ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2021

Просмотров: 248

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Признаки внешнего облика человека должны быть надлежащим образом зафиксированы, что обеспечивает возможность их успешного использования в процессе решения задач уголовного судопроизводства науки криминалистики кой разработаны или приспособлены заимствованные из других областей знания криминалистические методы для фиксации признаков внешности живого лица, трупа, а также технико-криминалистические средства, приемы как составляющие соответствующего методу.

1 Описание - словесный (вербальный) изложение признаков внешнего облика человека в процессуальных и непроцессуальных документах, может быть произвольным и упорядоченным Чисто криминалистическим является метод словесного по ортрета - научно обоснованный, благоустроенный (систематизированный) описание признаков внешнего вида человека с помощью единой специально разработанной терминологииії.

Основой методики словесного портрета является положение об относительной неизменности, индивидуальность сочетание многих признаков, характеризующих особенности строения тела человека и его функциональные характеристик ки, а также их достоверное отражение Невозможно найти двух совершенно одинаковых людей Хотя внешний вид человека постоянно меняется, целесообразно отметить, что в каждый определенный период жизни совокупность в знак ее внешности неповторимана.

История развития методов фиксации признаков внешности человека и его розыска по описанию уходит в глубокую древность Описания признаков внешности человека встречаются в папирусе судебных материалов Птолемейского (30 05-30 гг до н э) и римского периодов Египта, возраст которых более 2000 лет В описаниях соблюдена подробная градация частей тела и элементов особособи.

Словесный портрет как метод описания внешних признаков человека для целей розыска и отождествления был разработан и систематизирован в конце XIX в Альфонсом Бертильоном (Франция) Этот период был отмечен возр нием преступности во всех странах мира, и обусловило совершенствование системы регистрации и поиска преступникиів.

Человека индивидуализируют не только особенности строения отдельных частей тела, но и функциональные особенности (походка, мимика, жестикуляция и т.п.), устойчивые привычки, выработанные ею в процессе определенной действие тельности, а также предметы одежды, обуви, украшений и других вещей, которые она использует Иными словами, лицо как объект идентификации - вся совокупность признаков, присущих определенному человеку, отличающие ее от всех остальных людий.

К целям использования словесного портрета целесообразно отнести: 1) розыск неизвестных преступников по их приметам 2) розыск лиц, скрывающихся от следствия и суда, совершивших побег из мест лишения я свободы, 3) розыск без вести пропавших лиц; 4) установление личности погибших за неопознанными трупами 5) проверка личности арестованного на следствии, в суде и в местах исполнения наказаний; 6) проведение ВПИ знания живых лиц и трупов, 7) проведение следственного осмотра, 8) экспертное исследование фотоизображений с целью отождествления личности, 9) проверка документов, удостоверяющих личность; 10) проведение оперативно-р озшукових западе.


Существуют правила описания по методу словесного портрета, которые базируются на двух основных принципах: а) систематичности, что означает соблюдение очередности и последовательности (от общего к частному) описания с использованием специальной терминологии излагаются признаки общефизические, анатомические, функциональные, сопутствующие, особые приметы б) полноты, которым определяется максимально подробное описание всех эл ементив и признаков, описание анатомических признак фас и профиль, по размерам, форме, контуру, положению, цвету, количеству, степени выражения Основные правила составления словесного портрета:

1) описание внешности по методу словесного портрета должен проводиться по так называемого \"нормального\" положения головы и состояния внешности, \"нормальным\" положением головы следует считать положение, тождественным не потому, что применяется при познавательного фотографированияного фотографування;

2) внешность человека в целом и ее элементы подлежат описи обязательно на основе двух позиций: спереди (анфас) и сбоку (в правый профиль) дополнительно могут быть использованы и описания в других положениях ниях, например, при наличии особых примет или при описании повреждений на трупе

3) для облегчения сравнительного исследования различных описаний элементы внешности человека описывают по принципам: \"от целого к деталям\", \"от общего к частному\", \"сверху вниз\"

В начале описания отмечают половую, возрастную и типичную антропологическую характеристику, потому последовательно характеризуют: а) анатомические данные человека в целом (рост, телосложение) и отдельные анатомические элементы и (голова, шея, руки, ноги), б) функциональные элементы (при их наличии) в) особые приметы г) сопутствующие элемент.

В течении описания внешности человека основное внимание обычно уделяют характеристике головы как части тела, имеющей наибольшее количество устойчивых признаков, доступных для наблюдения

характеризующих общефизические внешние данные описывают пол (мужской, женский) и возраст (определяют по документам, на вид или путем освидетельствования) Демографические данные охватывают сведения о расе, нации иональнисть, народность, этническую группу.

Отдельные (анатомические) элементы внешности описывают по признакам: размеру, форме, контуром, положением (положением), цветом и т.д.

Размеры указывают обычно не абсолютные, а относительные Размер определяют визуальным сравнением с размером других частей тела и выражают в трехчленной системе сравнения, например, малый, средний, велики й (существуют также семи - и пьятичленни системы).

Форму определяют относительно форм геометрических фигур (круглый, овальный, треугольный, квадратный и др.) или по форм общеизвестных предметов (грушевидный, миндальовидний)


Контур может быть выражен сравнением с контурами левой (прямой, дугообразный, извилистый и т.)

Положения определяют согласно вертикали, горизонтали и других частей тела, и определяют как горизонтальный, скошенный, приподнятый и др.

Цвет характеризуют в общепринятых понятиях Например, волосы черные, светло-русые, рыжие и др. Для определения цвета спектра используют криминалистический атлас цветов

Метод словесного портрета применяется при заполнении регистрационных документов криминалистического учета, составление ориентировок по розыску живых граждан, установления личности неопознанного трупа На этом методе основаны некоторые другие криминалистические методы, например субъективного портрета, его положение используют для получения информации о признаках внешности в процессе следственных дий.

Также имеется произвольное описание без применения стандартизированной терминологии и строгого соблюдения последовательности Прежде всего, это происходит во время допроса, поскольку допрашиваемому неизвестные, а иногда и непонятные соответствующие сроки, а также осмотра места событияї.

2 Фотографирование и видео -, киносъемка - объективное отражение элементов и признаков внешности человека с применением технических средств Основным является метод в познавательной (сигналетичнои) фотосъемки (ос Станне время и видеосъемкии).

Выполняют три погрудно снимки в 1/7 натуральной величины: правый профиль, анфас, левый полупрофиль (изготавливают только два первые снимки) полный комплект - левый профиль, снимок спереди в полный рост т На подгрудных снимках лицо фиксируют без головного убора, очков, волосы не должны закрывать лоб, уши, фон должен быть однородным светло-серым.

По таким же правилам фотографируют неопознанный труп погрудного фотографии: анфас, правый и левый профили и полупрофиля, а также в полный рост: вид спереди и со спины При необходимости выполняется \"туал лет \"трупа, т.е. умывают лицо, причесывают волосы тощволосся тощо.

Произвольная фото -, видео -, киносъемка, во время которой также фиксируются признаки внешности, производится в течении следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий

3 Метод субъективного портрета - изображение лица, фигуры человека, изготовленное в соответствии с представлениями очевидца:

1) рисованный (рисованный) портрет выполняет художник, но может и непосредственно очевидец, если умеет;

2) композиционные портреты - изготовлены с помощью фотоснимков, рисунков элементов и признаков внешнего облика человека

Различают субъективный фотокомпозиций ный портрет (фоторобот) субъективный композиционный рисованный портрет На практике его тоже называют фотороботу

фотокомпозиционных портрет (фоторобот) - это субъективный портрет, составленный из памяти с помощью набора элементов случайных фотоснимков Полученный таким образом составлен из частей фотоснимков порт трет называется фотороботу Впервые такой способ субъективного портрета в 1952 г. применил французский криминалист П Шабо Для воспроизведения внешности преступника, находившегося в розыске, он примен в набор фотоснимков разных лиц Для изготовления фоторобота используют также технические средства (например, прибор ПКП-2 - устройство композиционного портрета), планшеты, альбомы, которые называют планшетными ими фотоработами Необходимо отметить, что методика изготовления фоторобота сложна для непосредственного использования следователем и имеет определенные недостатки (наличие значительного набора готовых фотографий, складнис ть их композиции через разнообразие элементов и т.д.в тощо).


Впервые идентификационный комплект рисованных портретов был предложен в США 1959 г. Мак-Дональдом и назван \"АЙДЕНТИ Кот\" Для изготовления субъективных композиционных рисованных портретов использующие вуют: а) пособие \"ТЭЗ\" (\"ТЭЗ\" - типы и элементы внешности) б) идентификационный комплект рисунков (рисунков): ПСР-2, ПСР - 3) в) автоматизированные системы, программы, позволяющих изготовления так их портретов с применением ЭВМ (ПКтретів із застосуванням ЕОМ (ПК).

С помощью соответствующих программ, например разработанной в Институте изучения проблем преступности Академии правовых наук Украины системы ОБРАЗ, изготавливают также фотокомпозиционных портреты - компьютерная ни фоторобот.

