ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2021

Просмотров: 241

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На стадии общего осмотра в целях обнаружения микроследов необходимо уделять особое внимание таким объектам, как взломанные преграды, пачкающие, шероховатые, грубые поверхности, их выступающие части. В следах обуви и под ногтями подозреваемого могут быть обнаружены частицы почвы (загрязнений), пыльца растений и т.д. В следах взлома присутствуют микрочастицы ржавчины, краски, смазки от орудий и инструментов, применявшихся при разрушении преград.

На необходимость соответствующих мер предосторожности нужно указывать всем участникам следственного осмотра, в особенности понятым. Необходимо учитывать, что микрочастицы, как правило, непрочно связаны с поверхностью предмета-носителя, а поэтому их легко можно унести на руках, одежде, обуви[41]. На место происшествия нетрудно занести посторонние микрообъекты: волокна одежды, почву с обуви и т.п. Поэтому на месте следственного осмотра нельзя курить (чтобы не привнести пепел), расчесывать волосы (микрочастицами могут быть обломки волос или сухие чешуйки кожи) и др.

Эффективный поиск микрообъектов невозможен без соответствующих технических средств: портативных микроскопов, микропылесосов, унифицированного чемодана, набор "Капля" и др. Для обнаружения микрообъектов следует пользоваться лупами с разной кратностью увеличения, источниками направленного освещения и другими средствами. Осмотр рекомендуется проводить при закрытых окнах и дверях. Если следователь затрудняется самостоятельно обнаружить микрочастицы, ему надлежит изъять объект (одежду, обувь, орудие преступления) целиком и направить в распоряжение эксперта для осмотра и исследования.

Для поиска микрообъектов рекомендуется применять: специальные осветительные приборы, имеющие мощный направленный световой поток, например карманные фонари, диафрагмируемые осветители, устройства, позволяющие рассматривать объект с различной кратностью увеличения как в проходящем, так и в падающем под различными углами свете. Весьма эффективны источники поляризованного света, галогенные лампы, лупы с подсветкой, металлографические, биологические микроскопы, цветные светофильтры, ультрафиолетовые осветители и электронно-оптические преобразователи. Последние позволяют осматривать объекты в обычном световом потоке, в ультрафиолетовой и инфракрасной зонах спектра.

Осматривать предметы следует по возможности без перемещения, если полностью осмотреть предмет невозможно, то его следует поместить на чистый лист белой бумаги, чтобы не утерять отделившиеся микрочастицы, при этом следует применять меры предосторожности для сохранения локализации микрообъектов на объекте-носителе. Все объекты нужно оберегать от загрязнений, не допускать соприкосновения объектов между собой, заворачивать объекты в ткань или низкосортную бумагу. Все манипуляции с объектами желательно осуществлять в резиновых перчатках.


Ультрафиолетовые осветители применяются для поиска микрообъектов биологического происхождения, а также горюче-смазочных материалов и других веществ, имеющих люминесценцию отличную от свечения объекта носителя. Кроме ультрафиолетовых осветителей может применяться лазерный портативный детектор скрытых следов преступления.

Изъятию микрообъектов предшествуют их протокольное описание и фиксация посредством дополнительных способов (фотографирование, зарисовка, составление планов, схем и т.п.). Они позволяют полнее и точнее, чем в словесной форме, передать особенности микрочастиц и микроследов, сделать их более доступными для восприятия всеми участниками следственного действия и дальнейшего производства по делу.

Микрофотосъемка осуществляется с использованием микроскопа. Ею фиксируется признаки, детали исследуемого объекта с увеличением более чем в 10 раз, то есть практически неразличимые невооруженным глазом. Метод применяется при исследовании микротрасс, микрочастиц, волокон и других микрообъектов[42].

После фиксации микрообъектов они могут быть подвергнуты предварительному исследованию. Результаты таких исследований не имеют доказательственного значения, однако они могут быть использованы для выдвижения и проверки следственных версий, а также для поиска новых доказательств.

На следующем этапе приступают к изъятию микрообъектов. Наиболее рациональным способом является изъятие микрообъектов с объектом-носителем[43]. Однако, этот способ применим лишь в случае, если объект может быть изъят с места происшествия. Если такое действие невозможно, или же есть опасение, что при транспортировке данного объекта микрообъекты могут быть утрачены, то проводится изъятие микрообъектов.

Для изъятия микрообъектов следует применять чистые пинцеты, иглы, глазные скальпели. При необходимости они могут быть смочены каплей дистиллированной воды. Магнитные частицы могут изыматься чистой магнитной кистью. Изъятые таким образом микрообъекты помещаются в чистые пробирки, пузырьки, пакетики из белой плотной бумаги, кальки или пергамента, частицы лакокрасочных покрытий и другие подобные объекты можно помещать между двух стекол, края стекол обклеиваются лентой, желательно, чтобы одно из стекол было с лункой.

