Файл: Бухгалтерский учет и анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ооо "фактор".rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поступившее на предприятие товарно-материальные ценности (ТМЦ) приходуют по фактическим ценам. Все накладные на приход материальных ценностей ежедневно сдаются на проверку в бухгалтерию.

После оплаты поступивших ТМЦ поставщикам, данные из счета - фактуры заносятся в книгу покупок для того, что бы в конце месяца рассчитать сумму НДС к возмещению.

Все расчеты с поставщиками отражаются бухгалтерией предприятия в карточке поставщика, где указывается номер и дата документов, на основании которых будет производиться расчет, а также суммы по дебету и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками». Согласно рабочему плану счетов в ООО «ФАКТОР» для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками используются следующие субсчета:

- 60.1 «Расчеты с поставщиками в рублях»;

- 60.2 «Авансы, выданные в рублях».

Оплата поставщикам за поставленную продукцию (товары, работы, услуги) производится в ООО «ФАКТОР» через расчетный счет – платежными поручениями, наличными денежными средствами через кассу. Корреспонденция счетов по расчетам с поставщиками материальных ценностей представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Корреспонденция счетов по расчетам с поставщиками материальных ценностей

Содержание хозяйственных операций

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Отражена стоимость приобретенных материальных ценностей:

-материалов;

-товаров.


10000

50000


10.1

41.1


60.1

60.1

Отражена сумма НДС по приобретенным материальным ценностям:

-по материалам

-по товарам



1800

9000



19.1

19.1



60.1

60.1

Произведена оплата за поступившие материальные ценности

11800

59000

60.1

60.1

50

51

Возмещен НДС по приобретенным материалам

1800

68.2

19.1

Возмещен НДС по приобретенным товарам

9000

68.2

19.1


На предъявленные, на оплату счета поставщиков кредитуют счет 60 «Расчеты с поставщиками» и дебетуют соответствующие материальные счета или счета по учету соответствующих расходов.


На счете 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметических ошибок кладовщик составляет Акт приемки, где указывается вид транспорта поставщика, результат недогруза или некачественного сырья.

Погашение задолженности перед поставщиками отражается: по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 51 «Расчетный счет».

Сумма НДС по приобретенным материальным ценностям включается в счета поставщиков к оплате ООО «ФАКТОР» и отражаются по дебету счета 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям» по субсчетам:

-19.1 «НДС по приобретенным ценностям 18%»;

-19.2 «НДС по приобретенным ценностям 10%»;

-19.3 «НДС по приобретенным основным средствам».

Аналитический учет расчетов с поставщиками ведется бухгалтерией ООО «ФАКТОР» по каждому поставщику и подрядчику обособленно. Это обеспечивает возможность получения необходимых данных по расчетным документам, срок которых не наступил, по поставщикам неоплаченным в срок расчетным документам, поставщикам по полученному коммерческому кредиту, авансам выданным. Вся поступившая в бухгалтерию первичная документация по поставщикам заносится в журнал операций. В конце отчетного периода для осуществления контроля и обобщения информации составляют сводные учетные документы, регистром является анализ счета 60 «Расчеты с поставщиками».

При журнально-ордерной форме учета синтетический учет ведется в журнале -ордере № 6 по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками», аналитический учет ведется в ведомости по дебету этого счета. Все это служит основанием для разработки оборотных ведомостей по счету 60 «Расчеты с поставщиками», по итоговым данным которых делаются данные записи в Главную книгу.

Журнал-ордер №6 открывается на месяц с использованием вкладных листов. При значительном количестве расчётных операций необходимые данные по отдельным поставщикам предварительно накапливаются в Реестре операций по расчётам с поставщиками, открываемом на тот же период, что и журнал-ордер, на каждого поставщика.

В журнале-ордере учёт расчётов с поставщиками ведут линейно-позиционным способом по каждому поставщику и расчетному документу.

Учёт расчётов в целом в разрезе поставщиков с отражением движения и выявления остатка ведут только в случаях, когда эти расчёты осуществляются в порядке плановых платежей. Независимо от величины суммы по расчётному документу и формы расчётов (аккредитивы, инкассо, плановые платежи), все расчёты за отгруженные поставщиками материальные ценности, товары и принятые от подрядчиков работы, должны найти отражение на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».



Если к моменту поступления ценностей и товаров на склад получателя или оформления приёмки работ, расчётные документы уже оплачены, то в этих случаях записи также должны производиться в корреспонденции со счётом 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

Записи по кредиту счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» (левая сторона журнала-ордера) производятся по графам в корреспонденции с дебетуемыми счетами по учёту материальных ценностей, затрат на производство, капитальных вложений. При этом по отдельным графам отражаются суммы налога на добавленную стоимость [30, С. 153].

Правая сторона журнала-ордера предназначена для отражений операций по дебету счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», то есть записей об оплате поставщикам и подрядчикам, за поставленные материальные ценности и товары, выполненные работы и услуги. При записях по дебету счёта указываются кредитуемые счета (счета по учёту денежных средств).

В случае продления срока погашения соответствующих обязательств, эти суммы записываются в отдельные графы в конце журнала-ордера.

Отдельные графы в журнале-ордере выделены для записи даты совершения операций, номеров документов, наименований поставщиков и подрядчиков, а также сальдо на начало и конец месяца.

Итоги левой части журнала-ордера по окончании месяца переносится в Главную книгу, итоги правой части используются для сверки оборотов с другими журналами-ордерами.

