Файл: Учет и анализ финансовых результатов от основных видов деятельности (на примере ооо Велия).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Четвертый шаг. Расчет изменения себестоимости про­данных товаров, продукции и услуг.

108936-159016,16 = -50988,16 тыс. руб. Это означает, что прибыль от продаж увеличилась на эту сумму в связи со снижением себестоимости товаров, продук­ции (работ, услуг), т.е. p(s) составит -50988,16 тыс. руб., т.е. второй фактор оказал влияние на (+50988,16) тыс. руб.

Пятый шаг. Расчет изменения коммерческих расходов при неизмененном объеме продаж: 1269 — 1468,34 = -199,34 руб. Этот фактор также увеличил прибыль от продаж на 199,34 руб., т.е. ∆ др(кр) составил

+199,34 руб.

Шестой шаг. Расчет влияния на изменение прибыли от продаж увеличения цен на продукцию, услуги. Сравним два объема продаж отчетного периода, рассчитанных по ценам предыдущего и отчетного годов:

108936-159068,29 = -50132 тыс. руб. Это свидетельствует о том, что продавали продукцию, товары, услуги по более низким ценам и получили в связи с этим снижение прибыли ∆Р(ц) на сумму (-50132) тыс. руб.

Седьмой шаг. Расчет влияния изменения структурных сдвигов в реализации продукции (работ, услуг) (в сторону увеличения или уменьшения продаж более рентабельных товаров) на изменение прибыли от продаж.

Для этого выполним расчет по предлагаемой методике:

1052,13 – (771 ´1,3646) = 1052,16-1052,1 = 0,06

Баланс отклонений, оказавших влияние на изменение прибыли от продаж в 2004г. по сравнению с 2002 годом:

281,13 + 50988,16 + 199,34+(-50132) +0,06 = 1137 тыс. руб.

Факторный анализ изменения прибыли от продаж показал, что она увеличилась за счет влияния двух факторов: роста объема производства (работы, услуги) (+281,13тыс. руб.) и снижения себестоимости продукции (+50988,16 тыс. руб.). Оставшийся фактор — снижение цен реализации — привел к по­нижению прибыли от продаж на общую сумму 50132 тыс. руб.

Приведенные расчеты наглядно показывают, что данная орга­низация располагает достаточными резервами увеличения прибыли от реализации продукции и, прежде всего, за счет снижения произ­водственной себестоимости реализации, коммерческих и управ­ленческих расходов, а также за счет возрастания удельного веса в объеме реализации более рентабельных товаров и изделий.

Используя данные ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» — таблицы 19, можно рассчитать ряд показателей оценки качествен­ного уровня достижения определенных финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, в частности таких, как:


  • маржинальный доход, обеспечивающий покрытие посто­янных затрат и получение прибыли (МД), тыс. руб.;

  • точка критического объема продаж (г), тыс. руб.;

  • запас финансовой прочности (ЗФП), тыс. руб. Оптимальное значение этого показателя — свыше 60% от объема продаж.

Порядок исчисления названных показателей представлен в таблице 20.

Таблица 20 - Исходные данные для расчета показателей оценки качественного уровня достижения финансовых результатов

Показатель

Код строки

ф.№2

 

Сумма, тыс. руб.

Изменение

(+,-) гр. 1 — гр. 2







2003 г.

2004 г.

 

1

2

3

4

5

1. Выручка от продаж, N

010

116 565

108 936

-7 629

1. Себестоимость проданных товаров, работ, ус­луг (производственная) — переменные затраты, Sncp

020

115 794

107 028

-8 766

3. Валовая прибыль (маржинальный доход), МД (п. 1 - п. 2)

029

1 847

1 908

61

4. Доля маржинального дохода в выручке от продаж, d (п. 3 : п. 1)



0,02

0,02

0

5. Постоянные и условно-постоянные затраты, 'Snocr

030 + 040

1076

1269

193

6. «Критическая точка» объема продаж (порог рентабельности) (п. 5 : п. 4), г



67 906,84

72 452,72

4 546

7. Запас финансовой прочности (п. 1 — п. 6)



48 658,16

36 483,28

-12 175

8. То же, % к объему продаж (п. 7 : п. 1)




0,42

0,33

0

9. Прибыль (убыток) от продаж

050

771

639

-132

10. Прибыль от продаж, в % к ЗФП (п. 9 : п. 7)



1,58

1,75

0



Данные таблицы 20 свидетельствуют, что валовая прибыль (мар­жинальный доход) в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась на 61 тыс. руб. от значения 2003 года, а выручка от продаж — в снизилась на 7629 тыс. руб.. Критическая точка объема продаж, или, как еще ее называют, «точка безубыточности» (порог рентабельности), в 2003 году составляла 67906,84 тыс.руб., в 2004 году — 72452,7 тыс. руб. Значит, объем продаж, превышающий этот по­рог, был безубыточен и рентабелен.

Запас финансовой прочности (ЗФП) в процентах к объему продаж соответственно составил 42 и 33%. В 2004 году по сравнению с 2003 годом ЗФП уменьшился — на 9 пунктов. При том, что его нормативное значение находится в пределах 60—70% достигнутый в 2004 году уровень ЗФП низок. Его следует поднять до норматив­ного уровня на случай хозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка.

Общая модель зависимости запаса финансовой прочности от других финансовых показателей можно представить формулой:

Sпост

ЗФП = N – r = N - --------, тогда:

d
% ЗПФ1 = ЗПФ / N × 100
Сложившийся в отчетном периоде процент запаса финан­совой прочности на уровне 33,0% свидетельствует о том, что у организации высок риск возникновения финансовых затруднений, необходимо увеличить его величину хотя бы до 50%.

Приведенные расчеты наглядно показывают, что данная орга­низация располагает резервами увеличения прибыли от реализации продукции и услуг и прежде всего за изменения структуры производства за счет увеличения возрастания удельного веса в объеме реализации более рентабельных товаров и услуг.
3.3 Прогнозирование финансовых показателей с учетом производственной программы
К важнейшим показателям, характеризующим результаты про­изводственной деятельности предприятия и его структурных под­разделений, следует отнести объем выпущенной (произведенной) продукции. Согласно Временным указаниям по отражению в фор­мах государственного статистического наблюдения показателей промышленной продукции, утвержденным постановлением Гос­комстата РФ по согласованию с Минэкономики РФ и Минфином РФ от 31 декабря 1996 г. № 153, объем выпущенной (произведен­ной) продукции включает стоимость:

  • готовых изделий (продуктов), выработанных за отчетный период всеми подразделениями юридического лица, пред­назначенных для реализации на сторону, передачи своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям, зачисления в состав основных фондов, а также выдачи своим работникам в счет оплаты труда;

  • работ (услуг) промышленного характера, выполненных по заказам со стороны, для своего капитального строительства и своих непромышленных подразделений, а также работ по модернизации и реконструкции собственного производства;

  • работ по изготовлению продукции (изделий) с длительным производственным циклом, производство которых в от­четном периоде не завершено;

  • полуфабрикатов своей выработки, отпущенных за отчет­ный период на сторону, своему капитальному строитель­ству и своим непромышленным подразделениям.


На предприятии, выбранном в качестве объекта исследова­ния, показатель объема выпущенной продукции включает коли­чество и стоимость товаров для перепродажи основных товаров — молочной продукции и колбасных изделий.

Важнейшим направлением внутрихозяйственного анализа дея­тельности предприятия является контроль за выполнением произ­водственной программы продаж в натуральном и стоимостном выражении. Поэтому необходимо прежде всего уделить внимание следующим аналитическим процедурам: иссле­дованию и оценке выполнения плана продаж, а также его динамики в целом по предприятию и его подразделе­ниям — отделам внутри магазина. При этом важно оценить изменения фактического выпуска продукции за отчетный период по сравнению с запланированным, а также с фактическим объ­емом за предыдущий период не только в действующих, но и в со­поставимых (средних) ценах, что позволяет установить влияние ценового фактора на этот показатель (табл. 21).

