Файл: Бухгалтерский учет и анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ооо "фактор".rtf
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поступившее на предприятие товарно-материальные ценности (ТМЦ) приходуют по фактическим ценам. Все накладные на приход материальных ценностей ежедневно сдаются на проверку в бухгалтерию.
После оплаты поступивших ТМЦ поставщикам, данные из счета - фактуры заносятся в книгу покупок для того, что бы в конце месяца рассчитать сумму НДС к возмещению.
Все расчеты с поставщиками отражаются бухгалтерией предприятия в карточке поставщика, где указывается номер и дата документов, на основании которых будет производиться расчет, а также суммы по дебету и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками». Согласно рабочему плану счетов в ООО «ФАКТОР» для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками используются следующие субсчета:
- 60.1 «Расчеты с поставщиками в рублях»;
- 60.2 «Авансы, выданные в рублях».
Оплата поставщикам за поставленную продукцию (товары, работы, услуги) производится в ООО «ФАКТОР» через расчетный счет – платежными поручениями, наличными денежными средствами через кассу. Корреспонденция счетов по расчетам с поставщиками материальных ценностей представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Корреспонденция счетов по расчетам с поставщиками материальных ценностей
Содержание хозяйственных операций | Сумма, руб. | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | ||
Отражена стоимость приобретенных материальных ценностей: -материалов; -товаров. | 10000 50000 | 10.1 41.1 | 60.1 60.1 |
Отражена сумма НДС по приобретенным материальным ценностям: -по материалам -по товарам | 1800 9000 | 19.1 19.1 | 60.1 60.1 |
Произведена оплата за поступившие материальные ценности | 11800 59000 | 60.1 60.1 | 50 51 |
Возмещен НДС по приобретенным материалам | 1800 | 68.2 | 19.1 |
Возмещен НДС по приобретенным товарам | 9000 | 68.2 | 19.1 |
На предъявленные, на оплату счета поставщиков кредитуют счет 60 «Расчеты с поставщиками» и дебетуют соответствующие материальные счета или счета по учету соответствующих расходов.
На счете 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметических ошибок кладовщик составляет Акт приемки, где указывается вид транспорта поставщика, результат недогруза или некачественного сырья.
Погашение задолженности перед поставщиками отражается: по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 51 «Расчетный счет».
Сумма НДС по приобретенным материальным ценностям включается в счета поставщиков к оплате ООО «ФАКТОР» и отражаются по дебету счета 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям» по субсчетам:
-19.1 «НДС по приобретенным ценностям 18%»;
-19.2 «НДС по приобретенным ценностям 10%»;
-19.3 «НДС по приобретенным основным средствам».
Аналитический учет расчетов с поставщиками ведется бухгалтерией ООО «ФАКТОР» по каждому поставщику и подрядчику обособленно. Это обеспечивает возможность получения необходимых данных по расчетным документам, срок которых не наступил, по поставщикам неоплаченным в срок расчетным документам, поставщикам по полученному коммерческому кредиту, авансам выданным. Вся поступившая в бухгалтерию первичная документация по поставщикам заносится в журнал операций. В конце отчетного периода для осуществления контроля и обобщения информации составляют сводные учетные документы, регистром является анализ счета 60 «Расчеты с поставщиками».
При журнально-ордерной форме учета синтетический учет ведется в журнале -ордере № 6 по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками», аналитический учет ведется в ведомости по дебету этого счета. Все это служит основанием для разработки оборотных ведомостей по счету 60 «Расчеты с поставщиками», по итоговым данным которых делаются данные записи в Главную книгу.
Журнал-ордер №6 открывается на месяц с использованием вкладных листов. При значительном количестве расчётных операций необходимые данные по отдельным поставщикам предварительно накапливаются в Реестре операций по расчётам с поставщиками, открываемом на тот же период, что и журнал-ордер, на каждого поставщика.
В журнале-ордере учёт расчётов с поставщиками ведут линейно-позиционным способом по каждому поставщику и расчетному документу.
Учёт расчётов в целом в разрезе поставщиков с отражением движения и выявления остатка ведут только в случаях, когда эти расчёты осуществляются в порядке плановых платежей. Независимо от величины суммы по расчётному документу и формы расчётов (аккредитивы, инкассо, плановые платежи), все расчёты за отгруженные поставщиками материальные ценности, товары и принятые от подрядчиков работы, должны найти отражение на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
Если к моменту поступления ценностей и товаров на склад получателя или оформления приёмки работ, расчётные документы уже оплачены, то в этих случаях записи также должны производиться в корреспонденции со счётом 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
Записи по кредиту счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» (левая сторона журнала-ордера) производятся по графам в корреспонденции с дебетуемыми счетами по учёту материальных ценностей, затрат на производство, капитальных вложений. При этом по отдельным графам отражаются суммы налога на добавленную стоимость [30, С. 153].
Правая сторона журнала-ордера предназначена для отражений операций по дебету счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», то есть записей об оплате поставщикам и подрядчикам, за поставленные материальные ценности и товары, выполненные работы и услуги. При записях по дебету счёта указываются кредитуемые счета (счета по учёту денежных средств).
В случае продления срока погашения соответствующих обязательств, эти суммы записываются в отдельные графы в конце журнала-ордера.
Отдельные графы в журнале-ордере выделены для записи даты совершения операций, номеров документов, наименований поставщиков и подрядчиков, а также сальдо на начало и конец месяца.
Итоги левой части журнала-ордера по окончании месяца переносится в Главную книгу, итоги правой части используются для сверки оборотов с другими журналами-ордерами.
