Файл: Лекция 1 стр. 1 из 5 Тема 1 теоретическая концепция логистической системы место коммерческой логистики в современной экономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 7

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Коммерческая логистика»
Лекция 1
стр. 1 из 5
Тема 1: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ
1.1. Место коммерческой логистики в современной экономике
Логистика – учение о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.
В узком смысле логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе снабжения: закупки, перевозки, продажи и хранения товаров, материалов, деталей и готового инвентаря (техники и прочего).
Цель логистики – поставить нужный товар, в нужное время, в нужное
место, необходимого качества, с минимальными затратами.
Определим специфику коммерческой логистики, выделяющую ее из общего массива логистик по признаку отраслевой классификации предпринимательской деятельности.
Коммерческое предпринимательство характеризуется тем, что определенную роль в нем играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Коммерция представляет собой процесс организационно- технического и социально-экономического взаимодействия субъектов рынка по поводу распределения и организации обмена товарно-материальных ценностей и услуг на эквивалентной основе. То есть коммерцию часто рассматривают как синоним торговли, торговой и торгово-посреднической деятельности, участия в продаже или содействия продаже товаров и услуг.
Коммерция как экономическая структура представляет собой совокупность фирм, предприятий, которые приобретают, хранят товары преимущественно крупными партиями и перепродают их производственным потребителям, розничной торговле, конечным потребителям, оказывая при этом сопутствующие услуги.
Из экономической сути следует функциональное наполнение коммерческой логистики. Коммерческая фирма является одновременно покупателем и поставщиком товара; в процессе коммерческой деятельности изменяются правомочия собственности на товар (владение, пользование, распоряжение).
С точки зрения ресурсного аспекта наполнение коммерческой логистики весьма многообразно: транспортная, складская, информационная и прочие виды логистики. Отличает коммерцию и коммерческую логистику от логистики производственно-предпринимательской деятельности то, что отсутствует
необходимость обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции; приобретаемые коммерсантом материальные ресурсы
покупаются им в виде готового товара, который затем реализуется потребителю.
Коммерческая логистика – широкая и емкая категория. При необходимости отдельные ее элементы могут слагаться в торговую логистику, в которой наиболее отчетливо отразятся такие специфические функции торговли, как


«Коммерческая логистика»
Лекция 1
стр. 2 из 5
направление товарного потока от производителя к потребителю; хранение запасов, необходимых для своевременного обеспечения поставок покупателям при изменяющемся спросе; перекрывание временного разрыва между производством и потреблением.
Наиболее распространенным является подход к коммерческой логистике как научно-практическому направлению, заключающемуся в эффективном управлении материалопотоками в сфере обращения; как к системе, обеспечивающей транспортно-складские процессы, и как к системе обеспечения торгово-закупочной деятельности.
Основная цель коммерческой логистики состоит в адаптации к запросам потребителя, что означает гарантию быстрого выполнения их заказов и точное соблюдение условий поставки. Эта цель конкретизируется в следующих
задачах:
– гарантия оптимальной системы организации потоков материалов, грузов и товаров, обеспечивающей надежность снабжения при минимальных затратах и максимальном использовании существующих мощностей;
– создание системы контроля;
– формирование функциональной организационной структуры предприятия.
1.2 Принципы коммерческой логистики
1) Системность – коммерческая логистика представляет материально- техническое обеспечение, транспорт, производство, сбыт, складирование единым непрерывным процессом и считает нецелесообразным их разграничение
(в аспекте организации процесса товародвижения) на обособленные стадии общественного производства и, как следствие, учитывает логистические издержки на протяжении всей логистической цепи.
2) Комплексность:
– формирование всех видов обеспечения (развитой инфраструктуры) для осуществления движения потоков в конкретных условиях;
– координация действий непосредственных и опосредствованных участников движения ресурсов и продуктов;
– осуществление централизованного контроля выполнения задач, стоящих перед логистическими структурами фирм;
– стремление фирм к тесному сотрудничеству с внешними партнерами по товарной цепочке и установлению прочных связей между различными подразделениями фирм в рамках внутренней деятельности.
3) Научность:
– усиление расчетного начала на всех стадиях управления потоком от планирования и анализа, выполнение подробных расчетов всех параметров траектории движения потока;
– признание за квалифицированными кадрами статуса самого важного ресурса логистических структур фирмы.


