Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При этом если раньше протекционистские настроения были характерны для закрытых и слаборазвитых экономик, защищавшихся от экспансии лидеров, то теперь развитые страны, страдающие от сокращения рабочих мест и наплыва дешевой продукции из Азии и Латинской Америки, все более склонны защищать национальных производителей. Недовольство глобализацией в развитых странах довольно велико: по октябрьским опросам Gallup, только 28% европейцев и 26% американцев считают, что глобализация — благо (в Азии такого мнения придерживаются 52%).
Правительства и компании все чаще идут на поводу у общественного мнения. Недавно производители автомобилей в Испании и Германии под давлением профсоюзов вынуждены были объявить о сворачивании нескольких сборочных производств в Восточной Европе. В США выборы в парламент выиграли демократы, выступавшие под лозунгами защиты национального производителя. По их мнению, это лучший способ справиться с безработицей и огромными дисбалансами, от которых страдает американская экономика.
Отрицательное сальдо торгового баланса США достигло 6% ВВП, и многие считают, что эту угрожающую цифру необходимо снижать путем увеличения пошлин.
Группа исследователей из МВФ, Федерального резервного банка Нью-Йорка и Банка Канады, однако, считает, что не столь опасны дисбалансы в мировой и американской экономике, сколько те способы, которыми призывают с ними бороться. В докладе "Мировой протекционизм" они доказывают, что установление торговых барьеров не решит проблему, а лишь усугубит ее. По мнению исследователей, разумная политика, включающая мягкую поддержку производителей и ограничение бюджетных расходов, поможет США сократить отрицательное сальдо платежного баланса до уровня в 2% за десять лет. А торговые барьеры могут улучшить ситуацию с балансом незначительно и немного подстегнуть рост ВВП. Но лишь при условии, что остальные страны отнесутся спокойно к этим шагам США. А этого ожидать не приходится.
В случае увеличения пошлин в США на десять процентных пунктов (п. п.) ежегодный прирост ВВП увеличится на 0,3 п. п. При этом в Азии темпы роста ВВП снизятся на 1 п. п. В случае, если аналогичное увеличение пошлин предпримет ЕС, азиатские экономики затормозятся еще на 1,4 п. п. в год. По мнению исследователей, пострадавшие от протекционистской политики развивающиеся страны вряд ли станут мириться с этим и, в свою очередь, поднимут пошлины. Начнутся "торговые войны". В глобальной торговой войне главными действующими лицами
будут три основных региональных объединения, которые контролируют львиную долю мирового экономического потенциала: Северная Америка, ЕС и Азия. Рост экономики этих регионов в случае повышения пошлин затормозится соответственно на 1,2, 2,8 и 3,2 п. п. В случае, если мягкая "торговая война" перерастет в полноценное экономическое противостояние, когда регионы отгородятся друг от друга запретительными пошлинами, потери могут быть в разы больше.
Руководители компаний, опрошенных EIU, также прогнозируют, что рост мировой экономики в среднесрочной перспективе составит не больше 1,5% в год, если протекционистские тенденции возобладают, в то время как сохранение относительно либеральной торговли обеспечит рост на уровне 4,5%.
Пример того, насколько пагубными бывают последствия,— период 1920-1930-х годов. Старший экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик: "США и другие страны пытались выправить ухудшающуюся ситуацию заградительными пошлинами. Череда 'торговых войн' во многом стала причиной Великой депрессии. Сейчас, к счастью, правила ВТО не дозволяют безудержного роста пошлин. Но если они будут нарушены, в глобализованном мире урон будет большим, чем 75 лет назад". "Одной крупной стране может быть выгодно поднять пошлины, но если остальные страны отреагируют, плохо будет всем", отмечают авторы доклада "Мировой протекционизм". Протекционистские меры сейчас не могут дать положительного результата и непременно ударят бумерангом по инициировавшей их стране. Развивающиеся страны достаточно окрепли, а глобализация зашла слишком далеко, чтобы кто-то мог позволить себе роскошь установления торговых барьеров в одностороннем порядке.
В случае, если все страны, ведущие торговую войну, придерживаются оборонительной тактики, возникает вероятность возникновения своеобразной «коллективной автаркии».
Торговые войны нередко перерастают в вооруженные конфликты, особенно в случае попыток прорвать торговую блокаду.
Глава 2 . Анализ торговых войн. Причины и последствия.
Как свидетельствует история, торговые войны между государствами, желающими защитить своих производителей, начались практически тогда же, когда зародилась и сама торговля. Нередко это приводило к войнам настоящим, которые преследовали уже вполне конкретные политические цели.
