ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тюркоязычные балкарцы обжили горы. Эти территории неоднократно подвергались опустошительным набегам ханов Золотой Орды, Тимура (XIV в). В 1557 г. верховный кабардинский князь Темрюк Айдаров попросил покровительства России. В 1561 г. дочь Темрюка Гуащэней (в крещении Мария) стала женой Ивана Грозного. В 1957 г. к юбилею добровольного вхождения Кабарды в состав России в центре г.Нальчика на площади 400-летия присоединения Кабарды к России, или площади Дружбы открыли монумент. На гранитном пьедестале с надписью «Навеки с Россией» стоит бронзовая статуя царицы Марии Темрюковны в национальныхоодеждах.
1- й Ведущий. Изучая традиции народов Республики, мы сможем понять, что объединяет людей разных национальностей, позволяет долгие годы вместе растить хлеб, строить города, преображать наш край, жить в мире и согласии.
2- й Ведущий. Кабардино-Балкария! Как она прекрасна в своих контрастах! Как неповторим её облик! «Увидев эту землю однажды, никто не может забыть её, как не забывают лицо, глаза, руки, голос матери, как не забывают мир своего детства – его свет и лёгкость, краски его рассвета, цвет его высокого неба, его пёстрые счастливые сновидения» - писал Кайсын Кулиев.
1 – й Ведущий. Кабардино - Балкария! Сколько песен и стихов сложено о красоте природы. Балкарские и кабардинские поэты, Сафар Макитов и Адам Шогенцуков, Кайсын Кулиев и Алим Кешоков, воспевают республику на родном языке. Они восхищаются красотой своей родной земли, призывают нас любить её, беречь, жить в мире и согласии с природой и друг с другом.
Учитель. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие к народам, которые с давних времён живут в Кабардино-Балкарии, познакомимся с их традициями, природными достопримечательностями, известными людьми и национальной кухней. И, так в путь.
2- й Ведущий Кабардино-Балкария является особенным уголком России, где издавна местные жители не только сохраняют великолепную природу своего края, но и стараются приумножить и сберечь старинные обычаи. Многие традиции кабардинцев почти не изменились за несколько веков, а основные жизненные принципы остались прежними
Ученик. Мы - представители кабардинского народа, с детства воспитываемся в атмосфере почитания предков, уважения по отношению к старшим людям, женщинам, осознании ответственности за наследие прошлых поколений. Именно поэтому кабардинская культура, как и много столетий тому назад, отличается самобытностью и яркостью.
Ученик. У кабардинцев существуют незыблемые семейные принципы, которые практически не изменились с веками. В немалой степени этому способствует соблюдение Адыгэ Хабзэ – свода морально-этических принципов, обязательных для каждого кабардинца. Значительная роль в нём отводится семейному укладу. Как и для далёких предков кабардинцев, в жизни современного народа семья играет важнейшую роль.
Ученик. Все члены семейства должны с уважением относиться друг к другу. Особый почёт оказывается старшему поколению. Старейшина рода приравнивается к богу. В его присутствии младшие члены семьи не имеют права первыми заговорить и, тем более, перебить во время разговора. За столом старейшина занимает самое почётное место.
Ученик. У кабардинцев есть пословица: “Муж творит жену, а жена творит мужа”. Согласно многовековым принципам, кабардинцы считают, что вступать в брак можно лишь единожды – лишь так можно сохранить семейные ценности.
Свадебные обычаи
Раньше считалось, что молодой человек не сможет правильно выбрать себе будущую жену, а потому поисками занимались родители.
Девушка должна была соответствовать главным идеалам кабардинцев, а именно – быть скромной, трудолюбивой, воспитанной, здоровой.
После сватовства родители невесты начинают раздумывать, подходит ли им жених. Иногда такие размышления затягиваются на 4-5 месяцев. Если все нюансы удовлетворяют обе стороны, начинается подготовка к свадьбе.
