Файл: Министерство науки и высшего образования рф фгбоу во Тверской государственный университет.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 567

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования РФ

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»

Институт педагогического образования и социальных технологий

Направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль «Логопедия»

    

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ВЫПУСКНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА)



КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Автор:

Бароян Лилит Грайровна

Научный руководитель:

к.п.н., доцент Ю.А. Корпусова

 Тверь 2023

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обучение чтению представляет собой сложный интегративный психофизиологический процесс, который происходит при активном участии и контроле высших отделов центральной нервной системы, а также за счет совместной работы зрительных, речевых и слуховых анализаторов.

Для преодоления нарушений чтения необходимо проводить целенаправленную работу по их коррекции. Анализ требований к нормативной базе показывает необходимость коррекции чтения у детей, имеющих задержку психического развития. Это необходимо обучающимся для успешного понимания словесных инструкций, формирования коммуникативных, когнитивных и регулирующих функций речи, что в дальнейшем положительно влияет на развитие ребенка.

Объект исследования: нарушения чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования: коррекция нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Цель исследования: на основе теоретического анализа педагогической и методической литературы подобрать и апробировать приемы, направленные на коррекцию нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.


2. Подобрать диагностический инструментарий и провести диагностику по выявлению нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

3. На основании результатов диагностики провести коррекционно-развивающую работу по исправлению нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

4. Осуществить обработку и анализ результатов исследования.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что использование приемов, направленных на формирование навыков фонематического анализа, формирование навыков слогового анализа и синтеза способствует коррекции нарушений чтения у детей с задержкой психического развития.

Методы исследования
  • Теоретические (анализ и синтез научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение)
  • Эмпирические (педагогическая диагностика);
  • Методы обработки данных (количественный и качественный анализ результатов исследования).

Эмпирическая база:

ГКОУ «Тверская школа – интернат №2» (г. Тверь)

Выводы по 1 главе:

Задержка психического развития у детей младшего школьного возраста существенно влияет на их работоспособность, познавательную активность и скорость переработки информации. В частности, дети с задержкой психического развития испытывают затруднения в чтении из-за замедленного темпа приема, переработки зрительно-воспринимаемой информации и проблем с установлением ассоциативных связей.

Однако, проведение коррекционной работы может помочь устранить некоторые ошибки при чтении. Коррекция нарушений чтения должна включать формирование навыков элементарного звукового анализа, совершенствование навыков звукового анализа и грамматического строя речи, дифференциацию звуков и развитие фонематического слуха у ребенка, а также формирование навыков слогового анализа и синтеза.

Таким образом, для успешной коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития необходимо учитывать особенности их психического развития и проводить работу в рамках комплексного подхода

, который включает различные направления коррекции.

Методики исследования:

Для оценки навыка чтения была использована методика, предложенная А.Н. Корневым

Констатирующий этап

Правильность чтения по адаптированной методике А. Н. Корнева «СМИНЧ»

Формирующий этап

Цель: коррекция нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с использованием комплекса приемов, направленных на формирование навыков фонематического анализа, формирование навыков слогового анализа и синтеза.

Всего нами было проведено 15 занятий с использованием приемов, направленных на формирование навыков фонематического анализа, формирование навыков слогового анализа и синтеза. анализа слов.

Контрольный этап

Результаты констатирующего и контрольного этапов

Рекомендации:

Для развития навыков фонематического анализа рекомендуется использовать упражнения на разгадывание слов из нескольких фонем, игры с использованием заданий на выявление фонетических различий и образца слова

Для улучшения навыков слогового анализа и синтеза рекомендуется использовать упражнения на расстановку букв в словах в правильном порядке, игры на составление слов из перемешанных букв, повторение звуков и букв в словах,

Благодарю Вас за внимание!

Благодарю Вас за внимание!