Файл: Практикоориентированное задание 1 Сравнение психики и поведения человека и животных. Цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практикоориентированное задание 1
Сравнение психики и поведения человека и животных.
Цель – дать сравнительный психологический анализ психических проявлений и поведения животных, ребенка и взрослого человека, заполнив таблицу.
Примечания: 1. В графы «животное 1» и «животное 2» необходимо вписать конкретных животные, желательно указав вид/породу. Производить описание именно этих животных.
2. Необходимо как можно более подробно описывать проявление каждого параметра.
Вариант 1. В качестве «животного 1» рассмотрите рыб, в качестве «животное 2» рассмотрите приматов.
Вариант 2. В качестве «животного 1» рассмотрите насекомых, в качестве «животное 2» рассмотрите собак.
№ | параметр | Животное 1 Насекомое осы Philanthus | Животное 2 Собака Овчарка | Ребенок в возрасте 0-3 года | Взрослый человек | Вывод |
Общие показатели | ||||||
| Наличие психики | II. Стадия перцептивной психики. А. Низкий уровень. | II. Стадия перцептивной психики. Б. Высший уровень. | сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект | сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект | - возникновение психики проходит этапы, которые прослеживаются на примерах в задании - отличие психики животного от психики человека состоит, прежде всего, в условиях ее развития - животное развивается по законам биологической эволюции - человек покоряется законам общественно-исторического развития |
| Зрелость рождения | У большинства насекомых новорожденные не нуждаются в помощи | новорожденные детеныши разной степени зрелости: щенки | Зрелым считается здоровый доношенный ребенок, у которого морфологическое и функциональное состояние органов и систем соответствует его сроку гестации. Все недоношенные дети являются незрелыми по отношению к доношенным. Но, в то же время, они могут быть достаточно зрелыми в функциональном отношении к своему гестационному возрасту, однако их органы и системы неспособны обеспечить их существование во внеутробной жизни | Зрелым считается здоровый доношенный ребенок, у которого морфологическое и функциональное состояние органов и систем соответствует его сроку гестации | - Прямое развитие редко встречается у насекомых - У собак детеныши рождаются на разных стадиях зрелости - у человека зрелость - понятие морфологическое, а доношенность хронологическое - после рождения определяется зрелость ребенка - зрелость новорожденного - это готовность органов и систем рожденного плода к новой для него внеутробной жизни - функциональная зрелость - включает признаки: двигательная активность, тонус мышц сгибателей, выраженность врожденных безусловных рефлексов, интенсивность сосания, выраженность крика, степень терморегуляции - в отличие от животных, на развитие человека оказывают влияние и социальные факторы |
| Типы высшей нервной деятельности | Тип нервной системы насекомых - узловой. Состоит она из головного мозга (надглоточного ганглия), подглоточного ганглия и брюшной нервной цепочки. Головной мозг имеет сложное строение, образован в результате слияния 3 ганглиев и состоит соответственно из 3 отделов: переднего, среднего и заднего. От мозга отходят нервные тяжи - коннективы, которые направляются к подглоточному ганглию, в совокупности образуя окологлоточное нервное кольцо. | Сангвинический тип ВНД - сильный, уравновешенный, подвижный. Холерический тип ВНД - сильный, неуравновешенный, возбудимый. Флегматический тип ВНД - сильный, уравновешенный, инертный. Меланхолический тип ВНД - слабый с вариантами степени возбудимости | Существуют четыре основных типа высшей нервной деятельности (ВНД): - возбудимый — неуравновешенный (холерик), -уравновешенный — подвижной (сангвиник), -уравновешенный — спокойный (флегматик), - слабый (меланхолик) | Существуют четыре основных типа высшей нервной деятельности (ВНД): - возбудимый — неуравновешенный (холерик), -уравновешенный — подвижной (сангвиник), -уравновешенный — спокойный (флегматик), - слабый (меланхолик) | - Уже на уровне млекопитающих (собак) можно говорить о высшей нервной деятельности - Высшая нервная деятельность (ВНД) это интегративная деятельность высших отделов центральной нервной системы (ЦНС), обеспечивающая поведение, т.е. оптимальное приспособление организма как целого к внешнему миру. - Структурная основа ВНД у собак и человека - кора больших полушарий и подкорковые структуры мозга. Мозговые структуры, как правило, многофункциональны, т.е. жёсткой связи основных проявлений ВНД с определёнными отделами мозга не существует. - Процессы ВНД составляют материальный субстрат психики |
