Файл: Диалектика как учение и метод.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диалектика как учение и метод.

Диалектика(греч. dialektike) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика в философии – это способ мышления, при котором вещи и явления рассматриваются в их становлении и развитии, в тесной взаимосвязи друг с другом, в борьбе и единстве противоположностей. В античности чувственно воспринимаемый мир представлялся как вечное становление и движение, в котором противоположности сосуществуют и пребывают в единстве.

Диалектика (др.-греч. дйблекфйкЮ -- искусство спорить, вести рассуждение) -- метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. В диалектическом материализме -- общая теории развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философских традициях. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями. Hачиная с Гегеля, диалектикa противопоставляется метафизике -- такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга.

В истории философии виднейшие мыслители определяли диалектику как:

· учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит);

· искусство диалога, понимаемого как постижение истины путём постановки наводящих вопросов и методичных ответов на них (Сократ);

· метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон);

· наука, касающаяся общих положений научного исследования, или же, что одно и то же, — общих мест (Аристотель);

· учение о совмещении противоположностей (Николай Кузанский, Джордано Бруно);

· способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант);

· всеобщий метод познания противоречий как внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории (Гегель);

· учение и метод, принимаемые за основу познания действительности и её революционного преобразования (марксизм-ленинизм).


Первые подходы к пониманию сущности диалектического метода разработал Сократ, древнегреческий философ, который жил в Афинах (ок. 470-399г.г. до н.э.). По словам Аристотеля, Сократ впервые стал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения (индукция – это движение мысли от отдельных свойств объекта через мысленное обобщение их к пониманию сущности изучаемого объекта). Причем средством (методом) нахождения истины и выработки понятия для обозначения сущности объекта были у Сократа диалогические беседы.

Диалектический метод Гегеля – это процесс самосовершенствования понятия. Диалектика – это одновременно и метод, и содержание его философии.

Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем:

- особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений,

- вопрос об источнике развития

- вопрос о формах развития.

Мы уже утверждали, что диалектика является не только учением, но и методом познания мира. Но что такое метод? В общем плане метод познавательной деятельности - это способ достижения определенных результатов в познании мира. Метод познания задается объектом исследования, его особенностями. Объективную сторону метода составляют закономерности движения и развития действительности, а возникающие на их основе приемы, способы и формы исследования являются субъективной стороной метода. Законы мира (объективные), законы мышления или законы общества не являются методами, методы – это выработанные на основе данных законов приемы и способы исследования действительности и получения новых знаний.

Метафизический метод мышления, возникший и сформировавшийся в античности, был связан с той стадией развития науки, когда естествознание занималось, главным образом, накоплением фактических данных, их эмпирическим описанием и классификацией. Наука античности и средневековья в наибольшей степени использовала метод анализа (т.е. разложение предметов на составные части). Анализ требовал рассматривать вещи как законченные, данные вне связи с другими.

Метафизическое мышление/метафизический метод были преобладающими до конца 18 века, с критикой догматической метафизики выступил И.Кант, который предложил программу построения метафизики как истинной системы (т. е. такой, где каждый отдельный принцип или доказан, или, в качестве гипотезы, приводит к остальным принципам системы как следствиям). Истинная метафизика, таким образом, возможна лишь как систематическое знание, выведенное из чистого и «очищенного» от иллюзий разума. Кант ввел разделение метафизики на метафизику природы и метафизику нравов, также размежевал метафизику и естествознание.



В 19 веке классическая метафизика подвергалась критике не только со стороны представителей диалектики, но и представителями иных философских направлений (волюнтаризм, иррационализм, позитивизм, прагматизм, витализм). В 20 веке в неклассической философии проходят поиски неклассических форм метафизики, так называемая «реабилитация» метафизики. То есть не следует думать, что метафизика — сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно западной философии) метафизика используется как равноправная теория и метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический метод перед диалектическим.

Основным моментом метафизического метода, который подвергался критике, было преувеличение момента устойчивости, покоя, понимание абсолюта не как неизменной сверхреальности – абсолютизация этих принципов к догматизму. Одним из главных признаков догматизма является понимание истины как неизменных положений, которые истинны во все времена и для всех народов. В этом случае происходит отказ от признания конкретности истины (зависимости знания от условий, времени и места). Однако не следует абсолютизировать и диалектический метод: абсолютизация изменчивости, движения, отрицание всякого, в том числе и относительного покоя ведут к релятивизму – позиции, при которой утрачивается понимание относительной устойчивости, постоянства, равновесия.

