Файл: Теоретические основы формирования нравственных ценностей у учащихся начальной школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Звучит запись музыки из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, гаснет свет, зажигаются свечи. На доске - иллюстрация нарядной елки в большомпросторном зале.

- Я думаю, вам передалось нетерпение и восторг детей от увиденной елки и появилось желание рассмотреть и подарки на рождественском столе вместе с Мари и Фрицем.

4. Физминутка.

- Прежде чем продолжим чтение второй главы проведём физминутку.

- Найдите в верхнем углу кабинета заданную фигуру, остановите на ней свой взгляд и подумайте о каком-либо чуде.

5. Чтение второй главы сказки учащимися по цепочке (продолжение). Обсуждение.

- Продолжим чтение главы вслух, по цепочки.

- Прав ли был Фриц, который сказал, что от игрушек крестного нет никакого толку? Почему такое необыкновенное мастерство Дроссельмейера вызывает у детей сначала восторг, а потом скуку? (Дети - деятельные натуры, более того, натуры, наделённые неуёмным, безудержным воображением.Им нравятся такие игрушки, которые можно трогать, перемещать, с которыми можно по-настоящему играть, которыми можно распоряжаться самим, а не просто издали любоваться; которые могут стать частью мира, созданного их воображением, фантазией. Игрушки крестного отличаются большим искусством, с одной стороны, и механистичностью - с другой. Самый прекрасный и искусный механизм - это всего лишь механизм, обладающий своей программой, которая все время повторяется. Именно поэтому первоначальный восторг, вызываемый искусными произведениями Дроссельмейера, сменяется скукой, когда обнаруживается одна и та же программа, которую выполняет искусный механизм. Именно поэтому Фриц говорит: «Да и какой толк нам от его игрушек? У нас тут же их отбирают. Нет, мне куда больше нравятся папины и мамины подарки: они остаются у нас, мы сами ими распоряжаемся».).

- Как характеризует детей их отношение к подаркам? (Мари – добра, чуткая, внимательная, тактичная, способная сопереживать; Фриц – развитый мальчик, суровый, грубоватый, временами жестокий и нетерпеливый.).

- Теперь, когда почти все подарки получены, но чудо еще не произошло, предположите, кто из главных героев может быть причастным к волшебному миру, кто способен заметить и разглядеть чудеса там, где другие «слепы»? (Это советник суда Дроссельмейер - необыкновенно искусный мастер, загадочный, нео6ычный человек.Мари - тонко чувствующая, добрая девочка.)


6. Чтение третьей главы учащимися самостоятельно.

- Вы, конечно, хотите узнать и о других подарках, полученных детьми советника медицины Штальбаума? Тогда прочитайте третью главу сказки Гофмана «Щелкунчик» самостоятельно. (Слайд 6.)

7. Беседа по содержанию.

- Почему Мари заметила Щелкунчика только после того, как были изучены все подарки? (Щелкунчик некрасив, на фоне ярких подарков он не может сразу броситься в глаза; сказочник хо­чет посмотреть, добрые ли у детей сердца, смогут ли они полюбить маленького уродца; крёстный тоже был некрасив, но дети сумели понять, что у него доброе сердце.)

- Как характеризует Мари то, что всем игрушкам, которые ей подарили, красивым куклам и нарядному платью, она предпочла Щелкунчика? (То, что Мари предпочла всем остальным игрушкам и куклам деревянного человечка, хотя он совершенно не отличался внешней красотой (нескладный, ножки тоненькие, голова великовата, глаза навыкате), зато обладал лицом, которое светилось добродушием, глазами, которые смотрели приветливо и доброжелательно, ласковой улыбкой, благовоспитанностью, скромностью и хорошим вкусом (как показалось Мари), характеризует Мари как человека чувствующего, глубокого, который умеет вглядываться в окружающих, умеет обнаруживатьистинную, то есть душевную привлекательность, способен отличать внешне прекрасное от внутреннего богатства.)

- Как Мари вела себя по отношению к Щелкунчику? А Фриц? Что случилось? Перескажите в паре друг другу.

- Как Мари лечила Щелкунчика и заботилась о нём? (Мари, которая сразу же мысленно оживила Щелкунчика, отнеслась к его травме очень серьезно и сочувственно.Она огорчилась до слез и сразу взяла человечка под свою опеку: подвязала ему сломанную челюсть ленточкой, снятой со своего нового нарядного платья, подобрала обломившиеся зубы, укутала и стала утешать и убаюкивать, чем вызвала смех брата Фрица.)

- Как отнеслись к пострадавшему Щелкунчику Мари, Фриц, отец и крестный Дроссельмейер?(Фриц проявил неслыханную жестокость, пытаясь заставить пострадавшего Щелкунчика и дальше щелкать орехи, чем вызвал зaмечание отца, который встал на сторону Мари, сказав, что в армии раненых солдат никогда не оставляют в строю. Крестный Дроссельмейер принял сторону Фрица: Щелкунчик не вызвал в ней сочувствия.).

VII. Итог урока. Тест на внимание.

- Как автору повести-сказки «Щелкунчик и Мышиный король» Гофману удалось создать у читателей предчувствие предвкушения чуда? (Уже в начале есть загадка и тайна: действие происходит под Рождество, а, как известно, именно в это время случаются чудеса, Мари воспринимает Щелкунчика как живого, Дроссельмейер непостижимым образом похож на новую игрушку.)