Субъективные композиционные портреты готовит специалист (эксперт-криминалист и др.) с участием очевидца (свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого), по представлению которого и создается портрет

Не менее актуальной является своеобразная помощь специалиста допрашиваемому, свидетелю или потерпевшему, когда приглашенный следователем специалист-художник фиксирует показания допрашиваемого о внешнем виде личность преступника эта - пишет его портрет, а также составление субъективного портрета специалистом-криминалистом По статистическим данным ГНИЭКЦ МВД Украины, обозначилась тенденция к увеличению количества составленных субъекты в них портретов с 4006 (2001) до 5026 (2003), при этом в 2001 года: 1563 - способствовали раскрытию и расследованию преступлений, а использование 68 привело к непосредственному установлению лиц, причастных к в оказания преступлениинів.

Продемонстрировав портрет допрашиваемому, следователь активизирует его зрительную память, иногда допрашиваемый вспоминает новые детали, предлагая внести изменения к портрету Такое взаимодействие допрашиваемого с специалистом, пи ид время фиксации информации о признаках внешности, где последний своими действиями, прежде всего, помогает следователю в работе с \"идеальными\" следам, оптимизирует процесс раскрытия и расследования преступления, позитив но сказывается на временных рамках досудебного расследования Портрет, который выполнен специалист по словам допрашиваемого, является приложением к протоколу допросоколу допиту.

4 Посмертные маски и слепки - с неопознанных трупов

5 Пластическая (скульптурная) или графическая реконструкция лица по черепу - получается скульптурный или графический портрет на основе метода профессора ММ Герасимова, основой которого является использование стат статистически установленных закономерных зависимостей между строением костей черепа человека, толщиной и формой покровных тканей головы и лица Однако реконструкция не создает точного портрета покойного, в ней не отражаются все признаки внешности, используемые как идентификационные (например, строение ушных раковин, форма кончика носа, контуры бровей и др.), поэтому реконструкция является отражением субъективным, хо ча ее основой такой объективный носитель информации о признаках внешности, как черечереп.


Описания, субъективные, скульптурные, графические портреты не рассматриваются в качестве доказательств (могут быть приложением к соответствующему протоколу следственного действия), а приведены ориентировочно и используются для розыска в лица Идентификация живого лица, трупа происходит: при предъявлении для опознания как в натуре (живого лица за анатомическими и функциональными признаками), так и по фото -, видеоизображениями т.п.; ф отопортретнои экспертизы Именно эти результаты являются доказательствами и играют важную роль для установления истины по делу, на что мы уже указывали высшще.

Композиционные портреты бывают двух видов:

фотокомпозиционные и композиционно-рисованные


Фотокомпозиционные портреты (их еще называют фото
роботами) представляют собой композицию изображения человека, как правило его лица, из фрагментов фотоизображений различных лиц. Метод изготовления портретов неизвестных преступников по показаниям очевидцев из фрагментов фотографий был предложен в 1952 году Пьром Шабо – начальником региональной службы полиции в Лилле (Франция). В дальнейшем техника изготовления фотокомпозиционных портретов неоднократно модифицировалась.


В законченном виде фотокомпозиционные портреты обычно представляющие лицо человека в анфас, выглядят как обычные фотографии, которые могут успешно применяться для
 розыскаи установления лиц. Композиционно-рисованные портреты составляются из заранее заготовленных стандартных рисунков элементов лица в соответствии с показаниями очевидцев. Получаемый при этом портрет выглядит как рисунок лица.


Идея создания таких портретов и один из первых вариантов прибора по изготовлению композиционно-рисованных портретов были предложены американским криминалистом
 Мак-Дональдом и группой специалистов фирмы «Тоунсенд» [Townsand] в 1959 году (так называемая система «Айденти-кит» [Identikit - FV] - идентификационный комплект).

 

Аналогичные приборы несколько позднее были созданы и в социалистических странах – Польской Народной Республике и Германской Демократической Республике (на основе польского комплекта рисовано-композиционного идентификатора – РКИ) и в 1968 году – в нашей стране во ВНИИ МВД СССР идентификационный комплект рисунков – ИКР [Сейчас используется специализированная программа "Барс" - FV]. Отечественный идентификационный комплект рисунков создавался в течение нескольких лет. При активном участии антропологов было отобрано более 20 тысяч фотопортретов конкретных лиц, являющихся наиболее типичными представителями той или иной антропологической группы населения СССР.

 

С этими изображениями и проводились исследования. В итоге с учетом частоты встречаемости признаков внешности разных групп был создан идентификационный комплект из 1467 рисунков, получивший название ИКР-1. ИКР состоит из трех частей: 1) альбома – поискового реестра рисунков элементов лица, включающих рисунки верхней части головы (прическа, лоб), бровей, глаз, носа, рта, изображения контуров нижней части лица, а также морщин, складок кожи, бороды, усов, головных уборов, очков; 2) набора прозрачных пленок – диапозитивов, на которых изображены в одном масштабе все рисунки альбома, причем на пленках проставлены кодовые наименования и номера рисунков; 3) прибора для составления и демонстрации портретов (демонстрационно-монтажного устройства).