Важнейшим ритуалом становится выведение девушки из отчего дома. Этот обряд называют “схождение с подушки”. После него невеста и жених поселяются в разных домах во дворе жениха, а родственники девушки получают калым.
Ученик. Кабардинцы особенно внимательно смотрят на то, как невеста переступает порог нового дома. Сделать это следует с правой ноги, причём легко и решительно. Тогда, как гласит предание, семейная жизнь тоже будет счастливой и успешной. Если же невеста споткнулась на пороге нового дома, это считается дурным знаком. В далёком прошлом этот народ верил, что под порогом находится прах предков. Их духи защищали дом, указывая на людей, что не принесут счастья семье.
Ученик. Представляем вашему вниманию Адыгэ ислъамый – адыгский исламей – оригинальный и популярный плавный парный танец с лирическим содержанием, исполняемый в умеренно-быстром темпе. Парень и девушка имитируют орла и орлицу в момент любовного ухаживания.
Ученик. Становимся все в круг и под звуки адыгской гармоники – пщынэ, любуемся и поддерживаем хлопками нашу танцующую пару
У ченик. Это лишь небольшой рассказ о складе жизни кабардинцев. Ну, и напоследок отведайте – вкуснейшее блюдо кабардинской кухни – лакумы. Нежнейшие, румяные, ароматные жаренные квадратики из теста, смазанные домашней сметаной.
1- й Ведущий. Спасибо вам, за интересный рассказ и угощенья, а нам пора отправляться дальше.
2- й Ведущий. В высокогорных районах Центрального Кавказа проживает самобытный и интересный народ, что называет себя таулула, а нам известен как балкарцы. Традиции балкарцев издавна сохраняются новыми поколениями.
Ученик. Мы представители балкарского народа хотим рассказать вам о том, как высоко почитали в прошлом предки балкарцев огонь. Священным считался очаг, где горел огонь и вокруг которого собиралась семья "Неугасимый огонь в очаге, по представлениям балкарцев, означал вечность семьи. Поэтому огонь в очаге старались поддерживать". Обряды "Тейри той", "Сабан той" и "Тепена" так же были связаны с огнем. По сей день как злейшее проклятие звучат слова "Отунг ёчюллюк!" ("Погаснуть твоему огню!"). "Огонь в очаге должен гореть все время и потухший огонь не может быть зажжен снова с помощью огня, взятого у чужого двора.
У ченик. Наш город в горы устремлённый
Проспектом ровным, как стрела,
Тенистый, до краёв зелёный,
Нагретый солнцем до бела.
Среди каштанов, лип и буков,
Полукольцом идущих с гор.
Стоит над городом Сосруко,
Как Прометей, зажавший в руку
Живой, не гаснущий огонь. (Марина Лобач)
Ученик. Сосруко – главный герой нартского эпоса, даровавший людям огонь. Он был сыном мудрой Сатаней и пастуха. Сатаней нашла этот камень на берегу бурной реки, а привлек он ее стрелой, торчащей в нем, и формой головы человека. Бог кузнечества Лапщ, единственный из богов живший с нартами, а не на священной горе, раскалил и расколол камень. Из него выпал ребенок, красный от жара, которого сразу же окунули в холодную воду, тем самым закалив его. Только бедра, за которые будущего богатыря держали щипцами, остались незакаленными.
Ученик. За свою жизнь Сосруко совершил немало подвигов. Он смог возвратить нартам огонь, похищенный получеловеком-полуживотным Иныжем, вернуть семена проса, украденные чудовищем, врагом нартов Еминежем, победил исполина Тенгрена, питавшегося человеческим мясом.
Согласно некоторым легендам, солнце давало Сосруко силы, в том числе и волшебные. Действовал в своих приключениях богатырь иногда силой, иногда хитростью, а иногда и колдовством. Вверху шапки Сосруко находился талисман, сиявший ярко, как солнце.
Ученик. Прославляли наш род поэты и художники послушайте стихотворение балкарского поэта Кайсына Кулиева «Когда на меня навалилась беда»
Когда на меня навалилась беда
И шел я по отчему краю,
«Отдай свою боль мне»,— сказала вода,
По горному склону стекая.
Сказала мне высь: «Обернись к небесам,
И в сердце растает тревога».
«Спокойно иди, я тебя не предам!» —
Тихонько шуршала дорога.
«Взгляни на мои голубые снега»,—
Чуть слышно гора мне шептала.
«Приляг на траву»,— поманили луга.
Прилег я, и легче мне стало.
И стало все просто, и понял я вдруг —
Иного не надо мне рая,—
А только б дорога, да речка, да луг,
Да небо родимого края.
Ученик. Послушав это прекрасное стихотворение, представляешь всю мощь и красоту родного края.
Ученик. На память мы вам дарим плетеный шнур чалыў. Он имел самое различное назначение: служил для укрепления швов одежды, обшивки ее краев, изготовления петельных пуговиц, а также и украшения башлыков и женского платья. (Шнуры чалыу изготовлены на мастер-классе, который провели родители на подготовительном этапе).
Ученик. Ну и конечно мы предлагаем вам отведать наше традиционное б людо— хычины. Их для вас приготовили наши родители. Это круглые лепешки из простейшего теста с разными начинками. Форма румяного изделия символизирует солнце, щедрость и изобилие, поэтому с древности ни один важный семейный ритуал в честь свадьбы или рождения ребенка не обходился без участия хычинов. Трапеза сопровождается завораживающими видами на горы, водопады и озера.
1- й Ведущий Спасибо вам за интересный рассказ о балкарском народе. А нам надо отправляться дальше.
Ученик. Мы представители терского казачества. «Казак» означает «вольный», «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин». Казачество возникло по воле правительства - указом царицы Елизаветы Петровны в 1747 г. для защиты российских границ от кочевников. Веками тревожной жизни – войнами и походами бессчетно испытано казачество на выживаемость. Через свою молодую поросль, через детей своих всегда обеспечивало своё будущее. «Казачьему роду – нет переводу».
У ченик. Звучит песня «Ойся, ты ойся, ты меня не бойся»
На горе стоял Казак.
Он Богу молился,
За свободу, за народ,
Низко поклонился.
Ойся, ты ойся, ты меня не бойся,
Я тебя не трону, ты не беспокойся.
А еще просил казак
Правды для народа.
Будет правда на земле -
Будет и свобода.
Ойся, ты ойся, ты меня не бойся,
Я тебя не трону, ты не беспокойся.
Так молился тот казак
За землю родную
Что б не горе, не беда
Ее не коснулись.
Ойся, ты ойся, ты меня не бойся,
Я тебя не трону, ты не беспокойся.
Дайте в руки мне кинжал
Дайте ножик финку
я поеду на кавказ
танцевать Лезгинку.
Ойся, ты ойся, ты меня не бойся,
Я тебя не трону, ты не беспокойся.
Ой-ся, ты ой-ся, Ты меня не бойся.
Будет правда на земле –
Будет и свобода.
Ученик. Песня это народная. Появилась во второй половине XIX века в терском казачьем войске, дислоцированном на Кавказе, и является плясовой казачьей песней на мелодию кавказской лезгинки, поэтому часто называется "терской казачьей лезгинкой". Иногда попросту - терской плясовой.
Ученик. Народные промыслы и ремесла – важная часть традиционной казачьей культуры. Из простых материалов – дерева, металла, камня, глины – создавались истинные произведения искусства. Гончарное производство – типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду.
Ученик. Угоститесь нашими бобошками. Терские казачки пекут их и по сей день, как много лет назад. — Когда женщина занимается тестом, она как будто ребенка вынашивает. Поэтому так и повелось: жене — тесто, мужу — мясо. Бобошка — маленькие сладкие пышки на сметане с медом и маком.
