Файл: Курсовая работа Социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов Студентка группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 399

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Челябинской области

Пластовский технологический филиал

ГБПОУ «Копейский политехнический имени С.В. Хохрякова»

Курсовая работа

Социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов

Выполнил:

Студентка группы

Специальность

ФИО

________________________

(подпись)

Руководитель:

Преподаватель ФИО

________________________

(подпись)

Пласт 2022

Содержание



Введение
В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов. Инвалиды являются одной из наиболее стабильных и многочисленных категорий пенсионеров. Поэтому вопросы их пенсионного обеспечения представляются актуальными как с научной, так и с практической точки зрения. Государство гарантирует инвалидам возможность получения социального обеспечения на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что работа с инвалидами относится к категории сложнейших вопросов в социальной работе, проблема социальной адаптации инвалидов - проблема приспособленности инвалидов к полноценной жизни в обществе здоровых людей приобрела в последнее время особую важность.  Согласно официальным данным Росстата, количество инвалидов в нашей стране на 1 ноября 2021 года составляло 11,4 млн граждан, из них 722,5 тыс. составляли дети. В настоящее время в России каждый 9-й человек - инвалид. И лишь немногие находят силы жить активной полноценной жизнью. Многие инвалиды могут приносить большую пользу своей стране, если их инициативу и активную жизненную позицию поддержат власть и общество. А государство обязано обеспечить эту поддержку. Поэтому актуальность проблемы социальной поддержке и социального обслуживания инвалидов остается неизменной.

Объект исследования - общественные отношения в сфере социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов.


Предмет исследования - правовое регулирование в сфере реализации социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов.

Правовое регулирование социальной поддержке и социального обслуживания инвалидов определяется рядом законодательных актов, которые прежде всего построены на общих принципах Конвенции по правам человека. В связи с чем, законодательная база стран постсоветского пространства в таких вопросах, как социально-правовая защита имеет общее направление. В Российской Федерации действуют следующие нормативные акты, регулирующие положение людей с инвалидностью: обеспечение социальной направленности гарантировано статьёй 39 Конституции Российской Федерации; Федеральный Закон №181 регулирует меры предоставления соцзащиты недееспособному населению; нововведения в современную политику в отношении к неполноценным людям закреплены в Федеральном Законе №419; раздел посвящённый правам и гарантиям для ограниченного по здоровью человека существует в Трудовом кодексе Российской Федерации; пенсионное обеспечение прописано в Федеральном Закон №166 и №173.

Цель данной курсовой работы - рассмотрение социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов. В связи с поставленной целью задачи курсовой работы заключаются в следующем:

1. Изучить государственную политику и нормативно – правовое обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов;

2. Дать определение социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов в Российской Федерации;

3. Рассмотреть основные направления социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов в Российской Федерации.

Теоретическую основу исследования составили Декларация ООН «О правах инвалидов», Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29.12.2012 г. 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации», 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и т.д.

При выполнении данной работы использованы следующие методы: системный, формально – логический, анализ и синтез научной литературы и законодательства, формально – юридический, сравнительный и системный метод.

Первая глава дает общую характеристику социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов в Российской Федерации (понятие инвалидности, социальной

поддержки и социального обслуживания инвалидов, нормативно-правовые основы социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов в Российской Федерации).

Во второй главе раскроем особенности социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
1. Общая характеристика социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов

1.1 Понятие и основные характеристики социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов
Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в Российской Федерации выступает социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данной категории лиц. В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, выделения финансовых средств на ее развитие.

Понятие «инвалид» дано в статье 1 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», где указано, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В той же статье указано, что под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности (1, 2 или 3), а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.


Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

К мерам социальной защиты инвалидов относится их социальное обслуживание, а также система льгот и компенсаций и пенсионное обеспечение.

Социальное обслуживание определяется как деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации (восстановление

физических и духовных сил) граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обслуживание осуществляется благодаря деятельности специально созданных служб и организаций по обслуживанию граждан, принадлежащих федеральным, региональным и муниципальным органам и находящихся в их ведении.

В социальное обслуживание входит совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие).

Социальное обслуживание основывается на принципах адресности, доступности, добровольности, гуманности, конфиденциальности и профилактической направленности .

Право на социальное обслуживание и социальную поддержку имеют: граждане Российской Федерации; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. В зависимости от социального положения нуждающихся, а также по их желанию, форма услуг может принимать следующие формы: бесплатную, форму частичной или полной оплаты.

Бесплатно оказываются социальные услуги: одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.


Социальные услуги на условиях частичной оплаты оказываются: одиноким гражданам инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона; инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона; инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона.

На условиях полной оплаты социальные услуги оказываются инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона.

Деятельность в сфере социального обслуживания инвалидов строится на принципах:

1) Адресность. Предоставление персонифицировано конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов.

2) Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством Российской Федерации. Сокращение их объёма на территориальном уровне не допускается.

3) Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.

4) Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

5) Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.