При расчетах наличными денежными средствами необходимо жестко соблюдать платежную дисциплину. На основании заявки материально-ответственному лицу выписывается сумма в подотчет на оплату счетов поставщиков.

Денежные средства выдаются из кассы на основании расходного кассового ордера, который регистрируется в «Книге регистрации приходных и расходных кассовых документов». Подотчетное лицо, в установленные сроки, обязано отчитаться о произведенных расходах. Для этого необходимо предоставить в бухгалтерию авансовый отчет с приложением к нему всех оправдательных документов, подтверждающих расход (товарный чек, кассовый чек, счет-фактура, приходный ордер). В таблице 3 представлена корреспонденция счетов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками с использованием наличной формы оплаты.
Таблица 3 – Корреспонденция счетов с использованием наличной формы оплаты

Содержание операции

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Выданы из кассы организации наличные средства в подотчет

5000,00

71

50.1

Приобретены материалы

4000,00

10.1

71

Отражена сумма НДС по приобретенным материалам

720,0

19.1

71

Неиспользованная сумма возвращена в кассу

280,0

50.1

71



Между организациями часто используются расчеты по зачету взаимных требований, не связанных с непосредственным перечислением денежных средств. Такие расчеты имеют место только в тех случаях, когда между организациями заключены два различных договора:

- на поставку продукции (работ, услуг);

- на покупку продукции (работ, услуг).

В результате по данным договорам возникают взаимные требования. Исполнение взаимных требований денежными средствами по каким-либо причинам невозможны или нецелесообразны. У организаций образуется взаимная дебиторская и кредиторская задолженность, которая может быть погашена зачетом взаимных требований.

В ООО «ФАКТОР» используется способ погашения обязательств по зачету взаимных требований. Для проведения взаимозачета достаточно заявления одной из сторон договора при условии отсутствия разногласий по предмету взаимозачета.

В бухгалтерском учете ООО «ФАКТОР» поступившие в порядке обмена ТМЦ приходуют по дебету счетам 10 «Материалы» с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками». Стоимость поступивших ТМЦ засчитывают в погашение дебиторской задолженности по отгруженным и отпущенным ТМЦ. При этом дебетуют счет 60 «Расчеты с поставщиками» и кредитуют счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Каждый взаимозачет оформляется актом сверки, соглашением о погашении взаимных требований. В нем указываются сведения об основаниях возникновения задолженности, дата проведения взаимозачета и сумма взаимных требований. Корреспонденция счетов по учету взаимных требований приведена в таблице 4
Таблица 4 – Корреспонденция счетов по учету взаимных требований

Содержание операции

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Поступили материальные ценности от поставщика

30000,00

10.1

60.1

Учен НДС по поступившим материальным ценностям

5400,00

19.1

60.1

Отгружены товары покупателям

35400,0

62.1

90.11

Отражена сумма НДС по отгруженному товару

5400,0

90.3

68.2

Произведен зачет взаимных требований

35400,0

60.1

62.1

Предъявлен НДС к вычету

5400,0

68.2

19.1



В условиях рыночной экономики, наиболее гибкой, оперативной и одновременно обеспечивающей укрепление платежной дисциплины является вексельная форма расчетов.

При вексельной оплате ООО «ФАКТОР» использует простые векселя Сбербанка.

Простой вексель – это письменное долговое денежное обязательство одной стороны (векселедателя) уплатить определенную сумму денег при наступлении срока платежа другой стороне (векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или в уплату за выполненные услуги, работы.

В нем указывают место и дату выдачи, сумму обязательства, срок и место платежа, наименование получателя, подпись векселедателя.

ООО «ФАКТОР» при расчетах с поставщиками и подрядчиками используют простые векселя Сбербанка. При передаче векселя между векселедателем (индоссантом) ООО «ФАКТОР» с одной стороны и векселеполучателем (индоссатом) с другой стороны оформляется Акт приема-передачи векселей в 2 экземплярах, где указывается серия, номер, номинал векселя, дата платежа по векселю и по предъявлению, но не ранее указанной даты, реквизиты индоссата и индоссанта, заверенные печатями и подписями. После чего данные заносятся в книгу регистрации векселей.

ООО «ФАКТОР» получает простые векселя Сбербанка для оплаты поставщикам за поступившее сырье, составляется следующая бухгалтерская запись на счетах:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками»

Кредит счета 58 «Финансовые вложения».

В бухгалтерском учете необходимо не только рационально организовать учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, но и организовать контроль за расчетными операциями, так как контроль состояния долговых обязательств любой организации – необходимое условие ее успешной деятельности. Особенно это важно для коммерческой организации.

Основа финансовой деятельности организации – это постоянный кругооборот денежных оборотных средств, авансированных для производства, покупки и сбыта продукции, товаров, услуг. В каждом хозяйственном цикле эти средства должны возобновляться, т.е. возвращаться предприятию, как правило, с прибылью.

Особое значение имеет контроль над выполнением долговых обязательств между поставщиками и покупателями, поскольку несвоевременные платежи ведут к прямому отвлечению денежных и других платежных средств из оборота.

Бухгалтеру необходимо контролировать долги, чтобы не утратить заработанных средств, полученной прибыли и уменьшить риск финансовых потерь.

Процедуры контроля – это методы и правила, разработанные для того, чтобы иметь уверенность в том, что: