ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2021
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
Переделка 6В электрооборудования Явы в 12В
Сообщений: 3 • Страница 1 из 1
Переделка 6В электрооборудования Явы в 12В
S@mson » 14 май 2013, 06:43
Переделка
электрооборудования Явы В нашем журнале
не раз шла речь о недостатках электропитания
мотоцикла ЯВА-634, выпускавшегося до 1985
года. При малых оборотах коленчатого
вала (до 1800 в минуту) 6-вольтовый генератор
не вырабатывает энергию, и все потребители
в это время питаются от аккумулятора.
Если включено освещение и фара, батарея
быстро разряжается, что при многократных
циклах приводит к выходу ее из строя.
Единственная мера, позволяющая избежать
этой неприятности, — поддерживать
средние обороты даже на плохой дороге
или остановках у перекрестков. Ясно,
что это доставляет большие неудобства,
особенно жителям сельской местности.
В выпускаемой ныне ЯВЕ модели «638»
применена 12-вольтовая система
электрооборудования (ее описание и
схема приведены в № 6 за 1987 год), где
более совершенный и мощный генератор
начинает работать уже при 1000 об/мин.
Понятно, что многие владельцы старой
модели хотят перейти на новое
электрооборудование, но встречают
препятствие: основной прибор — генератор
имеет иные присоединительные и габаритные
размеры. Студент из уральского города
Курган Д. КУЗНЕЦОВ преодолел эту трудность
и успешно переоборудовал свою машину.
Через московскую спецбазу Роспосылторга,
адрес которой указан в инструкции,
прилагаемой к мотоциклу, я получил
генератор (12 В, 210 Вт), аккумуляторную
батарею (12 В, 5 А*ч) «Трепча». Выбор
объясняется тем, что отечественную
батарею 6 МТС-9 разместить в тесном
подседельном отсеке без переделки
нельзя. Приобрел также выпрямитель, две
катушки зажигания, реле указателей
поворота. Поскольку «родные» (модели
«638») регулятор напряжения и реле
контрольной лампы найти не удалось, я
купил реле РР330 от мотоцикла «Урал»,
учитывая, что разница в мощности
генератора у ЯВЫ и «Урала» невелика —
210 и 200 Вт соответственно. Суть переделки
в следующем. Механическая часть. Из
стали любой марки делаем переходные
фланец (рис. 1) и конус (рис. 2). При разметке
фланца пользуемся в качестве шаблона
статором генератора, а конуса — ротором.
Кроме того, необходимо, собрав статор
с фланцем, пропилить в них круглым
напильником небольшое углубление под
винт, крепящий правую крышку картера.
Переходной фланец устанавливаем вместо
старого 6-вольтового генератора в
расточку картера и крепим двумя винтами
М6 X 30. Затем на цапфу коленчатого вала
надеваем переходной конус и ротор
генератора. Статор крепим четырьмя
винтами М6 X 10 к переходному фланцу. Чтобы
не повредить щетки при монтаже новых
деталей, их лучше временно снять с
генератора.
Рис.
1. Переходной фланец.
Рис.
2. Переходной конус.
Поскольку
новый генератор больше по размерам,
надо обработать (лучше на вертикально-фрезерном
станке, но можно и вручную) правую крышку
картера, сняв часть перегородки. Чтобы
не повредить крышку на станке,
предварительно вставляем распорку, как
показано на рис. 3. Кроме того, из
подходящего материала — пластмассы,
картона и т. п. делаем дистанционную
прокладку под крышку толщиной 4 мм,
пользуясь правой крышкой картера в
качестве шаблона.
Рис.
3. Крышка картера: 1 — распорка; 2 —
дистанционная прокладка; 3 — перегородка.
Чтобы защитить генератор от пыли и
грязи, вклеиваем резиновую перегородку.
Для нее и прокладки используем эпоксидный
клей. Надо еще исключить задевание
тормозной педали о «расширившийся»
теперь двигатель, — сняв педаль и вал
тормоза, укоротить на 4 мм или изготовить
новую распорную втулку 5 (рис. 4) и выточить
втулку 7 длиной 4 мм. После сборки согласно
рисунку педаль окажется смещенной
вправо.
Рис.