Таким образом мы видим, что в философии существует ряд методов:

1) Диалектика – учение о всеобщих связях и развитии, рассматривает объекты в процессе становления, развития.

2) Метафизика -философское учение о сверхчувственных принципах бытия, рассматривает явления в их неизменности, вне системы, в независимости друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник их развития.

3) Эклектика- как метод предполагает соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, элементов. Например, материи и сознания, бытия и жизни.

Таким образом, можем утверждать, что метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.


Осн принципы деалектич метода:

  • - объективность предполагает ряд треб-й: пр отражение, взаимосв сознания и практики, единство абс-ти и относит-ти в истинности.

  • - пр всесторонности выраж всеобщ связь всех явлений действительности: вычленен предметн исслед, проведение его границ; его целостн многоаспектное рассмотрение; изучение кажд из сторон предмета; осуществление познават процесса как разверт вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон

  • - пр системности

  • - пр историзма рассм явл, когда возникло, какие этапы прошло и чем является

  • - принцип противоречия: выделяя противополож-е стороны объекта и исследуя их, мышление воспроизводит объект в его противоречивом единстве, т.е. двигаясь от явления к сущности, оно раскрывает противоречия в самой сущности, являющиеся источником его самодвижения и саморазвития.

Принципы - это всеобщие и универсальные, основополагающие и смыслообразующие идеи и установки, которые определяют роль и участие, смысл и направление всех прочих форм в процессе познания. Они имеют статус философских аксиом, т.е. задают начальные условия познания, обусловливают его характер, пределы и теоретический потенциал.

Выделяют два основных принципа диалектики:

  • * принцип всеобщей связи;

  • * принцип развития.

Существуют и другие принципы диалектики: принципы детерминизма, противоречивости, количественно-качественного развития бытия, преемственности, необходимости и др. Они формулируются на основе конкретных диалектических законов, в процессе познания существенных сторон и признаков, происходящих изменений в бытии, в ходе конкретизации характеристики связей бытия.

Принцип связи - это всеобщее положение (требование, рекомендация, императив), которое выражает (охватывает) все многообразие связей бытия и сформулировано в суждении: "в бытии (мире) все взаимосвязано".

Связь - философская категория, которая отражает все формы, типы и виды соотношения, взаимообусловленности, взаимозависимости, взаимовлияния и взаимодействия предметов и явлений материального мира, чувственных и логических образов сознания.

Принцип развития - это всеобщее положение (требование, рекомендация, императив), которое выражает (охватывает) все многообразие бытия и сформулировано в суждении: "в бытии (мире) все развивается".


Развитие - философская категория, отражающая такое движение (изменение) бытия от прошлого и настоящего к будущему, которое имеет определенную направленность, необратимость, механизм возникновения нового. Оно приводит к изменению качества, к превращению объекта в иное состояние или иной объект.

Методы познания диалектики.


Любая наука, учебная дисциплина имеют определённый метод. Под методом понимается совокупность принципов, правил, приёмов научной деятельности, применяемых для получения истинных знаний, объективно отражающих действительность.

.

Метод материалистической диалектики, соединяя диалектический подход к познанию окружающего мира с его материалистическим пониманием, является наиболее эффективным способом изучения природных, социальных и мыслительных процессов.

При изучении права метод материалистической диалектики проявляется в том, что государство и право рассматриваются как явления, которые, во-первых, определяются природой человека, социально-экономическими, политическими, духовными и иными условиями жизни общества.

Во-вторых, они самым тесным образом связаны с другими социальными явлениями. Трудно найти в обществе сферу общественных отношений, где не проявляли бы себя государство и право. Соотнося государство и право с другими социальными явлениями, можно определить их характерные черты, роль и место в обществе.

В-третьих, государство и право постоянно развиваются. Каждый новый этап в поступательном движении общества - это и новая ступень в развитии государства и права. Постепенные количественные изменения в структуре государства, его функциях, законодательстве приводят к качественным преобразованиям в государственно-правовой системе.

Содержание метода материалистической диалектики образуют основные законы и категории диалектики. Используя их при анализе государственно-правовых явлений, можно проникнуть в сущность государства и права, выяснить их природу, особенности, механизм деятельности государства, правотворчества и правоприменения.

Каждый из законов диалектики проявляет себя в любом юридическом явлении, процессе. Так, любая юридическая норма, и прежде всего вновь принятая, отражает единство и противоречивость регулируемых общественных отношений, совпадающие и в то же время противоречивые интересы. Она проявляется тогда, когда изменения в социальной жизни, постепенно накапливаясь, достигают нового качественного состояния и требуют принципиально иной юридической нормы.