ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Каримова Назрин
Что такое сенсорные эталоны и какова их роль в познавательном развитии ребенка-дошкольника?
Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте - это образцы, выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений : цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звука, длительности промежутков времени и т.п.
Сенсорное развитие является фундаментом общего умственного развития ребенка, а также имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов трудовой деятельности.
Развитие у детей восприятия и выработка представлений про свойства окружающих предметов носит название сенсорного развития, так как весь процесс познания происходит через органы чувств человека.
Выделяют 5 основных видов восприятия окружающего мира:
-
Зрительное - первым делом ребенок видит предмет глазами, воспринимает его цвет, форму, величину, расположение в пространстве -
Слуховое - воспринимает звуки, издаваемые предметом. Первый услышанный звук малыша - это голос его матери -
Осязательное - обследование любого предмета происходит тактильно. Ребенок берет его в руку, пробует с ним производит действия, трясет его, бросает, катает или гладит -
Вкусовое - малыши берут игрушки в рот не для того, чтобы съесть, а чтобы понять вкус предмета. -
Обонятельное - это познание мира через запахи.
Перед воспитателем и родителями ребенка дошкольного возраста стоит задача помочь малышу в освоении сенсорных эталонов, создать все условия для формирования представления об окружающих предметах. Это происходит во время дидактических игр, в процессе учебной и трудовой деятельности, на рисовании и во время лепки, на экскурсиях и прогулках. Каждый возраст имеет свои особенности при освоении сенсорных понятий и эталонов.
Устойчивые и закрепленные в речи понятия про сенсорные эталоны формируются только с трехлетнего возраста, то есть в дошкольный период. Дети уже могут соотносить и сравнивать их в ряду, состоящем из нескольких предметов. Например, из трех или четырех отрезков, нарисованных в тетради, он может выявить самый длинный, тот, что короче, самый короткий, средний по длине и так далее. Закрепляется усвоение сенсорных эталонов в различных видах деятельности. Например, при конструировании малыш запоминает цвета деталей, их форму и размер, материал, из которого сделаны части, что из них можно создать. Так, конус используется только для строительства крыши или верхней части башни из цилиндров, а кирпич ставят внизу конструкции. Во время рисования малыш подбирает необходимый карандаш для изображения предмета. Например, он знает, что стебель рисуют зеленым карандашом, а цветочек изображают красным, желтым, розовым или оранжевым. Он не будет рисовать его черным или зеленым, так как у него уже есть опыт восприятия растений, и в памяти всплывает сенсорный эталон цвета
Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте способствуют умственному развитию детей, развивают логическое мышление и формируют навыки будущей учебной деятельности в школе. Это важный этап в развитии ребенка, который поможет ему стать успешным в выбранной профессии. Сенсорное развитие должно начинаться с раннего возраста, и обязательно нужно уделять ему большое внимание. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Формирование у ребенка представлений о сенсорных эталонах имеет очень важное значение для его дальнейшего развития. Успех любой деятельности ребенка зависит от уровня сенсорного развития.
Почему учебная деятельность признается ведущей именно в младшем школьном возрасте, а не на всем протяжении школьного обучения?
Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте потому, что у детей в этом возрасте очень эффективно усваиваются навыки обучения.
Систематическое осуществление младшими школьниками учебной деятельности способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста. Учебная деятельность отличается от всех остальных одной очень важной особенностью. В ней ребенок под руководством учителя оперирует научными понятиями. Однако при этом никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности, в которой происходит освоение научных понятий, а это, прежде всего изменение самого ученика и его развитие.
Ребенок - как субъект, осуществляющий эту деятельность. Учебная деятельность поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки самого себя. Процесс собственного изменения выделяется для самого ребенка как новый предмет. Как правило, учебная деятельность побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Именно в этом возрасте происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий)
Являются ли ориентиры в интеллектуальном и личностном развитии подростка типичными, нормативными достижениями или выступают как
«возможности», «идеалы»?
Формирование нового уровня самосознания (представления о себе самом, Я-концепции) характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности.
Многие переживания, связанные с отношением к себе, к своей личности, у подростков отрицательные. В значительной мере это связано с тем, что подросток смотрит на себя как бы «извне», интериоризируя представления и оценки взрослых, в которых положительные стороны личности представлены очень абстрактно, неопределенно и почти не изменяются с возрастом, а отрицательные - конкретны, разнообразны и постоянно дополняются новыми красками. Выделяют особую форму подросткового эгоцентризма, связанную с особенностями интеллекта подростка и его аффективной сферы. Подросток затрудняется в дифференциации предмета своего мышления и мышления других людей. Поскольку он более всего заинтересован собой, происходящими с ним психофизиологическими изменениями, он интенсивно анализирует и оценивает себя. При этом у него возникает иллюзия, будто другие люди озабочены тем же самым, т.е. непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей и чувств. Феномен «воображаемая аудитория», один из компонентов эгоцентризма, состоит в убеждении, что его постоянно окружают некие зрители, а он как бы все время находится на сцене. Другой компонент подросткового эгоцентризма — личный миф.
Личный миф — это вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях. Поэтому, говоря об ориентирах в развитии подростки, в процессе становления личности много переживают и не всегда адекватно оценивают происходящее, часто выбирая идеалов и примеров для подражания.
Выскажите вашу точку зрения по поводу ведущей деятельности в период зрелости. Сравните ее с известными вам позициями психологов.
Главной ведущей деятельностью в период зрелости является труд, успешная профессиональная деятельность. Ведущей деятельностью в зрелом возрасте можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества. Под реализацией сущностных сил следует понимать физические, социальные, нравственные, профессиональные, ментальные и многие иные высшие достижения в развитии взрослого человека. Изучением процесса реализации сущностных сил человека занимается гуманистическая психология. А. Маслоу, К. Роджерс — полагали, что человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.
Обязательным условием инициирования именно такой работы является постоянная активность внутреннего мира человека, духовно-здоровая направленность и положительная продуктивность которой являются результатом совокупного взаимодействия многих объективных и субъективных факторов и прежде всего характера вклада в это взаимодействие, который вносит сам данный конкретный взрослый человек.
Моя точка зрения, по поводу ведущей деятельности в период зрелости такова: чем старше человек, тем больше у него приобретенного жизненного опыта, знаний, тем больше возможностей реализовывать себя в различных сферах деятельности. В данном периоде времени появляется больше времени на себя, больше уверенности в себе. Появляется мудрость, внутреннее спокойствие и зрелость личности.