ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9 административно-командная система взглядов, встречающаяся у школьных педагогов; нарушения психолого-педагогической этики; попытки поставить в «общий ряд» детей, нестандартных по своим личностным и психофизиологическим особенностям.
В связи с тем, что поведение больных детей кажется учителям недопустимым, аморальным, их наказывают, ставят плохие отметки, и, в конце концов,перестают бороться, отсаживают на последние парты и игнорируют. Однако эти дети не потеряны для общества, им просто необходима помощь, к таким детям нужен индивидуальный подход, в школах должна быть создана целая система по выявлению таких детей и оказанию им адекватного лечении. Для таких детей создаются индивидуально - ориентированные программы обучения. И, в зависимости от выраженности заболевания, детей переводят в специальные классы (коррекции, для отстающих,), только в последнюю очередь переходят на индивидуальное обучение.
Если нет возможности в школе создания специальных классов, то следует обучать учителей, как вести процесс обучения в классах с такими детьми, что бы учитель мог профессионально создать благоприятную атмосферу в классе для всех детей.
К сожалению, синдром дефицита внимания – не единственная трудность, которую приходится преодолевать ребенку ежедневно. Есть целый ряд сопутствующих состояний, которые по своей природе не менее сложны, чем
СДВГ [15].Это совершенно не значит, что у одного и того же ребенка должны присутствовать абсолютно все нарушения одновременно.
1. Зрительное восприятие.
Нарушение зрительного восприятия
Особенностью детей с СДВГ является неполная обработка входящей зрительной информации. Проблемы ребенка не обусловлены плохим зрением, но мозг перерабатывает не все сигналы. Чтобы та информация, которая была пропущена, перерабатывалась мозгом, она должна повториться несколько раз или же быть более интенсивной по воздействию
Иногда школьник видит буквы и цифры искаженно. Пишет он некрасиво и неряшливо. В этом, помимо зрительного восприятия, свою роль играет плохая координация движений.
Нарушение зрительно-моторной координации
У ребёнка с СДВГ довольно часто нарушена зрительно-моторная координация. Такой ребёнок недостаточно хорошо контролирует с помощью глаз то, что он делает руками. Для хорошей слаженной работы обоих рук также нужна четкая координация между правой и левой рукой(левая рука плохо выполняет свою поддерживающую функцию).
Методы преодоления: Для тренировки зрительного восприятия, умения хорошо подмечать детали и полностью перерабатывать информацию очень хорошо подходят тренировочные компьютерные программы. Эти программы хорошо развивают и зрительное восприятие и контроль движений с помощью зрения.
Сама по себе работа с мышкой — это хорошая тренировка зрительно-моторной координации.
2. Нарушение координации.
Зарубежные исследователи считают, что обработка анкетных данных
10 является основным механизмом диагностики СДВГ. Тем не менее, изучение моторики позволяет намного лучше понять основные механизмы и физиологические компоненты этого нарушения развития.
Вестибулярные нарушения
Равновесие и вестибулярная чувствительность занимают одно из ведущих мест в развитии грубой моторики(сверхчувствительность, низкая чувствительность).
Сверхчувствительность
— это гравитационная неуверенность. Дети со сверхчувствительным вестибулярным аппаратом не переносят быстрых поворотов головы или езды на автомобиле. При низкой вестибулярной чувствительности ребенок, наоборот, слишком хорошо переносит верчения, кручения и раскачивания. Для таких детей раскачивание на качелях, верчение на карусели или на канцелярском стуле — это естественное состояние.
Нарушение крупной моторики
У детей с СДВГ может быть нарушена координация крупных движений и они могут быть "неуклюжими". D.Dewey и B.J.Kaplan различают 3 типа нарушения развития координации движений среди детей, которые относятся к категории "неуклюжих":
-нарушение последовательности движений:
-нарушение выполнения движений (нарушение равновесия, координации движений, мимики);
-нарушение развития всех двигательных умений.
Нарушения координации крупной моторики выявляются примерно в половине случаев СДВГ.Слабая моторная координация проявляется в беспорядочных хаотических движениях.Несмотря на то, что сама по себе грубая моторика у детей с СДВГ развита хорошо, онииспытывают значительные трудности в выполнении движений, требующих высокой степениавтоматизма.
Это, например, повороты рук вовнутрь и наружу или быстрые попеременные движения.