2- й Ведущий Мы с вами познакомились с основными жителями нашей прекрасной республики с их традициями, танцами, песнями. Полакомились национальными блюдами. Ещё много национальностей проживает на территории нашей республики. Вам задание собрать материал о других народах и представить на следующем мероприятии.
1- й Ведущий. Изучая традиции народов Республики, мы сможем понять, что объединяет людей разных национальностей, позволяет долгие годы вместе растить хлеб, строить города, преображать наш край, жить в мире и согласии.
2- й Ведущий. Кабардино-Балкария! Как она прекрасна в своих контрастах! Как неповторим её облик! «Увидев эту землю однажды, никто не может забыть её, как не забывают лицо, глаза, руки, голос матери, как не забывают мир своего детства – его свет и лёгкость, краски его рассвета, цвет его высокого неба, его пёстрые счастливые сновидения» - писал Кайсын Кулиев.
1 – й Ведущий. Кабардино - Балкария! Сколько песен и стихов сложено о красоте природы. Балкарские и кабардинские поэты, Сафар Макитов и Адам Шогенцуков, Кайсын Кулиев и Алим Кешоков, воспевают республику на родном языке. Они восхищаются красотой своей родной земли, призывают нас любить её, беречь, жить в мире и согласии с природой и друг с другом.
Учитель. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие к народам, которые с давних времён живут в Кабардино-Балкарии, познакомимся с их традициями, природными достопримечательностями, известными людьми и национальной кухней. И, так в путь.
2- й Ведущий Кабардино-Балкария является особенным уголком России, где издавна местные жители не только сохраняют великолепную природу своего края, но и стараются приумножить и сберечь старинные обычаи. Многие традиции кабардинцев почти не изменились за несколько веков, а основные жизненные принципы остались прежними
Ученик. Мы - представители кабардинского народа, с детства воспитываемся в атмосфере почитания предков, уважения по отношению к старшим людям, женщинам, осознании ответственности за наследие прошлых поколений. Именно поэтому кабардинская культура, как и много столетий тому назад, отличается самобытностью и яркостью.
Ученик. У кабардинцев существуют незыблемые семейные принципы, которые практически не изменились с веками. В немалой степени этому способствует соблюдение Адыгэ Хабзэ – свода морально-этических принципов, обязательных для каждого кабардинца. Значительная роль в нём отводится семейному укладу. Как и для далёких предков кабардинцев, в жизни современного народа семья играет важнейшую роль.
Ученик. Все члены семейства должны с уважением относиться друг к другу. Особый почёт оказывается старшему поколению. Старейшина рода приравнивается к богу. В его присутствии младшие члены семьи не имеют права первыми заговорить и, тем более, перебить во время разговора. За столом старейшина занимает самое почётное место.
Ученик. У кабардинцев есть пословица: “Муж творит жену, а жена творит мужа”. Согласно многовековым принципам, кабардинцы считают, что вступать в брак можно лишь единожды – лишь так можно сохранить семейные ценности.
Свадебные обычаи
Раньше считалось, что молодой человек не сможет правильно выбрать себе будущую жену, а потому поисками занимались родители.
Девушка должна была соответствовать главным идеалам кабардинцев, а именно – быть скромной, трудолюбивой, воспитанной, здоровой.
После сватовства родители невесты начинают раздумывать, подходит ли им жених. Иногда такие размышления затягиваются на 4-5 месяцев. Если все нюансы удовлетворяют обе стороны, начинается подготовка к свадьбе.
Важнейшим ритуалом становится выведение девушки из отчего дома. Этот обряд называют “схождение с подушки”. После него невеста и жених поселяются в разных домах во дворе жениха, а родственники девушки получают калым.