В качестве примера можно привести запрет Афин на торговлю с Мегарами в 432-430 гг. до н.э. Это был первый из известных нам случаев применения экономических санкций в политических целях. Афины, возглавлявшие Делосский союз греческих полисов и проводившие политику экономической экспансии, ввели запрет на торговлю с Мегарами, полисом-членом Пелопонесского союза, возглавляемого Спартой. Кризис привел к Пелопонесской войне. Делосский союз потерпел поражение и был распущен. По условиям капитуляции Афины входили в Пелопонесский союз, и в них устанавливался выгодный Спарте олигархический режим.
Торговые войны вели Древний Египет, Римская империя, Византия. То же самое, правда, куда масштабнее, происходило и в последующие века. Вот только несколько наиболее ярких примеров.
1651 г.– Навигационный акт
Английский парламент принял так называемый Навигационный акт, предписывавший перевозить товары из британских колоний исключительно на английских судах. Акт был направлен против Голландии, основного морского перевозчика того времени, и стал поводом для начала трех англо-голландских войн (1652-1674). Интересы обеих стран сталкивались в Юго-Восточной Азии, Америке, Африке и на европейском (в частности, русском) рынке. Войны закончились фактическим поражением Англии. Однако могущество Голландии на морях было подорвано.
1773 г. Бостонское чаепитие
Английское правительство предоставило Ост-Индской компании право беспошлинного ввоза чая в североамериканские колонии. Эта мера нанесла серьезный удар по позициям местных торговцев. В декабре 1773 года группа американских колонистов проникла на прибывшие в Бостонский порт британские корабли и выбросила в море большую партию чая. Этот эпизод, получивший название «Бостонское чаепитие», считается началом вооруженной борьбы североамериканских колоний за независимость. Военное противостояние началось в 1775 году и длилось 8 лет. По заключенному 3 сентября 1783 года мирному договору 13 североамериканских колоний Великобритании обрели независимость.
1806-1814 гг. Континентальная блокада Англии.
Континентальная блокада была объявлена 21 ноября 1806 Берлинским декретом Наполеона I. Декрет запрещал вести торговые, почтовые и другие отношения с Британскими островами. Блокада распространялась на все подвластные Франции, зависимые от неё или союзные ей страны. Любой англичанин, обнаруженный на территории, подвластной Франции, объявлялся военнопленным, а товары, принадлежащие британским подданным, конфисковывались. Ни одно судно, следующее из Англии или её колоний или заходившее в их порты, не допускалось во французские порты под угрозой конфискации. Ответом на Берлинский декрет стало распоряжение Тайного Совета Великобритании от 11 ноября 1807 года, в соответствии с которым торговля с Францией была запрещена не только Соединённому Королевству и его колониям, но и нейтральным государствам. Судам этих государств, в том числе и застигнутым английскими крейсерами в открытом море, предписывалось под угрозой ареста заходить в английские порты для уплаты пошлин, проверки груза и места его назначения. Эти меры грубо нарушали международное морское право, а именно, принцип открытости морей для всех, и нанесли значительный ущерб международной торговле.
Континентальная блокада способствовала интенсификации отдельных отраслей французской промышленности
(главным образом металлургической и обрабатывающей), но в то же время она крайне отрицательно сказалась на экономике ряда европейских стран, имевших традиционные экономические связи с Великобританией, в частности, России, что привело к обострению франко-русских отношений и стало одной из главных причин начала войны 1812 года. После поражения Франции в войне с Россией континентальная блокада фактически не соблюдалась почти повсеместно и в апреле 1814, после полного разгрома наполеоновской империи, была окончательно отменена.
1839-1860 гг. – Опиумные войны.
В 1839 году — в ответ на стремительное распространение наркомании среди населения китайскими властями была уничтожена крупная партия контрабандного опиума, который являлся основным ввозимым Великобританией в Китай товаром. В ответ в 1840 году Англия начала так называемую Первую опиумную войну, которую Китай проиграл. Был заключен Нанкинский договор, устанавливающий выгодные для Великобритании пошлины и открывавший для английских товаров пять китайских портов. Аналогичные неравноправные договоры были навязаны Китаю США и Францией. В 1856 году Англия совместно с Францией начинают Вторую опиумную войну. В 1860-м подписываются англо-китайский и франко-китайский Пекинские договоры, открывающие для торговли дополнительные территории.
1962 г. — Начало торгово-экономической блокады Кубы.
В 1962 г. президент Соединенных Штатов Джон Кеннеди по поручению конгресса издал декрет за номером 3447, в соответствии с которым с 7 февраля того же года вводилось «эмбарго на торговлю США с Кубой», запрещавшее «осуществлять импорт в Соединенные Штаты любых товаров кубинского происхождения, ввозимых с Кубы или через Кубу».
