (Ответы детей).
- С помощью чего создается атмосфера чуда? (Предположения детей).
- Совершить путешествие в волшебный мир сказки нам поможет прекрасная музыка. (Начинает тихо звучать музыка).
- Ее сладкие звуки на своих крыльях уносят нас далеко-далеко ...
- Кто может назвать композитора этой музыки? (П. И. Чайковский).
IV. Объявление темы урока.
- Прочитайте название сказки. («Щелкунчик и Мышиный Король»). (Слайд 2.).
- В этот волшебный мир поведет вас замечательный сказочник – Эрнст Теодор Амадей Гофман. (Слайд 3.).
- Ребята, что вы знаете об Эрнсте Теодоре Амадее Гофмане? (Ученик с дополнительной информацией. Это известный немецкий писатель, сказочник. Он родился в 1776 году, а в 1814-м вышла первая книга его рассказов. В 1822 году Гофман тяжело заболел и вскоре умер. Слава пришла к нему посмертно.).
- Вот какой мир откроется перед вами. (Слайд 4.).
На доске: «Калейдоскоп названий глав сказки» -
1. Елка 7. Сказка о твердом орехе
2. Подарки 8. Дядя и племянник
3. Любимец 9. Победа
4. Чудеса 10. Кукольное царство
5. Битва 11. Столица
6. Болезнь 12. Заключение
V. Постановка целей урока.
- Можем мы по названию сказки и глав определить всех главных героев? (Нет.).
- Назовите тех героев, о которых говорят названия глав. (Щелкунчик, Мышиный король, любимец, дядя и племянник.).
- А на шмуцтитуле какая-то девочка, она из этой сказки? (Предположения детей.).
- На какой вопрос мы должны дать ответ на этом уроке? (Познакомимся с главными героями повести-сказки, отметим черты их характеров, узнаем, где и когда происходят описываемые события, понаблюдаем, как автор творит предчувствие чуда.).
VI. Изучение нового материала.
1. Чтение первой главы «Елка».
- Прочитаем первую главу сказки «Елка». (Один ученик читает вслух, остальные следят глазами.).
- Появилось ли у вас предчувствие чуда? Если да, то с чем это связано: с нарядной рождественской елкой или с загадочной фигурой крестного Дроссельмейера? (Предчувствие чуда, его ожидание появляется (если, конечно, оно появляется) благодаря всем перечисленным обстоятельствам и впечатлениям: это и сидение детей в тёмной спальне в ожидании рождественского чуда-елки и подарков; это и разговоры озагадочном крёстном, обладающем почти сказочной внешностью и фантастическими способностями; это и мечты очудесных подарках.)
- Случайно ли, что действие сказки завязывается в ночь с 24на 25 декабря - в Рождественскую ночь? (Канун Рождества, сочельник - это не случайно выбранный момент для завязывания действия: именно в это время случаются чудеса, именно в это время возникает чувство предвкушения волшебства.)
2. Главные герои повести.
- Назовите героев первой главы. (Отец Штальбаум, дети Фриц и Мари, крестный Дроссельмейер.)
- Кого из героев автор описывает подробнее всех? Прочтите это описание (с. 86).
- Объясните детскую привязанность и любовь к этому непривлекательному человеку. (У него добрая душа, любит приносить радость людям, необычный мастер, умеет творить чудеса.)
3. Чтение второй главы учителем.
- Сейчас я начну читать вторую главу, а вы внимательно слушайте. (Слайд 5.) Учитель читает вторую главу до слов: « ... И чего там только не было! ..».