Файл: Командообразование как фактор повышения эффективности управления персоналом организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 321

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После проведения тренинга в течение следующих двух недель, ведущий встречается со студентами для анализа произошедших изменений. Им проводится повторное тестирование, на определение сплоченности коллектива, системы коммуникаций и взаимодействия студентов.

Также участникам тренинга показывают фотографии, которые - сделаны во время прохождения упражнений, ведущий может составить из них презентацию и показать фотоотчет в такой форме.

Далее студентам предлагается создать коллаж из данных фотографий и подручных материалов (ватман, фломастеры, журналы, клей, ножницы).

С помощью данных мероприятий цель – формирование студенческой команды будет достигнута.

Приложение Ж

Программа дополнительного образования «Командообразование и технологии проведения тренингов по тимбилдингу»

Введение

Программа «Командообразование и технологии проведения тренингов по тимбилдингу» основана на изучении практико-прикладных проблем управления персоналом организации и в частности таких видов деятельности менеджера по персоналу как построение системы командного менеджмента. Данная программа направлена на ознакомление студентов с современными методами формирования высокоэффективных групп, выработку навыков управления деятельностью команды и работы с реальными участниками проектов.

Результатом изучения данного курса является, во-первых, формирование у будущего специалиста компетентности в области тимбилдинга, во-вторых, сплочению группы, созданию хорошего психологического климата, что будет способствовать более эффективному обучению в целом, а в-третьих, развитие и отработка практических навыков формирования команды, необходимых в выбранной профессии.

Учебная программа дополнительного образования «Командообразование и технологии проведения тренингов по тимбилдингу» разработана с учетом требований стандартов профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента и ФГОС ВПО 080400 по направлению подготовки «Управление персоналом» (бакалавриат).

Программа состоит из пяти модулей:

Модуль 1. Тренинг на адаптацию и командообразование (36 часов);

Модуль 2. Командообразование в современной организации (36 часов);

Модуль 3. Технология формирования команды (36 часов);

Модуль 4. Я – тренер (36 часов);

Модуль 5. Организация мероприятия по тимбилдингу (36 часов).

Общее количество часов программы – 180 ч.

Образовательные технологии, используемые в программе:

  • интерактивные лекции;

  • интерактивный семинар;

  • изучение кейсов;

  • тренинг.

По окончанию изучения каждого модуля предусмотрены зачеты в виде устных опросов, решения кейсов и т.д. Завершается изучение программы итоговой аттестацией, проводимой в форме проведения авторского тренинга по тимбилдингу. При успешном окончании курса слушателю выдается свидетельство о дополнительном образовании по данной программе установленного образца.

Программа «Командообразование и технологии проведения тренингов по тимбилдингу» предназначена для студентов специальности «Управление персоналом», а также для специалистов в области кадрового менеджмента.

В процессе обучения слушатели получают систему знаний и умений о командообразовании - обучение построено таким образом, чтобы в своей дальнейшей самостоятельной работе слушатель мог выбирать оптимальные пути и средства решения любых ситуаций в своей профессиональной деятельности.

По окончании обучения слушатель должен обладать следующими компетенциями:

  • готовностью к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, обладать навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других (ОК-8).

  • способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т.д. (ОК-20);

  • способностью эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11);

  • умением применять инструменты прикладной социологии в формировании и воспитании трудового коллектива (ПК-67);

  • владением навыками диагностики, управления конфликтами и стрессами (ПК-70);

  • умением создавать саморазвивающиеся коллективы;

  • умением работать на достижение стратегических целей.

Содержание программы

Модуль 1. Адаптация и командообразование

Время: 36 часов.

Цель: познакомить студентов, помочь им адаптироваться к новым условиям и коллективу, создать атмосферу единодушия и сплоченности в группе, формирование норм и правил взаимодействия.

*Примечание: необходимо активное участие куратора группы в подготовке тренинга и в его проведении.

Содержание:

1.1 Предварительное тестирование, оценка психологического климата в группе, социометрия

1.2 Проведения тренинга по тимбилдингу

1.3 Получение обратной связи и повторное тестирование, анализ эффективности тренинга

Практические занятия. Зачет.

Модуль 2. Командообразование в современной организации

Время: 36 часов.

Цель: формирование у студентов знаний и основ командообразования.

Содержание:

2.1 Определение термина «команда», типология команд в организации

2.2 Основные характеристики команды: размер, ролевой состав, этапы развития

2.3 Организация взаимодействия между участниками команды и работы на общий результат вместо индивидуализма

Практические занятия. Зачет.

Модуль 3. Технология формирования команды

Время: 36 часов.

Цель: формирование у студентов знаний об основных технологиях командообразования.

Содержание:

3.1 Командообразование как метод кадровой политики организации

3.2 Модерация как инструмент командной работы

3.3 Коммуникации в команде: формирование норм и правил поведения

3.4 Роль HR-менеджера при реализации командообразования в современной организации

Практические занятия. Зачет.

Модуль 4. Я - тренер

Время: 36 часов.

Цель: практическая проработка ключевых личностных и профессионально важных качеств, необходимых тренеру по тимбилдингу.

Содержание:

4.1 Что значит профессия «бизнес-тренер»?

4.2 Личностные и профессионально важные качества бизнес-тренера

4.3 Самодиагностика и развитие необходимых компетенций

4.4 Техники управления аудиторией, конфликтами, групповой динамикой

Практические занятия. Зачет.

