Файл: Командообразование как фактор повышения эффективности управления персоналом организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 322

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.3 Рекомендации по формированию компетенций командообразования

у студентов направления подготовки «Управление персоналом»
На основании рассмотренного материала выявлена потребность в разработке дополнительной образовательной программы по формированию компетенций командообразования у студентов направления подготовки «Управления персоналом». При разработке программы стоит учесть, что в рамках данного предмета необходимо не только обучить будущих специалистов навыкам командной работы, а также научить их разрабатывать и проводить тренинги по тимбилдингу, что будет их основным конкурентным преимуществом на рынке труда.

Обозначим рабочее название программы – «Командообразование и технологии проведения тренингов по тимбилдингу». Программа основана на изучении практико-прикладных проблем управления персоналом организации и, в частности, таких видов деятельности менеджера по персоналу как построение системы командного менеджмента. Данный предмет направлен на ознакомление студентов с современными методами формирования высокоэффективных групп, выработку навыков управления деятельностью команды и работы с реальными участниками проектов.

Обучение студентов в рамках программы «Командообразование и технологии проведения тренингов по тимбилдингу» станет учебным курсом для формирования у них профессиональных компетенций в области командного менеджмента, который будет способствовать освоению будущими менеджерами по персоналу знаний в области теории и практики тимбилдинга, владения инструментарием для его построения в организации.

Изучение программы связано с обучением студентов по управленческим, правовым, экономическим и психологическим дисциплинам: Социология, Психология, Организационное поведение, Основы организации труда, Экономика и социология труда, Конфликтология, Этика деловых отношений и другие. Приобретенные студентами знания и практические навыки должны обеспечить им умение самостоятельно на достаточно высоком научном уровне организовывать и совершенствовать систему управления персоналом организации в области организации.

Целями освоения программы являются:

  • в области обучения – формирование у студентов системы знаний о теории командообразования в организации, выработка навыков применения данных знаний в практической деятельности и умений по реализации технологий тимбилдинга в организации.

  • в области воспитания – развитие у студентов коммуникативных навыков, знание правил и принципов взаимодействия с другими в процессе совместной деятельности, решение конфликтных ситуаций, приемы и техники влияния и эффективного взаимодействия в команде.

  • в области развития – совершенствование навыков тимбилдинга, организация сотрудников в эффективную команду через современные техники командообразования, а в частности тренинг по тимбилдингу.


В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом» и стандартами профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента в результате обучения студенты должны обладать следующими компетенциями:

  • готовностью к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, обладать навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других (ОК-8);

  • способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т.д. (ОК-20);

  • способностью эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11);

  • умением применять инструменты прикладной социологии в формировании и воспитании трудового коллектива (ПК-67);

  • владением навыками диагностики, управления конфликтами и стрессами (ПК-70);

  • умением создавать саморазвивающиеся коллективы;

  • умением работать на достижение стратегических целей.

Разработанная программа состоит из 5 модулей, которые проводятся для студентов специальности «Управление персоналом» в 1-5 семестрах.

Для изучения дисциплины используются разнообразные формы аудиторной и внеаудиторной работы, включая следующие виды занятий:

  • интерактивные лекции – форма занятия, предполагающая интерактивное изложение преподавателем тем дисциплины. Основная цель – актуализация знаний слушателей по теме, постановка и освещение проблемы, достижение понимания слушателями представляемой информации через рефлексивные процедуры, стимулирование интереса к изучаемой теме.

  • интерактивный семинар – полилоговая форма закрепления и углубления знаний, при которой слушатели заранее готовят информацию по определенным темам и презентуют ее с использованием приемов и техник интерактивного обучения.

  • изучение кейсов – интерактивный метод обучения, который одновременно является особым видом изложения учебного материала и особым способом использования этого материала в учебном процессе. Ситуации (кейсы) подготовленные в письменной форме, как правило, исходят из реальной практики, из опыта реальных людей, работающих в сфере бизнеса и предпринимательства. Кейсовые задания составляют основу беседы в аудитории под руководством преподавателя. Формы проведения таких аналитических бесед могут быть различные.

  • тренинг - интерактивный метод обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг - это процесс, с системным подходом, позволяющий развивать одновременно знания умения и навыки, необходимые для продуктивной профессиональной деятельности.


Содержание программа выглядит следующим образом:

Модуль 1. Адаптация и командообразование (36 часов)

Цель: познакомить студентов, помочь им адаптироваться к новым условиям и коллективу, создать атмосферу единодушия и сплоченности в группе, формирование норм и правил взаимодействия.

*Примечание: необходимо активное участие куратора группы в подготовке тренинга и в его проведении.

Содержание:

1.1 Предварительное тестирование, оценка психологического климата в группе, социометрия;

1.2 Проведения тренинга по тимбилдингу;

1.3 Получение обратной связи и повторное тестирование, анализ эффективности тренинга.

Практические занятия. Зачет.

Модуль 2. Командообразование в современной организации (36 часов)

Цель: формирование у студентов знаний и основ командообразования.

Содержание:

2.1 Определение термина «команда», типология команд в организации;

2.2 Основные характеристики команды: размер, ролевой состав, этапы развития;

2.3 Организация взаимодействия между участниками команды и работы на общий результат вместо индивидуализма.

Практические занятия. Зачет.

Модуль 3. Технология формирования команды (36 часов)

Цель: формирование у студентов знаний об основных технологиях командообразования.

Содержание:

3.1 Командообразование как метод кадровой политики организации;

3.2 Модерация как инструмент командной работы;

3.3 Коммуникации в команде: формирование норм и правил поведения;

3.4 Роль HR-менеджера при реализации командообразования в современной организации.

