Файл: Понятие экологического права Экологическое право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие экологического права
Экологическое право – это специализированная комплексная отрасль права, которая включает в себя ряд относительно самостоятельных отраслей: 

  • земельное право

  • горное (недреное) право

  • водное право

  • лесное право

  • фаунистическое право (фауна)

  • воздухоохранное право (это отношения по охране атмосферного воздуха от различных форм негативных воздействий).

Однако комплексный характер экологического права обусловлен не этим обстоятельством, а тем, что экологические отношения регулируются:

1) собственно экологическим правом и его источниками; 

2) нормами, содержащимися в источниках иных отраслей права (гражданского, административного, уголовного права и др.).

С точки зрения правового регулирования гражданское, административное, уголовное право называют экологизированными отраслями (т.е. они содержат экологические требования).
Экологическое право как отрасль права – это система основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле (ч.3 Преамбулы к ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В узком смысле: экологическое право – это природоохранная отрасль.
Этапы развития экологического права. Его место в системе российского права и взаимодействия с другими отраслями.
Появление экологического права всегда связывалось с появлением земельного права.

Этапы:

1) с октября 1917 до 1991 г. (советский этап) характеризовался следующим:

На данном этапе выделяются подэтапы:

1) с октября 1917 до 60 – 70-х гг.

В 60-70-х гг. произошла вторая кодификация советского законодательства.
В условиях второй кодификации советского законодательства и права (60-е – нач. 80-х гг.) горные, водные, лесные отношения выходят на самостоятельный уровень правового регулирования наравне с земельными.  Это объясняется тем, что изначально главным объектом являлась земля (российское государство было крестьянским, основные отношения – с/х), потом по мере развития промышленности появилась необходимость освоения других природных ресурсов. 


Экологические отношения регулировались в рамках земельного законодательства и права. Однако были и отдельные источники в области ЭП:

  • Лесной кодекс РСФСР 1923 г.

  • Горный устав 1922 г.

  • В 1960 году принят закон СССР «Об охране природы» - это первый кодифицированный документ, в котором предметом регулирования (объектом охраны) была природа в целом. Этот закон декларировал охрану природы, но не содержал механизма реализации, т.е. носил отсылочный и бланкетный характер. 

2) с 60 – 70-х гг. до 1991 г.

Совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 7 января 1988 года «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». В нём предусматриваются меры экономического регулирования охраны природы (стимулирование природопользователей, планирование и финансирование мероприятий по охране природы).

Помимо данного документа в этот же период проводится вторая кодификация советского законодательства. Принимаются:

  • «Основы законодательства о недрах» 1975 г. 

  • «Основы земельного законодательства» 1968 г.

  • «Основы водного законодательства» 1970 г. 

  • «Основы лесного законодательства» 1977 г. 

В 1980–82 гг. принимаются закон «Об охране атмосферного воздуха» и закон «О животном мире». Эти акты закрепили выделение ресурсных отраслей.
2) с 1991 г. по настоящее время (постсоветский этап)

Особенности:

1) Меняется экономическая основа экологических отношений, т.е. в соответствии с Конституцией РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности

2) Развивается и совершенствуется дифференцированный и интегрированный подходы в регулировании общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы. Т.е. регулируются отношения по использованию и охране отдельных компонентов в природной среде (земель, вод, лесов и т.д.) и отношения по охране природы в целом. 

Экологическое право взаимодействует с конституционным правом, гражданским, административным, уголовным, финансовым и др.

19 декабря 1991 года принят закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», 10 января 2002 года принят ФЗ «Об охране окружающей среды».

Произошла третья кодификация российского законодательства:

  • новая редакция закона «О недрах» (1995 г.) 

  • ФЗ «О животном мире» (1995 г.) 

  • Водный кодекс (1995 г.)

  • Лесной кодекс (1997 г.) 

  • ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» 1995 г.


Т.е. произошло изменение законодательства по отдельным компонентам природной среды.
Причина этого: новое государство, изменение природных условий, природные ресурсы теперь могут находиться в различных формах собственности, природные ресурсы активно включены в хозяйственно-экономическую эксплуатацию.

Тема: Источники экологического права
Понятие, особенности и виды источников экологического права



Источник – это 

1) то, из чего нужно исходить

2) внешний носитель

Источник экологического права в материальном смысле– это выраженная в правовых нормах воля всего народа РФ с учётом конкретных исторических условий.

Источник экологического права в формальном смысле – это внешняя форма выражения, закрепления и существования правовых норм, регулирующих экологические отношения.

