Файл: Решение систем линейных уравнений методом подстановки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 8

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конспект урока по теме:

«Решение систем линейных уравнений методом подстановки»

7 класс

Составила:

Учёнова Наталья Николаевна

учитель математики МОУ СОШ № 22

Тема урока: Решение систем линейных уравнений методом подстановки.

Учебник: Алгебра: 7 класс: учебник для учащихся образовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: формирование у учащихся умения решать системы линейных уравнений с двумя неизвестными способом подстановки.

Задачи:

Образовательные: повторить понятие, что называется решением системы линейный уравнений, что значит, решить систему линейных уравнений с двумя неизвестными, познакомиться с алгоритмом решения системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными методом подстановки, обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся при решении систем линейных уравнений с двумя переменными.

Развивающие: развивать математический и общий кругозор, мышление и речь обучающихся, способствовать формированию умений применять приёмы: обобщения, сравнения, выделения главного.

Воспитательные: формировать интерес к математике, к познанию нового, умению анализировать, сравнивать, организованности и взаимопомощи через работу в парах.

Планируемые результаты: 

Предметные: 

Знать, что такое решить систему линейных уравнений с двумя переменными, что называется решением системы уравнений с двумя переменными, умение применять на практике графический метод решения систем двух линейных уравнений и метод подставки;

уметь выражать одну переменную через другую, полученный результат подставлять в другое уравнение, решать уравнение с одной переменной.

Мета предметные:

Познавательные: умение работать с новой информацией, умение анализировать, синтезировать, сравнивать полученный результат; 

Регулятивные: осуществлять контроль своих знаний и умений в процессе достижения результата в форме сравнений решений различными способами и его результата с заданным образцом с целью обнаружения ошибок, корректировать свои действия в случае расхождения

Коммуникативные
: обнаружение и формулирование обучающимися учебной проблемы совместно с учителем; высказывание своего предположения, умение определить и сформулировать цель урока с помощью учителя, умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками, участвовать в коллективном обсуждении; 

Личностные:

формировать желание учиться и приобретать новые знания, не останавливаться перед трудностями и искать пути их решения, умение осуществлять самооценку успешности своей учебной деятельности. 

Методы: фронтальный, частично–поисковый, коллективный, индивидуальный.

Оборудование: учебник, проектор, экран, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учащиеся перед началом урока делятся на группы.

Деятельность учителя

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, создает положительный настрой и выбирает ответственного ученика в каждой группе.

Деятельность учащихся

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку, настраиваются на получение новых знаний.

  1. Проверка домашнего задания

Деятельность учителя

Включает слайд 1, 2. Отвечает на вопросы учащихся, если что-то непонятное встретилось в домашней работе.

Деятельность учащихся

Самопроверка по готовым ответам. Задают вопросы по домашней работе. Обсуждают. Самооценка. Исправление ошибок. Сдают работы на проверку.

Слайд 1.

№ 1. Решить графически систему уравнений:



Построим график первого уравнения линейной функции



Х

0

-1

У

4

1

Построим график второго уравнения линейной функции



Х

0

1

У

4

-1


Мы видим по графику, что точка пересечения графиков имеет координаты (0;4). Эта пара чисел и будет решение этой системы уравнений.

Ответ: (0;4).

Слайд 2.

№ 2. Решить графически систему уравнений:



преобразуем 2-ое уравнение, разделив обе части уравнения на -2, получим:

у= - 5 это прямая, параллельная оси абсцисс

Построим график второго уравнения линейной функции



Х

0

-1

У

-2

-5

Мы видим по графику, что точка пересечения графиков имеет координаты (-1;-5). Эта пара чисел и будет решение этой системы уравнений.

Ответ: (-1;-5).

  1. Устный счёт

Деятельность учителя

Учитель предлагает учащимся найти пару чисел, которая является решением системы. Выводит на экран слайд 3.

Деятельность учащихся

Учащиеся подставляют поочередно пары чисел в систему уравнений, считают, поднимают руку и называют ответ. Обосновывают решения.

Слайд 3

Какая из пар чисел (-5;1), (1;4), (2;3) является решением системы уравнений



  1. Актуализация знаний

Деятельность учителя

Учитель предлагает учащимся вспомнить основные понятия из ранее изученного материала, задаёт вопросы:

Что будет решением уравнения с двумя переменными?

Что значит решить уравнение с двумя переменными?

Свойства уравнений с двумя переменными?

Что будет решением системы?

Что значит решить систему?

Деятельность учащихся

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Повторяют основные понятия, которые им понадобятся для изучения новой темы.

  1. Постановка целей, задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся

Деятельность учителя

Учитель задает наводящие вопросы:

Мы научились решать системы уравнений графическим способом, строив графики.

Мы знаем свойства уравнений с двумя переменными и умеем их применять.


Как вы думаете, что можно сделать с уравнениями в системе?

Как вы думаете, как можно другим способом решить систему уравнений?

Как называется такой метод?

С каким методом решения системы уравнений мы познакомимся?

Чему мы должны научиться на этом уроке?

Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы.

Формулируют цели и задачи урока.

Формулируют тему урока.

  1. Изучение нового материала.

Алгоритм решения системы двух уравнений с двумя переменными методом подстановки

Деятельность учителя

Учитель вводит новый способ решения системы двух уравнений с двумя переменными методом подстановки. Объясняет учащимся алгоритм решения методом подстановки. Решает вместе с учащимися у доски задание с помощью алгоритма решения системы уравнений методом подстановки.

Алгоритм:

  1. Выразить из любого уравнения системы одну переменную через другую

2. Подставить в другое уравнение системы вместо этой переменной выражение, полученное на первом шаге;

3. Решить уравнение с одной переменной, полученное на втором шаге;

4. Подставить найденное значение переменной в выражение, полученное на первом шаге;

5. Вычислить значение другой переменной;

6. Записать ответ.

Деятельность учащихся

Учащиеся внимательно слушают объяснения учителя, записывают себе схематично алгоритм. Один из учащихся по желанию выходит к доске, остальные в это время работают в тетрадях.

№ 1.



1 шаг. Из уравнения (1) выразим х:



2 и 3 шаг. Подставим х в уравнение (2):

2х+4у=30



16 + 10у + 4у = 30

14у = 30 – 16

14у = 14

У =14 : 14

У=1

4 и 5 шаг. Найденное значение у=1 подставим в

Получим .

Пара чисел (х;у) будет решением системы, в данном случае (13;1)

Проверка



6 шаг. Ответ: (13;1)

  1. Первичное закрепление материала

Деятельность учителя


Решает вместе с учащимися у доски несколько заданий с помощью алгоритма решения системы уравнений методом подстановки.

Деятельность учащихся

Учащиеся внимательно слушают объяснения учителя. Один из учащихся по желанию выходит к доске, остальные в это время работают в тетрадях.

№ 2
























Ответ: (4;2)

№ 3
























Ответ: (2;3)



  1. Самостоятельная работа

Деятельность учителя

Раздает карточки с заданиями. Объясняет в чем заключается задание. Выдает образец решение и ответы, по которым ответственный группы оценит работы учащихся.