Файл: Раскройте общие положения системной теории. Дайте определение понятию система. Определите набор факторов, влияющих на семейную систему, попробуйте показать, как они проявляют себя. Дайте общую характеристику семейной системы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1075

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, ну или как минимум, общество останется без надежного фундамента.

  1. Посмотрите фильм «Любовь и голуби» (1984).




  • Как Вы считаете, какой кризис настиг многодетную деревенскую семью? Как Вы думаете, какие факторы повлияли на распад семьи?

Данный конфликт можно отнести к области семейного конфликта , нет страсти. В семье нет развития партнеров, они застыли со времени свадьбы.
Надежда не рассматривает мужа и детей как отдельных личностей. Мировоззрение Надежды сформировано ограниченным деревенским миром, она попрекает Василия его увлечением - слишком, по её мнению, несерьёзным, недостаточно мужским.
Василий - инфантильное существо, спокойно живущее под пятой у властной жены и по чистой случайности оказавшееся во внимании одинокой городской женщины на курорте.
Кризис происходит неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания, различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях. Василию захотелось новых ощущений, новых эмоций, новых впечатлений, которые он получил.познакомившись с Раисой Захаровной, не похожей на его жену, женщиной.







  1. Провести сравнительный анализ классических и современных психоаналитических теорий любви. (Заполните таблицу).




Теория

Представители

Определение любви

Основные понятия

Основные положения

классический психоанализ

З. Фрейд

ранние работы: любовь - либидо, психическая энергия, лежащая в основе всех сексуальных проявлений человека инстинктивная сила, близкая к сексуальным инстинктам и противоположная инстинктам самосохранения; одна из двух (наряду с голодом) базовых человеческих потребностей.

второй этап развития теории: любовь - привязанность, которая формируется в первые годы жизни и базируется на инстинкте самосохранения; в основе данной привязанности лежит благодарность, которую ребенок испытывает к матери.

поздние работы: любовь - Эрос, влечение к жизни, противоположное влечению к смерти.

либидо, Эрос, сексуальность, бисексуальность, сексуальные инстинкты, перверзии, садизм, мазохизм, психосексуальные стадии, сексуальная энергия, Эдипов комплекс, комплекс Электры, сублимация, эрогенные зоны

любовь уходит корнями в инстинкт самосохранения и первоначально возникает как благодарность, которую ребенок к матери за то, что она кормит его и ухаживает за ним.

либидо поддерживает все жизненно важные процессы и обеспечивает размножение вида, а также в результате сублимации реализуется в общественных видах деятельности (искусство, наука и т.д.)

развитие человека есть генетически заданная смена психосексуальных стадий; разрешение или неразрешение Эдипова комплекса и комплекса Электры имеет фундаментальное значение для развития человека.

неврозы - результат вытеснения сексуальных и агрессивных влечений

человек - бисексуальное существо: наряду с признаками своего пола он имеет и признаки противоположного пола

аналитическая теория личности

К.Г. Юнг

любовь - возвращение в коллективное бессознательное, способ достижения самости (единства, гармонии, целостности) путем интеграции различных аспектов души человека.

анима, анимус, самость, содержащий, содержимый, коллективное бессознательное, архетипы

каждый человек несет в себе мужское и женское начало

гармонизации этих начал в человеке и достижению самости способствует любовь

выбор партнера осуществляется инстинктивно; любовь есть возвращение в коллективное бессознательное

переход от любви как коллективного переживания к любви как индивидуальному чувству происходит через кризис ролей содержащего и содержимого и обретение каждым из партнеров самости

индивидуальная теория личности

А. Адлер

любовь - элемент социального чувства, одна из трех жизненных задач человека (наряду с социальной и профессиональной), для успешного решения которой необходимо равноправие партнеров и полная самореализация личности каждого из них.

