Файл: Командообразование как фактор повышения эффективности управления персоналом организации.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 321
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После проведения тренинга в течение следующих двух недель, ведущий встречается со студентами для анализа произошедших изменений. Им проводится повторное тестирование, на определение сплоченности коллектива, системы коммуникаций и взаимодействия студентов.
Также участникам тренинга показывают фотографии, которые - сделаны во время прохождения упражнений, ведущий может составить из них презентацию и показать фотоотчет в такой форме.
Далее студентам предлагается создать коллаж из данных фотографий и подручных материалов (ватман, фломастеры, журналы, клей, ножницы).
С помощью данных мероприятий цель – формирование студенческой команды будет достигнута.
Приложение Ж
Программа дополнительного образования «Командообразование и технологии проведения тренингов по тимбилдингу»
Введение
Программа «Командообразование и технологии проведения тренингов по тимбилдингу» основана на изучении практико-прикладных проблем управления персоналом организации и в частности таких видов деятельности менеджера по персоналу как построение системы командного менеджмента. Данная программа направлена на ознакомление студентов с современными методами формирования высокоэффективных групп, выработку навыков управления деятельностью команды и работы с реальными участниками проектов.
Результатом изучения данного курса является, во-первых, формирование у будущего специалиста компетентности в области тимбилдинга, во-вторых, сплочению группы, созданию хорошего психологического климата, что будет способствовать более эффективному обучению в целом, а в-третьих, развитие и отработка практических навыков формирования команды, необходимых в выбранной профессии.
Учебная программа дополнительного образования «Командообразование и технологии проведения тренингов по тимбилдингу» разработана с учетом требований стандартов профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента и ФГОС ВПО 080400 по направлению подготовки «Управление персоналом» (бакалавриат).
Программа состоит из пяти модулей:
Модуль 1. Тренинг на адаптацию и командообразование (36 часов);
Модуль 2. Командообразование в современной организации (36 часов);
Модуль 3. Технология формирования команды (36 часов);
Модуль 4. Я – тренер (36 часов);
Модуль 5. Организация мероприятия по тимбилдингу (36 часов).
Общее количество часов программы – 180 ч.
Образовательные технологии, используемые в программе:
-
интерактивные лекции; -
интерактивный семинар; -
изучение кейсов; -
тренинг.
По окончанию изучения каждого модуля предусмотрены зачеты в виде устных опросов, решения кейсов и т.д. Завершается изучение программы итоговой аттестацией, проводимой в форме проведения авторского тренинга по тимбилдингу. При успешном окончании курса слушателю выдается свидетельство о дополнительном образовании по данной программе установленного образца.
Программа «Командообразование и технологии проведения тренингов по тимбилдингу» предназначена для студентов специальности «Управление персоналом», а также для специалистов в области кадрового менеджмента.
В процессе обучения слушатели получают систему знаний и умений о командообразовании - обучение построено таким образом, чтобы в своей дальнейшей самостоятельной работе слушатель мог выбирать оптимальные пути и средства решения любых ситуаций в своей профессиональной деятельности.
По окончании обучения слушатель должен обладать следующими компетенциями:
-
готовностью к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, обладать навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других (ОК-8). -
способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т.д. (ОК-20); -
способностью эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11); -
умением применять инструменты прикладной социологии в формировании и воспитании трудового коллектива (ПК-67); -
владением навыками диагностики, управления конфликтами и стрессами (ПК-70); -
умением создавать саморазвивающиеся коллективы; -
умением работать на достижение стратегических целей.
Содержание программы
Модуль 1. Адаптация и командообразование
Время: 36 часов.
Цель: познакомить студентов, помочь им адаптироваться к новым условиям и коллективу, создать атмосферу единодушия и сплоченности в группе, формирование норм и правил взаимодействия.
*Примечание: необходимо активное участие куратора группы в подготовке тренинга и в его проведении.
Содержание:
1.1 Предварительное тестирование, оценка психологического климата в группе, социометрия
1.2 Проведения тренинга по тимбилдингу
1.3 Получение обратной связи и повторное тестирование, анализ эффективности тренинга
Практические занятия. Зачет.
Модуль 2. Командообразование в современной организации
Время: 36 часов.
Цель: формирование у студентов знаний и основ командообразования.
Содержание:
2.1 Определение термина «команда», типология команд в организации
2.2 Основные характеристики команды: размер, ролевой состав, этапы развития
2.3 Организация взаимодействия между участниками команды и работы на общий результат вместо индивидуализма
Практические занятия. Зачет.
Модуль 3. Технология формирования команды
Время: 36 часов.
Цель: формирование у студентов знаний об основных технологиях командообразования.
Содержание:
3.1 Командообразование как метод кадровой политики организации
3.2 Модерация как инструмент командной работы
3.3 Коммуникации в команде: формирование норм и правил поведения
3.4 Роль HR-менеджера при реализации командообразования в современной организации
Практические занятия. Зачет.
Модуль 4. Я - тренер
Время: 36 часов.
Цель: практическая проработка ключевых личностных и профессионально важных качеств, необходимых тренеру по тимбилдингу.
Содержание:
4.1 Что значит профессия «бизнес-тренер»?
4.2 Личностные и профессионально важные качества бизнес-тренера
4.3 Самодиагностика и развитие необходимых компетенций
4.4 Техники управления аудиторией, конфликтами, групповой динамикой
Практические занятия. Зачет.
Модуль 5. Организация мероприятия по тимбилдингу
Время: 36 часов.
Цель: разработка и проведение тренинга по тимбилдингу.
Содержание:
5.1 Пошаговая технология создания тренинга по тимбилдингу
5.2 Проживание основных этапов групповой динамики
5.3 Основные методики проведения тренинга по тимбилдингу
5.4 Проведение разработанного тренинга в группе
Практические занятия. Зачет.