Ученик. Кабардинцы особенно внимательно смотрят на то, как невеста переступает порог нового дома. Сделать это следует с правой ноги, причём легко и решительно. Тогда, как гласит предание, семейная жизнь тоже будет счастливой и успешной. Если же невеста споткнулась на пороге нового дома, это считается дурным знаком. В далёком прошлом этот народ верил, что под порогом находится прах предков. Их духи защищали дом, указывая на людей, что не принесут счастья семье.
Ученик. Представляем вашему вниманию Адыгэ ислъамый – адыгский исламей – оригинальный и популярный плавный парный танец с лирическим содержанием, исполняемый в умеренно-быстром темпе. Парень и девушка имитируют орла и орлицу в момент любовного ухаживания.
Ученик. Становимся все в круг и под звуки адыгской гармоники – пщынэ, любуемся и поддерживаем хлопками нашу танцующую пару
У ченик. Это лишь небольшой рассказ о складе жизни кабардинцев. Ну, и напоследок отведайте – вкуснейшее блюдо кабардинской кухни – лакумы. Нежнейшие, румяные, ароматные жаренные квадратики из теста, смазанные домашней сметаной.
1- й Ведущий. Спасибо вам, за интересный рассказ и угощенья, а нам пора отправляться дальше.
2- й Ведущий. В высокогорных районах Центрального Кавказа проживает самобытный и интересный народ, что называет себя таулула, а нам известен как балкарцы. Традиции балкарцев издавна сохраняются новыми поколениями.
Ученик. Мы представители балкарского народа хотим рассказать вам о том, как высоко почитали в прошлом предки балкарцев огонь. Священным считался очаг, где горел огонь и вокруг которого собиралась семья "Неугасимый огонь в очаге, по представлениям балкарцев, означал вечность семьи. Поэтому огонь в очаге старались поддерживать". Обряды "Тейри той", "Сабан той" и "Тепена" так же были связаны с огнем. По сей день как злейшее проклятие звучат слова "Отунг ёчюллюк!" ("Погаснуть твоему огню!"). "Огонь в очаге должен гореть все время и потухший огонь не может быть зажжен снова с помощью огня, взятого у чужого двора.
У ченик. Наш город в горы устремлённый
Проспектом ровным, как стрела,
Тенистый, до краёв зелёный,
Нагретый солнцем до бела.
Среди каштанов, лип и буков,
Полукольцом идущих с гор.
Стоит над городом Сосруко,
Как Прометей, зажавший в руку
Живой, не гаснущий огонь. (Марина Лобач)
Ученик. Сосруко – главный герой нартского эпоса, даровавший людям огонь. Он был сыном мудрой Сатаней и пастуха. Сатаней нашла этот камень на берегу бурной реки, а привлек он ее стрелой, торчащей в нем, и формой головы человека. Бог кузнечества Лапщ, единственный из богов живший с нартами, а не на священной горе, раскалил и расколол камень. Из него выпал ребенок, красный от жара, которого сразу же окунули в холодную воду, тем самым закалив его. Только бедра, за которые будущего богатыря держали щипцами, остались незакаленными.
Ученик. За свою жизнь Сосруко совершил немало подвигов. Он смог возвратить нартам огонь, похищенный получеловеком-полуживотным Иныжем, вернуть семена проса, украденные чудовищем, врагом нартов Еминежем, победил исполина Тенгрена, питавшегося человеческим мясом.
Согласно некоторым легендам, солнце давало Сосруко силы, в том числе и волшебные. Действовал в своих приключениях богатырь иногда силой, иногда хитростью, а иногда и колдовством. Вверху шапки Сосруко находился талисман, сиявший ярко, как солнце.
Ученик. Прославляли наш род поэты и художники послушайте стихотворение балкарского поэта Кайсына Кулиева «Когда на меня навалилась беда»
Когда на меня навалилась беда
И шел я по отчему краю,
«Отдай свою боль мне»,— сказала вода,
По горному склону стекая.
Сказала мне высь: «Обернись к небесам,
И в сердце растает тревога».