| Основные безусловные рефлексы (инстинкты) | Инстинкты в наибольшей степени проявляются у насекомых в двух сферах жизни: добыча питания, размножение, при строительстве жилищ, выборе места для откладки яиц и т.д. | По Павлову, четыре основных безусловных рефлекса: ориентировочно-исследовательский, пищевой, оборонительный и половой | Спинальные автоматизмы: Защитный с рождения 1,5 месяца Рефлекс опоры с рождения переходит в самостоятельное стояние Автоматическая походка новорожденных с рождения 3-4 месяца Верхний хватательный с рождения 6-12 месяцев Нижний хватательный с рождения 12 месяцев Бауэра с рождения 4-5 месяца Моро с рождения 5-6 месяцев Галанта с рождения 3 месяца Переса с рождения 3 месяца Бабинского с рождения 12 месяцев Оральные автоматизмы: Ладонно-ротовой с рождения 3-4 месяца Хоботковый с рождения 2-3 месяца Поисковый с рождения 1-1,5 месяца Сосательный с рождения 12 месяцев Среднелицевой с рождения 2-3 месяца Щечно-вращательный с рождения 2-3 месяца Назолабиальный с рождения 2-3 месяца Надсегментарные позотонические автоматизмы. | сложнейшие – индивидуальные рефлексы – пищевой, оборонительный, агрессивный, рефлекс свободы, исследовательский рефлекс, рефлекс игры. К видовым сложнейшим относятся половой и родительский рефлексы | - Основу поведения насекомых составляют безусловные рефлексы - таксисы и инстинкты. Достаточно сложны формы инстинктивного поведения у общественных насекомых: пчел, муравьев - В процессе эволюции животного мира образовались три приспособительных механизма, обеспечивающие биологически целесообразные реакции организма человека и животных на действие раздражителей окружающей среды. - инстинкты — это та часть поведения животных и человека, которая характерна для организмов данного вида и закреплена за ними генетически; • инстинкт — это комплекс безусловных рефлексов Особенности БР: - Врождённые 2 Видовые 3 Не требуют обучения 4 Постоянные 5 Раздражители: адекватные; биологически важные; надежные; статические. 6 Начинаются с определённого рецептивного поля. 7 Могут замыкаться без участия коры головного мозга. 8 Строго соответствуют телес- ной организации |
| Основные условные рефлексы | Пищевые Оборонительные Половые - элементарные условные рефлексы | Все условные рефлексы приобретаются в процессе жизни животного, они строго индивидуальны и проявляются только у тех собак, у которых эти рефлексы вырабатывались | ля детей до 3 лет характерна большая прочность выработанных условных связей, для переделки прежде выработанных условных рефлексов требуется около 50 сочетаний условного сигнала с новым подкреплением. | Условные рефлексы вырабатываются в течение жизни, так как не имеют готовых рефлекторных дуг. Они носят индивидуальный характер и в зависимости от условий существования могут постоянно меняться | - В отдельных случаях под влиянием внешних условий у насекомых проявляются элементы высшей нервной деятельности — условные рефлексы. Одним из примеров служит быстрое установление пчелой связи между запахом цветка и его медоносностью. - Условные рефлексы – это приобретенные на протяжении жизни привычные реакции, которые вызываются в ответ на определенные раздражители. Свойственно всем рассматриваемым группам Особенности УР: 1 Приобретённые на базе безусловных. 2 Индивидуальные 3 Требуют обучения 4 Непостоянные, зависят от условий, могут исчезать. 5 Раздражители: любые; биологически менее важные; динамические; носят сигнальный характер. 6 Начинаются с любого рецептивного поля. 7 Замыкаются при участии коры головного мозга. 8 Предопределяются телесной организацией |
| Основные навыки | Двигательные, ригидные, генетически запрограммированные, визуальные, обучаемость, ориентация, способность улавливать логические связи | знание хозяина и своей клички; безотказный подход к хозяину по команде; приучение к снаряжению, свободному состоянию; выполнение запрещающих команд; движение рядом с хозяином; отказ от корма, предлагаемого посторонними лицами или найденного случайно | Воспитание личности ребенка; Гигиенические навыки; Социальные нормы и правила; Развитие познавательной сферы и высших психических функций. | Навык – автоматическое сознательное действие, направленное на достижение определенной цели. Он вырабатывается постоянными упражнениями, практикой и старанием. Совершенствовать его можно бесконечно Основные навыки: Умение учиться Проактивное мышление Профессиональные Критическое мышление Творческое мышление Красноречие Эмпатия Управление финансами Тайм-менеджмент Постановка целей Умение отдыхать Навык формирования привычек | Свойственно всем группам: - Навыки бывают двух типов. При навыке первого типа новое, не закрепленное в инстинктах действие с самого начала выполняется автоматически и закрепляется путем повторения. Навыки, основанные на условном рефлексе, можно сформировать даже у существ с относительно простым строением нервной системы - чем сложнее условия жизни и нервная система живого существа, чем выше оно стоит на эволюционной лестнице, тем быстрее и эффективнее образуются у него навыки, тем более сложными по своему характеру они являются - способность к выработке навыков свойственна не всем животным, а проявляется лишь на определенном уровне филогенеза Свойственно человека: - навыки формируются и в процессе воспитания. образования. обучения |
| Течение процесса научения: | Габитуация Сенситизация Тренировка Суммация сенсорики | Габитуация Сенситизация Тренировка Суммация сенсорики | 5 механизмов научения: - импринтинг - Условно-рефлекторное научение - Оперантное научение Только у человека: - Викарное научение - Вербальное научение | 5 механизмов научения: - импринтинг - Условно-рефлекторное научение - Оперантное научение Только у человека: - Викарное научение - Вербальное научение | Отличия насекомых от животных: - уже у пчел психические способности, аналогичные тем, которые относятся к предпосылкам интеллектуальных действий высших позвоночных животных Отличие животных от человека: - этих предпосылок недостаточно для интеллектуального поведения, мышления животных, особенно если смотреть на эти высшие психические функции животных как на ступень по направлению к зарождению человеческого сознания Важно! Признавая у высших животных наличие своеобразных мыслительных способностей, интеллекта, нужно со всей определенностью отдавать себе отчет в том, что рассудок, т. е. разум, сознание как качественно иная категория психического отражения не присущи ни одному из животных, а только человеку. |