Практические занятия. Зачет.

Модуль 4. Я – тренер (36 часов)

Цель: практическая проработка ключевых личностных и профессионально важных качеств, необходимых тренеру по тимбилдингу.

Содержание:

4.1 Что значит профессия «бизнес-тренер»?;

4.2 Личностные и профессионально важные качества бизнес-тренера;

4.3 Самодиагностика и развитие необходимых компетенций;

4.4 Техники управления аудиторией, конфликтами, групповой динамикой.

Практические занятия. Зачет.

Модуль 5. Организация мероприятия по тимбилдингу (36 часов)

Цель: разработка и проведение тренинга по тимбилдингу.

Содержание:

5.1 Пошаговая технология создания тренинга по тимбилдингу;

5.2 Проживание основных этапов групповой динамики;

5.3 Основные методики проведения тренинга по тимбилдингу;

5.4 Проведение разработанного тренинга в группе.

Практические занятия. Зачет.

Лекционные занятия направлены на формирование основных принципов и подходов к формированию командообразования. Темы практических занятий соотносятся с темами лекций, они направлены на закрепление пройденного материала. При проведении данной программы необходимо определить знание и понимание теоретической базы учащихся. Объем теоретической информации зависит от уровня знаний студентов.


Тестирование проходит в рамках практических аудиторных занятий, оно необходимо для формирования у студентов оценочных суждений о себе, учебной группе и своего места в ней, оценки навыков работы в команде и уровня их развития. Также при проведении семинарских занятий рекомендуем использовать деловые и ролевые игры, кейсы и круглые столы по темам, соотносящимся с тематикой лекционных занятий.

Практические внеаудиторные занятия представляют собой тренинг по тимбилдингу, который проводится в 1 семестре среди будущих менеджеров по персоналу. Стоит отметить, что проведение тренинга по командообразованию серьезно отличается от навыковых бизнес-тренингов (переговоры, управленческие навыки и другие), поскольку строится не на известном цикле Д.Колба, а на принципе сопровождения групповой динамики и требует от преподавателя специальных знаний и навыков в этой области:

  • знание внутренних процессов, происходящих в группе;

  • владение широким диапазоном инструментов тренерской работы. [77]

Ключевыми целями данного тренинга является знакомство студентов группы, снятие напряжения, создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. [78]

Данный тренинг рассчитан продолжительностью на 8 академических часов. Программа тренинга приведена в приложении Е.

По завершению тренинга обязательным условием, помимо сбора обратной связи является определение результата. Самым простым методом является проведение социометрического теста Дж. Морено до и после обучения (Приложение В).

Стоит отметить, что если на первом курсе студенты специальности «Управление персоналом» сами проходят данный тренинг, то на третьем курсе они должны выступить в роли тренеров для первокурсников других специальностей.

Результатом обучения по программе дополнительного профессионального образования «Командообразование и технологии проведения тренинга по тимбилдингу» является разработка и проведение тренинга командообразования, что позволит студентам развить навыки самостоятельного творческого мышления, отработать знания и умения, полученные в ходе обучения. [76]

Преимуществами изучения данного курса является, во-первых формирование у будущего специалиста компетентности в области тимбилдинга, во-вторых сплочению группы, созданию хорошего психологического климата, что будет способствовать более эффективному обучению в целом, а в-третьих развитие и отработка практических навыков формирования команды, необходимых в выбранной профессии. Программа дисциплины приведена в приложении Ж.


Данный проектно-командный метод организации работы студентов должен войти в число постоянно используемых инструментов управления процессом интеграции учебной, производственной и научной деятельности вуза.

Изменения в сфере российского высшего образования направлены на повышение готовности выпускников к профессиональной деятельности, а также на создание условий для формирования творческого потенциала учащихся, развития активной учебной деятельности, способности к самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию, самостоятельности.

На сегодняшний день для эффективного становления личности будущего специалиста по управлению персоналом современная модель учебного процесса должна расширять и сохранять образовательное пространство, гарантировать гибкую адаптацию процесса обучения к изменяющимся потребностям общества, поддержку образовательных инициатив с учетом традиций и требований, диктуемых практикой.

Заключение

Основная гипотеза исследования заключалась в том, что командообразование, рассматриваемое в системе факторов эффективности организации, способствует повышению эффективности организации, отдельных подразделений и сотрудников при условии развития компетенций командной работы HR-менеджеров, обладающих высокой степенью готовности к работе в управленческой команде и способностью к ее созданию и сопровождению.

Таким образом, формирование и развитие компетенций командообразования становится объектом целенаправленной деятельности HR-менеджеров, что соответственно ставит новые задачи перед системой профессионального образования и вполне адекватно вызовам его модернизации.

Теоретические выводы исследования:

1) в контексте анализа проблемы повышения эффективности управления организацией выделены этапы развития концепций и теорий командообразования, выявлены управленческие основы тимбилдинга, позволяющие осуществить выбор необходимых методов и технологий командной работы;

2) на основе изучения командообразования как фактора эффективности современных организаций выявлены основные проблемы их кадровой политики, связанные с отсутствием необходимых компетенций у HR-менеджеров и обоснованы критерии эффективности управленческих команд;

3) доказана необходимость формирования базовых компетенций командообразования у студентов направления подготовки «Управления персоналом» на основе развития дополнительной образовательной программы «Командообразование и технологии проведения тренингов по тимбилдингу», позволяющей привести образовательный процесс будущих HR-специалистов в соответствие требования ФГОС по направлению 080400 «Управление персоналом» и стандартов профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента.