Файл: Практикоориентированное задание 1 Сравнение психики и поведения человека и животных. Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практикоориентированное задание 1

Сравнение психики и поведения человека и животных.

Цель – дать сравнительный психологический анализ психических проявлений и поведения животных, ребенка и взрослого человека, заполнив таблицу.

Примечания: 1. В графы «животное 1» и «животное 2» необходимо вписать конкретных животные, желательно указав вид/породу. Производить описание именно этих животных.

2. Необходимо как можно более подробно описывать проявление каждого параметра.
Вариант 1. В качестве «животного 1» рассмотрите рыб, в качестве «животное 2» рассмотрите приматов.

Вариант 2. В качестве «животного 1» рассмотрите насекомых, в качестве «животное 2» рассмотрите собак.





параметр

Животное 1

Насекомое

осы Philanthus

Животное 2

Собака

Овчарка

Ребенок в возрасте 0-3 года

Взрослый человек

Вывод

Общие показатели



Наличие психики

II. Стадия перцептивной психики.

А. Низкий уровень.

II. Стадия перцептивной психики.

Б. Высший уровень.


сенсорная

психика, перцептивная психика, интеллект


сенсорная

психика, перцептивная психика, интеллект

- возникновение психики проходит этапы, которые прослеживаются на примерах в задании

- отличие психики животного от психики человека состоит, прежде всего, в условиях ее развития

- животное развивается по законам биологической эволюции

- человек покоряется законам общественно-исторического развития



Зрелость рождения

У большинства насекомых новорожденные не нуждаются в помощи

новорожденные детеныши разной степени зрелости: щенки

Зрелым считается здоровый доношенный ребенок, у которого морфологическое и функциональное состояние органов и систем соответствует его сроку гестации.

Все недоношенные дети являются незрелыми по отношению к доношенным. Но, в то же время, они могут быть достаточно зрелыми в функциональном отношении к своему гестационному возрасту, однако их органы и системы неспособны обеспечить их существование во внеутробной жизни

Зрелым считается здоровый доношенный ребенок, у которого морфологическое и функциональное состояние органов и систем соответствует его сроку гестации

- Прямое развитие редко встречается у насекомых

- У собак детеныши рождаются на разных стадиях зрелости

- у человека зрелость - понятие морфологическое, а доношенность хронологическое

- после рождения определяется зрелость ребенка

- зрелость новорожденного - это готовность органов и систем рожденного плода к новой для него внеутробной жизни

- функциональная зрелость - включает признаки: двигательная активность, тонус мышц сгибателей, выраженность врожденных безусловных рефлексов, интенсивность сосания, выраженность крика, степень терморегуляции

- в отличие от животных, на развитие человека оказывают влияние и социальные факторы



Типы высшей нервной деятельности

Тип нервной системы насекомых - узловой. Состоит она из головного мозга (надглоточного ганглия), подглоточного ганглия и брюшной нервной цепочки. Головной мозг имеет сложное строение, образован в результате слияния 3 ганглиев и состоит соответственно из 3 отделов: переднего, среднего и заднего. От мозга отходят нервные тяжи - коннективы, которые направляются к подглоточному ганглию, в совокупности образуя окологлоточное нервное кольцо.

Сангвинический тип ВНД - сильный, уравновешенный, подвижный.

Холерический тип ВНД - сильный, неуравновешенный, возбудимый.

Флегматический тип ВНД - сильный, уравновешенный, инертный.

Меланхолический тип ВНД - слабый с вариантами степени возбудимости

Существуют четыре основных типа высшей нервной деятельности (ВНД):

- возбудимый — неуравновешенный (холерик), -уравновешенный — подвижной (сангвиник),

-уравновешенный — спокойный (флегматик),

- слабый (меланхолик)


Существуют четыре основных типа высшей нервной деятельности (ВНД):

- возбудимый — неуравновешенный (холерик), -уравновешенный — подвижной (сангвиник),

-уравновешенный — спокойный (флегматик),

- слабый (меланхолик)


- Уже на уровне млекопитающих (собак) можно говорить о высшей нервной деятельности

- Высшая нервная деятельность (ВНД) это интегративная деятельность высших отделов центральной нервной системы (ЦНС), обеспечивающая поведение, т.е. оптимальное приспособление организма как целого к внешнему миру.

- Структурная основа ВНД у собак и человека - кора больших полушарий и подкорковые структуры мозга. Мозговые структуры, как правило, многофункциональны, т.е. жёсткой связи основных проявлений ВНД с определёнными отделами мозга не существует.

- Процессы ВНД составляют материальный субстрат психики



Основные безусловные рефлексы (инстинкты)

Инстинкты в наибольшей степени проявляются у насекомых в двух сферах жизни: добыча питания, размножение, при строительстве жилищ, выборе места для откладки яиц и т.д.