«Спокойно иди, я тебя не предам!» —
Тихонько шуршала дорога.
«Взгляни на мои голубые снега»,—
Чуть слышно гора мне шептала.
«Приляг на траву»,— поманили луга.
Прилег я, и легче мне стало.
И стало все просто, и понял я вдруг —
Иного не надо мне рая,—
А только б дорога, да речка, да луг,
Да небо родимого края.
Ученик. Послушав это прекрасное стихотворение, представляешь всю мощь и красоту родного края.
Ученик. На память мы вам дарим плетеный шнур чалыў. Он имел самое различное назначение: служил для укрепления швов одежды, обшивки ее краев, изготовления петельных пуговиц, а также и украшения башлыков и женского платья. (Шнуры чалыу изготовлены на мастер-классе, который провели родители на подготовительном этапе).
Ученик. Ну и конечно мы предлагаем вам отведать наше традиционное б людо— хычины. Их для вас приготовили наши родители. Это круглые лепешки из простейшего теста с разными начинками. Форма румяного изделия символизирует солнце, щедрость и изобилие, поэтому с древности ни один важный семейный ритуал в честь свадьбы или рождения ребенка не обходился без участия хычинов. Трапеза сопровождается завораживающими видами на горы, водопады и озера.
1- й Ведущий Спасибо вам за интересный рассказ о балкарском народе. А нам надо отправляться дальше.
Ученик. Мы представители терского казачества. «Казак» означает «вольный», «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин». Казачество возникло по воле правительства - указом царицы Елизаветы Петровны в 1747 г. для защиты российских границ от кочевников. Веками тревожной жизни – войнами и походами бессчетно испытано казачество на выживаемость. Через свою молодую поросль, через детей своих всегда обеспечивало своё будущее. «Казачьему роду – нет переводу».
У ченик. Звучит песня «Ойся, ты ойся, ты меня не бойся»
На горе стоял Казак.
Он Богу молился,
За свободу, за народ,
Низко поклонился.
Ойся, ты ойся, ты меня не бойся,
Я тебя не трону, ты не беспокойся.
А еще просил казак
Правды для народа.
Будет правда на земле -
Будет и свобода.
Ойся, ты ойся, ты меня не бойся,
Я тебя не трону, ты не беспокойся.
Так молился тот казак
За землю родную
Что б не горе, не беда
Ее не коснулись.
Ойся, ты ойся, ты меня не бойся,
Я тебя не трону, ты не беспокойся.
Дайте в руки мне кинжал
Дайте ножик финку
я поеду на кавказ
танцевать Лезгинку.
Ойся, ты ойся, ты меня не бойся,
Я тебя не трону, ты не беспокойся.
Ой-ся, ты ой-ся, Ты меня не бойся.
Будет правда на земле –
Будет и свобода.
Ученик. Песня это народная. Появилась во второй половине XIX века в терском казачьем войске, дислоцированном на Кавказе, и является плясовой казачьей песней на мелодию кавказской лезгинки, поэтому часто называется "терской казачьей лезгинкой". Иногда попросту - терской плясовой.
Ученик. Народные промыслы и ремесла – важная часть традиционной казачьей культуры. Из простых материалов – дерева, металла, камня, глины – создавались истинные произведения искусства. Гончарное производство – типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду.
Ученик. Угоститесь нашими бобошками. Терские казачки пекут их и по сей день, как много лет назад. — Когда женщина занимается тестом, она как будто ребенка вынашивает. Поэтому так и повелось: жене — тесто, мужу — мясо. Бобошка — маленькие сладкие пышки на сметане с медом и маком.
2- й Ведущий Мы с вами познакомились с основными жителями нашей прекрасной республики с их традициями, танцами, песнями. Полакомились национальными блюдами. Ещё много национальностей проживает на территории нашей республики. Вам задание собрать материал о других народах и представить на следующем мероприятии.