Файл: Наименования факторов среды обитания Описание основных характеристик.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная 1.1
1.
Наименования факторов среды обитания | Описание основных характеристик | Явления и действия, характерные для конкретных факторов |
Абиотические | Включают компоненты и явления неживой природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы. | Солнечная радиация, свет и световой режим, температура, влажность, атмосферные осадки, ветер, атмосферное давление, механическая структура и химический состав почвы, влагоемкость, водный, воздушный и тепловой режим почвы, кислотность, влажность, газовый состав, уровень грунтовых вод, рельеф, экспозиция склона, крутизна склона, перепад высот, высота над уровнем моря, прозрачность воды, текучесть, проточность, температура, кислотность, газовый состав, содержание минеральных и органических веществ, газовый состав атмосферы, солевой состав воды, воздействие огня. влажность воздуха, температура воздуха, свет, давление воздуха, соленость воды. |
Биотические | Совокупность взаимоотношений живых организмов, а также их взаимовлияний на среду обитания. Действие биотических факторов может быть не только непосредственным, но и косвенным, выражаясь в корректировке абиотических факторов (например, изменение состава почвы, микроклимата под пологом леса и т.д.). | влияние растений друг на друга и на окружающую среду, паразитизм, конкуренция, хищничество. |
Антропогенные | Антропогенные факторы отражают интенсивное влияние человека (непосредственно) или человеческой деятельности (опосредованно) на окружающую среду и живые организмы | К таким факторам относятся все формы деятельности человека и человеческого общества, которые приводят к изменению природы как среды обитания и других видов и непосредственно сказываются на их жизни. Каждый живой организм испытывает влияние неживой природы, организмов других видов, в том числе человека, и в свою очередь оказывает воздействие на каждую из этих составляющих. вырубка лесов, строительство зданий, выброс углекислого газа заводом. |
2.
Абиотические факторы | Биотические факторы | ||||
Разновидности абиотических факторов | Примеры | Разновидности биотических факторов | Примеры | ||
Климатические |
| Фитогенные | Механические контакты, или контакты прямого действия - это охлестывание ветвями, сцепление и давление стволов и корней. Например, прямым воздействием является повреждение сосны и ели в смешанных лесах от отхлестывающего действия березы в результате раскачивания ветром тонких ее веток, которые ранят кору и сбивают молодые иглы ели и сосны. Насекомые переносят пыльцу от одного растения к другому, осуществляя контакты между ними. | ||
Эдафические | Почва играет большую роль в жизни растений и животных. Например, своеобразные условия создаются на песчаных почвах (90 % песка и 10 % глины, размер частиц от 0,2 до 2 мм), где обитают растения, называемые псаммофитами. У них образуются придаточные корни, что не позволяет растениям быть засыпанными песком; листья у них узкие и жесткие, иногда вообще отсутствуют. | Зоогенные | Употребление животными в пищу растений способствует распространению семян последних. Насекомые (тля, клопы) воздействуют на листовую поверхность древесных и травянистых пород, отсасывая у растений питательные вещества и распространяя возбудителей их заболеваний | ||
Орографические | Подъем в гору часто напоминает путешествие от экватора к полюсу. При поднятии на каждые 100 м температура воздуха понижается в среднем на 0,5 °С. Увеличивается длительность вегетационного периода. У подножия гор могут находиться тропические моря, а на вершине дуют арктические ветры. С одной стороны горы может быть тепло и солнечно, с другой - холодно и влажно. Экспозиция склона: на северных склонах растения образуют теневые формы, на южных - световые. Крутизну склонов характеризуют быстрый дренаж и смывание почв, поэтому здесь почвы маломощные и сухие. Если уклон превышает 35°, почва и растительность обычно не образуются | | | ||
Гидрографические | Организмы, обитающие в водной среде, называются гидробионтами. Все живые существа приспособились к плотности воды, глубинам. Многие рыбы, ракообразные, морские звезды могут переносить давление от одной до сотен атмосфер. Плотность морских организмов убывает с глубиной. | | | ||
Химические | Химический фактор для организмов, живущих в воде, чрезвычайно важен. Например, в водах Черного моря много сероводорода, что делает данный водоем неблагоприятным для жизни многих организмов. Газовый состав тропосферы в меньшей степени влияет на живые организмы, поскольку он обладает постоянством химического состава. Соленость воды (более 10 г/л) существенно влияет на жизнедеятельность живых существ. Пресноводные животные не могут обитать в морях, морские не переносят опреснение. Большинство водных животных обитает в морских и океанических водах. | | | ||
Пирогенные | пожары могут быть определенным ограничивающим фактором при распространении животных и растений. Низовые лесные пожары дополняют действие редуцентов, разлагая погибшие растения и животных в форму, пригодную для использования новыми поколениями растений. Пожары в степях и саваннах уменьшают размножение пустынных кустарников | | |
3.
Учитель – вторая мама. Работники этой профессии воспитывают в детях патриотизм, прививают любовь к учебе и природе. Я живу в ХМАО и проблема экологии обостряется в Югре каждое лето. Горят месторождения, леса, торф. Все начинается в сезон отдыха и майских праздников. Мой округ задыхается и страдает, но людям не всегда в голову приходит ответственность за себя, свою территорию и нашу богатую природу. Если ребенок с раннего детства знает последствия своих необдуманных действий, то мы сократим количество лесных пожаров и загрязнений воздуха.
После уроков на тему экологии, ученик должен понимать влияние на экологическую обстановку от выкинутого им фантика на улице до брошенного горящего костра. Главное вложить знания и понятия на тему «Я и мой мир вокруг». Еще раз повторим, что учитель вносит важный вклад в развитие будущего Гражданина, а это значит – защитника не только интересов своей страны, но и её природы.