По Павлову, четыре основных безусловных рефлекса: ориентировочно-исследовательский, пищевой, оборонительный и половой

Спинальные автоматизмы:

Защитный с рождения 1,5 месяца

Рефлекс опоры с рождения переходит в

самостоятельное стояние

Автоматическая походка новорожденных с рождения 3-4 месяца

Верхний хватательный с рождения 6-12 месяцев

Нижний хватательный с рождения 12 месяцев

Бауэра с рождения 4-5 месяца

Моро с рождения 5-6 месяцев

Галанта с рождения 3 месяца

Переса с рождения 3 месяца

Бабинского с рождения 12 месяцев

Оральные автоматизмы:

Ладонно-ротовой с рождения 3-4 месяца

Хоботковый с рождения 2-3 месяца

Поисковый с рождения 1-1,5 месяца

Сосательный с рождения 12 месяцев

Среднелицевой с рождения 2-3 месяца

Щечно-вращательный с рождения 2-3 месяца

Назолабиальный с рождения 2-3 месяца

Надсегментарные позотонические автоматизмы.

сложнейшие – индивидуальные рефлексы – пищевой, оборонительный, агрессивный, рефлекс свободы, исследовательский рефлекс, рефлекс игры. К видовым сложнейшим относятся половой и родительский рефлексы

- Основу поведения насекомых составляют безусловные рефлексы - таксисы и инстинкты. Достаточно сложны формы инстинктивного поведения у общественных насекомых: пчел, муравьев

- В процессе эволюции животного мира образовались три приспособительных механизма, обеспечивающие биологически целесообразные реакции организма человека и животных на действие раздражителей окружающей среды.

- инстинкты — это та часть поведения животных и человека, которая характерна для организмов данного вида и закреплена за ними генетически; • инстинкт — это комплекс безусловных рефлексов

Особенности БР:

- Врождённые

2 Видовые

3 Не требуют обучения

4 Постоянные

5 Раздражители:

адекватные;

биологически важные;

надежные;

статические.

6 Начинаются с определённого

рецептивного поля.

7 Могут замыкаться без участия коры головного мозга.

8 Строго соответствуют телес-

ной организации




Основные условные рефлексы

Пищевые

Оборонительные

Половые

- элементарные условные рефлексы

Все условные рефлексы приобретаются в процессе жизни животного, они строго индивидуальны и проявляются только у тех собак, у которых эти рефлексы вырабатывались

ля детей до 3 лет характерна большая прочность выработанных условных связей, для переделки прежде выработанных условных рефлексов требуется около 50 сочетаний условного сигнала с новым подкреплением.

Условные рефлексы вырабатываются в течение жизни, так как не имеют готовых рефлекторных дуг. Они носят индивидуальный характер и в зависимости от условий существования могут постоянно меняться

- В отдельных случаях под влиянием внешних условий у насекомых проявляются элементы высшей нервной деятельности — условные рефлексы. Одним из примеров служит быстрое установление пчелой связи между запахом цветка и его медоносностью.

- Условные рефлексы – это приобретенные на протяжении жизни привычные реакции, которые вызываются в ответ на определенные раздражители. Свойственно всем рассматриваемым группам

Особенности УР:

1 Приобретённые на базе безусловных.

2 Индивидуальные

3 Требуют обучения

4 Непостоянные, зависят от условий, могут исчезать.

5 Раздражители:

любые;

биологически менее важные;

динамические;

носят сигнальный характер.

6 Начинаются с любого

рецептивного поля.

7 Замыкаются при участии коры

головного мозга.

8 Предопределяются телесной

организацией



Основные навыки

Двигательные, ригидные, генетически запрограммированные, визуальные, обучаемость, ориентация, способность улавливать логические связи

знание хозяина и своей клички;

безотказный подход к хозяину по команде;

приучение к снаряжению, свободному состоянию;

выполнение запрещающих команд;

движение рядом с хозяином;

отказ от корма, предлагаемого посторонними лицами или найденного случайно

Воспитание личности ребенка; Гигиенические навыки; Социальные нормы и правила; Развитие познавательной сферы и высших психических функций.

Навык – автоматическое сознательное действие, направленное на достижение определенной цели. Он вырабатывается постоянными упражнениями, практикой и старанием. Совершенствовать его можно бесконечно

Основные навыки:

Умение учиться

Проактивное мышление

Профессиональные

Критическое мышление

Творческое мышление

Красноречие

Эмпатия

Управление финансами

Тайм-менеджмент

Постановка целей

Умение отдыхать

Навык формирования привычек

Свойственно всем группам:

- Навыки бывают двух типов. При навыке первого типа новое, не закрепленное в инстинктах действие с самого начала выполняется автоматически и закрепляется путем повторения. Навыки, основанные на условном рефлексе, можно сформировать даже у существ с относительно простым строением нервной системы

- чем сложнее условия жизни и нервная система живого существа, чем выше оно стоит на эволюционной лестнице, тем быстрее и эффективнее образуются у него навыки, тем более сложными по своему характеру они являются

- способность к выработке навыков свойственна не всем животным, а проявляется лишь на определенном уровне филогенеза

Свойственно человека:

- навыки формируются и в процессе воспитания. образования. обучения



Течение процесса научения:

Габитуация Сенситизация Тренировка Суммация сенсорики

Габитуация Сенситизация Тренировка Суммация сенсорики

5 механизмов научения:

- импринтинг

- Условно-рефлекторное научение

- Оперантное научение

Только у человека:

- Викарное научение

- Вербальное научение

5 механизмов научения:

- импринтинг

- Условно-рефлекторное научение

- Оперантное научение

Только у человека:

- Викарное научение

- Вербальное научение

Отличия насекомых от животных:

- уже у пчел психические способности, аналогичные тем, которые относятся к предпосылкам интеллектуальных действий высших позвоночных животных

Отличие животных от человека:

- этих предпосылок недостаточно для интеллектуального поведения, мышления животных, особенно если смотреть на эти высшие психические функции животных как на ступень по направлению к зарождению человеческого сознания

Важно!