социальное чувство, брак, бегство от брака

любовь как социальное чувство возникает до появления сексуальных влечений смысл любви как социального чувства в интеграции общества

человек с низким социальным чувством будет иметь трудности в любовных отношениях

все три жизненные задачи человека тесно связаны, решение одной из них позволяет приблизиться к решению других

существуют различные стратегии бегства от любви (власть над партнером, идеализация любви, страх или недостаток сдержанности), которые неосознанно выгодны человеку

Социо-культурная теория личности

К. Хорни

любовь - способность и желание спонтанно отдаваться другим людям, делу, идее

потребность в безопасности, защитные стратегии, невротическая потребность в любви, недоверие между полами

если у ребенка в детстве не была удовлетворена потребность в безопасности, формируются невротические потребности

невротическая потребность в любви предполагает ненасытность желание быть любимым и неспособность любить самому, переоценку любви, страх перед одиночеством и перед любовью одновременно

симптомы невротической потребности в любви: патологическая ревнивость, поиск абсолютной любви, болезненная чувствительность к отвержению, постоянное его предчувствие.

невротические способы получения любви: подкуп, апелляция к жалости, призыв к справедливости, угроза.

эго-теория личности

Э. Эриксон

любовь - положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения кризиса "близость-изоляция" на 6 психосоциальной стадии; желание слить свою идентичность с идентичностью другого; способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют самоотречения и уступок.

психосексуальные стадии развития, близость, изоляция, идентичность

способность любить - результат успешного разрешения кризиса "близость-изоляция" в период ранней зрелости

для успешного разрешения этого кризиса необходимо разрешение и интеграция предшествующих конфликтов

способность любить - основа успешного развития личности на последующих стадиях

понятие любовь шире понятия сексуальное влечение и включает взаимную заботу, уважение, ответственность

гуманистическая теория

Э. Фромм

любовь - активная сила в человеке, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; способ преодоления изоляции и отчуждения, единения с другими людьми и обществом без потери индивидуальности и автономии; всеобщая жизненная потребность в единстве; единственный удовлетворительный ответ на проблему существования человека; искусство, которому необходимо учиться.

искусство любви, позитивная свобода, продуктивный характер

в процессе развития человечества индивид получает все большую свободу, вместе со свободой растет отчуждение, любовь-эффективный способ обретения единства

структура любви включает: заботу, ответственность, уважение, знание

существуют различные виды любви: материнская, отцовская, братская, к себе, к Богу, к людям, к жизни

Современная теория

Жак Лакан

любить — это значит отдавать того, чего у нас нет.

подлинная любовь — это «давать тому, кто этого не просил, то, чего у нас нет»

Понимать эту фразу можно через неудовлетворенность, которую мы заглушаем триадой «потребность», «просьба», «желание». Для того, что удовлетворить базовые потребности нужно с начала обратиться к другому — нашей матери. Сначала это просьба и требование, которые перерастают в ненасытное желание: где суть являет собой не то, что просит человек и в чем испытывает потребность, а в самом дающем.

Отсюда следует вывод, что когда индивиду дают то, чего он хочет, то для него это является прямым доказательством любви. И это является своего рода иллюзией.




Куттер

Любовь - как уравнение с тремя неизвестными: интимность, сексуальность и ответственность.

выделяет 3 вида любви:

• романтическая (страстная)

• товарищеская или партнерская

• совершенная любовь

принципы, действующие в рамках этого треугольника, которые позволяют определить типологическую принадлежность любви:

1. «Крайне выраженная интимность, душевное расположение, при отсутствии сексуальности и ответственности».

2. Крайне выраженная страстная любовь, когда человек попадает в зависимость от другого человека. В приоритете сексуальность, минуя межличностные отношения, на первый план ставятся сексуальные отношения, ответственность в отношениях отсутствует или перекладывается на другого.

3. Крайне выраженная абсолютная ответственность, лишенная сексуальности и интимности.




Отто Кернберг

Если рассматривать сексуальную любовь, любовь в паре, то это страстное желание другого, которое включает сексуальное влечение, нежность, уважение, когда мы видим в другом воплощение глубинных идеалов. Это фундаментальная эмоциональная потребность

Норма,

Паталогия

Зрелая любовь


ДЕВЯТЬ ХАРАКТЕРНЫХ ЧЕРТ ЗРЕЛОЙ ЛЮБВИ

1. Интерес к жизненному плану партнера (без разрушительной зависти).

2.Базовое доверие: обоюдная способность быть открытыми и честными, даже в отношении собственных недостатков.

3.Способность к настоящему прощению, в отличие как от мазохистического подчинения, так и от отрицания агрессии.

