Файл: Командообразование как фактор повышения эффективности управления персоналом организации.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 320
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В результате сделаны следующие выводы:
1) На основе анализа и систематизации различных подходов к изучению тимбилдинга - выделено три основных этапа развития концепций командообразования. В рамках первого этапа (конец XIX – начало XX вв.) исследователями был поднят вопрос преимуществ работы в группе. На втором этапе (30-40-е года XX в.) учеными активно исследовались вопросы сущности термина «команда», характеристики и принципы групповой деятельности. Третий этап (конец 40-х годов ХХ в. – н.в.) был связан с разработкой проблем влияния работы в команде на эффективность организации. - обозначены современные подходы к тимбилдингу, виды команд, их основные характеристики и периоды развития. Также определены управленческие основы командообразования, условия и принципы формирования сотрудников организации в эффективные команды.
2) Первоначальные направления изучения командообразования носили прикладной характер и имели своей целью рационализацию организационной и управленческой деятельности, а современные подходы изучают, как на практике тимбилдинг повышает организационную эффективность, посредством формирования оптимальной групповой структуры, отношениями сплоченности-конфликтности, групповыми нормами и отношениями лидерства.
3) Показатели эффективности современной организации можно разделить на два блока: экономические (это результативность, производительность, продуктивность, рентабельность, экологичность, энергоемкость и так далее) и субъективные показатели (структурно-организационные, социально-психологические и другие показатели). На сегодняшний день именно последний блок показателей играет более важную роль, одним из основных факторов данного блока является командообразование. Команды являются наиболее эффективной формой организации человеческих ресурсов, которые определяют как «единственно значимое конкурентное преимущество организации в XXI веке» (Ф. Лютенс). [27]
4) Командообразование является одним из факторов эффективности организации, при помощи которого происходит формирование особого способа взаимодействия сотрудников, позволяющего с максимальным эффектом реализовывать их энергетический, интеллектуальный и творческий потенциал в соответствии со стратегическими целями организации. Однако достигнуть результата можно только при грамотном управлении командообразованием и использованием эффективных технологий тимбилдинга: интерактивных форм обучения и тренингов.
5) Критериями эффективности командообразования в деятельности менеджера по персоналу являются: соблюдение бюджета на персонал, эффективность инвестиций в персонал, производительность
труда персонала, текучесть кадров, уровень абсентеизма сотрудников, лояльность персонала. Деятельность специалиста будет результативной если эффект по данным критериям будет положительным, выполнение данных показателей зависит от компетентности HR-менеджера в области тимбилдинга, то есть от его умения работать в команде, организовывать и поддерживать конструктивную работу в ней, умением формировать и поддерживать климат сотрудничества.
6) Формирование компетенций командообразования в образовательной программе менеджеров по персоналу реализуется посредством внедрения в учебный процесс дополнительных образовательных программ, а в частности программы «Командообразование и технологии проведения тренинга по тимбилдингу». Целью обучения является формирование у студентов системы знаний о теории командообразования, выработка навыков применения данных знаний в практической деятельности и умений по реализации технологий тимбилдинга, организация сотрудников в эффективную команду через современные техники командообразования, а в частности тренинг по тимбилдингу.
Теоретические выводы позволяют дать конкретные рекомендации:
1) Повысить эффективность управления организацией возможно через повышения эффективности работы HR-менеджеров в процессе развития у них компетенций командообразования. Следовательно, на сегодняшний день должна усилиться роль образовательных учреждений ВПО в подготовке менеджеров по персоналу, реализующейся, в том числе в программах формирования компетенций командообразования у студентов.
2) Программа по формированию и развитию компетенций командообразования, разработанная в данной работе, может быть использована в кадровой политике современных организаций, а также при корректировке и совершенствовании основных образовательных программ направления подготовки 080400 «Управление персоналом».
3) Эффективность командообразования в организации зависит от компетентности HR-менеджера в области тимбилдинга, а в частности его умения работать в команде, умения создать команду, организовывать и поддерживать конструктивную работу в ней, умения формировать и поддерживать климат сотрудничества.
5) Эффективность деятельности HR-специалистов по реализации командообразования в организации зависит от качества подготовки выпускников направления «Управления персоналом». Учет требований ФГОС-3 и стандартов профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента доказывает необходимость формирования у студентов не столько способностей участвовать в командной работе, сколько готовности создавать и сопровождать команды разных уровней и функционала.
