ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мир ценностей может выступать как в виде стихийно сложившихся представлений, убеждений, так и виде строгой, логически обоснованной, аргументированной доктрины – идеологии. Под идеологией понимается система взглядов, идей, выражающих специфические интересы определенного класса, социального слоя общества.
Существенным компонентом культуры выступают социальные нормы. Понятие «норма» в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. Социальные нормы - правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых ожидается от члена любой социальной группы или общности и поддерживается с помощью санкций.
Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку; в библиотеке не разговариваем и не шумим; в дни государственных праздников вывешиваем (поднимаем) флаги и т.д. Осуществляя эти действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное, т.е. соответствующее социальным нормам.
Социокультурные нормы возникли в процессе исторического развития общества как результат выражения практических потребностей его членов на конкретном историческом этапе,для упорядочения общественных отношений на разных уровнях социальной жизни. Исторически и логически нормы связаны с оценкой и ценностями. В процессе освоения социальной реальности социальные субъекты, учитывая предшествующий исторический опыт, сохраняют лишь то, что представляет для них наибольшую социальную значимость, ценность. В определенном смысле социальную норму можно рассматривать как следствие устойчивой, повторяющейся оценки тех или иных видов, форм, типов, взаимодействий. При этом социальная норма не обязательно выражает реальное поведение, а предлагает существование нормативного поведения. Норма означает наличие признания, согласия и предписания, поскольку самим термином обозначаются ожидания «правильного» поведения. Отклонения от норм наказываются.
Общество не остается неизменным, поэтому нормы тоже изменяются: одни утрачивают свое значение, другие появляются, а определенная часть норм остается неизменной.
Существующие в обществе нормы можно классифицировать по разным основаниям, в частности, по сфере их действия (политические, экономические и т.п.) и, что особенно важно, по содержанию ( обычаи, нравы, правовые нормы).
Обычаи – это унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определенных общностях или социальных группах и являются привычкой для их членов. В любом обществе насчитываются сотни и тысячи общепринятых образцов поведения. Путем проб и ошибок социальная общность выбирает возможные варианты поведения. Такие варианты поведения становятся обычаями. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традицию.
Нравственные нормы (нравы) представляют сосбой систему взглядов о правильном и неправильном поведении, основанных на принятых в обществе представлениях о добре и зле, о должном или непозволительном.
Все обычаи, существующие в обществе, можно разделить на две группы: во-первых, те образцы поведения, которым рекомендуется следовать в соответствии с правилами хорошего тона и вежливости, а во-вторых, те образцы поведения, которым должны следовать во взаимодействиях в другими людьми ибо они затрагивают жизненно важные интересы членов общества, обеспечивая безопасность и социальный порядок, само существование социальной общности как целостности.
Очевидно, что в каждой культуре существуют свои нравственные нормы, иначе говоря, что считать нравственным, а что безнравственным поведением зависит от культуры конкретного общества или общности.
Особой формой нравов является табу – абсолютный запрет, накладываемый на какое-нибудь слово, предмет, действие. Табу были широко распространены в традиционных, простых обществах, но и в современных обществах они также существуют ( например, на кровосмешение, каннибализм и др.).
Определенные взаимосвязанные системы обычаев и нравственных норм могут служить для регулирования процессов удовлетворения наиболее значимых потребностей общества (например, в воспроизводстве членов общества, каковую потребность выполняет семья). Эти системы обычаев и нравственных норм называются институциональными. Их особенность заключается в том, что они сознательно разрабатываются, и устанавливается формальный или неформальный кодекс следования им, а также возникает круг людей, в котором каждый человек играет определенную роль в поддержании и защите этих норм. Образцы поведения, ценности , традиции становятся взаимосвязанными.
Важным элементом культуры, регулирующим поведение людей, являются правовые нормы. Правовая норма – это стандартизированная норма поведения, формально одобренная обществом и выступающая в виде законов, постановлений, распоряжений и других актов, принимаемых юридически уполномоченными государственными органами. Люди подчиняются нравственным нормам автоматически или потому, что считают это правильным. При такой форме подчинения у некоторых людей возникает искушение нарушить нравственные нормы. Таких индивидов можно подчинить существующим нормам путем угрозы узаконенного наказания за их нарушения. Правовые нормы – это формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, установленных законами, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами ( такими, например, как милиция, суд и т.д.). В современном обществе закон становится важнейшим средством регулирования многих видов поведения во всех сферах жизни общества.
