Файл: Министерство науки и высшего образования рф фгбоу во Тверской государственный университет.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 567
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования РФ
ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»
Институт педагогического образования и социальных технологий
Направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль «Логопедия»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ВЫПУСКНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА)
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Автор:
Бароян Лилит Грайровна
Научный руководитель:
к.п.н., доцент Ю.А. Корпусова
Тверь 2023
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обучение чтению представляет собой сложный интегративный психофизиологический процесс, который происходит при активном участии и контроле высших отделов центральной нервной системы, а также за счет совместной работы зрительных, речевых и слуховых анализаторов.
Для преодоления нарушений чтения необходимо проводить целенаправленную работу по их коррекции. Анализ требований к нормативной базе показывает необходимость коррекции чтения у детей, имеющих задержку психического развития. Это необходимо обучающимся для успешного понимания словесных инструкций, формирования коммуникативных, когнитивных и регулирующих функций речи, что в дальнейшем положительно влияет на развитие ребенка.
Объект исследования: нарушения чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: коррекция нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: на основе теоретического анализа педагогической и методической литературы подобрать и апробировать приемы, направленные на коррекцию нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический инструментарий и провести диагностику по выявлению нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. На основании результатов диагностики провести коррекционно-развивающую работу по исправлению нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
4. Осуществить обработку и анализ результатов исследования.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что использование приемов, направленных на формирование навыков фонематического анализа, формирование навыков слогового анализа и синтеза способствует коррекции нарушений чтения у детей с задержкой психического развития.
Методы исследования
- Теоретические (анализ и синтез научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение)
- Эмпирические (педагогическая диагностика);
- Методы обработки данных (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Эмпирическая база:
ГКОУ «Тверская школа – интернат №2» (г. Тверь)
Выводы по 1 главе:
Задержка психического развития у детей младшего школьного возраста существенно влияет на их работоспособность, познавательную активность и скорость переработки информации. В частности, дети с задержкой психического развития испытывают затруднения в чтении из-за замедленного темпа приема, переработки зрительно-воспринимаемой информации и проблем с установлением ассоциативных связей.
Однако, проведение коррекционной работы может помочь устранить некоторые ошибки при чтении. Коррекция нарушений чтения должна включать формирование навыков элементарного звукового анализа, совершенствование навыков звукового анализа и грамматического строя речи, дифференциацию звуков и развитие фонематического слуха у ребенка, а также формирование навыков слогового анализа и синтеза.
Таким образом, для успешной коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития необходимо учитывать особенности их психического развития и проводить работу в рамках комплексного подхода
, который включает различные направления коррекции.
Методики исследования:
Для оценки навыка чтения была использована методика, предложенная А.Н. Корневым
Констатирующий этап
Правильность чтения по адаптированной методике А. Н. Корнева «СМИНЧ»
Формирующий этап
Цель: коррекция нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с использованием комплекса приемов, направленных на формирование навыков фонематического анализа, формирование навыков слогового анализа и синтеза.
Всего нами было проведено 15 занятий с использованием приемов, направленных на формирование навыков фонематического анализа, формирование навыков слогового анализа и синтеза. анализа слов.
Контрольный этап
Результаты констатирующего и контрольного этапов
Рекомендации:
Для развития навыков фонематического анализа рекомендуется использовать упражнения на разгадывание слов из нескольких фонем, игры с использованием заданий на выявление фонетических различий и образца слова
Для улучшения навыков слогового анализа и синтеза рекомендуется использовать упражнения на расстановку букв в словах в правильном порядке, игры на составление слов из перемешанных букв, повторение звуков и букв в словах,