Предложенное исследование не исчерпывает всех аспектов данной проблемы. Дальнейшая работа по вопросам развития компетентности в области тимбилдинга у студентов специальности «Управление персоналом» может быть продолжена в следующих направлениях: разработка условий для развития студенческих команд в университете, построение образовательного процесса, направленного на развитие у них навыков командной работы, внедрение практико-ориентированных технологий в обучении будущих менеджеров по персоналу.
Список использованных источников
-
Олпорт Г. Становление личности: избранные труды / под общ. ред. Д. А. Леонтьева / Г. Олпорт ; пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2006. - 462 с. -
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 1997. – 384с. -
Андреева Г.М. Современная социальная психология на западе: учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Владос, 1998. – 348 с. -
Moreno J.L. (Ed.). Sociometry and the science of man. New York: Beacon House, 1956. -
Belbin R. M. Team roles at work / R.M. Belbin. Oxford: ButterworthHeinemann, 1993. - 152 p. -
Кричевский Р. Л. Социальная психология малой группы: учебное пособие для вузов / Р. Л. Кричевский, Е.М Дубровская. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 318 с. -
Кравченко А.И. Социология управления: учебник для студ. вузов / А.И. Кравченко, И.О Тюрина. – М.: Академический проект «Деловая книга», 2008. – 983 с. -
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд: учеб. пособие для вузов / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Ф. Фролов, Т.М. Грабенко; под. ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб.: Речь, 2004. – 304 с. -
Безрукова Е.Ю. Технология командообразования: методы и перспективы / Е.Ю.Безрукова. [Электронный ресурс] / Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». – 2012. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/416/685/1219/036Bezrukova.pdf -
Фролов С.С. Социология организаций: учебник для студ. вузов / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2001. – 304 с. -
Жуков Ю.М. Технологии командообразования / Ю.М. Жуков A.B., Журавлёв, E.H. Павлова. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 320 с. -
Карташова JI.B. Управление человеческими ресурсами. М.: ИНФРА-М, 2009. - 236 с. -
Карякин A.M., Пыжиков В.В. Командная работа: основы теории и практики / ГОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И.Ленина». Иваново; 2008. - 212 с. -
Базаров Т.Ю. Управление персоналом: учебник для студ. Вузов / Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремина. - 10-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с. -
Guzzo R. Teams in organizations: recent research on performance and effectiveness / R. Guzzo, M. Dickson // Annual Review of Psychology. – 1996. – № 47. – С. 307–338. -
Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды / В.В. Авдеев – М.: Финансы и статистика, 2003. – 544 с. -
Халина A.A. Командообразование как явление в управлении современной организации // Вестник МГТУ «Станкин» - 2011. - № 1 (13). -С. 150- 154. -
Виноградов В.Л. Управленческие команды в основе актуализации инновационной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения / В.Л. Виноградов // Специфика педагогического образования в регионах России. – 2010. – № 1. – С. 75–76. -
Цуканова Е.В. Управленческое взаимодействие в системе кадровой работы / Е.В. Цуканова – М.: РАГС, 2006. – 44 с. -
Ковалев, Г. А. Научные революции и стратегии социального управления (к методологии системного анализа) / Г.А. Ковалев // Психология госслужбы.– 2009. – № 5. – С. 196–207. -
Халина A.A. Процесс развития и модели формирования управленческих команд в организации // Преподаватель XXI век. — 2010. -№ 4 (часть 2). - С. 361 – 367. -
Хейдема Д.М., МакКензи К.А. Как создать команду, увлеченную своим делом. От разрушения к созиданию. — М.: Волтерс Клувер, 2009. — 242с. -
Иванов В.А. Эффективные управленческие решения как основа устойчивости управленческой команды / В.А. Иванов // Московское научное обозрение.– 2010. – № 4. – С. 13-16. -
Менеджмент: учебное пособие для студ. вузов / М.Р. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский — 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Инфра-М, 2008. – 330 с. -
Мильнер, Б.З. Теория организации: учебник для студ. вузов / Б.З. Мильнер. – издание 7-е. – М.: Инфра-М, 2009. – 864 с. -
Романова М.В.. Управление проектами: учебник для студ. вузов / М.В. Романова. – М.: ФОРУМ, 2009. – 256 с.] -
Лютенс Ф. Организационное поведение: учебник для вузов / Ф. Лютенс ; пер. с 7-го изд.на англ.яз. - М.: ИНФА-М, 1999. - 692 с. -
