Файл: Учебнометодический комплекс по дисциплине Психология труда, инженерная психология и эргономика для студентов заочной формы обучения.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Н ОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА
Е.А. Петренко


Учебно-методический комплекс
по дисциплине

«Психология труда, инженерная психология и эргономика»

для студентов заочной формы обучения

Ростов-на-Дону

2014

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология труда, инженерная психология и эргономика» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 030300.62 «Психология»

Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Психология и управление персоналом» и утвержден Учебно-методическим советом Академии Управления (протокол № от ) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебную программу, содержание практических работ, темы контрольных работ, требования к уровню освоения программы.

Составитель: Е.А. Петренко


Рецензент:

содержание

12. Практические занятия 6

1.1Наименование практических занятий, их содержание 6

13. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ 10

24. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ контрольных РАБОТ 11

35. самостоятельная работа студентов 15

1.3 6. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ вопросы по дисциплине 19

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 21

7.1 Основная литература 21

7.2 Дополнительная литература 21

1.41. 21

1.52. 21

1.63. 21

1.74. 21

1.85. 21

1.97. 21

1.108. 21

1.119. 21

1.1210. 21

1.13Образец оформления титульного листа контрольной работы 24


1 ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Наименование тем лекций, их содержание
Тема 1. Теоретические и методологические основы психологии труда, инженерной психологии и эргономики.

Психология труда как область знаний, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия (Е.А.Климов и др.). Предмет и объект психологии труда. История развития инженерной психологии. Исторические и научно-технические предпосылки возникновения эргономики. Идеи Ф. Тейлора, Ф. Гилберта. Хоторнский эксперимент Ф. Мэйо на предприятии «Вестерн электрик». Подходы В.М. Бехтерева и В.Н. Мясищева. Идеи А.А. Ухтомского, А.К, Гастева, Н.А. Бернштейна. Современное состояние психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Предмет и методы инженерной психологии. Состав, структура, эргономические факторы и показатели. Организационные, психофизиологические и психологические методы эргономики. Математические методы. Имитационные методы.

Тема 2. Современные психологические концепции трудовой деятельности.

Труд как функциональная система деятельности. Психологические признаки труда. Методы изучения трудовой деятельности. Психологические анализ профессиональной деятельности. Психологический анализ трудовых движений.
Тема 3. Рабочая система и основные задачи ее инженерно-психологического и эргономического проектирования.

Понятия «рабочая система», «рабочая зона», «рабочее место». Классификация рабочих профессий. Общие эргономические требования к организации рабочего места. Основные параметры рабочего места. Классификация антропометрических признаков. Зоны досягаемости моторного поля рабочего места, рабочие положения, движения. Нормативно-правовое обеспечение системы (ГОСТы, ОСТы, международные стандарты).
Тема 4. Эргатические функции и эргатическая система.

Функции – трудовые, эргатические и средств труда. Психические регуляторы труда. Психические свойства, состояния и процессы как профессионально важные качества (ПВК) субъекта труда. Особенности психических функций и процессов в труде.
Тема 5. Психофизиологические и психологические основы деятельности оператора.

Комфортность и безопасность. Монотония, Потребность. Мотивация. Затраты. Результативность труда. Удовлетворенность трудом. Функциональный комфорт. Психическое утомление. Психическая напряженность. Эмоциональный стресс. Тревожность. Индифферентное состояние. Инженерно-психологические аспекты охраны труда. Психофизиологическая характеристика процесса приема и переработки информации оператором. Психологический анализ деятельности оператора.
Тема 6. Проблема надежности оператора.

Психофизиологические аспекты проблемы надежности операторов. Методы определение надежности СЧМС. Профессиональный отбор и обучение операторов. Взаимодействие операторов в группе.
  1. 2. Практические занятия

    1. Наименование практических занятий, их содержание


Занятие 1.Предмет, задачи и методы инженерной психологии и эргономики.

  1. Предпосылки возникновение и становления эргономики.

  2. Развитие эргономики в России.

  3. Становление и развитие эргономики за рубежом.

  4. Возникновение и развитие инженерной психологии.

  5. Инженерная психология и научно-технический прогресс.

  6. Предмет инженерной психологии.

  7. Методы инженерной психологии: психологические, физиологические, математические и имитационные.



Занятие 2.Трудовая деятельность как система. Системы «человек-машина» и «человек-машина-среда».

  1. Системный подход в эргономике.

  2. Понятие и основные характеристики трудовой деятельности человека-оператора.

  3. Регулирующая роль центральной нервной системы в процессе труда.

  4. Роль доминанты в формировании трудового процесса.

  5. Роль динамического стереотипа в регуляции нервной системы.


Занятие 3.Проблема побуждения к трудовой деятельности.

  1. Понятия стимула и мотива трудовой деятельности. Основные направления исследования мотивации.

  2. Разновидности мотивов и факторов мотивации трудовой деятельности.

  3. Параметры мотивации трудовой деятельности: сила, устойчивость, множественность, структурность, иерархичность.


Занятие 4.Динамические аспекты мотивации трудовой деятельности.

  1. Генезис мотивационной структуры трудовой деятельности.

  2. Структура и динамика мотивов трудовой деятельности на разных уровнях профессионализации.

  3. Мотивационные кризисы.

  4. Мотивация достижений, уровень притязаний и эффективность трудовой деятельности.

  5. Классификация мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора.

  6. Внешняя и внутренняя мотивация труда.

Методы исследования мотивов трудовой деятельности.
Занятие 5.Проблема способностей и профессионально-важных качеств в психологии труда.

