Файл: Наименование учебного курса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками - это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования.

Ее целью является создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

Данный комплекс мер подразумевает, как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами.

Кроме этого, необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги.

Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию.

И наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.

Обычное образование:

- Обычный» ребенок;

- Круглые колышки для круглых отверстий;

- Обычные педагоги;

- Обычные школы.

Специальное образование:

- Особый ребенок;

- Квадратные колышки для квадратных отверстий;

- Специальные педагоги;

- Специальные школы.

Интегрированное образование:

- Адаптация ребёнка;

- Система остается к требованиям системы неизменной;

- Превращение квадратных колышков в круглые;

- Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым.

Инклюзивное образование:

- Все дети разные;

- Все дети могут учиться;

- Есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол;

- Адаптация системы к потребностям ребенка.


Когда речь идет об обучении детей-инвалидов в общеобразовательных школах, используют два термина: «интеграция» и «инклюзия».

В чем разница?

Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия - адаптацию системы к потребностям ребенка.

При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми.

Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется.

Инклюзия – более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться.

Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то – пандус, лифт. Мы привыкли, что если ребенок не может ходить на физкультуру, то его освобождают. Инклюзия утверждает, что физкультуру надо приспособить под ребенка. В школе должен быть преподаватель адаптивной физкультуры. И когда все бегут стометровку, ребенок с инвалидностью, допустим, играет в мяч на той же площадке, что и остальные.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, так же, как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без инвалидности отзывчивость и понимание. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Плюсы инклюзивного образования:

- Новый социальный подход к инвалидности;

- Приветствует разнообразие;

- Рассматривает различие между людьми, как ресурс, не как проблему;

- Личностное развитие и социальные навыки;

- Развитие самостоятельности и самоопределения;

- Развивает равные права и возможности вместо дискриминации.

Минусы инклюзивного образования.

В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом.



Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.

Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как «школа для всех»), но и профессионального и дополнительного образования (как «образование для всех»).

И сейчас отсутствуют общегосударственные правовые и финансово-экономические нормы, касающиеся основ инклюзивного образования детей с особенностями развития.

На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:

- Отсутствие гибких образовательных стандартов;

- Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка;

- Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии;

- Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;

- Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и так далее);

- Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.

Ресурсные барьеры для инклюзивного образования:

- люди: их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения, чрезмерная специализация, конкуренция, отсутствие опыта восприятия различий, стереотипность мышления;

- денежные и материальные средства: нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение ресурсов;

- знания и информация: безграмотность, отсутствие доступа к зданиям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем.

Заключение

В качестве основного довода против интегрированного обучения приводят сложности, связанные с материальными затратами по созданию в общеобразовательной школе условий для обучения детей с ограниченными возможностями.


Безусловно, требуются значительные средства на обеспечение школы специальными программами, учебниками, подготовку специальных учебных помещений (классы для социально-бытовой ориентировки (СБО), учебно-производственные мастерские).

Финансовые трудности окупаются созданием благоприятной образовательной среды для детей с отклонениями в развитии, тем самым реализуется право этих учащихся на равные возможности в получении образования.

При организации специального обучения в общеобразовательной школе психологи и педагоги сталкиваются с трудностями образовательной интеграции, обусловленными социальными и финансовыми факторами.

Наше общество еще не вполне готово к принятию интеграции, в общественном сознании существуют определенные стереотипы и предрассудки в восприятии детей с психофизическими нарушениями. Некоторые учителя, прежде всего, учителя-дефектологи, считают, что общеобразовательная школа не готова принять таких детей: обычные ученики станут их унижать, и дети с особенностями психофизического развития будут чувствовать себя дискомфортно.

Таким образом, при реализации интегрированного обучения у учащихся может возникнуть кризис взаимоотношений, чему способствуют сложившиеся отрицательные представления о детях с особенностями психофизического развития.


Список литературы

  1. Баталов А.С. Использование инклюзивных педагогических технологий в диагностике речевого развития учащихся начальных классов/ А.С. Баталов// Начальная школа. – 2015. - №7. – С.101-104.

  2. Епифанова Н.С. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями/ Н.С.Епифанова, Т.В.Жуковская// Дополнительное образование и воспитание. – 2014. - №2. – С.24-28.

  3. Загуменнов, Ю.Л. Об организации эффективного сотрудничества государственных и общественных организаций в сфере инклюзивного образования/ Ю.Л. Загуменнов// Управление образованием. – 2016. - №3. – С.47-50.

  4. Козырева, В.П. Опыт создания инклюзивного лагеря// Школьный логопед. - 2016. - №1. - С.69-73.

  5. Малофеев, Н.Н. От интеграции к инклюзии: история специального образования в ХХ веке/ Н.Н. Малофеев// Дефектология. – 2014. - №6. –С.9-10.



1 Оставить нужное