Хохлова Т. Способность к командообразованию как профессионально значимый признак современного специалиста / Т. Хохлова, В. Лобанова // Управление персоналом. – 2005. – № 20. – С. 60-63. -
Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: 4-е изд., доп. и перераб./ А.Я. Кибанов. – М.: ИНФА-М, 2010. – 695 с. -
Черная И.П., Садовникова Л.Г. Проблемы командообразования в системе управления персоналом организации. // Москва, Спутник+: Материалы VI Международной научно-практической конференции. 2012г. – С. 185-190. -
Фурта С.Д. Стили менеджмента И. Адизеса и кривая Йеркса–Додсона / С.Д. Фурта // Научный и общественно-просветительский журнал «Инициативы XXI века». – 2012. – № 2. – С. 10-18. -
Веселкова О.В. Опросник Майерс-Бриггс (MBTI - Myers-Briggs Type Indicator - Индикатор типов Майерс-Бриггс) / О.В. Веселкова [Электронный ресурс] / Ведущий портал о кадровом менеджменте HRM.RU. – 2009. - Режим доступа: http://www.rcb.ru/archive/articlesrcb. asp?aid=8268 -
Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации./ И. Адизес. – СПб.: Питер, 2011. – 386 с. -
Базаров Т.Ю. Управленческие команды и их формирование / Т.Ю. Базаров, И.В. Рыбкин, Т.С. Пыркова // Современный кадровый менеджмент. – 2001. – № 1. – С. 14-22. -
Приоритетные направления HR-деятельности (по итогам опроса портала Trainings.ru «Тенденции в HR — 2013») [Электронный ресурс] / Портал Trainings.ru - тренинги, семинары, обучение и развитие персонала в ваших организациях. – 2013. - Режим доступа: http://www.trainings.ru/library/reviews/?id=15438 -
Приоритетные направления HR-деятельности (по итогам опроса портала Trainings.ru «Тенденции в HR — 2013») [Электронный ресурс] / Портал Trainings.ru - тренинги, семинары, обучение и развитие персонала в ваших организациях. – 2013. - Режим доступа: http://www.trainings.ru/library/reviews/?id=15438 -
Исхакова М. Тимбилдинг: Раскрытие Ресурсов организации и Личности./ М. Исхакова. – СПб.: Речь, 2010. – 256 с. -
Безрукова Е.Ю. Технология командообразования: методы и перспективы / Е.Ю.Безрукова. [Электронный ресурс] / Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». – 2012. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/416/685/1219/036Bezrukova.pdf -
Геллерт, М. Все о командообразовании. Руководство для тренеров / М. Геллерт, Новак К. – М., СПб.: Вершина, 2006. – 352с. -
Мартынова А. Компетенции менеджера по персоналу (HR-менеджера) / А. Мартынова [Электронный ресурс] / Центр профориентации ПрофГид Эльмиры Давыдовой. – 2012. - Режим доступа: http://www.profguide.ru/professions/hr-manager.html -
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / под. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 26-е изд., испр. и доп. – М.: Оникс, 2009. – 449 с. -
Презентация «Основные направления, задачи и функции деятельности специалистов в области кадрового менеджмента на российских предприятиях»: результаты социологического исследования [Электронный ресурс] / Национальный союз кадровиков. – 2012. - Режим доступа: http://www.kadrovik.ru -
Демьянченко Н.В. Компетенция персонала в системе менеджмента современной организации // Научно-практический журнал «Сфера услуг: инновации и качество». – 2011. – № 5. – С. 21-29. -
Руденко А. Поддержание лояльности сотрудников - забота среднего менеджмента / А. Руденко [Электронный ресурс] / портал о кадровом менеджменте «Планета HR». – 2011. - Режим доступа: http://planetahr.ru/publication/2460 -
Стандарт профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mtpp74.ru/info/news/file/id1215_2.pdf -
Новиков Д.А. Математические модели, формирования и функционирования команд / Д.А. Новиков. М.: Изд-во физико-математической литературы, 2008. - 184 с. -
Вишнякова М.В. KPI для менеджера по персоналу / М.В. Вишнякова // Справочник по управлению персоналом. – 2011. – № 9. – С. 23-31. -
Как разработать KPI для менеджера по персоналу? [Электронный ресурс]. – Информационный центр «ЭЧР», 2012. – Режим доступа: http://hr-performance.ru/funkcionalnie-zadachi/otsenka/key-performance-indicatiors.html -
Абель Д.Ф. Изменения, преобразования и лидерство: возможности для России / Д.Ф. Абель // Российский журнал менеджмента. – 2004. – № 3. – С. 129-132. -
Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход. //Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 26-31. -
Черная И.П., Садовникова Л.Г. Проблемы формирования компетенций командообразования в образовании менеджеров по персоналу. // Новосибирск, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»: Научное издание «Управление трудом: вы-зовы времени». 2013г. – С. 183-189. -