Признавая у высших животных наличие своеобразных мыслительных способностей, интеллекта, нужно со всей определенностью отдавать себе отчет в том, что рассудок, т. е. разум, сознание как качественно иная категория психического отражения не присущи ни одному из животных, а только человеку.




А) длительность

Раннее облигатное и факультативное научение у беспозвоночных

факультативное научение начинается в более ранние сроки

противоречивость в способности к научению

Увеличение интенсивности безусловного раздражителя (подкрепления) обычно повышает скорость научения, но только до определенного уровня

Скорость выработки условных рефлексов с возрастом увеличивается

от рождения до года – максимальный темп развития, от года до 3 лет – средний темп, от трех лет и старше – низкий темп

у детей до трех лет подвижность нервных процессов очень мала, далее она постепенно увеличивается

Скорость выработки условных рефлексов с возрастом увеличивается

У детей сложно отличить результат созревания от результата научения, поэтому научение исследуют у взрослых; 3) упражнение улучшает процесс научения; 4) изменение поведения в результате употребления психоактивных веществ или при утомлении научением не является

Для собак свойственно то, что на самом деле, научить нашу собаку чему-то принципиально новому, «не собачьему», невозможно, как, впрочем, крайне трудно научить и других животных несвойственному для них поведению.

У детей самые яркие страницы жизни ребенка открываются в раннем (от года до трех лет)

У собак и людей есть схожести в том, что основной вопрос научения состоит в способности организма мысленно представлять себе различные аспекты мира и оперировать этими мысленными репрезентациями, а не самим миром. При комплексном научении мысленные репрезентации отражают нечто большее, чем только ассоциации, а из мысленных операций может складываться стратегия, а собаки тоже могут формировать когнитивную карту своего окружения, а также приобретать абстрактные понятия, такие как причина.





Б) трудность

сложнейшие действия насекомых не являются проявлением разума, а выполняются на врождённой, инстинктивной основе

Научение в форме классических условных рефлексов

Проблема научения непосредственно связана с проблемами созревания и развития. У детей сложно отличить результат созревания от результата научения

Прежде всего, проблема соотношения и разграничения понятий "научение"/"учение"/"обучение". Во-вторых, проблема соотношения и разграничения эффектов научения и созревания/развития.

У людей хотя развитие всегда сопровождается научением, изменение поведения в процессе научения не является непосредственно следствием созревания организма.

И животные, и люди, научаясь чему-то, всегда используют свой старый индивидуальный опыт. Старый опыт может улучшать протекание научения

Людям свойственно обучаться большей частью с помощью наблюдения, а не путем проб и ошибок.





В) описание протекания процесса научения

В естественных условиях способность к накоплению индивидуального опыта проявляется у насекомых в неодинаковой степени в разных функциональных сферах. Чаще всего она связана с ориентацией в пространстве и пищедобывательной деятельностью

Научение адаптивное изменение индивидуального поведения в результате предшествующего опыта. Механизмы научения животных сложны потому, что простые формы научения, такие, как привыкание, сосуществуют с более сложными процессами.

Животные, может быть, не так легко научаются на основе опыта и рассудочной деятельности, однако многие из них в известной степени, несомненно, обладают этими способностями.

Основные сферы научения детей в младенческом возрасте – это движения, психические процессы: восприятие и память, речевой слух и наглядно – действенное мышление

привыкание, классическое обусловливание, оперантное обусловливание, и более сложные виды, такие как латентное научение, когнитивные карты, инсайт, перенос, имитация и научение через наблюдение

Процесс научения – это не инструктивный процесс, где среда инструктирует организм о том, что ему надо сделать, а скорее, селективный. Это означает, что внутри организма заранее происходит отбор нужных форм поведения. Так как поведение человека обеспечивается нервной системой, то и селекция происходит там, а точнее, в главной ее части – головном мозге. Множество нейронов, объединяясь в системы, обеспечивают функционирование организма и его поведение.

В отличие от животного, человек, благодаря наличию самосознания и Я-концепции, обладает способностью самоподкрепления, которое проявляется как подкрепление потребностью в самоуважении. Любое поведение, соответствующее чертам Я-концепции, поощряется чувством удовлетворения собственного достоинства, а отклонение от них называется чувством вины, а в некоторых случаях угрызениями совести, стыдом и раскаянием. Я-концепция является мощным фактором научения.

Огромное значение в научении имеют система ценностей и идеалы человека, зафиксированные в слове



Познавательные процессы