Файл: Командообразование как фактор повышения эффективности управления персоналом организации.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 323
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В заключении изложены основные результаты исследования, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы
1 Теоретико-методологические основы изучения
командообразования
1.1 Этапы развития концепций командообразования
Особенностью исследуемой проблемы командообразования как технологии и процесса управления организацией является её ярко выраженный научно-прикладной и комплексный характер. Изучение процессов тимбилдинга находится на стыке ряда дисциплин - социологии управления, теории управления, социологии организаций, социальной психологии, психологии личности, акмеологии и конкретной практики управления.
Процесс командообразования первыми начали изучать зарубежные ученые, их разработки можно разделить на несколько временных этапов.
Первый этап (конец XIX – начало XX вв.) знаменуется экспериментальными исследованиями американского психолога Н. Триплета, которые он проводил в 1897 году. В своей работе он изучил и сравнил эффективность действия, выполняемого в одиночку и в условиях группы. Именно это послужило отправной точной для дальнейшего изучения особенностей совместной работы индивидуумов.
Следующими исследователями в области совместной деятельности стали В. Меде (Германия, 1913) и Ф. Олпорт (США, 1937), они продолжили исследования Н. Триплета и первыми сформулировали понимание группы и группового сознания. Ф. Олпорт считал, что группы – это «совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях». [1]
Социологическое направление исследования неформальной группы и значимости фактора сотрудничества в группе получили своё раскрытие в рамках школы человеческих отношений в 20-е годы. [2] Представитель этой школы, Э. Мэйо, в результате проведенных Хоторнских экспериментов выявил наличие наряду с формальной еще и неформальную структуру и показал ее значимость, а также возможность использовать ее в качестве воздействия на бригаду в интересах компании.
Одни групповое взаимодействие и командную работу начал изучать Жан-Габриэль Де Тард, в 1890 году он доказал, что социология как наука основывается на психологическом взаимодействии между индивидами. Также Тард предложил концепцию группового мышления, которую продолжил изучать и исследовать Густав Ле Бон, другой французский социальный психолог. В своей работе «The Crowd: A Study of the Popular Mind» (1896) он изучил групповую психологию и объяснил такие понятия как «стадное чувство» и «психология толпы».
Чуть позже в Р. Бейлз, американский психолог, получивший награду «За выдающуюся карьеру» Американской ассоциации специалистов групповой терапии, сделал ряд открытий, которые стали основополагающими для исследования команд. Им установлены следующие факты: наличие типовой ролевой дифференциации между лидерами направленным на решение задачи и социальными лидером, типичные градиенты количества взаимодействий между членами, вовлеченными в «матрицу взаимодействий», и тенденция к проявлению в пределах единственного собрания. Также он дал определение «команде». Команда - это «любое количество лиц, находящееся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи или ряда встреч, при которых каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена...». [3]
Второй этап (30-40-е года XX в.) развития понимания работы в команде ознаменовался разработками теории группового поведения. В рамках данного этапа М. Шериф и Т. Ньюком проводили эксперименты по изучению групповых норм. В это же время Ч. Барнард выдвинул теорию двухмерного рассмотрения процесса командообразования в ряде подходов к анализу группы в целом, а также ее структурного аспекта.
Особый вклад в развитие тимбилдинга внес К. Левин, который стал основоположником групповой динамики. В 1945 г. Левин основал Исследовательский центр групповой динамики в Массачусетском технологическом институте. Он ввел несколько дисциплина связанных с психологией, социологией, теорией коммуникаций, в рамках которых студенты начали изучать поведение небольших групп. Он показал, как члены команды взаимодействуют и влияют друг на друга, как в ней возникают процессы, отличающие её от совокупности индивидуальных лиц. Среди этих процессов он описал:
-
образование подгрупп по интересам; -
возникновение лидеров и их уход в тень; -
принятие групповых решений; -
сплочение и конфликты в группе; -
изменение ролей членов группы; -
воздействие на поведение; -
потребность в присоединенности; -
распад группы.
Под его руководством Р. Липпитт и Р. Уайт провели опыты по изучению психологической атмосферы в команде и стилей руководства, а также исследования по изменениям в процессе дискуссии стандартов группового поведения.
Третий этап пришелся на послевоенные десятилетия. Вторая мировая война стала переломным моментом в изучении командообразования за рубежом. В это время особо остро встал вопрос о необходимости изучения закономерностей группового поведения, о поисках эффективных приемов управления командами.
Данный этап приходится на XX век, его можно разделить на три временных периода:
-
с середины 1940-х и до середины 1960-х годов; -
с середины 1960-х и до второй половины 1970-х годов; -
со второй половины 1970-х и по настоящее время.
В первый период сформировались основные направления исследований команд, сложились важнейшие теоретические подходы. Так Дуглас Мак-Грегор в начале 50-х XX века сформулировал пять принципов работы «группы высшего качества» - команды:
-
создание на производстве условий для интеллектуального творчества; -
децентрализация управления; -
участие специалистов разных профилей в консультациях и совещаниях; -
замена системы оценки подчиненных системой обучения и развития подчиненных; -
внедрение системы самоуправления.
Эти исследования послужили толком к развитию понимания принципов коллективной работы.