Могилёвкин Е.А. Управление карьерой профессионала. Современные психологические технологии карьерного менеджмента: монография. - LAP, Lambert Academic Publishing, GmbH&Co, Saarbrucken, Deutschland, 2011. - 347с. -
Мартыненко, О.О. Формирование и оценка профессиональных компетенций менеджеров в учебном процессе / О.О. Мартыненко, И.П. Черная // Высшее образование в России: научно-педагогический журнал Министерства образования и науки Российской Федерации / учредитель: Министерство образования РФ.— М., 2007.— № 9.— С. 86-91. -
Богдан Н.Н., Управление персоналом: рабочая тетрадь: в 2 ч. / Н.Н. Богдан, И.Ю. Парфенова; СибАГС. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2011. – Ч.1 – 226 с. -
Кудрявцева Е. Акмеология управленческих компетенций / Е. Кудрявцева, В. Голянич // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2012. – № 1. – С. 84-95. -
Мартыненко, О.О. Мониторинг формирования компетенций как важнейший инструмент управления образовательными процессами вуза / О.О. Мартыненко, Е.В. Садон // Университетское управление: практика и анализ : Информ.-аналит. бюл. Сов. ректоров и Фонда высш. шк. Свердл. обл. — Екатеринбург, 2008.— № 3(55).— С. 42-49. -
Спивак В.А. Командообразование: система ключевых компетенций современного менеджера / В.А. Спивак // Управление развитием персонала. – 2008. – № 3. – С. 196-213. -
Садон, Е.В. Профессиональные компетенции студента вуза как фактор становления карьеры будущего специалиста / Е.В. Садон, Е.А. Могилевкин // Высшее образование сегодня, — М., № 10, — 2008г., С. 28-33 -
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (бакалавриат) по направлению подготовки «Управление персоналом»: ФГОС ВПО 080400 -2010. –– 38 с. -
Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: пособие для вузов./ Д.В. Чернилевский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 465 с. -
Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2010. – 298 с. -
Бакли, Р. Теория и практика тренинга / Р. Бакли, Д. Кэйпл ; пер. с англ. А. Татлыбаевой. – СПб.: Питер, 2002. - 352 с. -
Либо М.Г. Тимбилдинг. Раскрытие ресурсов организации и личности. / М.Г. Либо. - СПб. : Речь, 2010. - 252 с. -
Михайлов Б.А. OUTDOOR - формат в тренировке команды / Б.А. Михайлов, М.Г. Либо // Вопросы физического воспитания студентов. – 2009. – № 33. – С. 118-127. -
Рубис Л. Г. Спортивно-оздоровительный туризм в воспитании молодежи / Л.Г. Рубис, Т.Ю. Тарасеня, В.К. Шеманаев. - СПб. : С.-Петерб. гос. ун-та технологии и дизайна, 2010. - 470 с. -
Татьяненко С.А. Формирование навыков командообразования у студентов технических вузов: Материалы международной заочной научно-практической конференции «Теория и практика современной психологии»/ С.А. Татьяненко, Е.С. Чижикова. -2001. - С 433-451. -
Шаповалов В.Н. Влияние командообразования в студенческих группах на качество учебного процесса / В.Н. Михайлов // Современные технологии учебного процесса в вузе. – 2012. – № 3. – С. 5-12. -
Тренинг "Командообразование" [Электронный ресурс] / Казанский федеральный университет. – 2013. – Режим доступа: http://mba-kazan.ru/news/2874.html -
Материалы докладов всероссийской научно-практической конференции «О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов» (17-18 ноября 2011года). – М.: Спутник+, 2011. – 316 с. -
Гришанина А.Н. Командообразование в системе внутренних коммуникаций / А.Н. Гришанина, Р. М. Герасимов. [Электронный ресурс] / ФГОУ ВПО «Северо-Западная академия государственной службы». – 2011. - Режим доступа: http://www.sziu.ru/media/uploads/komandoobr.pdf -
Тимбилдинг для студентов 1 курса [Электронный ресурс] / Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. – 2012. – Режим доступа: http://www.gsom.spbu.ru/all_news/proshel_teambuilding_dlya_studentov_1_kursa -
Priest K. B.A.S.I.C Training: Building and Achieving Success in Chapters through Adventure-Learning Focusing on Leadership and Teamwork / K. Priest, J.C. Ricketts, D.W. Duncan. [Электронный ресурс] / University of Georgia. – 2009. – Режим доступа: http://www.leadershipeducators.org/resources/documents/conferences/fortworth/priest.pdf -
Торн, К. Тренинг: настольная книга тренера / К. Торн, Д. Маккей. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с. -
Авидон, И. Тренинги формирования команды. Материалы для подготовки и проведения / И.Авидон, О.Гончукова. – М.: Речь, 2008. – 280 с -
Кипнис, М. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга: Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу / М. Кипнис. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. - 317 с.