Нарушениемелкой моторики
Дети, страдающие СДВГ, имеют нарушения мелкой моторики различной степени тяжести. Им бывает трудно научиться завязывать шнурки, вырезать ножницами точно по контуру,раскрашивать, не вылезая за границы Они испытывают сложность в координации мелких движений при письме. Эти дети имеют хронические трудности моторной координации, не позволяющие им легко и просто выполнять ежедневные бытовые задачи также искусно, как это делают их здоровые сверстники.
3. Чувствительность
Тактильная чувствительность
У детей с СДВГ можно наблюдать сенсорную сверхчувствительность, особенно кприкосновениям, даже очень легким. В народе это называется синдромом "принцессы нагорошине".Раздражать могут ярлычки на одежде, сама одежда из шерсти или синтетическихматериалов, складки и неровности на простыне, резинки на поясе или рукавах одежды,тесные ботинки.Дети с
11 тактильной сверхчувствительностью не переносят объятий при встрече.Если объятия затягиваются, у таких людей начинается паника и приступы клаустрофобии.С возрастом эти проявления гиперчувствительности сглаживаются. Однако во взрослойжизни и женщины и мужчины могут иметь определенные трудности или особенности винтимных отношениях из-за потребности иметь больше "собственного пространства".
Слуховая чувствительность
Некоторых детей могут раздражать звуки тикающих часов или звук работающего в другой комнате телевизора. Звуки кажутся очень громкими.
Обонятельная чувствительность
Некоторые дети чувствуют запахи, источник которых находится довольно далеко. Раздражает запах лука, чеснока, различных специй или же духов и лака для ногтей. У таких людей очень часто имеются различные аллергические реакции.
Вкусовая чувствительность
Люди с СДВГ, страдающие сверхчувствительностью, очень часто избирательны в еде. Они,например, могут кушать только пищу с определенной текстурой и не переносить остальныепродукты,
Зрительная чувствительность
Гораздо реже, но бывают дети, демонстрирующие зрительную чувствительность. Например, это может быть непереносимость неонового освещения.
Низкая чувствительность
Очень часто в одном пакете с гиперчувствительностью идет низкая чувствительность кхолоду или боли, а также пониженная чувствительность к стимулированию вестибулярногоаппарата.Ребёнок может не замечать царапины и не реагировать на ушибы, легче переносить боль, если он ударится. В холодное время года такие дети бегают без шапок и перчаток, срасстегнутыми куртками и пальто. Дома, когда всем остальным членам семьи температура кажется комфортной, ребёнку может быть жарко и он хочет ходить по дому в одном белье.
Нейрофизиологическая диагностика у детей с СДВГ проводится с помощью методов электроэнцефалографического обследования.
Биоэлектрическая активность головного мозга у детей с СДВГ характеризуется усилением θ и δ -активности в передних зонах коры и уменьшением представленности в этих областях β -ритма в диапазоне 12-21 Гц. Отношение мощности β1 - к θ - ритму, а также β1 к θ - ритму называют «индексами невнимательности» и учитывают при оценке степени тяжести СДВГ (чем меньше этот индекс, тем больше степень невнимательности) [17].
Двигательная активность.
Обоснование необходимости повышенной двигательной активности для детей с
СДВГ основано на результатах исследований И.П.Брязгунова и соавт. [18], которые выявили у детей с синдромом разбалансировку иннервации сердечно- сосудистой системы, снижение ортостатической адаптации (более высокая
12 лабильность вегетативной нервной системы по сравнению с контрольной группой) и снижение физической работоспособности.
Обоснованность повышенной двигательной активности обусловлена и другими данными (Касатикова и соавт., 1999) о нарушении катехоламинового обмена
(высокий уровень норадреналина и адреналина в покое, что свидетельствует о гиперактивации симпатоадреналовой системы). Длительная физическая нагрузка приводит к опустошению катехоламинового депо, происходит гипометаболическая защита и у детей наступает двигательная уравновешенность.
Но не все виды физической активности полезны для гиперактивных детей. Для них не показаны игры, где выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления). Рекомендуются физические упражнения, носящие аэробный характер в виде длительного, равномерного тренинга лёгкой и средней интенсивности: бег "трусцой", плавание, лыжи, езда на велосипеде и другие.
Перед тем, как ребёнок начнёт заниматься физическими упражнениями, он должен пройти медицинский осмотр с целью исключения заболеваний, прежде всего сердечно-сосудистой системы.
Дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью необходимо проводить со специфическими нарушениями обучения (дискалькулия, дислексия и др.), астеническими синдромами на фоне интеркуррентных заболеваний, заболеваниями щитовидной железы, олигофренией легкой степени и шизофренией. Дифференциальный диагноз нередко бывает затруднителен, так как синдром дефицита внимания может сочетаться с рядом других заболеваний и состояний, наиболее часто - с психиатрической патологией
(депрессиями, паническими атаками, навязчивыми мыслями и т.д.) [8].
Комплексный подход к лечению СДВГ.
Комплексное лечение СДВГ включает в себя психотерапию, рациональную фармакотерапию, а также специальные психофизиологические методики
(транскраниальнаямикрополяризация
(ТКМП), биологическая обратная связь (БОС)) [17].
Важным звеном в психокоррекции детей с СДВГ является изменение поведения взрослых (родителей и учителей) – замена неадаптивных подходов к своим детям на адаптивные – тренинг родительской компетентности[3].
Необходимо ознакомить родителей с общими принципами воспитания детей с
СДВГ, обучить техникам, позволяющим изменять поведение ребенка. Для изменения поведения детей используются методы поведенческой психотерапии, основанные на оперантном подходе. Главным принципом такой терапии является применение вознаграждения (материального подкрепления) ребенка за требуемое поведение и наказание за неправильное[4[.
В клинической практике для лечения СДВГ активно используется БОС с целью изменения функционального состояния центральной нервной системы на основе перестроек спектральных характеристик электроэнцефалограмм (ЭЭГ –
13
БОС) [5]. Эффективное использование данной методики возможно с 8-9 летнего возраста.
Еще одной методикой, используемой для лечения СДВГ, является ТКМП
– лечебное применение постоянного (гальванического) электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Данный метод более эффективен для лечения дошкольного и младшего школьного возраста [24].
При использовании ТКМП и ЭЭГ-БОС необходим индивидуальный подбор оптимальных терапевтических режимов для каждого ребенка в зависимости от клинико-психофизиологических показателей [24].
Одним из основных направлений лечения СДВГ является рациональная
фармакотерапия. В настоящее время при медикаментозном лечении в России наиболее часто используются препараты ноотропного ряда – кортексин, энцефабол, церебролизин, ноотропил, положительно влияющие на высшие функции головного мозга. Особенно эффективным их применение является в дошкольном возрасте и у детей с сопутствующими речевыми нарушениями, дисграфией, дислексией. Данные препараты, увеличивая внимание, меньше влияют на гиперактивность и импульсивность.
Относительно новым препаратом, предложенным для лечения СДВГ, является атомоксетин (страттера)-селективный ингибитор обратного захвата норадреналина [23]. Начальная терапия атомоксетином - около 2 месяцев, в течение которых отмечается наибольшая редукция основных клинических проявлений СДВГ (нарушений внимания, гиперактивности, импульсивности).
Последующая терапия атомоксетином составляет 6 месяцев и более (после 3-6 месяцев происходит закрепление (стабилизация) достигнутого эффекта, что в дальнейшем обеспечит отсутствие ухудшения состояния при последующей отмене препарата).
Дозировка: Начальная доза (дети и подростки): 0,5 мг/кг/сут, через 3 дня -1,2 мг/кг/сут; через 3-6 месяцев корректировать дозу, исходя из эффективности и побочного действия. Максимальная доза: 1,8 мг/кг/сут. Принимать с пище.
Можно принимать 1 или 2 раза в сутки.
Данный препарат используется для лечения СДВГ у детей (начиная с 6-летнего возраста), подростков и взрослых.
В отечественной педиатрической практике широко используется препарат амитриптилин. Амитриптилин назначают детям до 7 лет в дозе 25 мг/сут, детям старше 7 лет - в дозе 25-50 мг/сут. Начальная доза препарата составляет 1/4 таблетки и увеличивается постепенно в течение 7-10 дней.
Эффективность амитриптилина при лечении детей с синдромом дефицита внимания составляет 60%.
Н.Н. Заводенко и соавт. наблюдали положительный эффект инстенона у
59% больных. Инстенон назначали в дозе 1,5 таблетки в день детям в возрасте
7-10 лет в течение 1 мес. Отмечалось улучшение характеристик поведения, моторики, внимания и памяти[1].
Наибольший эффект в лечении синдрома СДВГ достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями