Файл: Учет и анализ финансовых результатов от основных видов деятельности (на примере ооо Велия).doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Четвертый шаг. Расчет изменения себестоимости проданных товаров, продукции и услуг.
108936-159016,16 = -50988,16 тыс. руб. Это означает, что прибыль от продаж увеличилась на эту сумму в связи со снижением себестоимости товаров, продукции (работ, услуг), т.е. ∆ p(s) составит -50988,16 тыс. руб., т.е. второй фактор оказал влияние на (+50988,16) тыс. руб.
Пятый шаг. Расчет изменения коммерческих расходов при неизмененном объеме продаж: 1269 — 1468,34 = -199,34 руб. Этот фактор также увеличил прибыль от продаж на 199,34 руб., т.е. ∆ др(кр) составил
+199,34 руб.
Шестой шаг. Расчет влияния на изменение прибыли от продаж увеличения цен на продукцию, услуги. Сравним два объема продаж отчетного периода, рассчитанных по ценам предыдущего и отчетного годов:
108936-159068,29 = -50132 тыс. руб. Это свидетельствует о том, что продавали продукцию, товары, услуги по более низким ценам и получили в связи с этим снижение прибыли ∆Р(ц) на сумму (-50132) тыс. руб.
Седьмой шаг. Расчет влияния изменения структурных сдвигов в реализации продукции (работ, услуг) (в сторону увеличения или уменьшения продаж более рентабельных товаров) на изменение прибыли от продаж.
Для этого выполним расчет по предлагаемой методике:
1052,13 – (771 ´1,3646) = 1052,16-1052,1 = 0,06
Баланс отклонений, оказавших влияние на изменение прибыли от продаж в 2004г. по сравнению с 2002 годом:
281,13 + 50988,16 + 199,34+(-50132) +0,06 = 1137 тыс. руб.
Факторный анализ изменения прибыли от продаж показал, что она увеличилась за счет влияния двух факторов: роста объема производства (работы, услуги) (+281,13тыс. руб.) и снижения себестоимости продукции (+50988,16 тыс. руб.). Оставшийся фактор — снижение цен реализации — привел к понижению прибыли от продаж на общую сумму 50132 тыс. руб.
Приведенные расчеты наглядно показывают, что данная организация располагает достаточными резервами увеличения прибыли от реализации продукции и, прежде всего, за счет снижения производственной себестоимости реализации, коммерческих и управленческих расходов, а также за счет возрастания удельного веса в объеме реализации более рентабельных товаров и изделий.
Используя данные ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» — таблицы 19, можно рассчитать ряд показателей оценки качественного уровня достижения определенных финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, в частности таких, как:
-
маржинальный доход, обеспечивающий покрытие постоянных затрат и получение прибыли (МД), тыс. руб.; -
точка критического объема продаж (г), тыс. руб.; -
запас финансовой прочности (ЗФП), тыс. руб. Оптимальное значение этого показателя — свыше 60% от объема продаж.
Порядок исчисления названных показателей представлен в таблице 20.
Таблица 20 - Исходные данные для расчета показателей оценки качественного уровня достижения финансовых результатов
Показатель | Код строки ф.№2 | Сумма, тыс. руб. | Изменение (+,-) гр. 1 — гр. 2 | |
| | 2003 г. | 2004 г. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Выручка от продаж, N | 010 | 116 565 | 108 936 | -7 629 |
1. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг (производственная) — переменные затраты, Sncp | 020 | 115 794 | 107 028 | -8 766 |
3. Валовая прибыль (маржинальный доход), МД (п. 1 - п. 2) | 029 | 1 847 | 1 908 | 61 |
4. Доля маржинального дохода в выручке от продаж, d (п. 3 : п. 1) | — | 0,02 | 0,02 | 0 |
5. Постоянные и условно-постоянные затраты, 'Snocr | 030 + 040 | 1076 | 1269 | 193 |
6. «Критическая точка» объема продаж (порог рентабельности) (п. 5 : п. 4), г | — | 67 906,84 | 72 452,72 | 4 546 |
7. Запас финансовой прочности (п. 1 — п. 6) | — | 48 658,16 | 36 483,28 | -12 175 |
8. То же, % к объему продаж (п. 7 : п. 1) | | 0,42 | 0,33 | 0 |
9. Прибыль (убыток) от продаж | 050 | 771 | 639 | -132 |
10. Прибыль от продаж, в % к ЗФП (п. 9 : п. 7) | — | 1,58 | 1,75 | 0 |
Данные таблицы 20 свидетельствуют, что валовая прибыль (маржинальный доход) в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась на 61 тыс. руб. от значения 2003 года, а выручка от продаж — в снизилась на 7629 тыс. руб.. Критическая точка объема продаж, или, как еще ее называют, «точка безубыточности» (порог рентабельности), в 2003 году составляла 67906,84 тыс.руб., в 2004 году — 72452,7 тыс. руб. Значит, объем продаж, превышающий этот порог, был безубыточен и рентабелен.
Запас финансовой прочности (ЗФП) в процентах к объему продаж соответственно составил 42 и 33%. В 2004 году по сравнению с 2003 годом ЗФП уменьшился — на 9 пунктов. При том, что его нормативное значение находится в пределах 60—70% достигнутый в 2004 году уровень ЗФП низок. Его следует поднять до нормативного уровня на случай хозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка.
Общая модель зависимости запаса финансовой прочности от других финансовых показателей можно представить формулой:
Sпост
ЗФП = N – r = N - --------, тогда:
d
% ЗПФ1 = ЗПФ / N × 100
Сложившийся в отчетном периоде процент запаса финансовой прочности на уровне 33,0% свидетельствует о том, что у организации высок риск возникновения финансовых затруднений, необходимо увеличить его величину хотя бы до 50%.
Приведенные расчеты наглядно показывают, что данная организация располагает резервами увеличения прибыли от реализации продукции и услуг и прежде всего за изменения структуры производства за счет увеличения возрастания удельного веса в объеме реализации более рентабельных товаров и услуг.
3.3 Прогнозирование финансовых показателей с учетом производственной программы
К важнейшим показателям, характеризующим результаты производственной деятельности предприятия и его структурных подразделений, следует отнести объем выпущенной (произведенной) продукции. Согласно Временным указаниям по отражению в формах государственного статистического наблюдения показателей промышленной продукции, утвержденным постановлением Госкомстата РФ по согласованию с Минэкономики РФ и Минфином РФ от 31 декабря 1996 г. № 153, объем выпущенной (произведенной) продукции включает стоимость:
-
готовых изделий (продуктов), выработанных за отчетный период всеми подразделениями юридического лица, предназначенных для реализации на сторону, передачи своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям, зачисления в состав основных фондов, а также выдачи своим работникам в счет оплаты труда; -
работ (услуг) промышленного характера, выполненных по заказам со стороны, для своего капитального строительства и своих непромышленных подразделений, а также работ по модернизации и реконструкции собственного производства; -
работ по изготовлению продукции (изделий) с длительным производственным циклом, производство которых в отчетном периоде не завершено; -
полуфабрикатов своей выработки, отпущенных за отчетный период на сторону, своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям.
На предприятии, выбранном в качестве объекта исследования, показатель объема выпущенной продукции включает количество и стоимость товаров для перепродажи основных товаров — молочной продукции и колбасных изделий.
Важнейшим направлением внутрихозяйственного анализа деятельности предприятия является контроль за выполнением производственной программы продаж в натуральном и стоимостном выражении. Поэтому необходимо прежде всего уделить внимание следующим аналитическим процедурам: исследованию и оценке выполнения плана продаж, а также его динамики в целом по предприятию и его подразделениям — отделам внутри магазина. При этом важно оценить изменения фактического выпуска продукции за отчетный период по сравнению с запланированным, а также с фактическим объемом за предыдущий период не только в действующих, но и в сопоставимых (средних) ценах, что позволяет установить влияние ценового фактора на этот показатель (табл. 21).
Аналитические данные таблицы 21 свидетельствуют о том, что в отчетном году объем проданной продукции в данных отделах по сравнению с предыдущим годом возрос на 25 564 тыс. руб. или на 21,3%. Такое существенное увеличение вызвано, прежде всего, ростом цен. Это подтверждается тем фактом, что при пересчете того же объема продукции в сопоставимые (средние) цены уровень динамики оценивается уже в 15,5%. Более высокий рост цен наблюдается по продукции, выпускаемой лейкопластырным цехом (в действующих ценах прирост объема составляет 26,3%, а в сопоставимых — только 5,7%).
В отличие от положительной оценки динамики производства по иному обстоит дело с выполнением производственной программы продаж продукции.
Таблица 21 - Выполнение плана и динамика производства продукции, тыс. руб.
Показатель | 2003 год | 2004 год | Отклонение (+, —) | %выполнения плана | Темп роста, % | ||
| | по плану | фактически | от плана | от 2003года | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Объем продаж в действующих ценах — всего.В том числе: | 120 072 | 163 524 | 145 636 | -178 88 | +25 564 | 89,1 | 121,3 |
по молочному отделу | 59 165 | 68 211 | 68 751 | +540 | +9568 | 100,8 | 116,2 |
по колбасному отделу | 60 907 | 95 313 | 76 885 | -18 428 | + 15 978 | 80,7 | 126,3 |
Объем проданной продукции в сопоставимых ценах | 116 564 | 147 581 | 108936 | -12 953 | + 18 064 | 91,2 | 115,5 |
Продолжение таблицы 21 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
В том числе: | | | | | | | |
по молочному отделу | 50 024 | 64 568 | 64 308 | -260 | + 14 284 | 99,6 | 128,6 |
по колбасному отделу | 66 540 | 63 013 | 70 320 | -12 693 | +3780 | 84,7 | 105,7 |
Из таблицы 21 видим, что по сравнению с намеченным планом предприятие недополучило выручки на 17 888 тыс. руб., причем это связано с невыполнением плана в колбасном отделе. Вместе с тем и молочный отдел обеспечил выполнение плана в основном за счет увеличения цен на свою продукцию (при пересчете в сопоставимые цены названный показатель составляет уже 99,6%, а не 100,8% в действующих ценах). Поэтому в ходе внутрихозяйственного анализа необходимо определить причины выявленной ситуации на основе углубленного анализа объема выпуска продукции (табл. 22).
Таблица 22 - Выполнение плана и динамика производства продукции в действующих ценах по молочному и колбасному отделам, тыс. руб.
Показатель | 2003 год | 2004 год | Отклонение (+, —) | % выпол- нения плана | Tемп роста % N | ||
| | по плану | факти- чески | от плана | от 2003 года | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 Молочный отдел | | | | | | | |
пастеризованное молоко | 10 018 | 13 331 | 12 799 | -532 | +2781 | 96,0 | 127,8 |
стерилизованное молоко | 5443 | 9246 | 7122 | -2124 | + 1679 | 77,0 | 130,8 |
кисломолочная продукция | 19 725 | 19 638 | 20 115 | +477 | +390 | 102,4 | 102,0 |
творожная масса | 23 978 | 25 996 | 28 715 | +2719 | +4737 | 110,5 | 119,8 |
Итого продукции молочного отдела | 59 165 | 68 211 | 68 751 | +540 | +9586 | 100,8 | 116,2 |
II Колбасный отдел | | | | | | | |
варенные колбасы | 37 738 | 28 809 | 29 732 | +923 | +8006 | 103,2 | 78,8 |
копченные колбасы | 15 982 | 16 646 | 20 135 | +3489 | +4153 | 121,1 | 126,0 |
сырокопченые колбасы | 1707 | 5541 | 3265 | -2276 | + 1558 | 58,9 | 191,3 |
сосиски | 2932 | 36 291 | 17 147 | -19 144 | + 14 215 | 47,2 | 5,8 раза |
сардельки | 2542 | 6872 | 6012 | -860 | +3470 | 87,5 | 2,4 раза |
шпикачки | 6 | 1154 | 594 | -560 | +588 | 51,5 | 99 раз |
Итого по колбасному отделу | 60 907 | 95 313 | 76 885 | -18 428 | + 15 978 | 80,7 | 126,2 |
Всего продукции | 120 072 | 163 524 | 145 636 | -17 888 | +25 564 | 89,1 | 121,3 |