Файл: Понятие античная цивилизация применяется в отношении Древней Греции. Территория Древней Греции включала множество государствполисов с прилагающими к ним сельскохозяйственными угодьями.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Что такое эллинизм и какое значение в развитии Древнего мира он сыграл?
Ответ:
Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.) – это период распространения греческой культуры по всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур привело к формированию единой эллинистической культуры. Величие эллинской культуры было общепризнанным, она получила широкое распространение, но сама Греция утратила прежнее значение. Период эллинизма - это период бурного строительства. Города приобрели регулярную планировку. Художники получали многочисленные заказы для украшения дворцов и парков. Желание заказчиков часто приводило к тому, что художники отказывались от поисков новых форм и приемов, а тиражировали уже получившие распространение. В то же время в искусстве появились новые веяния. Оно было призвано отражать незыблемость новой власти, масштабность происходящих перемен. Для эллинизма характерен интерес к конкретному человеку и его повседневной жизни. Широкое распространение получил портрет, который все больше отражал черты конкретного человека и в тоже время идеализировал его. Быстрыми темпами развивалась наука. Возросла ее роль в обществе. К эллинистическому периоду относятся имена Архимеда, Евклида, Эратосфена, Аристарха Самосского, Гиппарха и Герона Александрийских. Эпоха эллинизма стала первым в истории человечества примером межцивилизационного взаимодействия, который можно обозначить как конвергенция или синтез. Взаимный обмен достижениями постепенно привел к формированию и выходу на новый цивилизационный уровень, в котором элементы труда, социальной организации и ментальности речных цивилизаций слились с наукой, образованием, политической культурой и чертами быта цивилизации античной. В результате сформировалась совершенно особая форма совместного цивилизационного существования представителей многих народов (особенно в крупных городах), базирующаяся на общих представлениях, формах коммуникации и стандартах жизни: возникла космополитическая элита; были выработаны новые формы производства и распределения благ; художественная культура, впитав в себя достижения многих народов, достигла величайших вершин.
7. В чём причина поражения греческих полисов в борьбе с Римом?
Ответ:
Безусловно, греческий мир был разделен - не было единства никакого. И это ослабляло греческий народ. Римляне создали в Италии к 3 веку до н.э. сильное государство, в котором Рим и римляне диктовали свои условия всем жителям Италии. И ведь другие племена Италии, включая и этрусков, были полностью подчинены римлянами и стали частью римского мира.
В этом успех Рима - в единстве. Именно по этой причине Рим смог победить управляемый финикийцами Карфаген и подчинить своей воле земмли и население государства Карфаген и всего финикийского мира. Последний (не только Карфаген, но и все финикийцы) всегда был очень разделён и свободолюбив (не любили хананеи-финикийцы подчиняться одному центру).
Да, элита карфагена была разделена и в стране не было единства такого, которое было в государстве римлян. И по этой же причине Рим победил и греков, египтян, которыми правила династия Птолемеев, Иудеев, сирийцев, кельтов и многих других. Рим смог подчинить своей воле и Армению, хоть она и не стала номинально частью Римской империи. И тоже причина была проста: армнский народ был разделен и в нём не было никакого единства.
Но надо отметить и то, что уже в 2-1 веке н.э. многие греки, будучи очень хитрым и мудрым народом, быстро поняли: Рим становится новой силой известного им мира! И греки поняли: бесполезно и опасно противостоять Риму, но лучше подчиниться ему и дружить с ним. Надо признать один факт: Рим и римляне очень ценили греков и греческую культуру, а в восточной части Римской империи греческий язык был практически официальным языком наряду с латинским. У греков была некая своя автономия, не говоря уже о культурной автономии. Даже надпись на досечке, которую повесили по указанию местной власти Рима (прокуратора Понтия Пилата) в Иудее на кресте Иисуса в месте распятия его на голгофе, была сделана на 3 языках: Иврите, Латыни и греческом языке. Почему на Иврите тоже? Просто Иудея на тот момент ещё обладала значительной долей своей государственности и автономии, хоть и находилась уже в составе Римской империи.