4. Скромность и благодарность.

5. Общие идеалы как основа совместной жизни.

6. Зрелая зависимость; возможность принять помощь (без стыда, страха или вины) и оказать помощь; справедливое распределение задач и обязанностей – в отличие от борьбы за власть, обвинений и поисков правых и виноватых, которые ведут к взаимному разочарованию.

7. Постоянство сексуальной страсти. Любовь к другому, несмотря на телесные изменения и физические недостатки.

8. Признание неизбежности потерь, ревности и необходимости защищать границы пары. Понимание, что другой не может любить нас точно так же, как мы любим его.

9. Любовь и оплакивание: в случае смерти или ухода партнера потеря позволяет нам в полной мере понять, какое место он занимал в нашей жизни, что ведет к принятию новой любви без чувства вины.

Существуют различные плоскости, образующие любовь. Они проявляются в целостности по отношению к выбранному объекту любви. Оно страстное, потому что совмещает в себе жажду и стремление слиться с другим. Неотъемлемой частью нормальной любви является толерантность, терпение, взаимная амбивалентность. Другая естественная часть любви - ее ограниченность (с течением времени). Особенно это заметно в пожилых парах.





  1. Напишите эссе по теме: «Типология любви Эриха Фромма: критерий, структурные компоненты. Выделить и описать их взаимосвязь».


Э.Фромм выделяет пять типов любви:

братская – включает ответственность, заботу, уважение, знание какого–либо другого человеческого существа, желание продлить его жизнь; о

материнская – это безусловное утверждение в жизни ребенка и его потребностей, что имеет два аспекта: один – это забота и ответственность, абсолютно необходимые для сохранения жизни ребенка и его роста; другой аспект – это установка которая внушает ребенку любовь к жизни;

эротическая – она жаждет полного слияния, единства с единственным человеком;

любовь к самому себе– не только другие, но и мы сами являемся объектами наших чувств и установок; установки по отношению к другим и по отношению к самим себе не только далеки от противоречия, но основательно связаны;

любовь к богу – потребность в единстве и принадлежности. Любовь к богу как саморазвитие личности, поиск себя, прохождение пути от безусловной любви к сознательному выбору. Фромм не поддерживал слепое идолопоклонство.

Кроме этих видов Фромм первым определил разницу между отцовской и материнской любовью. Материнскую любовь он назвал безусловной. Мать любит ребенка за одно его существование. А вот отцовскую любовь необходимо заслужить. Отцы любят детей за то, что те оправдали их ожидания, похожи на них, соответствуют требованиям, выполняют обязанности.

Определяя братскую любовь как любовь между равными, а материнскую любовь как любовь к беспомощному существу, Фромм указывает на то, что как бы данные формы любви не отличались друг от друга, у них есть нечто общее: по своей природе эти формы любви не ограничиваются одним человеком. Эротическая любовь составляет противоположность обоим этим типам любви, поскольку она жаждет единства, полного слияния с одним единственным человеком. По своей природе она не всеобща, а исключительна. Именно в этой форме любви есть предпочтительность, которую мы не находим в братской и материнской любви. «Эротическая любовь делает предпочтение, но в другом человеке она любит всё человечество, всё, что есть живого».

Фромм отмечает существование определённых параллелей между любовью к родителям и любовью к богу. Он пишет: «В истории рода человеческого мы видим то же развитие: от первоначальной любви к богу, как беспомощной привязанности к матери-богине, через послушную привязанность к богу-отцу, к зрелой стадии, когда бог перестаёт быть внешней силой, когда человек вбирает в себя принципы любви и справедливости, когда он становится единым с богом, и наконец, к точке, где он говорит о боге только в поэтическом, символическом смысле



Фромм выделяет пять составляющих, без которых зрелая любовь невозможна на практике: забота, заинтересованность, ответственность, уважение и знание любимого человека. Любовь невозможна без заботы об объекте любви, без активной заинтересованности в развитии того, кого мы любим, ответственности за жизнь любимого человека, уважения как восприятия человека таким каков он есть с осознанием его уникальности, и знания, которое венчает все предыдущие составляющие, проникая в самую суть другого человека, в самую его глубину и дает любящему возможность понимать и разделять потребности другого человека, расширяя границы собственной индивидуальности. Практиковать зрелую любовь в отсутствие указанных составляющих представляется невозможным. Огромного труда, внутренней работы, смелости и сил, на мой взгляд, требует от человека практика зрелой любви.