Модуль 5. Организация мероприятия по тимбилдингу

Время: 36 часов.

Цель: разработка и проведение тренинга по тимбилдингу.

Содержание:

5.1 Пошаговая технология создания тренинга по тимбилдингу

5.2 Проживание основных этапов групповой динамики

5.3 Основные методики проведения тренинга по тимбилдингу

5.4 Проведение разработанного тренинга в группе

Практические занятия. Зачет.

Литература

При реализации данной программы студентам, для подготовки к занятиям, рекомендовано пользоваться следующими источниками:

  1. Авидон, И. Тренинги формирования команды. Материалы для подготовки и проведения / И.Авидон, О.Гончукова. – М.: Речь, 2008. – 280 с.

  2. Жуков, Ю.М. Технологии командообразования: учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Психология": рек. УМО вузов РФ / Ю. М. Жуков, А. В. Журавлев, Е. Н. Павлова. – М.: Аспект Пресс, 2008. - 320 с.

  3. Исхакова, М.Г. Тимбилдинг: раскрытие ресурсов организации и личности / М. Г. Исхакова. - Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 256 с.

  4. Кипнис, М. 59 лучших игр и упражнений для развития управления коммуникациями / М. Кипнис. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 224 с.

  5. Торн, К. Тренинг: настольная книга тренера / К. Торн, Д. Маккей. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

  6. Бакли, Р. Теория и практика тренинга / Р. Бакли, Д. Кэйпл ; пер. с англ. А. Татлыбаевой. – СПб.: Питер, 2002. - 352 с.

  7. Геллерт, М. Все о командообразовании. Руководство для тренеров / М. Геллерт, Новак К. – М., СПб.: Вершина, 2006. – 352с.

  8. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Т.Д. Зинкевич-Евсигнеева, Д.Ф. Фролов, Т.М. Грабенко. Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб.: Речь, 2004. – 304 с.

  9. Кипнис М. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга: Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу / М. Кипнис. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. - 317 с.

  10. Ильин В.А. Социально-психологические основы командообразования: методология и базовые техники / В. А. Ильин. – М.: МПСИ, 2005. – 168 с.

  11. www.top-personal.ru — Сайт журнала «Управление персоналом».

  12. www.trainings.ru- специализированный сайт по обучению и развитию персонала,

  13. www.cfin.r - портал «Корпоративный менеджмент».

  14. www.hrm.ru – сайт журнала «Кадровый менеджмент».

  15. www.hr-journal.ru – электронный журнал «Работа с персоналом».


Учебный план

Программа дополнительного образования

«Командообразование и технологии проведения тренингов по тимбилдингу»
Цель: формирование у будущих специалистов направления «Управление персоналом» навыков командной работы, а также знаний и умений по организации тимбилдинга, необходимых для ведения практической деятельности в качестве менеджера по персоналу.

Категория слушателей: студенты специальности «Управление персоналом».

Срок обучения: 180 часов.

Форма обучения: очная

Режим занятий: каждый модуль реализуется в течение семестра, соответственно с 1 по 5 семестр.

Программа состоит из пяти модулей:

Модуль 1. Тренинг на адаптацию и командообразование;

Модуль 2. Командообразование в современной организации;

Модуль 3. Технология формирования команды;

Модуль 4. Я – тренер;

Модуль 5. Организация мероприятия по тимбилдингу.

Выдаваемый документ: при успешном окончании курса слушателю выдается свидетельство о дополнительном образовании по данной программе установленного образца.



Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практич. занятия

Модуль 1. Адаптация и командообразование

1.1

Предварительное тестирование, оценка психологического климата в группе, социометрия

14

10

4




1.2

Проведения тренинга по тимбилдингу

8




8




1.3

Получение обратной связи и повторное тестирование, анализ эффективности тренинга

14

10

4







ИТОГО по 1 модулю

36

20

16

Зачет

Модуль 2. Командообразование в современной организации

2.1

Определение термина «команда», типология команд в организации

12

8

4




2.2

Основные характеристики команды: размер, ролевой состав, этапы развития

12

8

4




2.3

Организация взаимодействия между участниками команды и работы на общий результат вместо индивидуализма

12

8

4







ИТОГО по 2 модулю

36

24

12

Зачет

Модуль 3. Технология формирования команды

3.1

Командообразование как метод кадровой политики организации

10

6

4




3.2

Модерация как инструмент командной работы

10

6

4




3.3

Коммуникации в команде: формирование норм и правил поведения

10

4

6




3.4

Роль HR-менеджера в при реализации командообразования в современной организации

6

4

2







ИТОГО по 3 модулю

36

20

16

Зачет

Модуль 4. Я - тренер

4.1

Что значит профессия «бизнес-тренер»?

10

6

4




4.2

Личностные и профессионально важные качества бизнес-тренера

10

6

4




4.3

Самодиагностика и развитие необходимых компетенций

10

4

6




4.4

Техники управления аудиторией, конфликтами, групповой динамикой

6

2

4







ИТОГО по 4 модулю

36

18

18

Зачет

Модуль 5. Организация мероприятия по тимбилдингу

5.1

Пошаговая технология создания тренинга по тимбилдингу

10

8

2




5.2

Проживание основных этапов групповой динамики

10

4

6




5.3

Основные методики проведения тренинга по тимбилдингу

8

4

4




5.4

Проведение разработанного тренинга в группе

8




8







ИТОГО по 5 модулю

36

16

20

Зачет




ИТОГО

180

98

82