4. Привод ножного тормоза: 1 — тормозной
рычаг; 2 — регулировочный винт; 3 —
фетровое кольцо; 4 — рама мотоцикла; 5 —
распорная втулка; 6 — вал тормозной
педали; 7 — дополнительная распорная
втулка; 8 — тормозная педаль. Электрическая
часть. Для переделки электропроводки
нужно запастись штеккерами шириной 6.3
мм и цветными автомобильными
электоопроводами. Если используем
приборы от модели «638», соединяем их по
«родной» схеме, опубликованной в «За
рулем» (1987, № 6). Когда же применяется
реле-регулятор РР330 (от «Урала» или
другой 12-вольтовый с такими же выводами),
тс проводку выполняем, как указано на
рис. 5. В любом случае придется изменить
схему подсоединения контрольных ламп
нейтрали и работы генератора. Для этого
необходимо удалить перемычку, соединяющую
эти лампы.
Рис.
5. Схема системы энергоснабжения: 1 —
катушки зажигания; 2 — выключатель
стоп-сигнала; 3 — генератор; 4 — выпрямитель;
5 — аккумуляторная батарея; 6 —
предохранитель; 7 — реле-регулятор; 8 —
включатель лампы нейтральной передачи;
9 — лампа нейтральной передачи; 10 —
контрольная лампа работы генератора.
Далее. Синий провод, идущий от контакта
«54» замка зажигания, подсоединяем к
контрольной лампе нейтрали. Контрольную
лампу генератора подсоединяем
дополнительным проводом к корпусу.
Чтобы обеспечить надежную «массу» у
ламп подсветки тахометра и спидометра,
надо проложить еще один «минусовый»
провод, как это сделано у ЯВЫ модели
«638» (см. названную схему d журнале).
Дополнительный провод от выключателя
стоп-сигнала подсоединяем к контакту
«ВЗ» реле РР330, привод от контакта DF
обмотки возбуждения генератора — к
контакту «Ш». Синий провод от контрольной
лампы генератора подключаем к контакту
«ЛК». Контакт «86» генератора соединяем
с контактом «~» на реле. Целесообразно
сразу установить выключатель с «массы»
на «минусовом» проводе, идущем от
аккумуляторной батареи к раме мотоцикла.
Что касается фары, то в ней для подсоединения
новой лампы нужно заменить узкие штеккеры
на широкие от любой мотоциклетной или
современной автомобильной фары, где
стоит лампа 45/40 Вт. Провода от катушек
зажигания можно использовать старые,
разогнув лишь чуть-чуть их штеккерные
наконечники. Реле-регулятор РР330 и
выпрямитель я установил в подседельном
отсеке. Замена 6-вольтовых на 12-вольтовые
катушки зажигания, лампочек, реле
указателей поворота и звукового сигнала
трудностей не вызывает. Подобным образом
я переделал свою ЯВУ модели 634-7-00 в 1985
году, а затем по моим чертежам было
переделано еще две машины.
Источник: http://roker.kiev.ua/techinfo/jawa/pere
... -yave.html
ВелоВладелец
Сообщения: 4117
Зарегистрирован: 30 янв 2009, 10:01
Откуда: Фастов и редко Киефф
Re: Переделка 6В электрооборудования Явы в 12В
S@mson » 14 май 2013, 06:47
»
Установка электронного зажигания на
6-вольтовую Ява-634
24-01-2012, 21:36 | Зажигание
мотоциклов | автор: admin | Просмотров:
1281
По техническим данным датчик Холла
и коммутатор допускают работу при
падении напряжения питания до 6 вольт
(допустимые пределы питания для
коммутатора 6-18 вольт, для датчика Холла
6-16 вольт). Вот и родилась идея установить
их на ЯВУ-634 с 6-вольтовым генератором.
Для переделки использовал датчик Холла
ОАО "Автоэлектроника" г. Калуга ,
коммутатор 0529.3734 производства г. Винница,
комплект проводов с разъемами для
переделки под электронное зажигание
автомобилей ВАЗ-2105. Аккумулятор и катушки
зажигания оставил родные шестивольтовые.
