Файл: Командообразование как фактор повышения эффективности управления персоналом организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 323

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В заключении изложены основные результаты исследования, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы

1 Теоретико-методологические основы изучения

командообразования

1.1 Этапы развития концепций командообразования

Особенностью исследуемой проблемы командообразования как технологии и процесса управления организацией является её ярко выраженный научно-прикладной и комплексный характер. Изучение процессов тимбилдинга находится на стыке ряда дисциплин - социологии управления, теории управления, социологии организаций, социальной психологии, психологии личности, акмеологии и конкретной практики управления.

Процесс командообразования первыми начали изучать зарубежные ученые, их разработки можно разделить на несколько временных этапов.

Первый этап (конец XIX – начало XX вв.) знаменуется экспериментальными исследованиями американского психолога Н. Триплета, которые он проводил в 1897 году. В своей работе он изучил и сравнил эффективность действия, выполняемого в одиночку и в условиях группы. Именно это послужило отправной точной для дальнейшего изучения особенностей совместной работы индивидуумов.

Следующими исследователями в области совместной деятельности стали В. Меде (Германия, 1913) и Ф. Олпорт (США, 1937), они продолжили исследования Н. Триплета и первыми сформулировали понимание группы и группового сознания. Ф. Олпорт считал, что группы – это «совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях». [1]

Социологическое направление исследования неформальной группы и значимости фактора сотрудничества в группе получили своё раскрытие в рамках школы человеческих отношений в 20-е годы. [2] Представитель этой школы, Э. Мэйо, в результате проведенных Хоторнских экспериментов выявил наличие наряду с формальной еще и неформальную структуру и показал ее значимость, а также возможность использовать ее в качестве воздействия на бригаду в интересах компании.

Одни групповое взаимодействие и командную работу начал изучать Жан-Габриэль Де Тард, в 1890 году он доказал, что социология как наука основывается на психологическом взаимодействии между индивидами. Также Тард предложил концепцию группового мышления, которую продолжил изучать и исследовать Густав Ле Бон, другой французский социальный психолог. В своей работе «The Crowd: A Study of the Popular Mind» (1896) он изучил групповую психологию и объяснил такие понятия как «стадное чувство» и «психология толпы».


Чуть позже в Р. Бейлз, американский психолог, получивший награду «За выдающуюся карьеру» Американской ассоциации специалистов групповой терапии, сделал ряд открытий, которые стали основополагающими для исследования команд. Им установлены следующие факты: наличие типовой ролевой дифференциации между лидерами направленным на решение задачи и социальными лидером, типичные градиенты количества взаимодействий между членами, вовлеченными в «матрицу взаимодействий», и тенденция к проявлению в пределах единственного собрания. Также он дал определение «команде». Команда - это «любое количество лиц, находящееся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи или ряда встреч, при которых каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена...». [3]

Второй этап (30-40-е года XX в.) развития понимания работы в команде ознаменовался разработками теории группового поведения. В рамках данного этапа М. Шериф и Т. Ньюком проводили эксперименты по изучению групповых норм. В это же время Ч. Барнард выдвинул теорию двухмерного рассмотрения процесса командообразования в ряде подходов к анализу группы в целом, а также ее структурного аспекта.

Особый вклад в развитие тимбилдинга внес К. Левин, который стал основоположником групповой динамики. В 1945 г. Левин основал Исследовательский центр групповой динамики в Массачусетском технологическом институте. Он ввел несколько дисциплина связанных с психологией, социологией, теорией коммуникаций, в рамках которых студенты начали изучать поведение небольших групп. Он показал, как члены команды взаимодействуют и влияют друг на друга, как в ней возникают процессы, отличающие её от совокупности индивидуальных лиц. Среди этих процессов он описал:

  • образование подгрупп по интересам;

  • возникновение лидеров и их уход в тень;

  • принятие групповых решений;

  • сплочение и конфликты в группе;

  • изменение ролей членов группы;

  • воздействие на поведение;

  • потребность в присоединенности;

  • распад группы.

Под его руководством Р. Липпитт и Р. Уайт провели опыты по изучению психологической атмосферы в команде и стилей руководства, а также исследования по изменениям в процессе дискуссии стандартов группового поведения.

Третий этап пришелся на послевоенные десятилетия. Вторая мировая война стала переломным моментом в изучении командообразования за рубежом. В это время особо остро встал вопрос о необходимости изучения закономерностей группового поведения, о поисках эффективных приемов управления командами.



Данный этап приходится на XX век, его можно разделить на три временных периода:

  • с середины 1940-х и до середины 1960-х годов;

  • с середины 1960-х и до второй половины 1970-х годов;

  • со второй половины 1970-х и по настоящее время.

В первый период сформировались основные направления исследований команд, сложились важнейшие теоретические подходы. Так Дуглас Мак-Грегор в начале 50-х XX века сформулировал пять принципов работы «группы высшего качества» - команды:

  • создание на производстве условий для интеллектуального творчества;

  • децентрализация управления;

  • участие специалистов разных профилей в консультациях и совещаниях;

  • замена системы оценки подчиненных системой обучения и развития подчиненных;

  • внедрение системы самоуправления.

Эти исследования послужили толком к развитию понимания принципов коллективной работы.

