Файл: Теоретические основы формирования нравственных ценностей у учащихся начальной школы.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Звучит запись музыки из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, гаснет свет, зажигаются свечи. На доске - иллюстрация нарядной елки в большомпросторном зале.
- Я думаю, вам передалось нетерпение и восторг детей от увиденной елки и появилось желание рассмотреть и подарки на рождественском столе вместе с Мари и Фрицем.
4. Физминутка.
- Прежде чем продолжим чтение второй главы проведём физминутку.
- Найдите в верхнем углу кабинета заданную фигуру, остановите на ней свой взгляд и подумайте о каком-либо чуде.
5. Чтение второй главы сказки учащимися по цепочке (продолжение). Обсуждение.
- Продолжим чтение главы вслух, по цепочки.
- Прав ли был Фриц, который сказал, что от игрушек крестного нет никакого толку? Почему такое необыкновенное мастерство Дроссельмейера вызывает у детей сначала восторг, а потом скуку? (Дети - деятельные натуры, более того, натуры, наделённые неуёмным, безудержным воображением.Им нравятся такие игрушки, которые можно трогать, перемещать, с которыми можно по-настоящему играть, которыми можно распоряжаться самим, а не просто издали любоваться; которые могут стать частью мира, созданного их воображением, фантазией. Игрушки крестного отличаются большим искусством, с одной стороны, и механистичностью - с другой. Самый прекрасный и искусный механизм - это всего лишь механизм, обладающий своей программой, которая все время повторяется. Именно поэтому первоначальный восторг, вызываемый искусными произведениями Дроссельмейера, сменяется скукой, когда обнаруживается одна и та же программа, которую выполняет искусный механизм. Именно поэтому Фриц говорит: «Да и какой толк нам от его игрушек? У нас тут же их отбирают. Нет, мне куда больше нравятся папины и мамины подарки: они остаются у нас, мы сами ими распоряжаемся».).
- Как характеризует детей их отношение к подаркам? (Мари – добра, чуткая, внимательная, тактичная, способная сопереживать; Фриц – развитый мальчик, суровый, грубоватый, временами жестокий и нетерпеливый.).
- Теперь, когда почти все подарки получены, но чудо еще не произошло, предположите, кто из главных героев может быть причастным к волшебному миру, кто способен заметить и разглядеть чудеса там, где другие «слепы»? (Это советник суда Дроссельмейер - необыкновенно искусный мастер, загадочный, нео6ычный человек.Мари - тонко чувствующая, добрая девочка.)
6. Чтение третьей главы учащимися самостоятельно.
- Вы, конечно, хотите узнать и о других подарках, полученных детьми советника медицины Штальбаума? Тогда прочитайте третью главу сказки Гофмана «Щелкунчик» самостоятельно. (Слайд 6.)
7. Беседа по содержанию.
- Почему Мари заметила Щелкунчика только после того, как были изучены все подарки? (Щелкунчик некрасив, на фоне ярких подарков он не может сразу броситься в глаза; сказочник хочет посмотреть, добрые ли у детей сердца, смогут ли они полюбить маленького уродца; крёстный тоже был некрасив, но дети сумели понять, что у него доброе сердце.)
- Как характеризует Мари то, что всем игрушкам, которые ей подарили, красивым куклам и нарядному платью, она предпочла Щелкунчика? (То, что Мари предпочла всем остальным игрушкам и куклам деревянного человечка, хотя он совершенно не отличался внешней красотой (нескладный, ножки тоненькие, голова великовата, глаза навыкате), зато обладал лицом, которое светилось добродушием, глазами, которые смотрели приветливо и доброжелательно, ласковой улыбкой, благовоспитанностью, скромностью и хорошим вкусом (как показалось Мари), характеризует Мари как человека чувствующего, глубокого, который умеет вглядываться в окружающих, умеет обнаруживатьистинную, то есть душевную привлекательность, способен отличать внешне прекрасное от внутреннего богатства.)
- Как Мари вела себя по отношению к Щелкунчику? А Фриц? Что случилось? Перескажите в паре друг другу.
- Как Мари лечила Щелкунчика и заботилась о нём? (Мари, которая сразу же мысленно оживила Щелкунчика, отнеслась к его травме очень серьезно и сочувственно.Она огорчилась до слез и сразу взяла человечка под свою опеку: подвязала ему сломанную челюсть ленточкой, снятой со своего нового нарядного платья, подобрала обломившиеся зубы, укутала и стала утешать и убаюкивать, чем вызвала смех брата Фрица.)
- Как отнеслись к пострадавшему Щелкунчику Мари, Фриц, отец и крестный Дроссельмейер?(Фриц проявил неслыханную жестокость, пытаясь заставить пострадавшего Щелкунчика и дальше щелкать орехи, чем вызвал зaмечание отца, который встал на сторону Мари, сказав, что в армии раненых солдат никогда не оставляют в строю. Крестный Дроссельмейер принял сторону Фрица: Щелкунчик не вызвал в ней сочувствия.).
VII. Итог урока. Тест на внимание.
- Как автору повести-сказки «Щелкунчик и Мышиный король» Гофману удалось создать у читателей предчувствие предвкушения чуда? (Уже в начале есть загадка и тайна: действие происходит под Рождество, а, как известно, именно в это время случаются чудеса, Мари воспринимает Щелкунчика как живого, Дроссельмейер непостижимым образом похож на новую игрушку.)
- Сейчас проведём тест на внимание.
- Необходимо выбрать правильный ответ:
1. Как называется произведение?
а) «Щелкунчик»
б) «Мышиный король и Щелкунчик»
в) «Щелкунчик и Мышиный король»
2. Сколько лет было Мари?
а) 8
б) 6
в) 7
3. Парик крёстного был сделан:
а) из шерсти
б) из стекла
в) из ткани
4. Марципан – это
а) конфета
б) пирог
в) баранка
5. Что подарил детям крёстный?
а) крепость
б) сад
в) замок
Проверка по ключу: 1-в, 2-в, 3-б, 4-а, 5-в (Слайд7.)
VIII. Домашнее задание: (Слайд 8.)
- Составьте словесные портреты главных героев сказки. На следующем уроке, предоставив словесный портрет, поработав в группе мы должны угадать, о каком герое вам будут рассказывать.
- Прочитать главы «Любимец», «Чудеса», «Битва», для того, чтобы можно было на следующем уроке поделиться своим впечатлением о прочитанном.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Художественные произведения, на основе которых возможно проводить работу по формированию нравственных качеств учащихся 4 класса
1 четверть | ||||
№ | Произведение | Герой | Нравственное качество | Признаки |
1 | Пословицы о земледелии | | Трудолюбие | Положительное отношение к труду, желание и умение работать |
2 | Морской царь и Василиса Премудрая | Василиса Премудрая | Взаимопомощь | Василиса Премудрая помогала Ивану-Царевичу выполнять наказы морского царя |
3 | Ф.Тютчев. «Весенние воды» | Весенняя природа | Любовь к природе | Автор восхищается приходом весны |
4 | Н.Матвеева. «В лощинах снег, слоистый, как слюда…» | Ручеек, Весна | Любовь к природе | Автор видит красоту весенней природы и восхищается ею |
5 | Б.Пастернак. «Опять весна» | Образ Весны | Любовь к природе | Автор радуется приходу весны |
6 | А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» | Лирический герой | Любовь к природе | Автор ярко описывает свои воспоминания, связанные с приходом весны |
7 | Л. Андреев. «Петька на даче» | Петька | Сострадание | Автор сочувствует герою произведения |
8 | А. Чехов. «Ванька» | Ванька | Сочувствие | Автор жалеет героя, сочувствует ему, показывает безысходность его положения |
9 | В. Берестов. «Разлука» | Мальчики – друзья | Товарищество | Герой переживает разлуку с лучшим другом |
10 | В. Берестов. «Братья» | Два брата | Братская любовь | Брат защищает брата во дворе |
2 четверть | ||||
11 | Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король» | Мари | Сострадание | Мари испытывает жалость к Щелкунчику |
12 | Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король» | Мари, Щелкунчик | Смелость | Мари и Щелкунчик проявляют смелость во время битвы с мышами и их королем |
13 | М.Волошин. «Зеленый вал отпрянул» | Образ Моря | Любовь к природе | Автор любуется красотой морского пейзажа |
14 | Д.Самойлов «Красная осень» | Осенний лес | Любовь к природе | Автор восхищается красотой осеннего леса |
15 | А. Пушкин. «Зимняя дорога» | Лирический герой | Сочувствие, сострадание | Внутренние переживания героя, оказавшегося в трудной ситуации |
16 | А. Белый. «Весна» | Весна | Любовь к природе | Автор радуется приходу весны |
17 | Ф.Тютчев «Как весел грохот летних бурь», | Гроза летом | Любовь к природе | Автор восхищается величием грозы |
18 | С.Маршак. «Как поработала зима…» | Образ Зимы | Любовь к природе | Автор восхищается красотою зимы |
19 | А.Фет. «Это утро, радость это…» | Образ Весны | Любовь к природе | Автор в красках описывает весну |
3 четверть | ||||
20 | С.В.Михалков «Гос. гимн РФ» | | Патриотизм | В стихах воспевается мощь и величие России |
21 | М. Лермонтов. «Бородино» | Лирический герой | Патриотизм | В стихах воспевается мощь русской армии в Отечественной войне 1812г. |
22 | В.Берестов. «Сиротская зима», «В эвакуации», «А как мы фронту помогали?», «Мир» | Лирический герой | Патриотизм | В стихах герой размышляет о страшных годах в жизни России – Годы Великой Отечественной войны. |
23 | М. Метерлинк. «Синяя Птица» | Митиль, Тильтиль, Душа Света, Пес, Радость Материн-ской любви | Доброжелатель-ность, доброта, преданность, любовь, целеустремлен-ность | Герои, несмотря на испытания, стараются найти синюю птицу, пес проявляет преданность Тильтилю, Душа Света помогает детям в поисках птицы |
24 | К. Бальмонт. «Аромат солнца» | Образ Солнца | Любовь к природе | Автор восхищается величием и красотой солнца |
22 | А.Чехов. «Гришка», «Белолобый» | Гришка, Волчица | Сочувствие | Читатель испытывает сочувствие к главным героям |
4 четверть | ||||
23 | К. Некрасов. «Весна» | Образ весны | Любовь к природе | Автор красочно описывает приход весны |
| Н. Заболоцкий. «Весна в лесу» | Лесные жители весной | Любовь к природе | Автор восхищается лесными жителями |
24 | А. Куприн. «Слон» | Девочка | Мечтательность | Героиня стремится к мечте: увидеть настоящего слона |
25 | Ф. Искандер | Девушка и парень | Взаимопомощь | Девушка и парень спасают мальчика от смерти |