  1. Проблема способностей в психологии труда: концептуальные подходы к исследованию и этапы разработки.

  2. Определение и соотношение понятий: способности, одаренность, профессиональные способности, профессионально важные качества (ПВК), деятельностно важные качества (ДВК).

  3. Общие и специальные способности, неравномерность и гетерохронность их развития.

  4. ПВК и формирование психологической системы трудовой деятельности.

  5. Группы ПВК: общие, особенные, единичные.

  6. Развитие ПВК и формирование их подсистем.

  7. Динамика уровня развития и структуры ПВК.

  8. Психологические системы ПВК на разных этапах профессионализации.

  9. Диагностика профессиональных способностей в процессе психологического анализа деятельности.


Занятие 6.Психологическая экспертиза в психологии труда.

  1. Назначение трудовой экспертизы (ТЭ).

  2. Виды и формы ТЭ.

  3. Основные задачи ТЭ в трудовой деятельности.

  4. Психологическая трудовая экспертиза.

  5. Подходы к определению профессиональной пригодности: профессиоцентрический, антропоцентрический.

  6. Формы психологической экспертизы: оценка, отбор, аттестация персонала.

  7. Общая характеристика, специфические особенности использования, технологии проведения.

  8. Критерии профпригодности.



Занятие 7.Психологические основы безопасности труда.

    1. Психология безопасности труда как научно-практическое направление психологии труда.

    2. Основные положения современной психологии безопасности труда.

    3. Понятия: несчастный случай, ошибка, нарушение.

    4. Психологические факторы безопасности труда и их взаимосвязь.

    5. Современное состояние проблемы диагностики индивидуальных качеств, состояний в обеспечении безопасности труда.

    6. Влияние психических состояний (переутомление, дистресс) на склонность к нештатному поведению в условиях трудовой деятельности.

    7. Влияние мотивации на безопасность профессиональной деятельности.

    8. Психологические предпосылки и причины производственных аварий и травм. Психологические мероприятия профилактики и снижения травматизма.


Занятие 8.Психологические проблемы обеспечения труда человеком в СЧМ и СЧМС.

  1. Человек как основное звено системы управления.

  2. Требования, предъявляемые к психологическим качествам человека в сложных системах управления.

  3. Психологические проблемы взаимодействия человека и машины в системах управления.

  4. Классификация систем управления по психологическим критериям.


Занятие 9. Прием, хранение и переработка информации оператором.

  1. Взаимодействие анализаторов при приеме информации человеком.

  2. Процесс восприятия информации человеком-оператором.

  3. Психологические основы создания систем «искусственного интеллекта».

  4. Психологические проблемы моделирования мыслительных процессов.

  5. Инженерно-психологические аспекты создания диалоговых систем.

  6. Психологические аспекты учета особенностей памяти и мышления при создании систем «человек-машина».


Занятие 10. Понятие и характеристики «человеческого фактора» в системе «человек-машина-среда».

  1. Качество и напряженность, комфортность, безопасность и безаварийность деятельности.

  2. Эффективность и надежность СЧМС с учетом «человеческого фактора».

  3. Подходы к построению иерархической структуры показателей и их взаимосвязь.


Занятие 11. Эргономическая антропометрия и биомеханика.

  1. Эргономическая антропометрия и биомеханика тела человека.

  2. Размеры человеческого тела у разных групп населения, статистические параметры.

  3. Антропометрические инструменты и измерения.

  4. Национальные, региональные, возрастные, половые, индивидуальные различия.

  5. Методы оценки удобства и дискомфорта рабочей позы в положении сидя.

  6. Правила учета антропометрических данных при расчетах эргономических параметров рабочих мест.



Занятие 12. Факторы производственной среды.

  1. Классификация и общая характеристика факторов.

  2. Физические факторы производственной среды.

  3. Химические факторы производственной среды.


Занятие 13. Функциональные состояния человека-оператора.

  1. Понятие и виды функциональных состояний (ФС).

  2. Комплексная диагностика ФС.

  3. Типичные особенности и структура субъективного синдрома проявлений ФС.

  4. Определение внутригрупповых индивидуальных различий, определяющих специфику актуального ФС у операторов.

  1. 3. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ



Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями
1. Разработать проект типового рабочего места психолога в организации (ПК-2).

2. Разработать проект типовой рабочей зоны педагога-психолога в детском саду (в школе) (ПК-2).

3. Разработать проект типового рабочего места руководителя организации (ПК-2).

4. Разработать проект типового рабочего места менеджера по управлению персонала (ПК-2).

5. Провести сравнительный анализ типового рабочего места психолога и менеджера по управлению персоналом (ПК-2).

6. Составить программу собеседования и психодиагностики профессионально-важных качеств (на выбор) (ПК-2):

- руководителя среднего звена организации;

- бухгалтера;

- начальника PR-службы;

- психолога-консультанта;

- руководителя отдела по управлению персоналом;

- системного администратора.

7. Составить программу психологической реабилитации оператора (цель, задачи, методики) направление деятельности оператора – на выбор студента (ПК-15).

  1. 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ контрольных РАБОТ



4.1 Варианты контрольных работ.

1. Концепция ошибки.

2. Расследование происшествий.

3. Классификация и профилактика ошибок.

5. Ошибка и опыт. Ошибка профессионала Социально-психологические аспекты.

6. Ошибка профессионала: методики изучения и приемы воздействия.

7. Профессиональное действие. Теоретический анализ.

8. Информационные и информационно-процессуальные модели операторского труда.

9. Имитационные модели операторского труда.

10. Психологическое содержание труда операторов.