«Коммерческая логистика»
Лекция 1
стр. 3 из 5
4) Конкретность:
– четкая и точная оценка всех ресурсов, используемых при осуществлении логистического процесса: финансовых, трудовых, материальных и т.д.
– осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов;
– руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений или структурных органов, результаты работы которых измеряются полученной прибылью.
5) Конструктивность:
– диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения;
– тщательное выявление деталей всех операций материально- технического обеспечения и транспортировки товаров.
6) Надежность:
– обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения в случае необходимости траектории движения потока;
– широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением;
– высокие скорости и качество поступления информации и технологии ее обработки.
7) Вариантность:
– возможность гибкого реагирования фирмы на колебания спроса и другие возмущающие воздействия внешней среды;
– целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы.
1.3. Логистическая система
Одним из базовых понятий логистики является понятие «Логистическая
система» – это сложная, структурированная экономическая система, состоящая из элементов – звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными, сервисными и сопутствующими им потоками.
Логистическую систему, способную ответить на возникающий спрос быстрой поставкой нужного товара, можно сравнить с живым организмом.
Мускулы – это подъемно-транспортная техника, нервная система – сеть компьютеров на рабочих местах, организованная в единую информационную систему. По размерам этот организм может занимать территорию оптовой базы, а может выходить за пределы государства.
Звено логистической системы – экономический и / или функционально обособленный объект
(подразделение компании или юридически самостоятельное предприятие), выполняющий свою цель, связанную с реализацией одного или нескольких видов логистической деятельности. Звенья


«Коммерческая логистика»
Лекция 1
стр. 4 из 5
одной логистической системы должны иметь единое управление логистическим процессом. В качестве примеров звеньев логистической системы можно назвать поставщиков, потребителей и логистических посредников. Промышленные или торговые предприятия часто называют центральной компанией, по отношению к которой первой и второй сторонами являются поставщики и потребители, а третьей стороной – логистические посредники. Внутри центральной компании также можно выделить звенья логистической системы, например: склад материальных ресурсов, производственные подразделения, склад готовой продукции и т.п.
Элемент логистической системы – это неделимая в рамках поставленной задачи управления или проектирования логистической системы часть звена логистической системы. Например, если склад рассматривать как звено логистической системы, то зоны комплектации, приемки, отгрузки – это элементы логистической системы.
По масштабу сферы деятельности логистические системы подразделяются на макро- и микрологистические системы.
Макрологистическая система включает в себя предприятия и организации промышленности, снабженческо-сбытовые структуры и транспортные организации разных ведомств, в различных регионах. В качестве таковых можно рассматривать транснациональные корпорации, трансконтинентальные фирмы, региональные промышленные объединения, территориально-производственные комплексы.
На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем.
1) Логистические системы с прямыми связями. В этих логистических системах материальный поток происходит непосредственно от производителя продукции к потребителю, минуя посредников.
2) Эшелонные логистические системы. В таких системах на пути материального потока, есть хотя бы один посредник.
3) Гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую. Так и через посредников.
Микрологистическая
система охватывает сферу деятельности отдельного предприятия и обеспечивает решение локальных вопросов в рамках отдельных функциональных элементов логистических систем.
По функциональному назначению микологические системы подразделяются на системы первого и второго уровня.
Микрологистическая система первого уровня отражает логистику предприятия, охватывающую как внутрипроизводственную деятельность предприятия, так и его внешние контакты и связи с поставщиками и покупателями.
Микрологистическая система
второго
уровня отражает внутрипроизводственную логистику, которая интегрирует процессы планирования сбыта и снабжения, транспортно-складских и погрузочно- разгрузочных работ предприятия.


«Коммерческая логистика»
Лекция 1
стр. 5 из 5
На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих подсистем:
1)
Закупка – подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.
2) Планирование и управление производством – эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающий предмет труда в продукт труда.
3) Сбыт – подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.
Как мы видим элементы логистических систем разные, но совместимые.
Совместимость обеспечивается единством цели.
Между элементами логистической системы имеются связи. В макрологических системах основу связи между элементами составляет договор
(контракт). В микрологических системах элементы (подразделения фирмы) связаны внутрипроизводственными отношениями.