Катушки зажигания подключил паралельно
к коммутатору. Сделал модулятор, всё
установил, подключил. Отрегулировал на
мотоцикле зажигание: в свечах зажигания
увеличил зазор до 0,8 мм, опережение
зажигания сделал 2,8 мм. После этого
сделал пробную попытку запустить
двигатель. Двигатель молчал, не было
даже вспышек. Тогда к аккумулятору
подключил зарядное устройство, подняв
напряжение до 8 вольт. Мотоцикл завелся
сразу, но при отключении подзарядного
устройства двигатель на средних оборотах
работал нормально, на холостых оборотах
глох.
Тогда решил сделать следущее.
Вместо родного шестивольтового
аккумулятора поставил переделанный
двенадцативольтовый с отрезанными
двумя банками (аккумулятору было два
года. Одна банка коротила). Реле-регулятор
напряжения отрегулировал на максимальное
напряжение (около 8,3 В) путем отгибания
упора пружинки соответсвующего
электромагнитного реле регулятора
напряжения. Поменял лампы на 12 В в
приборах (указатель нейтрали и подзарядки),
под баком рассоединил восьмиполюсный
разъем (проводка мотоцикла была переделана
на кануне по аналогу проводки ЯВА-638),
чтобы отключить фару и повороты.
После
всех данных переделок двигатель
запустился сразу, хотя опять-таки на
холостых оборотах были перебои. При
движении никакого улучшения в работе
двигателя не было (хотя при переделке
мотоцикла с 12-вольтовым оборудованием
разница ощущается и значительно).
Пробовал подобрать свечи (лучший
результат показали свечи А23В) и угол
зажигания - ничего не помогло. После
этого полностью переделал мотоцикл под
12-вольтовый генератор с электронным
зажиганием.
http://avto-moto-remont.ru/15-ustanovka
... a-634.html
ВелоВладелец
Сообщения: 4117
Зарегистрирован: 30 янв 2009, 10:01
Откуда: Фастов и редко Киефф
Re: Переделка 6В электрооборудования Явы в 12В
S@mson » 14 май 2013, 07:01
Установка
неординарной системы зажигания на Яву
638 потребует от вас небольшую кучу
проводов, коммутатор от ВАЗ 2108 и катушку
зажигания от, малолитражной ОКИ. Но
если, вдруг, её под рукой не окажется,
то сгодится и от Газели. Затем, придётся
приложить умение рук и мастерство. Из
металла имеющего свойства магнита,
нужно выточить модулятор шторку, но не
большую пять сантиметров длинны, один
ширины и толщиной не более 0.8-1мм.
Штатный
генератор тоже придётся разобрать –
снять с него пластину с кулачками и
конденсаторами. В круговой пластине
аккуратно высверлить отверстие под ухо
крепления датчика и обязательно нарезать
резьбу. Болт для крепления модулятора
потребуется из нержавеющей стали, он
должен быть - полным аналогом штатному.
Соответствовать его размерам и
требованиям. Коммутатор, без излишних
придумок, можно расположить на коробе
воздушного фильтра и уже к нему подключить
датчик. Соответственно, катушка занимает
место штатной, с подключенным к ней
проводом от коммутатора, а вторая клемма
идёт, как и положено, к замку
зажигания.
Регулировка и
расположение проводов:
Естественно,
возникают некоторые сложности с
настройкой и определением угла системы
зажигания. Метод настройки контактов
путём (перезвона лампочкой), не годится.
Электроника штука серьёзная. Здесь
пригодится вольтметр, показывающий не
менее 15в. с обязательным, внутренним
сопротивлением. 10-15 кОм.
Подключите
его к датчику Холла: на контакте – 2,
зажмите плюсовой провод, минусовой
пойдёт на третий. Поршень любого цилиндра
должен находится в верхней точке сжатия,
в момент когда образуется искра. Включите
зажигание, и не торопясь, проворачивайте
модулятор пока не изменятся показания
вольтметра. Моменту разряда искры,
соответствуют показания напряжения в
датчике до значения, близкого питанию
мотоцикла. Как только вспыхнет искра,
не сбивая положение шторок, фиксируйте
модулятор по движению вала генератора
болтом.
Совет по безопасности:
Проводя
все эти действия, обязательно нужно
замкнуть высоковольтные провода на
массу, но можно и «нагрузить» их свечой.
И помните, разорванная вторичная цепь
катушки, обязательно при-ведёт к
перегрузке и повреждению БСЗ. И всю
проделанную работу придётся начинать
заново.