Файл: История развития фармацевтического дела. Задачи истории фармации Возникновение лекарствоведения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кочегарова Екатерина 120 группа Фармация
Тема: «История развития фармацевтического дела. Задачи истории фармации»
Возникновение лекарствоведения.
Контрольные вопросы:
1.
Дайте определение истории фармации, как науки?
2.
Кто такие врачеватели-язычники и что легло в основу их врачевания?
3.
В чем заключался смысл тиургическоговрачевания?
4. В чем заключается особенности отбора лекарственных средств в условиях первобытного общества?
5. Кто такие врачеватели-язычники и что легло в основу их врачевания?
6. В чем заключался смысл тиургическоговрачевания?
7. В чем заключается особенности отбора лекарственных средств в условиях первобытного общества?
1. История фармации - это наука о развитии фармацевтической деятельности и лекарственных знаниях на протяжении всего существования человечества от первобытных времен до наших дней. В задачи истории фармации как науки входит изучение: общих закономерностей всемирно-исторического процесса становления фармацевтических знаний с древнейших времен до современности; достижений каждой новой эпохи в области фармации; взаимодействия фармации и общей культуры, влияния важнейших теорий и открытий в естествознании, философии, культуре на состояние, объем и характер фармации каждой эпохи.
Фармация – научно-практическая отрасль, изучающая вопросы поиска, получения, исследования, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств. В происхождении этого термина нашла отражение история фармации. Египетское слово
“фармаки” ( в переводе - дарующий исцеление или безопасность)
дало происхождение греческому слову “фармакон” ( в переводе – лекарство).
2.
2.
Врачеватели-язычники: волхвы, ведуны и ведуньи, - накопили огромный опыт использования местной флоры и фауны для лечения болезней и ран. Напомним легенду об излечении скифским лечцом Митридата VI ядом змеи.
В "Русской правде", древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, упоминается об оплате труда лечцов. Из опыта этих народных врачевателей складывался корпус старорусских фармацевтических текстов. Устная традиция закреплялась письменно в течение веков и уже в период до XVI в. существовали так называемые "простонародные травники и лечебники" - по определению историка медицины В. М. Флоринского.
Эти тексты дополняли медицинские и фармацевтические сведения, которые Русь получала из Греции через
Византию. Этот поток знаний включил Русь в систему
Восточно-Европейской православной цивилизации, неотделимой от цивилизации Западной Европы, благодаря общим античным корням.
Распространителями этих знаний, поток которых усилился после Крещения Руси, стали прежде всего монахи из греческих православных монастырей с г. Афон на Балканском полуострове на побережье Эгейского моря. Из их числа, вероятно, происходили и первые врачи, следовавшие в своей практике античным традициям: Антоний, Домиан, Алимпий и Агапит
Печерские, Пимен Постник. Из числа их последователей вышли и первые строители монастырских больниц: переславский архиепископ Ефрем уже в 1091 г. призывал строить больницы длябезвозмездноговрачевания.
2.
2.
Врачеватели-язычники: волхвы, ведуны и ведуньи, - накопили огромный опыт использования местной флоры и фауны для лечения болезней и ран. Напомним легенду об излечении скифским лечцом Митридата VI ядом змеи.
В "Русской правде", древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, упоминается об оплате труда лечцов. Из опыта этих народных врачевателей складывался корпус старорусских фармацевтических текстов. Устная традиция закреплялась письменно в течение веков и уже в период до XVI в. существовали так называемые "простонародные травники и лечебники" - по определению историка медицины В. М. Флоринского.
Эти тексты дополняли медицинские и фармацевтические сведения, которые Русь получала из Греции через
Византию. Этот поток знаний включил Русь в систему
Восточно-Европейской православной цивилизации, неотделимой от цивилизации Западной Европы, благодаря общим античным корням.
Распространителями этих знаний, поток которых усилился после Крещения Руси, стали прежде всего монахи из греческих православных монастырей с г. Афон на Балканском полуострове на побережье Эгейского моря. Из их числа, вероятно, происходили и первые врачи, следовавшие в своей практике античным традициям: Антоний, Домиан, Алимпий и Агапит
Печерские, Пимен Постник. Из числа их последователей вышли и первые строители монастырских больниц: переславский архиепископ Ефрем уже в 1091 г. призывал строить больницы длябезвозмездноговрачевания.
3. В народной медицине встречаются элементы тиургического врачевания, которое объясняло возникновение болезни влиянием злых духов или потусторонней силы, а лечение заключалось в изгнании злого духа путем заклинаний, заговоров и других подобных методов, сопровождавшихся использованием рациональных лекарственных средств растительного, животного или минерального происхождения, а также оправдавших себя на практике приемов лечения.
Многовековой опыт, запечатленный в анналах народной медицины, свидетельствует о тонкой наблюдательности, большой изобретательности и недюжинных талантах народа.
4. Возникновение лекарствоведения затеряно в глубинах первобытной эпохи – самого продолжительного периода в истории человечества.
Первобытный человек находился в полной зависимости от внешнего мира. В поисках облегчения от болезней и страданий он использовал различные средства из окружающей его среды, первые из которых появились в период собирательства и имели растительное происхождение: белладонна, мак, табак, полынь, белена.
Женщины стали первыми сознательно накапливать этот опыт. В период матриархата женщина как глава рода заботилась не только о питании, поддержании очага, но также о благополучии и здоровье своих сородичей.
На более поздних этапах развития первобытного общества, когда преимущественным видом деятельности становится охота, человек наряду с растительной стал употреблять и животную пищу, что способствовало установлению
целебных свойств органов и тканей животных: жира, крови, костного мозга, печени, селезёнки, лёгких. В этот период мужчина становится во главе семьи, и роль врачевателя постепенно переходит к нему.
5. Врачеватели-язычники: волхвы, ведуны и ведуньи, - накопили огромный опыт использования местной флоры и фауны для лечения болезней и ран. Напомним легенду об излечении скифским лечцом Митридата VI ядом змеи.
В "Русской правде", древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, упоминается об оплате труда лечцов. Из опыта этих народных врачевателей складывался корпус старорусских фармацевтических текстов. Устная традиция закреплялась письменно в течение веков и уже в период до XVI в. существовали так называемые "простонародные травники и лечебники" - по определению историка медицины В. М. Флоринского.
Эти тексты дополняли медицинские и фармацевтические сведения, которые Русь получала из Греции через
Византию. Этот поток знаний включил Русь в систему
Восточно-Европейской православной цивилизации, неотделимой от цивилизации Западной Европы, благодаря общим античным корням.
Распространителями этих знаний, поток которых усилился после Крещения Руси, стали прежде всего монахи из греческих православных монастырей с г. Афон на Балканском полуострове на побережье Эгейского моря. Из их числа, вероятно, происходили и первые врачи, следовавшие в своей практике античным традициям: Антоний, Домиан, Алимпий и Агапит
Печерские, Пимен Постник. Из числа их последователей вышли и первые строители монастырских больниц: переславский архиепископ Ефрем уже в 1091 г.
5. Врачеватели-язычники: волхвы, ведуны и ведуньи, - накопили огромный опыт использования местной флоры и фауны для лечения болезней и ран. Напомним легенду об излечении скифским лечцом Митридата VI ядом змеи.
В "Русской правде", древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, упоминается об оплате труда лечцов. Из опыта этих народных врачевателей складывался корпус старорусских фармацевтических текстов. Устная традиция закреплялась письменно в течение веков и уже в период до XVI в. существовали так называемые "простонародные травники и лечебники" - по определению историка медицины В. М. Флоринского.
Эти тексты дополняли медицинские и фармацевтические сведения, которые Русь получала из Греции через
Византию. Этот поток знаний включил Русь в систему
Восточно-Европейской православной цивилизации, неотделимой от цивилизации Западной Европы, благодаря общим античным корням.
Распространителями этих знаний, поток которых усилился после Крещения Руси, стали прежде всего монахи из греческих православных монастырей с г. Афон на Балканском полуострове на побережье Эгейского моря. Из их числа, вероятно, происходили и первые врачи, следовавшие в своей практике античным традициям: Антоний, Домиан, Алимпий и Агапит
Печерские, Пимен Постник. Из числа их последователей вышли и первые строители монастырских больниц: переславский архиепископ Ефрем уже в 1091 г.
призывал строить больницы длябезвозмездноговрачевания.
6. . В народной медицине встречаются элементы тиургического врачевания, которое объясняло возникновение болезни влиянием злых духов или потусторонней силы, а лечение заключалось в изгнании злого духа путем заклинаний, заговоров и других подобных методов, сопровождавшихся использованием рациональных лекарственных средств растительного, животного или минерального происхождения, а также оправдавших себя на практике приемов лечения.
Многовековой опыт, запечатленный в анналах народной медицины, свидетельствует о тонкой наблюдательности, большой изобретательности и недюжинных талантах народа.
7. Возникновение лекарствоведения затеряно в глубинах первобытной эпохи – самого продолжительного периода в истории человечества.
Первобытный человек находился в полной зависимости от внешнего мира. В поисках облегчения от болезней и страданий он использовал различные средства из окружающей его среды, первые из которых появились в период собирательства и имели растительное происхождение: белладонна, мак, табак, полынь, белена.
Женщины стали первыми сознательно накапливать этот опыт. В период матриархата женщина как глава рода заботилась не только о питании, поддержании очага, но также о благополучии и здоровье своих сородичей.
На более поздних этапах развития первобытного общества, когда преимущественным видом деятельности становится
6. . В народной медицине встречаются элементы тиургического врачевания, которое объясняло возникновение болезни влиянием злых духов или потусторонней силы, а лечение заключалось в изгнании злого духа путем заклинаний, заговоров и других подобных методов, сопровождавшихся использованием рациональных лекарственных средств растительного, животного или минерального происхождения, а также оправдавших себя на практике приемов лечения.
Многовековой опыт, запечатленный в анналах народной медицины, свидетельствует о тонкой наблюдательности, большой изобретательности и недюжинных талантах народа.
7. Возникновение лекарствоведения затеряно в глубинах первобытной эпохи – самого продолжительного периода в истории человечества.
Первобытный человек находился в полной зависимости от внешнего мира. В поисках облегчения от болезней и страданий он использовал различные средства из окружающей его среды, первые из которых появились в период собирательства и имели растительное происхождение: белладонна, мак, табак, полынь, белена.
Женщины стали первыми сознательно накапливать этот опыт. В период матриархата женщина как глава рода заботилась не только о питании, поддержании очага, но также о благополучии и здоровье своих сородичей.
На более поздних этапах развития первобытного общества, когда преимущественным видом деятельности становится
охота, человек наряду с растительной стал употреблять и животную пищу, что способствовало установлению целебных свойств органов и тканей животных: жира, крови, костного мозга, печени, селезёнки, лёгких. В этот период мужчина становится во главе семьи, и роль врачевателя постепенно переходит к нему.