Задача 1. Прочитайте отрывок из произведения Аристотеля "Политика.
Афинская полития" о законодательстве Солона:
«Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен, —
Не сократил его прав, не дал и лишних зато.
Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством
Славился, — чтоб никаких им не чинилось обид.
Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая,
И никому побеждать не дал неправо других».
Действительно ли Солон заложил основы демократии в Афинах?
Ответ:
Реформы Солона заложили основы демократии: отменили логовое рабство; народ получил право участвовать в управлении государством
Одной из важнейших была радикальная реформа долговых отношений. Прежде всего были кассированы все долги, сделанные под заклад земли, проведена так называемая сисастхия.
Стремясь укрепить экономическое положение средних земледельцев, Солон ввел ограничения ссудного процента.
Из других социальных реформ Солона следует отметить введение свободы завещания при отсутствии прямых наследников (ранее в этом случае имущество, особенно земля, оставалось в роду) и введение земельного максимума, т. е. запрещение иметь земельные владения сверх установленной законом нормы.
Сущность политических нововведений Солона заключалась в организации такого государственного управления, в котором могли бы принимать участие широкие слои афинского народа, демоса. Государственный строй, при котором в управлении могли принять участие самые широкие слои демоса, получил название демократии. Солон заложил основы афинской демократии, которая достигнет полного расцвета только в V–IV вв. до н. э.
Задача 2. Прочитайте отрывок:
«Раскопки начались в апреле 1870 г….
В самой высокой части города стоял храм Афины, вокруг него Посейдон и
Аполлон построили стену Пергама – так говорил Гомер. Следовательно, храм
нужно было искать н середине холма; там же должна была находиться
возведенная богами стена. Разрыв вершину холма, … обнаружил стену. Здесь
он нашел оружие и домашнюю утварь, украшения и вазы – неоспоримое
свидетельство того, что на этом месте был богатый город. Но он нашел и коечто другое, и тогда впервые имя … прогремело по всему свету: под
развалинами Нового Илиона он обнаружил другие развалины, под этими –
еще одни: холм походил на какую-то чудовищную луковицу, с которой надо
было снимать слой за слоем. Как можно было предположить, каждый из
слоев относился к определенной эпохе. Жили и умирали целые народы,
расцветали и гибли города, неистовствовал меч и бушевал огонь, одна
цивилизация сменяла другую – и каждый раз на месте города мертвых
вырастал город живых».
Карам К. Боги, гробницы, ученые. – М., 1964.
О каких раскопках и каких цивилизациях идет речь в отрывке? Кто
руководил раскопками?
Ответ:
Шлиман находит Трою и «сокровища царя Приама»
Все, что просвещенное человечество знает о забытых и исчезнувших цивилизациях получено благодаря кропотливым раскопкам и изучению объектов архитектурных сооружений, керамики, украшений, произведений искусства и памятников письменности. Есть еще один феномен позволяющий восстанавливать память землян — общие черты в культурном наследии различных цивилизаций и общность знаний древних, независимо от того, в какое время и где они жили.
Открытие цивилизаций эллинов — это не только начало большой археологии и долгожданная встреча с прошлым, но и наступление эпохи разгадок античного мира, некогда существовавшего в Средиземноморье и ставшего основой для европейских цивилизаций. Открытие их связано с двумя великими в свое время именами Генриха Шлимана и Артура Эванса.
Шлиман открыл бесценные сокровища с точки зрения науки. Из всего того, что он отсылал на родину и передавал на отзыв специалистам, постепенно все яснее вырисовывалась картина жизни далекой эпохи во всех ее проявлениях, представало лицо целого народа.
Это был триумф Генриха Шлимана, но одновременно и триумф Гомера. То, что считалось сказками и мифами, то, что приписывалось фантазии поэта, на самом деле когда-то было действительностью - это было доказано».