Файл: Учет и анализ финансовых результатов от основных видов деятельности (на примере ооо Велия).doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Из данных табл. 22 видно, что по отдельным группам продукции, продажи в молочный отдел, при среднем по этому подразделению проценте выполнения плана, равном 100,8%, наблюдается недовыполнение плана по продажам в пастеризованному молоку (96%) и особенно по стерилизованному молоку (77%). Вместе с тем наметилась положительная динамика по сравнению с прошлым годом по всем остальным группам товаров в молочном отделе.
В связи с тем, что ранее было выявлено невыполнение плана по колбасному отделу предприятия, особое значение при проведении внутрихозяйственного анализа приобретает представленная в табл. 22. Так, мы видим, что невыполнение плана в целом по этому отделу было вызвано существенным сбоем в нем по таким видам продукции, как сосиски и сардельки, вареные колбасы, а также в целом по группе шпикачки.
В условиях инфляции, вызывающей существенный рост цен на продукцию, объем выпуска, выраженный в стоимостных измерителях, хотя и позволяет объединить информацию цехов в общий для предприятия показатель объема произведенной продукции, может исказить реальную картину в оценке производственной деятельности.
Сравнивая информацию табл. 21 с данными табл. 22, видно, что ценовой фактор не стал решающим при оценке динамики продаж. В отдельных случаях по показателям в натуральных единицах измерения наблюдаются даже более высокие темпы роста, чем по этим же показателям в стоимостной оценке. Объясняется это тем, что на рынке появились магазины с более агрессивной ценовой политикой, позиционирующие себя как магазины, продающие самые дешевые товары.
То же можно сказать и об уровне выполнения плана по производству продукции. В среднем план в молочном отделе выполнен на 100,9%, а в колбасном отделе — только на 94,5%. Примечательно, что такие значения несколько выше, чем уровень динамики, рассчитанный по стоимостным показателям. Это также вызвано тем, что в плане заложены более высокие цены, чем фактически сложившиеся в результате проведенных маркетинговых исследований. Поэтому при осуществлении внутрихозяйственного контроля необходимо сосредоточить внимание на обоснованности плановых заданий по выпуску продукции в натуральных единицах измерения, а также ценах, используемых при планировании.
Проведенный анализ финансовых результатов деятельности организации за 2003-2004 года создает базу для прогнозирования прибыли от продаж в предстоящем году.
Для более точного расчета сезонных колебаний используется метод аналитического выравнивания. Расчет индекса сезонности методом аналитического выравнивания представлен в таблице 23.
Получаем уравнение прямой:
=86,7+9,94t
Полученная модель показывает, что при увеличении фактора времени на один месяц объем спроса торгового предприятия увеличивается в среднем на 9,94 тыс. руб.
Последовательно подставляя значения времени t в это уравнение, получим теоретические значения выручки от реализации .
Таблица 23 - Расчет индекса сезонности методом аналитического выравнивания
месяц | выручка, тыс. руб. | t | t × y | t2 | | Is |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2001 г.Январь | 70,8 | -18 | - 1274.4 | 324 | 69,78 | 101.5 |
Февраль | 62,3 | -17 | - 1059,1 | 2.89 | 70,72 | 88.1 |
Март | 67.6 | -16 | - 1081.6 | 256 | 71.66 | 94.3 |
Апрель | 71,3 | - 15 | - 1069,5 | 225 | 72,6 | 98,2 |
Май | 74,6 | -14 | - 1044.4 | 196 | 73,54 | 101,4 |
Июнь | 84.2 | - 13 | - 1094,6 | 169 | 74,48 | 113,1 |
Июль | 65,4 | - 12 | - 784,8 | 144 | 75,42 | 86,7 |
Август | 67,3 | - 11 | - 740,3 | 121 | 76,36 | 88,1 |
Сентябрь | 65,7 | -10 | -657 | 100 | 77,3 | 85 |
Октябрь | 102,9 | -9 | -926,1 | 81 | 78,24 | 131,5 |
Ноябрь | 102,8 | -8 | - 822,4 | 64 | 79,18 | 129,8 |
Декабрь | 121,5 | -7 | - 850,5 | 49 | 80,12 | 151,6 |
2002 г.Январь | 80,3 | -6 | -481,8 | 36 | 81,06 | 99,1 |
Февраль | 79,3 | -5 | - 396,5 | 25 | 82 | 96,7 |
Март | 88,2 | -4 | - 352,8 | 16 | 82,94 | 106,3 |
Апрель | 70,3 | -3 | -210,9 | 9 | 83,88 | 83,8 |
Май | 74,8 | -2 | - 149,6 | 4 | 84,82 | 88,2 |
Продолжение таблицы 23 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Июнь | 81,9 | - 1 | -81,9 | 1 | 85,76 | 95,5 |
Июль | 84,3 | 1 | 84,3 | 1 | 87,64 | 96,2 |
Август | 90,5 | 2 | 181 | 4 | 88.58 | 102,2 |
Сентябрь | 89,6 | 3 | 268,8 | 9 | 89,52 | 100,1 |
Октябрь | 92,5 | 4 | 370 | 16 | 90,46 | 102,3 |
Ноябрь | 90,7 | 5 | 453,5 | 25 | 91,4 | 99,2 |
Декабрь | 103.9 | 6 | 623,4 | 36 | 92,34 | 112,5 |
2003 г.Январь | 74.8 | 7 | 523,6 | 49 | 93,28 | 80,2 |
Февраль | 76,3 | 8 | 610,4 | 84 | 94,22 | 81 |
Март | 79,7 | 9 | 717,3 | 81 | 95.16 | 83,8 |
Апрель | 74,3 | 10 | 743 | 100 | 96,1 | 77,3 |
Май | 78,9 | 11 | 867,9 | 121 | 97,04 | 81,3 |
Июнь | 81,6 | 12 | 979,2 | 144 | 97,98 | 83,3 |
Июль | 94,3 | 13 | 1225,9 | 169 | 98,92 | 95,3 |
Август | 96,7 | 14 | 1353,8 | 196 | 99,86 | 96.8 |
Сентябрь | 98,5 | 15 | 1477,5 | 225 | 100,8 | 97.7 |
Октябрь | 112,5 | 16 | 1800 | 256 | 101.74 | 110,6 |
Ноябрь | 119,9 | 17 | 2038,3 | 289 | 102.68 | 116,8 |
Декабрь | 151.4 | 18 | 2725.2 | 324 | 103,62 | 146.1 |
Итого | 3121,6 | 0 | 3964.9 | 4218 | 3121.2 | 100 |
Рассчитанные индексы сезонности представлены в таблицу 24.