  1. Подготовьте письменный отчет по следующим вопросам:

- Почему около 80% браков заканчиваются разводом?

- Каковы основные причины разводов?

- Почему высокий уровень социально-экономического развития не гарантирует сохранность брака?

- Что происходит с семьей в современном мире?

- Сохранится ли семья как социальный институт? (Если сохранится, то в каком виде?).
Основание для семейного конфликта – индивидуальные различия между членами семьи, несовпадение, противоречие потребностей, мотивов, интересов, ценностей, оценок. Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных позиций субъектов взаимодействия.

С психологической точки зрения развод есть результат изменения баланса сил, поддерживающих и разрушающих брак. Развод – это прекращение брака при жизни супругов. Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в семье. Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, что влечет за собой реорганизацию жизни обоих супругов, то современные формы семейных отношений предполагают, что и после их прекращения психологические аспекты последствий расставания не только сохраняются, но и выходят на первый план. Развод является ненормативным кризисом жизненного цикла семьи. Для супругов и детей развод выступает источником возникновения психической травмы.


Выделяют следующие причины разводов: укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщины; отсутствие негативных стереотипов у разведенных; освобождение от классовых, религиозных и национальных предрассудков; рост продолжительности жизни; усиление миграционных процессов; снижение влияния родителей на выбор супруга; ориентация при создании семьи не личное счастье, прежде всего на взаимную супружескую любовь, повышенные требования к партнеру, выбранному по любви. К.Витакер отмечает, что если и существует какой–то один фактор, предопределяющий разводы, то это, скорее всего, недостаточно сформированное до брака ощущение себя независимой личностью. Причинами развода могут быть не только напряженность отношений и тревожность в определенные кризисные периоды, но также много и других, как психологических, так и иных проблем.

В современном обществе наблюдается тенденция к ослаблению семьи как социального института в привычном её понимании. То единство семьи, которое было присуще ей, практически исчезло. Современное молодое поколение предпочитает проводить своё свободное время среди своих друзей, а не в кругу семьи. Традиционные роли и обязанности членов семьи существенно изменились. Время, когда женщина вела домашнее хозяйство и занималась детьми, а мужчина целиком и полностью обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, прошло. Сейчас очень многие женщин участвуют в производственной и даже политической деятельности, наравне с мужчиной обеспечивают семью, зачастую занимают ведущую позицию в принятии семейных решений. Правда происходит это практически только в странах с христианской и буддийской культурой. Такие перемены несут с собой ряд негативных и позитивных последствий для семьи и общества в целом. С одной стороны, повышается самооценка женщины, с другой – понижается самооценка мужчины. Борьба женщины за равенство в супружеских отношениях часто перерастает в борьбу за семейное господство. К тому же занятость женщин отрицательно влияет на демографическую ситуацию, так как женщина, стремящаяся сделать карьеру, не хочет становиться матерью в течение довольно длительного времени. А это ведёт к падению рождаемости и росту смертности.


Главной опасностью для семьи, как социального института, я считаю то, что сейчас достаточно большое количество молодых людей вообще не хотят создавать семью, предпочитая ей гражданский брак или свободные отношения. Эта тенденция наблюдается, в основном, в крупных городах, но провинция всегда следует за центром страны.



  1. Посмотрите фильм «Любовь и голуби» (1984).

Ответьте на вопросы:

Как Вы считаете, какой кризис настиг многодетную деревенскую семью?

Как Вы можете описать отношения между мужем и женой. Что бы Вы порекомендовали изменить в отношениях главным героям.
Главные герои среднего возраста, я вижу кризис середины жизни и попытка переоценки ценностей. В отношениях родители включены в родительские функции и бытовые обязательства. Я считаю, что в семье возникла неудовлетворенность в базовых потребностях (блокирование потребности любви), отсюда и измена. Из рекомендаций (что и прослеживалось в конечной части фильма) проявление внимания, нежности, близких отношениях, искренность друг к другу.

Слушатель Акчурин Вилен Рашидович.