Литература
При реализации данной программы студентам, для подготовки к занятиям, рекомендовано пользоваться следующими источниками:
-
Авидон, И. Тренинги формирования команды. Материалы для подготовки и проведения / И.Авидон, О.Гончукова. – М.: Речь, 2008. – 280 с. -
Жуков, Ю.М. Технологии командообразования: учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Психология": рек. УМО вузов РФ / Ю. М. Жуков, А. В. Журавлев, Е. Н. Павлова. – М.: Аспект Пресс, 2008. - 320 с. -
Исхакова, М.Г. Тимбилдинг: раскрытие ресурсов организации и личности / М. Г. Исхакова. - Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 256 с. -
Кипнис, М. 59 лучших игр и упражнений для развития управления коммуникациями / М. Кипнис. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 224 с. -
Торн, К. Тренинг: настольная книга тренера / К. Торн, Д. Маккей. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с. -
Бакли, Р. Теория и практика тренинга / Р. Бакли, Д. Кэйпл ; пер. с англ. А. Татлыбаевой. – СПб.: Питер, 2002. - 352 с. -
Геллерт, М. Все о командообразовании. Руководство для тренеров / М. Геллерт, Новак К. – М., СПб.: Вершина, 2006. – 352с. -
Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Т.Д. Зинкевич-Евсигнеева, Д.Ф. Фролов, Т.М. Грабенко. Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб.: Речь, 2004. – 304 с. -
Кипнис М. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга: Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу / М. Кипнис. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. - 317 с. -
Ильин В.А. Социально-психологические основы командообразования: методология и базовые техники / В. А. Ильин. – М.: МПСИ, 2005. – 168 с. -
www.top-personal.ru — Сайт журнала «Управление персоналом». -
www.trainings.ru- специализированный сайт по обучению и развитию персонала, -
www.cfin.r - портал «Корпоративный менеджмент». -
www.hrm.ru – сайт журнала «Кадровый менеджмент». -
www.hr-journal.ru – электронный журнал «Работа с персоналом».
Учебный план
Программа дополнительного образования
«Командообразование и технологии проведения тренингов по тимбилдингу»
Цель: формирование у будущих специалистов направления «Управление персоналом» навыков командной работы, а также знаний и умений по организации тимбилдинга, необходимых для ведения практической деятельности в качестве менеджера по персоналу.
Категория слушателей: студенты специальности «Управление персоналом».
Срок обучения: 180 часов.
Форма обучения: очная
Режим занятий: каждый модуль реализуется в течение семестра, соответственно с 1 по 5 семестр.
Программа состоит из пяти модулей:
Модуль 1. Тренинг на адаптацию и командообразование;
Модуль 2. Командообразование в современной организации;
Модуль 3. Технология формирования команды;
Модуль 4. Я – тренер;
Модуль 5. Организация мероприятия по тимбилдингу.
Выдаваемый документ: при успешном окончании курса слушателю выдается свидетельство о дополнительном образовании по данной программе установленного образца.
№ | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
Лекции | Практич. занятия | ||||
Модуль 1. Адаптация и командообразование | |||||
1.1 | Предварительное тестирование, оценка психологического климата в группе, социометрия | 14 | 10 | 4 | |
1.2 | Проведения тренинга по тимбилдингу | 8 | | 8 | |
1.3 | Получение обратной связи и повторное тестирование, анализ эффективности тренинга | 14 | 10 | 4 | |
| ИТОГО по 1 модулю | 36 | 20 | 16 | Зачет |
Модуль 2. Командообразование в современной организации | |||||
2.1 | Определение термина «команда», типология команд в организации | 12 | 8 | 4 | |
2.2 | Основные характеристики команды: размер, ролевой состав, этапы развития | 12 | 8 | 4 | |
2.3 | Организация взаимодействия между участниками команды и работы на общий результат вместо индивидуализма | 12 | 8 | 4 | |
| ИТОГО по 2 модулю | 36 | 24 | 12 | Зачет |
Модуль 3. Технология формирования команды | |||||
3.1 | Командообразование как метод кадровой политики организации | 10 | 6 | 4 | |
3.2 | Модерация как инструмент командной работы | 10 | 6 | 4 | |
3.3 | Коммуникации в команде: формирование норм и правил поведения | 10 | 4 | 6 | |
3.4 | Роль HR-менеджера в при реализации командообразования в современной организации | 6 | 4 | 2 | |
| ИТОГО по 3 модулю | 36 | 20 | 16 | Зачет |
Модуль 4. Я - тренер | |||||
4.1 | Что значит профессия «бизнес-тренер»? | 10 | 6 | 4 | |
4.2 | Личностные и профессионально важные качества бизнес-тренера | 10 | 6 | 4 | |
4.3 | Самодиагностика и развитие необходимых компетенций | 10 | 4 | 6 | |
4.4 | Техники управления аудиторией, конфликтами, групповой динамикой | 6 | 2 | 4 | |
| ИТОГО по 4 модулю | 36 | 18 | 18 | Зачет |
Модуль 5. Организация мероприятия по тимбилдингу | |||||
5.1 | Пошаговая технология создания тренинга по тимбилдингу | 10 | 8 | 2 | |
5.2 | Проживание основных этапов групповой динамики | 10 | 4 | 6 | |
5.3 | Основные методики проведения тренинга по тимбилдингу | 8 | 4 | 4 | |
5.4 | Проведение разработанного тренинга в группе | 8 | | 8 | |
| ИТОГО по 5 модулю | 36 | 16 | 20 | Зачет |
| ИТОГО | 180 | 98 | 82 | |