Аналитические данные таблицы 21 свидетельствуют о том, что в отчетном году объем проданной продукции в данных отделах по сравнению с предыдущим годом возрос на 25 564 тыс. руб. или на 21,3%. Та­кое существенное увеличение вызвано, прежде всего, ростом цен. Это подтверждается тем фактом, что при пересчете того же объема продукции в сопоставимые (средние) цены уровень ди­намики оценивается уже в 15,5%. Более высокий рост цен на­блюдается по продукции, выпускаемой лейкопластырным цехом (в действующих ценах прирост объема составляет 26,3%, а в со­поставимых — только 5,7%).

В отличие от положительной оценки динамики производства по иному обстоит дело с выполнением производственной про­граммы продаж продукции.

Таблица 21 - Выполнение плана и динамика производства продукции, тыс. руб.

Показатель

2003 год

2004 год

Отклонение (+, —)

%выпол­нения плана

Темп роста,

%





по плану

факти­чески

от плана

от 2003года





1

2

3

4

5

6

7

8

Объем продаж в действующих ценах — всего.В том числе:

120 072

163 524

145 636

-178 88

+25 564

89,1

121,3

по молочному отделу

59 165

68 211

68 751

+540

+9568

100,8

116,2

по колбасному отделу

60 907

95 313

76 885

-18 428

+ 15 978

80,7

126,3

Объем проданной про­дукции в сопоставимых ценах

116 564

147 581

108936

-12 953

+ 18 064

91,2

115,5

Продолжение таблицы 21

1

2

3

4

5

6

7

8

В том числе:






















по молочному отделу

50 024

64 568

64 308

-260

+ 14 284

99,6

128,6

по колбасному отделу

66 540

63 013

70 320

-12 693

+3780

84,7

105,7



Из таблицы 21 видим, что по сравнению с намеченным планом предприятие недополучило выручки на 17 888 тыс. руб., причем это связано с невыполнением плана в колбасном отделе. Вместе с тем и молочный отдел обеспе­чил выполнение плана в основном за счет увеличения цен на свою продукцию (при пересчете в сопоставимые цены назван­ный показатель составляет уже 99,6%, а не 100,8% в действую­щих ценах). Поэтому в ходе внутрихозяйственного анализа не­обходимо определить причины выявленной ситуации на основе углубленного анализа объема выпуска продукции (табл. 22).

Таблица 22 - Выполнение плана и динамика производства продукции в действующих ценах по молочному и колбасному отделам, тыс. руб.

Показатель

2003

год

2004 год

Отклонение (+, —)

%

выпол-

нения

плана

Tемп роста

%

N







по

плану

факти-

чески

от

плана

от 2003

года







1

2

3

4

5

6

7

8

1 Молочный отдел






















пастеризованное молоко

10 018

13 331

12 799

-532

+2781

96,0

127,8

стерилизованное молоко

5443

9246

7122

-2124

+ 1679

77,0

130,8

кисломолочная продукция

19 725

19 638

20 115

+477

+390

102,4

102,0

творожная масса

23 978

25 996

28 715

+2719

+4737

110,5

119,8

Итого продукции молочного отдела

59 165

68 211

68 751

+540

+9586

100,8

116,2

II Колбасный отдел






















варенные колбасы

37 738

28 809

29 732

+923

+8006

103,2

78,8

копченные колбасы

15 982

16 646

20 135

+3489

+4153

121,1

126,0

сырокопченые колбасы

1707

5541

3265

-2276

+ 1558

58,9

191,3

сосиски

2932

36 291

17 147

-19 144

+ 14 215

47,2

5,8 раза

сардельки

2542

6872

6012

-860

+3470

87,5

2,4 раза

шпикачки

6

1154

594

-560

+588

51,5

99 раз

Итого по колбасному отделу

60 907

95 313

76 885

-18 428

+ 15 978

80,7

126,2

Всего продукции

120 072

163 524

145 636

-17 888

+25 564

89,1

121,3