- Сейчас проведём тест на внимание.

- Необходимо выбрать правильный ответ:

1. Как называется произведение?

а) «Щелкунчик»

б) «Мышиный король и Щелкунчик»

в) «Щелкунчик и Мышиный король»

2. Сколько лет было Мари?

а) 8

б) 6

в) 7

3. Парик крёстного был сделан:

а) из шерсти

б) из стекла

в) из ткани

4. Марципан – это

а) конфета

б) пирог

в) баранка

5. Что подарил детям крёстный?

а) крепость

б) сад

в) замок

Проверка по ключу: 1-в, 2-в, 3-б, 4-а, 5-в (Слайд7.)

VIII. Домашнее задание: (Слайд 8.)

- Составьте словесные портреты главных героев сказки. На следующем уроке, предоставив словесный портрет, поработав в группе мы должны угадать, о каком герое вам будут рассказывать.

- Прочитать главы «Любимец», «Чудеса», «Битва», для того, чтобы можно было на следующем уроке поделиться своим впечатлением о прочитанном.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Художественные произведения, на основе которых возможно проводить работу по формированию нравственных качеств учащихся 4 класса

1 четверть



Произведение

Герой

Нравственное качество

Признаки

1

Пословицы о земледелии




Трудолюбие

Положительное отношение к труду, желание и умение работать

2

Морской царь и Василиса Премудрая

Василиса Премудрая

Взаимопомощь

Василиса Премудрая помогала Ивану-Царевичу выполнять наказы морского царя

3

Ф.Тютчев. «Весенние воды»

Весенняя природа

Любовь к природе

Автор восхищается приходом весны

4

Н.Матвеева. «В лощинах снег, слоистый, как слюда…»

Ручеек, Весна

Любовь к природе

Автор видит красоту весенней природы и восхищается ею

5

Б.Пастернак. «Опять весна»

Образ Весны

Любовь к природе

Автор радуется приходу весны

6

А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»

Лирический герой

Любовь к природе

Автор ярко описывает свои воспоминания, связанные с приходом весны

7

Л. Андреев. «Петька на даче»

Петька

Сострадание

Автор сочувствует герою произведения

8

А. Чехов. «Ванька»

Ванька

Сочувствие

Автор жалеет героя, сочувствует ему, показывает безысходность его положения

9

В. Берестов. «Разлука»

Мальчики – друзья

Товарищество

Герой переживает разлуку с лучшим другом

10

В. Берестов. «Братья»

Два брата

Братская любовь

Брат защищает брата во дворе

2 четверть

11

Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король»

Мари

Сострадание

Мари испытывает жалость к Щелкунчику

12

Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король»

Мари, Щелкунчик

Смелость

Мари и Щелкунчик проявляют смелость во время битвы с мышами и их королем

13

М.Волошин. «Зеленый вал отпрянул»

Образ Моря

Любовь к природе

Автор любуется красотой морского пейзажа

14

Д.Самойлов «Красная осень»

Осенний лес

Любовь к природе

Автор восхищается красотой осеннего леса

15

А. Пушкин. «Зимняя дорога»

Лирический герой

Сочувствие, сострадание

Внутренние переживания героя, оказавшегося в трудной ситуации

16

А. Белый. «Весна»

Весна

Любовь к природе

Автор радуется приходу весны

17

Ф.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»,

Гроза летом

Любовь к природе

Автор восхищается величием грозы

18

С.Маршак. «Как поработала зима…»

Образ Зимы

Любовь к природе

Автор восхищается красотою зимы

19

А.Фет. «Это утро, радость это…»

Образ Весны

Любовь к природе

Автор в красках описывает весну

3 четверть

20

С.В.Михалков

«Гос. гимн РФ»




Патриотизм

В стихах воспевается мощь и величие России

21

М. Лермонтов. «Бородино»

Лирический герой

Патриотизм

В стихах воспевается мощь русской армии в Отечественной войне 1812г.

22

В.Берестов. «Сиротская зима», «В эвакуации», «А как мы фронту помогали?», «Мир»

Лирический герой

Патриотизм

В стихах герой размышляет о страшных годах в жизни России – Годы Великой Отечественной войны.

23

М. Метерлинк. «Синяя Птица»

Митиль, Тильтиль, Душа Света, Пес, Радость Материн-ской любви

Доброжелатель-ность, доброта, преданность, любовь, целеустремлен-ность

Герои, несмотря на испытания, стараются найти синюю птицу, пес проявляет преданность Тильтилю, Душа Света помогает детям в поисках птицы

24

К. Бальмонт. «Аромат солнца»

Образ Солнца

Любовь к природе

Автор восхищается величием и красотой солнца

22

А.Чехов. «Гришка», «Белолобый»

Гришка,

Волчица

Сочувствие

Читатель испытывает сочувствие к главным героям

4 четверть

23

К. Некрасов. «Весна»

Образ весны

Любовь к природе

Автор красочно описывает приход весны




Н. Заболоцкий. «Весна в лесу»

Лесные жители весной

Любовь к природе

Автор восхищается лесными жителями

24

А. Куприн. «Слон»

Девочка

Мечтательность

Героиня стремится к мечте: увидеть настоящего слона

25

Ф. Искандер

Девушка и парень

Взаимопомощь

Девушка и парень спасают мальчика от смерти