Итак, в каждом обществе существует признаваемая большинством его членов и реализуемая массово в их жизнедеятельности совокупность культурных образцов, обладающих специфичностью, неповторимостью, отличающая данное общество от других.
-
Формы и разновидности культуры.
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологии различают следующие формы – элитарную, народную и массовую, и разновидности : субкультуру и конркультуру.
Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная, или высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, крег потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидностям можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры «искусство для искусства».
Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению.) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными ( изложение легенды), групповыми (исполнение песни или танца), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор – еще одно название народного творчества.
Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей. Время ее появления – середина 20 века, когда средства массовой информации (радио, телевидение, грамзапись и магнитофоны) стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования (например, популярная и эстрадная музыка, цирк). Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория.
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.
Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называются субкультурами. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Например, субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, политическую лояльность.
-
Культурная динамика
Культура никогда не остается неподвижной: она возникает, развивается, деградирует, она распространяется от одной страны к другой, передается от прошлых поколений к будущим. Культурная динамика описывает изменение или модификацию черт культуры во времени и пространстве.
Изменения в культуре , т.е. формирование новых для данного общества идей, ценностей, способов деятельности и норм поведения происходит путем саморазвития. Выход человека за рамки привычных , традиционных образцов деятельности, норм и т.д. происходит прежде всего путем открытий и изобретений. Они могут быть спонтанными, стихийными, либо возникать в результате опыта, методом проб и ошибок. Возникшее, найденное таким образом новое в культуре человек оценивает, а затем закрепляет, вводит в систему своей культуры.
Культурные изменения происходят также в результате диффузии – взаимного проникновения элементов культуры из одного общества в другое при их соприкосновении (культурных контактах). Такие контакты могут не оставить никакого следа в обеих культурах, либо могут закончиться равным влиянием их друг на друга ( когда обе культуры заимствуют какие-то элементы друг у друга), либо односторонним влиянием какой-нибудь одной культуры (например, мощное проникновение во 2-ой половине 20 века американской культуры в другие культуры - так называемая «американизация»).
Новые элементы, образцы культуры могут внедряться принудительно, навязываться либо в результате порабощения одного народа другим, либо одной социальной группой, взявшей политическую власть, другим социальным группам общества.
Следует также сказать и о культурной трансмиссии – процессе, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение. Культурная трансмиссия делает возможным такое явление, как преемственность, или непрерывность, культуры.
-
Роль культуры в жизни общества
Роль культуры в жизни общества состоит прежде всего в том. Что она выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Более конкретно эта роль проявляется через выполняемые ею функции.
Прежде всего культура выполняет в обществе регулятивную функцию. Разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, называются ценностной ориентацией. Ценности и ценностные ориентации задают направление, определяют стратегию поведения я индивида в социальном взаимодействии.
Однако ценности не единственный регулятор человеческого поведения. Социальные нормы, в отличие от ценностей, достаточно конкретно предписывают, какие поступки, какие действия должны совершать люди в тех или иных социальных ситуациях, как и что они должны делать (или не делать) в своих социальных связях и отношениях с другими людьми. Присущие социальной норме эталонный характер, схематизм и типичность поведения имеют большое практическое значение, позволяя предвидеть в знакомой ситуации действия других людей.
Таким образом, ценностно-нормативное содержание культуры выступает в качестве регулятора человеческого поведения.
В рамках той или иной культуры ценности представляют не произвольную комбинацию, а целостную, иерархически построенную систему, признаваемую большинством общества и реализуемую в его жизнедеятельности. Индивид усваивает выработанные в обществе (общности) ценности и нормы. Тем самым культура формирует личность, выполняя образовательную и воспитательную функции. Общее представление о том, в каком направлении двигаться, к каким ориентирам (ценностям) стремиться, как действовать правильно