Результаты анализа сезонных колебаний спроса позволяют правильно определить объем поставок на предприятия, заключать договоры с партнерами и маневрировать имеющимися ресурсами, увеличивая или уменьшая размер арендуемых складских помещение составляя график отпусков и т.д.
При этом можно произвести прогноз спроса на 2005-2006 гг.
Таблица 24 - Индексы сезонности товарооборота для ООО «Велия»
Январъ, | 93.6 | Июль | 92.7 |
Февраль | 88.6 | Август | 95,7 |
Март | 94.8 | Сентябрь | 94,3 |
Aпpeль | 88.6 | Октябрь | 114,8 |
Май | 90.3 | Ноябрь | 115,3 |
Июнь, | 97,3 | Декабрь | 136,7 |
Полученные индексы сезонности спроса показывают, что резкий скачок выручки вверх произойдет в декабре, а минимальное значение индекса сезонности будет в феврале и апреле.
Совокупный объем спроса на каждый квартал будущего года год составит:
= 260,16 + 7,51t = 261,16 + 7,51 × 4 = 290,2 тыс. руб.
Тогда возможно рассчитать спрос на 2005 год (таблица 25).
Таблица 25 - Прогноз выручки от реализации
с учетом сезонности спроса, тыс. руб.
Январь, | 271,6 | Июль | 269,0 |
Февраль | 257,1 | Август | 277,7 |
Март | 275,1 | Сентябрь | 274,8 |
Aпpeль | 257,1 | Октябрь | 333,1 |
Май | 262,1 | Ноябрь | 334,6 |
Июнь, | 282,4 | Декабрь | 396,7 |
Всего спрос на товары для ООО «Велия» на 2005 год составит 349,13 тыс. руб. или 396,73 / 108,936 = 3,65%
В соответствии с прогнозируемым увеличением спроса необходимо скорректировать как производственную деятельность, так и внести коррективы в ценовую политику предприятия (таблица 26).
Таблица 25 - Порядок расчета выручки от продаж (критического объема
продаж), обеспечивающего получение и прогнозируемой прибыли
для ООО «Велия» на 2005 год
№ п/п | Показатель | Сумма, тыс. руб. |
1 | 2 | 3 |
1 | Выручка от продаж продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный год | 108 936 |
2 | Переменные затраты за отчетный год | 107 028 |
3 | Маржинальный доход в составе выручки от продаж (п. 1 - п. 2) | 1 908 |
4 | Уровень (доля) маржинального дохода в выручке от продаж (п. 3 : п. 1), коэф. | 0,02 |
5 | Прибыль от продаж в отчетном году | 1908 |
6 | Постоянные затраты (п. 3 — п. 5) | 1 269 |
7 | Прогнозируемая прибыль от продаж (см. табл. 9.1) | 349 |
8 | «Критическая точка» объема продаж (п. 6 : п. 4) | 72 453 |
9 | Критический объем продаж (порог рентабельности), обеспечивающий получение прогнозируемой прибыли (п. 6 + п. 7): п. 4 | 92 386,06 |
10 | Проверка соответствия покрытия прогнозируемых затрат и прибыли критическому объему реализации: | |
| а) переменные затраты с учетом критического объема продаж (п. 2 х п. 9 : п. 1) | 90 768 |
| б) соответствие рассчитанного критического объема продаж величине совокупных затрат и прогнозируемой прибыли (п. 10а + п. 6 + п. 7), тыс. руб. | 92 386 |
11 | Запас финансовой прочности (п. 1 - п. 8) | 36 483 |
12 | Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, % (п. 11 : п. 1) (нормативное значение ЗФП от 60 до 70%) | 33,49 |