Файл: Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьникачитательской грамотности младшего школьника.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• определяю суждение, которое нужно подтвердить или опровергнуть;
• отбираю доказательства (объяснения), анализирую их, отбрасываю несущественные;
• подбираю примеры как подтверждение доказательств;
Универсальное учебное действие конструирование устного
высказывания рассуждения состоит из следующих операций:
• подбираю примеры как подтверждение доказательств;
• составляю план задуманного текста–рассуждения;
• выбираю форму представления и языковые средства, отражающие специфику текста–рассуждения;
• конструирую текст–рассуждение, удерживая логику рассуждения.
Определи,
являются ли правильными рассуждения.
Слово голова – образовалось от слова гол,
потому что голова – это то, чем можно забивать
голы.
голы.
Слово грибник – образовалось от слова гриб,
так как грибник – это тот, кто собирает грибы.
Слово рыба – образовалось от слова рыбка,
потому что рыба – это большая рыбка.
Придумайте начало предложений по их второй,
заключительной части.
…, потому что слова лес и лесник имеют общий корень.
…, так как при изменении слова (замочек –
…, так как при изменении слова (замочек –
замочка
) гласный звук в суффиксе выпадает.
…, потому что имя существительное вещь
женского рода и стоит в единственном числе.
37
При конструировании предложения,
в которых отсутствует начало,
ученик должен осуществить следующие
поисковые действия:
• Понять смысл заключительной части предложения;
• Предложить (себе) гипотезу «скрытого» правила и
• Предложить (себе) гипотезу «скрытого» правила и сформулировать его;
• Сконструировать начало предложения.
38
Вторая линия – работа с информационно- содержательными,
инструктивными и
справочными текстами на уроках русского языка.
языка.
Содержательные линии «Система языка»,
«Правописание»
Работа с
информационно- содержательными,
инструктивными и справочными инструктивными и справочными текстами на уроках русского языка
Часто встречающимся в
учебниках видом информационно-содержательного текста является изложение лингвистической информации, языкового закона,
которое в учебнике может быть отражено как рубрика
«Тайны языка». В таких текстах содержится положение,
«Тайны языка». В таких текстах содержится положение,
выражающее определенную закономерность, указание на соотношение каких-либо явлений.
Ключевым моментом работы младшего школьника с этими текстами является такая организация работы,
которая обеспечит понимание содержащейся в
правиле лингвистической информации,
а не механическое ее запоминание. Этому способствует следующие методические приемы: 1) организация до введения правила наблюдения за языковым материалом с целью выявления определенной приемы: 1) организация до введения правила наблюдения за языковым материалом с целью выявления определенной закономерности; 2) формулирование выводов, обобщающих результаты проведенного наблюдения; 3) чтение правила с целью соотнесения содержащейся в нем информации со сделанными самостоятельно выводами. Соблюдение такой последовательности работы приводит к тому, что сложный язык правила не вызывает отторжения.
К информационно-содержательным относятся также и тексты, на основе которых строятся упражнения в русском языке. Цель этих текстов не в предоставлении информации, а в предоставлении основы для решения определенной учебной задачи.
учебной задачи.
Особенности работы с инструктивным текстом
Одним из видов инструктивного текста в учебниках русского языка является формулировка задания к
упражнениям.
Очень важно применять специальные методические приемы,
такие как анализ,
объяснение,
учебный диалог, которые позволят обеспечить понимание учебный диалог, которые позволят обеспечить понимание формулировок заданий.
Подчеркни словосочетание, в которое можно вставить и букву
е, и букву и?
• сл...зать сметану
• сл...зать языком
• сл...зать быстро
• сл...зать боком
• сл...зать боком
• сл...зать с дерева
Что понять?
1) Работаю со словосочетаниями (анализирую лексическое значения).
2) Соблюдаю условие выполнения (возможность двойной записи).
3) Применяю заданный способ выполнения (нужно подчеркнуть).
Найди в тексте и выпиши слово, в котором: а) два слога;
б) все согласные звуки звонкие;
в) второй гласный звук ударный.
Как весело зимой! Дети играют в снежки,
Как весело зимой! Дети играют в снежки,
лепят снеговика,
катаются на санках.
А
как интересно строить ледяную горку!
Что понять?
1) Работаю с текстом (веду поиск нужного слова).
2) Выделяю и учитываю все условия выполнения (слово должно обладать одновременно тремя признаками).
3) Применяю заданный способ выполнения (нужно выписать).
Особое место среди инструктивных текстов занимают алгоритмы применения правил, оформленных в рубрике «Учусь применять правило». Их включение в учебник и обучение работе с ними имеет принципиальное значение, поскольку для младших школьников содержащийся в правиле языковой закон не является руководством к действию, промежуточным звеном не является руководством к действию, промежуточным звеном между усвоением правила и его применением является работа с алгоритмами.
Особенности работы со справочными текстами
Справочный текст содержит предоставление учащемуся кратких сведений, уточняющих характеристику учебного объекта. К справочным текстам относятся словарные статьи (в словарях различного типа), аннотации, словарные статьи (в словарях различного типа), аннотации, различного характера указатели, подсказки, примечания.
Для того чтобы успешно работать со справочной информацией, следует учить младших школьников читать и понимать такие тексты, как словарная статья, особенность которой заключается в усвоении четкой, краткой информации.
Если ученик работает со словарем, то ему требуется знание структуры словаря, особенностей словарной статьи, назначения структуры словаря, особенностей словарной статьи, назначения указателей и
помет
(алфавитный порядок,
тематический,
расположение грамматических характеристик слова,
его значения, примеров).
Благодарю за внимание!