Файл: Гольдштейн Евгения Альбертовна СанктПетербург пояснительная записка рабочая программа.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №529 Петродворцового района Санкт-Петербурга имени Героя Российской Федерации Д.А.Опарина
«Согласовано» Зам. директора по УВР: «___»____________20___г. | Принято Педагогический совет Протокол №___ от «__» _________ 20____ | Утверждаю: Директор ГБ ОУ школа № 529 Приказ №___ от «__» _________ 20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «История и культура Санкт-Петербурга», 6 класс
Разработчик программы:
Гольдштейн Евгения Альбертовна
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Рабочая программа по ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ СПБ составлена на основе Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577 и основана на программе общеобразовательных учреждений Л.К.Ермолаева - СПб., СМИО Пресс, 2016.
Рабочая учебная программа «Санкт-Петербург – город-музей» для 6 класса учебного предмета История и культура Санкт-Петербурга разработана на основе «Требований к краеведческой подготовке учащихся», разработанных сотрудниками кафедры прикладной культурологии СПбАППО. Разработана на основе авторской программы – «Санкт-Петербург – город-музей», автор программы Л.К.Ермолаева - СПб., СМИО Пресс, 2016.
При изучении курса «История и культура Санкт-Петербурга» используется учебно-методический комплекс «Санкт-Петербург – город музей» Ермолаевой Л.К., Лебедевой И.М., Шейко Н.Г. издательства СПб СМИО Пресс, год издания 2016
Цели программы:
Формирование эмоционально-ценностного восприятия школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.
Задачи программы:
-
Продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия. -
Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:
-
о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов; -
о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия
3.Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:
-
ориентироваться в культурном пространстве города, -
понимать особенности городских объектов как источников информации, -
применять полученные знания, -
совершенствовать общеучебные умения, -
выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.
4.Способствовать развитию умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
5. Проводить диагностику – на анализ изучаемых объектов с выделением существенных и несущественных признаков; синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям.
6. Создать условия для развития, формирования умений, которые находятся в ЗБР учащихся (по результатам диагностики метапредметных умений-данные КИС «Развитие», а также внешнего и внутреннего мониторинга предметных умений и УУД предыдущего учебного периода).
Данная программа «Санкт-Петербург – город-музей» учебного предмета История и культура Санкт-Петербурга предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на один год обучения — в 6 классе. В соответствии учебным планом в 6 классах на изучение данного предмета отводится 17 часов (из расчета 1 час в 2 недели или блоком).
Предпочтительные формы организации учебного процесса: урок развивающего обучения, урок-исследование, урок-викторина, мультимедиа–урок. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог.
Преобладающими формами контроля выступают устный опрос, письменный опрос, письменные самостоятельные и контрольные работы (общие и индивидуальные), тестовый контроль, проверочные работы в форме слайд - викторин. навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся, промежуточной аттестации учащихся в ОУ, внешним контролем :РДР, ВПР, исследованиями по функционально грамотности).
Планируемые результаты освоения обучающимися данной программы
Предметные результаты изучения ИКПП в основной школе включают:
- познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание;
- возникновение желания посетить изученные памятники и найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу; самостоятельно «добыть» новую информацию; принять участие во внеклассной краеведческой деятельности.
- использование различных справочных изданий (словари, энциклопедии, включая при возможности компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе;
- перечислять петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного; называют конкретные экспонаты (соответственно программе); узнать их по изображению; рассказать о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объяснить их историко-культурную значимость;
- перечислять петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказать о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);
- называть фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносить фамилию и конкретный памятник; рассказать о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия; разъяснить причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также причины их сохранения.
- ориентироваться по карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга (соответственно программе);
- комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2 источников);
- обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку);
- применять полученные знания и умения (на уроках, на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, во внеклассных мероприятиях, главное при рассмотрении реальных объектов);
- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания.
Получат возможность научиться:
- работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем;
- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;
- рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);
- используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить влияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербургском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции; соотнести мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;
- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;
Метапредметные результаты изучения предмета в 6 классах отражают:
– готовность к логическим действиям: аналогия, анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам искусства;
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
- развитие умения делать сравнение с филологической точки зрения; развитие умения выделять различные линии для сравнения одних и тех же предложенных к сравнению объектов;
- сравнивая, выделять значимые черты общности и различия;
- развитие умения анализировать изучаемый материал отвлекаясь от несущественных признаков и выделяя главное, основное;
- развитие умения производить сравнение при изучении предложенного лексического, грамматического, страноведческого и прочего материала;
- развитие умения делать обобщение с филологической точки зрения;
- понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии Санкт-Петербурга;
– самостоятельность при организации содержательного и увлекательного культурного досуга;
– оригинальный, творческий подход к решению различных учебных и реальных, жизненных проблем;
– усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
– умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях;
личностные результатыизучения предмета в 6 классах подразумевают:
-обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
-обобщенное представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений разных видов искусства;
-развитие адекватной самооценки
Требования к уровню подготовки, связанные со школьной диагностикой: сформированность западающих предметных, метапредметных, личностных умений, выявленных в процессе диагностики предыдущего учебного периода.
Тематическое планирование 6 класс
№ раздела / темы | Наименование разделов | Количество часов | |||
Всего | Теоретические занятия | Лабораторные, практические занятия, проекты и др. | Контрольные занятия | ||
| Наследие Византии, православной Руси, Петербурга | 6 | 5 | 1 | |
| Наследие средневековой Европы и наследие Петербурга | 7 | 5 | 1 | 1 |
| Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга | 3 | 2 | 1 | |
| Итоговое обобщение | 1 | | | 1 |
Итого | | 17 | 12 | 3 | 2 |