Дж. Морено предположил, что все отношения в обществе имеют либо макро-, либо микро- структуру. Все конфликты, по его мнению, в командах возникают из-за несоответствия макроструктуры, «пространственного» размещения индивидов в различных формах их жизнедеятельности, микроструктуре, психологического отношения индивида и окружающих его людей. [4]
В следующем периоде Г. Минцберг выделил управленческие роли в рамках командной работы, а Р. Белбин разработал известную концепцию командных ролей. [5] Американский психолог Б.В. Такмен, предложил двухмерную модель группового развития, позднее она легла в основу различных моделей тимбилдинга.
Последний период, который длится до настоящего времени, характерен повышенным вниманием к вопросам командообразования - в корпорациях стало уделяться внимание сотрудникам — появились первые мысли о том, что сотрудник не пешка и шестеренка в гигантской системе организации, а важное звено и незаменимый член команды профессионалов. Постепенно переосмысление руководством крупных фирм роли одного сотрудника в деятельности всей компании привело к тому что в конце 80-х начале 90-х XX века начинают повсеместно внедрять бонусные системы оплаты труда для команд - сотрудников одного отдела.
В 1981 году М. Шоу, американский психолог, классифицировал команды и группы по шести категориям, в соответствии с моментами групповой жизни:
-
с точки зрения восприятия членами группы отдельных партнеров и группы в целом, -
с точки зрения мотивации членов группы, -
с точки зрения групповых целей, -
с точки зрения организационных (структурных) характеристик группы, -
с точки зрения взаимозависимости, -
взаимодействия членов группы.
На основе данной типологии М. Шоу определил команду как взаимодействие двух или более лиц, когда каждый влияет и подвергается влиянию другого лица.
В заключение обзора истории зарубежных исследований вопросов тимбилдинга обозначим основные теоретические подходы, сложившиеся в рамках изучения теории и практики командообразования. Всего исследователи выделили девять подходов, определяющих развитие понятия командообразования, они представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Подходы в изучении теории командообразования за рубежом
Подход | Исследователи | Основные положения |
Теория поля | К. Левин | Поведение индивида есть продукт поля взаимозависимых детерминант |
Интеракционистская концепция | Г. Лебон, Дж. Морено | Все аспекты поведения в команде могут быть описаны, исходя из анализа взаимосвязей между индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением |
Теория систем | Р. Белбин | Команда - открытая система взаимозависимых позиций и ролей, в которой особое место занимают групповые «входы» и «выходы» |
Психоаналитическая ориентация | 3. Фрейд | Основой для построения команды являются вопросы мотивационных и защитных механизмах личности |
Общепсихологический подход | Ф. Хайдер, Т. Ньюком | Представления о человеческом поведении, накопленные в общей психологии, применимы к анализу группового поведения, это касается главным образом таких индивидуальных процессов, как научение, явления когнитивной сферы и мотивация |
Эмпирика-статистическое направление | Р. Кэттелл | Основные понятия теории группового поведения должны выводиться из результатов статистических процедур, например факторного анализа, а не формулироваться априорно (тестирование личности) |
Формально-модельный подход | В. Паниотто | При разработке формальных моделей командного поведения используются математический аппарат теории графов и теории множеств |
Теория подкрепления | Д. Хоманс, Д. Тибо, Г. Келли | Поведение индивидуумов в команде есть функция двух переменных: вознаграждений (положительные подкрепления) и расходов, или наказаний (отрицательные подкрепления). |
Составлено автором по материалам [6]
Работы отечественных ученых в области командообразования стали появляться только в конце XX века, все они относятся к третьему этапу. Всего можно выделить четыре подхода в изучении теории командообразования в России, они представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Подходы в изучении теории командообразования в России
Подход | Исследователи | Основные положения |
Деятельностный подход | А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Г.М. Андреева | Рассмотрение вопросов теории групповой активности (стратометрическая концепция, модель группового процесса, системно-деятельностный анализ поведения личности в группе). Изучение программно-ролевого подхода к исследованию коллективов и разработка моделей социально-перцептивных процессов в совместной деятельности, отдельных феноменов социальной группы: ее интеграции и эффективности, руководства и лидерства, межгрупповых отношений |
Социометрическое направление | Я.Л. Коломинский | Использование специалистами в работе в качестве основных методических средств тех или иных вариантов социометрического теста и конструирование различных социометрических процедур |
Параметрическая концепция | Л.И. Уманский | Основная идея подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие трудового коллектива осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров: организационных, эмоциональных и динамических |
Организационно-управленческий подход | Е.С. Кузьмин | Разработка представлений о социальной организации и управленческой деятельности, исследования групп и коллективов носят выраженный прикладной характер и в большинстве своем ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства. |
Составлено автором по материалам [6]
Анализ проблематики командообразования в исследованиях зарубежных и отечественных ученых показал, что если первые рассматривали определение понятия «малая группа» и пришли к мнению команда это не просто группа, а высший этап ее развития, то вторые для определения высшего уровня развития группы использовали понятие «коллектив». Сравнивая данные подходы, - выявлены определенные сходства и отличия, их систематизация приведена в таблице 3.