| А) длительность | Раннее облигатное и факультативное научение у беспозвоночных факультативное научение начинается в более ранние сроки противоречивость в способности к научению | Увеличение интенсивности безусловного раздражителя (подкрепления) обычно повышает скорость научения, но только до определенного уровня | Скорость выработки условных рефлексов с возрастом увеличивается от рождения до года – максимальный темп развития, от года до 3 лет – средний темп, от трех лет и старше – низкий темп у детей до трех лет подвижность нервных процессов очень мала, далее она постепенно увеличивается | Скорость выработки условных рефлексов с возрастом увеличивается У детей сложно отличить результат созревания от результата научения, поэтому научение исследуют у взрослых; 3) упражнение улучшает процесс научения; 4) изменение поведения в результате употребления психоактивных веществ или при утомлении научением не является | Для собак свойственно то, что на самом деле, научить нашу собаку чему-то принципиально новому, «не собачьему», невозможно, как, впрочем, крайне трудно научить и других животных несвойственному для них поведению. У детей самые яркие страницы жизни ребенка открываются в раннем (от года до трех лет) У собак и людей есть схожести в том, что основной вопрос научения состоит в способности организма мысленно представлять себе различные аспекты мира и оперировать этими мысленными репрезентациями, а не самим миром. При комплексном научении мысленные репрезентации отражают нечто большее, чем только ассоциации, а из мысленных операций может складываться стратегия, а собаки тоже могут формировать когнитивную карту своего окружения, а также приобретать абстрактные понятия, такие как причина. |
| Б) трудность | сложнейшие действия насекомых не являются проявлением разума, а выполняются на врождённой, инстинктивной основе | Научение в форме классических условных рефлексов | Проблема научения непосредственно связана с проблемами созревания и развития. У детей сложно отличить результат созревания от результата научения | Прежде всего, проблема соотношения и разграничения понятий "научение"/"учение"/"обучение". Во-вторых, проблема соотношения и разграничения эффектов научения и созревания/развития. | У людей хотя развитие всегда сопровождается научением, изменение поведения в процессе научения не является непосредственно следствием созревания организма. И животные, и люди, научаясь чему-то, всегда используют свой старый индивидуальный опыт. Старый опыт может улучшать протекание научения Людям свойственно обучаться большей частью с помощью наблюдения, а не путем проб и ошибок. |
| В) описание протекания процесса научения | В естественных условиях способность к накоплению индивидуального опыта проявляется у насекомых в неодинаковой степени в разных функциональных сферах. Чаще всего она связана с ориентацией в пространстве и пищедобывательной деятельностью | Научение адаптивное изменение индивидуального поведения в результате предшествующего опыта. Механизмы научения животных сложны потому, что простые формы научения, такие, как привыкание, сосуществуют с более сложными процессами. Животные, может быть, не так легко научаются на основе опыта и рассудочной деятельности, однако многие из них в известной степени, несомненно, обладают этими способностями. | Основные сферы научения детей в младенческом возрасте – это движения, психические процессы: восприятие и память, речевой слух и наглядно – действенное мышление | привыкание, классическое обусловливание, оперантное обусловливание, и более сложные виды, такие как латентное научение, когнитивные карты, инсайт, перенос, имитация и научение через наблюдение | Процесс научения – это не инструктивный процесс, где среда инструктирует организм о том, что ему надо сделать, а скорее, селективный. Это означает, что внутри организма заранее происходит отбор нужных форм поведения. Так как поведение человека обеспечивается нервной системой, то и селекция происходит там, а точнее, в главной ее части – головном мозге. Множество нейронов, объединяясь в системы, обеспечивают функционирование организма и его поведение. В отличие от животного, человек, благодаря наличию самосознания и Я-концепции, обладает способностью самоподкрепления, которое проявляется как подкрепление потребностью в самоуважении. Любое поведение, соответствующее чертам Я-концепции, поощряется чувством удовлетворения собственного достоинства, а отклонение от них называется чувством вины, а в некоторых случаях угрызениями совести, стыдом и раскаянием. Я-концепция является мощным фактором научения. Огромное значение в научении имеют система ценностей и идеалы человека, зафиксированные в слове |
Познавательные процессы