Приложение А
Тренинг на командообразование
Основной
целью тренинга является сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 формирование благоприятного психологического климата в группе;
2 улучшения взаимодействия между студентами;
3 развитие навыков работы в команде.
Целевой аудиторией тренинга является группа студентов-первокурсников (15 - 20 человек).
Перед проведением тренинга необходимо провести социометрический тест Дж. Морена, для определения психологического климата в группе, степени сплоченности-разобщенности.
Данный тренинг проводится в формате Outdoor и при его реализации используются активные упражнения, ролевые и деловые игры.
Продолжительность тренинга – 4 часа
Оборудование: клубок веревки – 200 м, 2 комплекта карточек с цифрами от 0 до 9., оборудования для полосы препятствий.
Программа тренинга представлена ниже:
Часть | Цель | Описание | Время |
Вводная часть | Знакомство участников с целями тренинга, правилами работы в группе | Тренер представляется и знакомит участников с основными правилами поведения на тренинге:
| 10 мин |
I часть (разминка) | Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка. | Упражнение «Клубок» Участники стоят в кругу, ведущий кидает клубок любому, тот называет свое имя и кратко говорит о себе. Кидает следующему, оставляя ниточку у себя. Выбор следующего происходит через выявление чего-нибудь общего («Мы с тобой похожи….»). Ниточка позволяет, не повторяясь всем кинуть клубок, но потом всем вместе приходится распутывать клубок. | 20 мин |
II часть | Отработка коммуникаций и навыков взаимодействия. | Упражнение «Принцесса – Дракон – Самурай» Ведущий предлагает участинкам разделиться на три группы. Каждой группе присваивается название: «Принцесса», «Дракон», «Самурай». В течение 10 мин каждая группа должна придумать свое приветствие, которое отразит название команды. По завершению участники в командах приветствуют друг друга. Далее происходит деление на две смешанные команды, в каждой должны присутствовать представители от принцесс, драконов и самураев. Участникам необходимо договориться в какой последовательности они будут показывать «приветствие», принцип игры точно такой же как в игре камень – ножницы – бумага, только в данной адаптации: принцесса побеждает самурая, самурай – дракона, дракон – принцессу. Игра проводится до трех побед. По окончании рефлексия: Какие действия помогли? Что помешало? и т.п. Упражнение «Веселый счет» Для проведения этого конкурса заранее заготавливается два комплекта карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того как ведущий зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат, выбегают к ведущему и становятся так, чтобы можно - прочитать ответ. Допустим, это был пример: 32 + 4. Рядом с ведущим должны встать ребята, у которых в руках карточки с цифрами 3 и 6, так как сумма 32 и 4 равна 36. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Игра проводится до трех побед. По окончании рефлексия. Упражнение «Полоса препятствий» Заранее на площадке организуется полоса препятствий. Препятствия ребята должны проходить все вместе, помогая друг другу. Мотивацией для активной и слаженной работы может быть какой-либо бонус. По окончании каждый говорит «Спасибо» за помощь при прохождении препятствий, которые в одиночку он пройти бы не смог. | 20 мин 10 мин 20 мин 10 мин 20 мин 10 мин |
III часть | Обратная связь по совместной работе | Ведущий задает участникам ряд вопросов, касающихся их впечатлений, полученных в ходе выполнения упражнений: Что чувствуете на данный момент? Что узнали нового о себе? О других? О группе в целом? Какие навыки сформировались? Что изменилось в вас самих, в окружающих? Чего вы ждали? Что получили? Что поразило? Что не понравилось или понравилось? Запомнилось? | 15-20 мин |
Завершающая часть | Сохранение и закрепление положительного эмоционального настроя | Упражнение "Аплодисменты по кругу" Ведущий благодарит студентов за активное участие в тренинге и предлагает выразить благодарность всем кто в течение дня помогал, поддерживал и дарил хорошее настроение с помощью аплодисментов «по кругу». В ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа. [79] | 5 мин |