Классификация источников экологического права:

По форме:

  • письменные источники (нормативно-правовые акты)

  • устные источники (правовые обычаи)

По степени юридической силы: 

  • законы

  • подзаконные акты

По уровню принятия и территории действия:

  • федеральные

  • субъектов федерации

  • местного самоуправления (в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ)

По содержанию:

  • «чисто экологические» (регулируют исключительно экологические отношения)

  • экологизированные.

С учётом указанных критериев даётся следующая классификация нормативных актов как источников экологического права:

1) Конституция РФ

2) Федеральные конституционные законы (например: ФКЗ «О чрезвычайном положении», ФКЗ «О правительстве»)

3) Федеральные законы (например: ФЗ «Об охране окружающей среды», Земельный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс) и чрезвычайные указы Президента РФ (например, «О федеральных природных ресурсах» декабрь 1993 г.)

4) Обычные указы Президента РФ (принимаемые в соответствие со ст.90 Конституции) 

5) Постановления и нормативные распоряжения Правительства РФ 


6) Ведомственные нормативно-правовые акты (иных федеральных органов исполнительной власти кроме Правительства)

7) Законы субъектов РФ

8) Иные нормативно-правовые акты субъектов РФ (органов исполнительной власти субъектов РФ. Например, постановления и распоряжения Правительства Свердловской области) 

 9) Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (в случаях, установленных ФЗ или законами субъектов РФ)

10) Локальные нормативные акты (это точка зрения трудового права. Например, Положение об экологической службе промышленного предприятия).

11) Нормативно-правовые договоры. Имеются в виду внутренние договоры. Они получили распространение в 1995 – 1999 гг. Нормативно-правовые договоры отличаются от нормативно-правовых актов тем, что они заключаются двумя или более субъектами в порядке достижения согласия по всем нормам, которые в них содержатся; заключаются, как правило, на определённый срок (могут быть и бессрочные договоры); могут утверждаться не одним органом, а несколькими. 
Нормативно-правовые договоры и нормативно-правовые акты объединяет то, что в них содержатся нормы, регулирующие экологические отношения, рассчитанные на многократное применение, обеспечивающиеся принудительной силой государства.


По субъектам, которые участвуют и по уровню действия выделяются следующие виды нормативно-правовых договоров:

1) международные

На сегодняшний день РФ участвует в 200 двусторонних и более 1000 многосторонних договорах. РФ участвует и в тех договорах, которые были заключены СССР, по которым РФ является правопреемницей и из которых не вышла. Например:

  • Договор об Антарктиде 1959 г.

  • Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. 

  • Конвенция о биоразнообразии 1992 г. (ратифицирована в 1994 г.)

  • Конвенция об изменениях климата 1992 г. (ратифицирована в 1994 г.)


Ратификация (лат.ratificatio от ratus — решённый, утверждённый + facere - делать) - процесс придания юридической силы  документу (например, договору) путём утверждения его соответствующим органом каждой из сторон. До ратификации такой документ, как правило, не имеет юридической силы и не обязателен для нератифицировавшей стороны. Однако, 
Венская конвенция о праве международных договоров велит государству, подписавшему международный договор, впредь до ратификации или отказа от нее воздерживаться от действий, лишающих документ «объекта и цели», то есть явно идущих вразрез с теми задачами, которые он призван решить.

Факт ратификации оформляется специальным документом, называемым ратификационной грамотой. Стороны либо обмениваются ратификационными грамотами, либо, при большом количестве сторон, передают ратификационные грамоты депозитарию. Депозитарий может быть одним из подписавших или третьим лицом.

Чаще всего ратификация используется для придания юридической силы международным договорам, а также конституциямфедераций и конфедераций или поправкам к ним. В последнем случае ратификация производится субъектам федерации или членами конфедерации.

Применительно к международным договорам ратификация выступает, таким образом, одним из способов выражения согласия государства на обязательность договора, наряду с подписанием, утверждением, принятием.

Ратификация международных договоров является одним из способов выражения Россией согласия на обязательность для нее международного договора и требуется в 5 случаях, перечисленных в статье 15 Закона "О международных договорах". В частности, ратификация требуется, если она предусмотрена самим международным договором, а также если международный договор устанавливает иные правила, чем законы Российской Федерации. Ратификация осуществляется в форме федерального закона.

2) внутригосударственные (государственно-правовые) договоры. Заключаются между РФ и субъектами РФ о разграничении предметов ведения и полномочий. 

Например, в 1996 году был заключён такой договор между РФ и Свердловской областью сроком на 5 лет (ни та, ни другая сторона не изъявили желания ни о прекращении действия договора, ни о перезаключении его на иных условиях).Речь идёт о земельных ресурсах, лесных ресурсах, ресурсах животного мира.В этом договоре была сделана попытка решить вопросы собственности (однако они не решены, договор содержит только принципы при разграничении).