Блокада Кубы является самой продолжительной из всех, известных в истории. При ней родились и живут более 70% кубинцев, а прямой экономический ущерб от применения блокады превышает 90 миллиардов долларов.
Декларированные правительством США цели их кубинской политики не оставляли сомнений — это война. А меры, определенные президентским декретом номер 3447, — способ ее ведения.
От военной агрессии Куба смогла защититься с помощью СССР, вмешательство которого чуть не привело к третьей мировой войне во время Карибского кризиса осенью 1962 года.
В общем, примеров можно привести много, но и этих вполне достаточно для того, чтобы понять, что в истории человечества торговля всегда уживалась с войной. Иногда хуже, иногда лучше. Однако лишь в ХХ веке торговые войны стали одним из инструментов достижения геополитических целей. Так, по мнению директора американского Института Экономической Демократии американского Джона Смита, одной из причин начала Первой мировой войны стали торговые конфликты, постоянно возникавшие между наиболее богатыми и могущественными странами. Тогдашние политики обосновывали необходимость вступления Великобритании и Франции в войну с Германией в 1914 г. необходимостью «защиты национальных торговых интересов против германской экспансии». А вступлению Японии во Вторую мировую войну предшествовали ее торговые конфликты с европейскими странами.
Да и в послевоенное время практически все развитые и развивающиеся государства старались защитить своих производителей и завоевать новые рынки. Известны «автомобильные», «стальные», «соевые», «банановые», «сигаретные», «рыбные», «винные», «газовые» и даже «сырно-молочные» войны, которые портили отношения между государствами и наносили значительный ущерб экономикам конфликтующих стран.
Но нередки торговые войны, которые имеют и явно политическую подоплеку. Так, например, объектом «политических» торговых санкции со стороны США был Советский Союз. В 1974 году конгресс США единогласно принял поправку Джексона–Вэника, ограничивавшую торговлю со странами с «нерыночной экономикой», не признающих право граждан на эмиграцию.
И хотя Советского Союза давно уже нет, как и самой причины, по которой санкции были введены, поправка Джексона–Вэника в отношении России продолжает действовать и является одним из основных препятствий на пути вступления ее в ВТО. Кто при этом больше теряет – Россия или ВТО – еще вопрос. Ведь, в отличие от большинства государств на мировом рынке, наша страна особой склочностью не отличается: практически не ведет торговых войн, а если и принимает ограничительные меры в угоду политике, то только в ответ на явно недружественные выпады кого-либо из торговых партнеров.
Как писала в свое время газета «Коммерсант» (17.04.2006), «Торговые войны по политическим мотивам обычно декларативны и являются не только способом прямого давления, но и утверждения международного авторитета страны, ее активной роли в мировом политическом процессе. Именно поэтому мотивированные решения о санкциях принимаются президентами и парламентами. Они ориентиры внешнеполитической идеологии государства, пусть даже их экономический эффект невелик. В других случаях торговые войны носят экономический, протекционистский или экспансионистский характер. Они могут принимать самые различные формы, и в принципе нет даже ничего из ряда вон выходящего в том, что центральным действующим лицом в такой войне становится санитарный врач».
Между тем стоит напомнить, что и сама Россия на мировом рынке нередко подвергается самой настоящей дискриминации даже, от, казалось бы, надежных партнеров и, по данным ВТО, входит в десятку наиболее дискриминируемых в отношении внешней торговли стран мира.
По данным Министерства экономического развития, в результате действия ограничительных мер в отношении российских товаров на зарубежных рынках наши экспортеры ежегодно теряют около 2 млрд. долларов ежегодно. Ограничительные меры в отношении российских экспортеров применяют 18 стран: Австралия, Азербайджан, Аргентина, Белоруссия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Мексика, Перу, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, ЮАР, а также 27 стран — членов ЕС, которые выступают как единый таможенный союз. Сегодня на зарубежных рынках в отношении российских товаров действует порядка 110 антидемпинговых мер. Причем самыми активными инициаторами их введения против России стали ЕС, США и Индия. Конечно, при вступлении РФ в ВТО (если таковое произойдет, в чем в последнее время появились большие сомнения) российские компании, против которых ведутся антидемпинговые расследования и торговые ограничения, смогут обжаловать законность этих ограничений, и, в случае их отмены, избежать многомиллиардных потерь. Но, это все в будущем. А пока единственная их надежда защитить свои права – это российское правительство, которое, к сожалению, действует не столь решительно, как в подобных случаях поступают правительства США, Китая, Японии и стран Евросоюза.