При изъятии микрообъектов с обширных поверхностей следует применять ленты с липким слоем, разработанные для изъятия микрообъектов (например, пленки с каучуковым слоем), а также листы светлой дактопленки. Преимущество такого вида изъятия заключается в том, что на пленке сохраняется та локализация микрочастиц, которая была на объекте-носителе. Изымать микрочастицы с помощью липкой ленты с клеевым слоем не рекомендуется, так как изъятые таким образом микрообъекты невозможно отделить от липкого слоя ленты при проведении лабораторного исследования. Изъятие микрообъектов осуществляют также посредством мягких кистей, поролоновых губок, пинцетов, скальпелей, специальных микропылесосов со сменными улавливающими фильтрами, магнитов, стеклянных и эбонитовых диэлектрических палочек, стерильной марли и т.п. Их собирают в отдельные емкости с указанием места, на котором они обнаружены. При этом нельзя смешивать микрообъекты, изъятые с разных участков[44].


Способ изъятия микрообъектов зависит от вида и характера предмета-носителя, но предпочтение всегда отдается изъятию самого предмета или его части с обнаруженными частицами и микроследами. Предметы, на которых могут находиться микрообъекты, изымаются в случаях, когда:

1) когда наслоения невозможно или нецелесообразно отделять от носителя (брызги крови, слюны, горюче-смазочных материалов, следы близкого выстрела и т.д.);

2) на объекте-носителе сохраняется топография микрочастиц, которая сама пригодна для экспертного исследования, в том числе и трасологического, например отпечаток пальца, оттиск структуры ткани и др.;

3) микрочастицы на предмете не обнаружены, но их наличие очень вероятно, а выявление возможно только в лабораторных условиях.

Необходимы и меры предосторожности, исключающие утрату микрообъектов в ходе осмотра места происшествия и отдельных предметов. Нужно исключить возможность возникновения сквозняков, не допускать ненужных перемещений предметов и трупов, вести осмотр на местности с подветренной стороны.

Упаковка предметов-носителей производится с соблюдением следующих правил: они закрепляются в таре неподвижно, чтобы при транспортировке их положение не было нарушено; тара должна иметь хорошую укупорку; материалы и вещества, подверженные высыханию, гниению, таянию, плотно укупориваются, замораживаются, высушиваются и т.д.; упаковочный материал (ткань, бумага, картон, фанера и т.п.) не должен иметь ворсистую или шероховатую поверхность[45]. Упаковывают изъятое в чистые пробирки, полиэтиленовые пакеты, стеклянные емкости с притертыми пробками. Тара с микрообъектами обязательно снабжается удостоверительными надписями.

Микроколичества жидкостей могут изыматься капиллярами. Один из концов капилляра, после изъятия запаивается на пламени спички или зажигалки. Особое внимание следует уделять изъятию предметов одежды. Предметы одежды изымаются, чаще всего, при осмотре мест происшествий по фактам убийств или изнасилований. При контактном взаимодействии преступника и жертвы происходит взаимный перенос волокон с предметов их одежды. При исследовании локализации волокон возможно установить механизм совершения преступления. Чтобы избежать дополнительного контактирования поверхностей предметов одежды, а также изменения локализации микрообъектов каждый предмет одежды упаковывается отдельно, встряхивание и складывание категорически недопустимо[46]. Имеющиеся на одежде огнестрельные повреждения, пятна крови, почвы и каких-либо веществ могут быть обшиты кусочками чистой хлопчатобумажной ткани, или обозначены стежками капроновой или шелковой нити, обводить данные места мелом, карандашом или ручкой недопустимо. Предметы одежды помещаются на лист чистой бумаги, сверху накрываются другим листом бумаги, после чего аккуратно сворачиваются и оформляются согласно требованиям УПК. Влажные предметы одежды перед упаковкой обязательно просушиваются.


При изъятии и упаковке микрообъектов всегда следует придерживаться правила - каждый объект-носитель микрообъектов, каждая обнаруженная группа микрообъектов одного вида должна упаковываться отдельно, и сопровождаться соответствующей надписью. Такие меры требуются для избегания попадания посторонних микрообъектов на объекты-носители.

Внимательность к микрообъектам при предварительном криминалистическом исследовании на месте происшествия позволяет значительно сузить круг подозреваемых и ускорить раскрытие преступления по горячим следам. Например, если на следе ботинка, предположительно принадлежащего подозреваемому будут найдены частицы цементной пыли, то можно сделать предварительный вывод, что он имел дело с цементом, а если рядом с местом происшествия расположена стройка или цементный завод, то этот факт значительно упростит работу органа предварительного следствия.

Исключительно важное значение имеют микрообъекты для выяснения времени и места преступления. Время определяется путем исследования микрочастиц биологической природы: микроорганизмов, развившихся на трупе; найденных на нем пыльцы и семян растений, водорослей и др. Место устанавливают по приставшим к одежде (телу) потерпевшего или подозреваемого частицам почвы, краски, иным загрязнениям, происходящим с определенного участка местности; микрочастицам вещной обстановки места происшествия, взломанной преграды[47].

Обнаруженные на месте происшествия частицы, отделившиеся от одежды, обуви, транспортного средства (осколки лакокрасочного покрытия и фарных стекол, капли горюче-смазочных материалов, грязь), указывают на факт нахождения данных объектов в конкретном месте. Выявление микрочастиц на предметах обстановки места происшествия позволяет выяснить место и способ проникновения туда преступника, маршруты его прихода и ухода, факты перемещения конкретных вещей и др.

Велико значение микрообъектов для констатации факта контактного взаимодействия, особенно при расследовании таких преступлений, как изнасилование, убийство, причинение тяжких телесных повреждений. Данный факт устанавливается по микрообъектам, взаимоперешедшим с одежды (тела) виновного и потерпевшего. Это могут быть волокна тканей, микробрызги крови, спермы, слюны, пота, иных выделений, посторонние загрязнения, отделившиеся от потерпевшего и нападавшего; частицы с использованного орудия, оставшиеся на одежде преступника, а также на теле и одежде его жертвы.

Выстрелы из короткоствольного огнестрельного оружия подтверждаются микронаслоениями копоти между мизинцем и безымянным, большим и указательным пальцами (их выявляет осмотр в инфракрасных лучах). В случае стрельбы из револьвера кроме копоти обнаруживаются и микрочастицы пороха. На факт стрельбы из длинноствольного оружия указывают микронаслоения копоти на руках, лице и одежде стрелявшего, которые служат источником информации о виде примененного оружия[48]. Микрочастицы, выявленные на орудии преступления, позволяют доказать факт его использования в расследуемом преступлении. Так, если на клинке финского ножа оказались микроволокна с различных предметов одежды потерпевшего (его пуловера, сорочки, футболки), а также частицы крови и эпителиальные клетки пораженных органов, это позволяет сделать вывод, что орудие активно использовалось в данном преступном событии[49].


Определение природы микрочастиц, их групповой принадлежности и источника происхождения дает следователю важную информацию относительно обстоятельств произошедшего: объекта преступного посягательства, рода занятий убитого и убийцы; во что они были одеты; места, откуда был привезен труп; механизма совершения преступления, использованных орудий, транспортных средств и др. Тем не менее, решить все эти задачи при предварительном исследовании на месте происшествия не всегда удается, поэтому собранные микрообъекты целесообразно отправить на экспертное исследование.

Работа с микрообъектами довольно сложна, поэтому к ней необходимо привлекать специалистов-криминалистов и иных сведущих лиц. В экспертной практике исследование микрообъектов сочетается с другими видами экспертиз (дактилоскопической, трасологической, взрывотехнической и т.д.). Такой подход обеспечивает полноту и всесторонность изучения этих материальных носителей криминалистически значимой информации. В случаях, когда эксперт не может ответить на поставленные перед ним вопросы, он должен запросить дополнительные данные у следователя, назначившего экспертизу микрообъектов.

Внедрение в криминалистическую практику разных микроаналитических методов дало возможность сократить до минимума расход анализируемого вещества[50]. Это позволяет, во-первых, сохранять в первоначальном виде исследуемые объекты, а во-вторых, решать поставленные задачи и тогда, когда в распоряжении эксперта имеются лишь микроколичества веществ, подлежащих анализу.

Целью экспертного исследования микрообъектов может быть и установление того, от какого объекта отделилась данная частица (установление целого по его частям). Микрочастицы подвергаются не только трасологическим, но и материаловедческим методам исследования (химическим, физическим, биологическим), позволяющим выяснить качественный состав вещества, из которого они состоят.

Исследование микрообъектов требует большого внимания и трудозатрат экспертов, предъявляет особо жесткие требования к приборам и методикам, применяемым для решения задач как диагностического, так и идентификационного характера. Это объясняется малым содержанием веществ, необычностью их состояния и распределения на предметах-носителях, особой сложностью их обнаружения и изъятия[51].

При направлении микрообъектов на исследование необходимо ставить вопросы о наличии их конкретного вида на предмете-носителе, ибо они присутствуют всегда, но не обязательно относятся к расследуемому преступному событию. Часто требуется выяснить такие вопросы:

каков механизм образования микрочастиц;

являются ли микрообъекты частицами представленного на экспертизу предмета;

каким изделиям они принадлежали;

возможна ли по представленным частицам идентификация предметов, от которых они отделились;