Дж. Морено предположил, что все отношения в обществе имеют либо макро-, либо микро- структуру. Все конфликты, по его мнению, в командах возникают из-за несоответствия макроструктуры, «пространственного» размещения индивидов в различных формах их жизнедеятельности, микроструктуре, психологического отношения индивида и окружающих его людей. [4]

В следующем периоде Г. Минцберг выделил управленческие роли в рамках командной работы, а Р. Белбин разработал известную концепцию командных ролей. [5] Американский психолог Б.В. Такмен, предложил двухмерную модель группового развития, позднее она легла в основу различных моделей тимбилдинга.

Последний период, который длится до настоящего времени, характерен повышенным вниманием к вопросам командообразования - в корпорациях стало уделяться внимание сотрудникам — появились первые мысли о том, что сотрудник не пешка и шестеренка в гигантской системе организации, а важное звено и незаменимый член команды профессионалов. Постепенно переосмысление руководством крупных фирм роли одного сотрудника в деятельности всей компании привело к тому что в конце 80-х начале 90-х XX века начинают повсеместно внедрять бонусные системы оплаты труда для команд - сотрудников одного отдела.

В 1981 году М. Шоу, американский психолог, классифицировал команды и группы по шести категориям, в соответствии с моментами групповой жизни:

  • с точки зрения восприятия членами группы отдельных партнеров и группы в целом,

  • с точки зрения мотивации членов группы,

  • с точки зрения групповых целей,

  • с точки зрения организационных (структурных) характеристик группы,

  • с точки зрения взаимозависимости,

  • взаимодействия членов группы.


На основе данной типологии М. Шоу определил команду как взаимодействие двух или более лиц, когда каждый влияет и подвергается влиянию другого лица.

В заключение обзора истории зарубежных исследований вопросов тимбилдинга обозначим основные теоретические подходы, сложившиеся в рамках изучения теории и практики командообразования. Всего исследователи выделили девять подходов, определяющих развитие понятия командообразования, они представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Подходы в изучении теории командообразования за рубежом

Подход

Исследователи

Основные положения

Теория поля

К. Левин

Поведение индивида есть продукт поля взаимозависимых детерминант

Интеракционистская концепция

Г. Лебон,

Дж. Морено

Все аспекты поведения в команде могут быть описаны, исходя из анализа взаимосвязей между индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением

Теория систем

Р. Белбин

Команда - открытая система взаимозависимых позиций и ролей, в которой особое место занимают групповые «входы» и «выходы»

Психоаналитическая ориентация

3. Фрейд

Основой для построения команды являются вопросы мотивационных и защитных механизмах личности

Общепсихологический подход

Ф. Хайдер,

Т. Ньюком

Представления о человеческом поведении, накопленные в общей психологии, применимы к анализу группового поведения, это касается главным образом таких индивидуальных процессов, как научение, явления когнитивной сферы и мотивация

Эмпирика-статистическое направление

Р. Кэттелл

Основные понятия теории группового поведения должны выводиться из результатов статистических процедур, например факторного анализа, а не формулироваться априорно (тестирование личности)

Формально-модельный подход

В. Паниотто

При разработке формальных моделей командного поведения используются математический аппарат теории графов и теории множеств

Теория подкрепления

Д. Хоманс,

Д. Тибо,

Г. Келли

Поведение индивидуумов в команде есть функция двух переменных: вознаграждений (положительные подкрепления) и расходов, или наказаний (отрицательные подкрепления).


Составлено автором по материалам [6]

Работы отечественных ученых в области командообразования стали появляться только в конце XX века, все они относятся к третьему этапу. Всего можно выделить четыре подхода в изучении теории командообразования в России, они представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Подходы в изучении теории командообразования в России

Подход

Исследователи

Основные положения

Деятельностный подход

А.В. Петровский,

М.Г. Ярошевский,

Г.М. Андреева

Рассмотрение вопросов теории групповой активности (стратометрическая концепция, модель группового процесса, системно-деятельностный анализ поведения личности в группе).

Изучение программно-ролевого подхода к исследованию коллективов и разработка моделей социально-перцептивных процессов в совместной деятельности, отдельных феноменов социальной группы: ее интеграции и эффективности, руководства и лидерства, межгрупповых отношений

Социометрическое направление

Я.Л. Коломинский

Использование специалистами в работе в качестве основных методических средств тех или иных вариантов социометрического теста и конструирование различных социометрических процедур

Параметрическая концепция

Л.И. Уманский

Основная идея подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие трудового коллектива осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров: организационных, эмоциональных и динамических

Организационно-управленческий подход

Е.С. Кузьмин

Разработка представлений о социальной организации и управленческой деятельности, исследования групп и коллективов носят выраженный прикладной характер и в большинстве своем ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства.

Составлено автором по материалам [6]

Анализ проблематики командообразования в исследованиях зарубежных и отечественных ученых показал, что если первые рассматривали определение понятия «малая группа» и пришли к мнению команда это не просто группа, а высший этап ее развития, то вторые для определения высшего уровня развития группы использовали понятие «коллектив». Сравнивая данные подходы, - выявлены определенные сходства и отличия, их систематизация приведена в таблице 3.