При расчетах наличными денежными средствами необходимо жестко соблюдать платежную дисциплину. На основании заявки материально-ответственному лицу выписывается сумма в подотчет на оплату счетов поставщиков.
Денежные средства выдаются из кассы на основании расходного кассового ордера, который регистрируется в «Книге регистрации приходных и расходных кассовых документов». Подотчетное лицо, в установленные сроки, обязано отчитаться о произведенных расходах. Для этого необходимо предоставить в бухгалтерию авансовый отчет с приложением к нему всех оправдательных документов, подтверждающих расход (товарный чек, кассовый чек, счет-фактура, приходный ордер). В таблице 3 представлена корреспонденция счетов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками с использованием наличной формы оплаты.
Таблица 3 – Корреспонденция счетов с использованием наличной формы оплаты
Содержание операции | Сумма, руб. | Корреспонденция счетов | ||
Дебет | Кредит | |||
Выданы из кассы организации наличные средства в подотчет | 5000,00 | 71 | 50.1 | |
Приобретены материалы | 4000,00 | 10.1 | 71 | |
Отражена сумма НДС по приобретенным материалам | 720,0 | 19.1 | 71 | |
Неиспользованная сумма возвращена в кассу | 280,0 | 50.1 | 71 |
Между организациями часто используются расчеты по зачету взаимных требований, не связанных с непосредственным перечислением денежных средств. Такие расчеты имеют место только в тех случаях, когда между организациями заключены два различных договора:
- на поставку продукции (работ, услуг);
- на покупку продукции (работ, услуг).
В результате по данным договорам возникают взаимные требования. Исполнение взаимных требований денежными средствами по каким-либо причинам невозможны или нецелесообразны. У организаций образуется взаимная дебиторская и кредиторская задолженность, которая может быть погашена зачетом взаимных требований.
В ООО «ФАКТОР» используется способ погашения обязательств по зачету взаимных требований. Для проведения взаимозачета достаточно заявления одной из сторон договора при условии отсутствия разногласий по предмету взаимозачета.
В бухгалтерском учете ООО «ФАКТОР» поступившие в порядке обмена ТМЦ приходуют по дебету счетам 10 «Материалы» с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками». Стоимость поступивших ТМЦ засчитывают в погашение дебиторской задолженности по отгруженным и отпущенным ТМЦ. При этом дебетуют счет 60 «Расчеты с поставщиками» и кредитуют счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Каждый взаимозачет оформляется актом сверки, соглашением о погашении взаимных требований. В нем указываются сведения об основаниях возникновения задолженности, дата проведения взаимозачета и сумма взаимных требований. Корреспонденция счетов по учету взаимных требований приведена в таблице 4
Таблица 4 – Корреспонденция счетов по учету взаимных требований
Содержание операции | Сумма, руб. | Корреспонденция счетов | ||||
Дебет | Кредит | |||||
Поступили материальные ценности от поставщика | 30000,00 | 10.1 | 60.1 | |||
Учен НДС по поступившим материальным ценностям | 5400,00 | 19.1 | 60.1 | |||
Отгружены товары покупателям | 35400,0 | 62.1 | 90.11 | |||
Отражена сумма НДС по отгруженному товару | 5400,0 | 90.3 | 68.2 | |||
Произведен зачет взаимных требований | 35400,0 | 60.1 | 62.1 | |||
Предъявлен НДС к вычету | 5400,0 | 68.2 | 19.1 |
В условиях рыночной экономики, наиболее гибкой, оперативной и одновременно обеспечивающей укрепление платежной дисциплины является вексельная форма расчетов.
При вексельной оплате ООО «ФАКТОР» использует простые векселя Сбербанка.
Простой вексель – это письменное долговое денежное обязательство одной стороны (векселедателя) уплатить определенную сумму денег при наступлении срока платежа другой стороне (векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или в уплату за выполненные услуги, работы.
В нем указывают место и дату выдачи, сумму обязательства, срок и место платежа, наименование получателя, подпись векселедателя.
ООО «ФАКТОР» при расчетах с поставщиками и подрядчиками используют простые векселя Сбербанка. При передаче векселя между векселедателем (индоссантом) ООО «ФАКТОР» с одной стороны и векселеполучателем (индоссатом) с другой стороны оформляется Акт приема-передачи векселей в 2 экземплярах, где указывается серия, номер, номинал векселя, дата платежа по векселю и по предъявлению, но не ранее указанной даты, реквизиты индоссата и индоссанта, заверенные печатями и подписями. После чего данные заносятся в книгу регистрации векселей.
ООО «ФАКТОР» получает простые векселя Сбербанка для оплаты поставщикам за поступившее сырье, составляется следующая бухгалтерская запись на счетах:
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками»
Кредит счета 58 «Финансовые вложения».
В бухгалтерском учете необходимо не только рационально организовать учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, но и организовать контроль за расчетными операциями, так как контроль состояния долговых обязательств любой организации – необходимое условие ее успешной деятельности. Особенно это важно для коммерческой организации.
Основа финансовой деятельности организации – это постоянный кругооборот денежных оборотных средств, авансированных для производства, покупки и сбыта продукции, товаров, услуг. В каждом хозяйственном цикле эти средства должны возобновляться, т.е. возвращаться предприятию, как правило, с прибылью.
Особое значение имеет контроль над выполнением долговых обязательств между поставщиками и покупателями, поскольку несвоевременные платежи ведут к прямому отвлечению денежных и других платежных средств из оборота.
Бухгалтеру необходимо контролировать долги, чтобы не утратить заработанных средств, полученной прибыли и уменьшить риск финансовых потерь.
Процедуры контроля – это методы и правила, разработанные для того, чтобы иметь уверенность в том, что: