Файл: Курсовая работа по дисциплине Основы управления логистического процесса в закупке, производстве и распределении.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Провозная плата может взиматься за кратчайшее расстояние по определенному направлению. Оно называется тарифным расстоянием. Либо за действительно пройденное расстояние, например при перевозке негабаритных грузов или при перевозке грузов пассажирской скоростью.

Тип вагона.

Ранее уже отмечалось, какие типы вагонов применяются на железнодорожном транспорте. Здесь лишь заметим, что размер провозной платы в универсальных, специализированных, изотермических и т. д. вагонах будет различным.

Принадлежность вагона или контейнера.

Вагон или контейнер могут принадлежать перевозчику, грузополучателю или грузоотправителю. В каждом случае размер провозной платы рассчитывается с учетом этого фактора.
2.2. Система тарифов на речном транспорте.

На водном транспорте, как и на железнодорожном, основными элементами системы грузовых тарифов являются те же: тарифные схемы, номенклатура грузов, тарифные руководства по определению тарифных расстояний, провозных платежей и сборов.

Тарифы речного транспорта варьируются в зависимости от сферы применения, вида перевозки и сообщения, партионности груза и принадлежности к отдельным пароходствам или группам пароходств с одинаковыми или сходными условиями эксплуатации и уровнем себестоимости перевозок.

В большинстве случаев установление транспортных тарифов осуществляется различными пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. Это вызвано тем, что речной транспорт отличается обособленностью водных бассейнов. Отдельные пароходства представляют собой замкнутые транспортные предприятия с различными навигационными условиями, различной структурой флота и грузооборота.

Речные тарифы, подобно железнодорожным, в зависимости от сферы применения подразделяются на:

· Общие.

· Исключительные.

· Специальные.

· Местные.

По виду грузовых перевозок выделяют следующие разновидности тарифов:

- На перевозку сухогрузов.

- На перевозку наливных грузов.

- На буксировку леса в плотах.

- На буксировку судов и других плавучих объектов.

В зависимости от вида грузовых отправок речные тарифы могут быть:

· Судовыми.

· Сборными.

· Мелкими.

· Контейнерными.

По видам сообщений речные тарифы подразделяют на тарифы:


- для водного внутреннего сообщения;

- для прямого водного сообщения;

- для смешанного железнодорожно-водного сообщения.

По виду путей, предназначенных для грузоперевозок, выделяют речные тарифы:

- для перевозок по магистральным путям;

- для перевозок по малым рекам.
2.3. Система тарифов на морском транспорте.

Много общего по своему построению с системой речных тарифов имеет система морских грузовых тарифов. Так же как и на речном флоте, в зависимости от ситуации морские тарифы делятся по видам на:

· Основные (общие).

· Исключительные.

· Местные.

Основные (общие) тарифы являются наиболее распространенными, так как фактически применяются для всех видов грузов.

Применение исключительных тарифов ограничивается некоторыми грузами, временем или периодом перевозки, определенными участками пути или районами плавания.

Освещая систему ценообразования, важно отметить, что все грузовые тарифы, действующие на морском транспорте, основаны на двухставочной системе, в которой используются:

1. Движенческая ставка. Она предназначена для возмещения затрат по операциям, связанным с непосредственной транспортировкой грузов, и взимается из расчета за тонно-милю.

Данный вид ставок устанавливается на перевозку грузов в каждом пароходстве: по малому каботажу и по большому каботажу.

Движенческие ставки имеют дифференциацию по 14 классам, между которыми распределены все виды перевозимых грузов. Распределение грузов по искомым классам осуществляется исходя из удельного погрузочного объема, занимаемого 1 т груза.

2. Стояночная ставка. Этот тип ставок устанавливается отдельно для портов погрузки и выгрузки. В каботажном плавании они дифференцированы по 16 группам грузов в зависимости от трудоемкости переработки в портах. Ставки для 1-й группы грузов являются наиболее высокими, а для 16-й - наиболее низкими.

На морском транспорте принято выделять общие и специальные стояночные ставки.

Общие - установлены для грузов каждой группы по каждому порту или портовому пункту в отдельности.

Специальные стояночные ставки устанавливаются для конкретных грузов в конкретном портовом пункте, исходя из сложившихся условий и индивидуальных затрат по выполнению грузовых и других логистических работ, входящих в стояночную операцию. По своему уровню специальные ставки очень отличаются не только в портах разных морских бассейнов, но и в портах одного и того же бассейна.



На морском, как и на других видах транспорта, в грузовых тарифах предусмотрены сборы за дополнительные операции как логистического, так и нелогистического характера. Например:

- аккордные ставки за погрузочно-разгрузочные работы;

- сбор за хранение груза;

- портовый сбор;

- грузовой сбор и т. д.

Так же как и на речном, грузовые тарифы на морском транспорте в зависимости от предназначения подразделяются на:

· Тарифы по перевозкам сухогрузов;

· Тарифы наливных грузов (например, нефти);

· Тарифы на буксировку плотов и судов.

Дифференциация тарифов осуществляется по пароходствам в зависимости от условий эксплуатации и уровня себестоимости перевозок в отдельных морских бассейнах.

Как уже отмечалось, по видам плавания морские тарифы подразделяются на тарифы малого каботажа и тарифы большого каботажа (перевозки не сообщающихся между собой морей).

В этой связи дадим соответствующие определения:

Малый каботаж - это перевозки грузов между портами одного или смежных сообщающихся между собой морей.

Большой каботаж - это перевозки грузов по не сообщающимся между собой морям.

Нужно заметить, что на морском транспорте особо выделяют тарифы на перевозку экспортных и импортных грузов до иностранных портов и обратно. В этой связи следует подчеркнуть, что, если груз следует по направлению устойчивых грузовых потоков, то перевозки осуществляются системой линейного судоходства. В этом случае грузопотоки движутся по расписанию и оплачиваются по объявленному тарифу.

При внешнеторговых морских перевозках или когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана I постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, а также не ограничена определенным видом груза, то цена морской перевозки выражается в форме фрахта. При этом используется фрахтовая ставка, которая устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка и зависит от транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.

Таким образом, на морском транспорте оплата за перевозку грузов может устанавливаться двумя способами: по тарифу и по фрахтовой ставке. В отличие от тарифов фрахтовая ставка устанавливается в каждом отдельном случае на основе согласования между перевозчиком и фрахтователем (грузоотправителем).

2.4. Система тарифов на воздушном транспорте.

На воздушном транспорте применяются: внутренние и международные грузовые тарифы.


Внутренние грузовые тарифы подразделяются на:

- Основные.

- Исключительные (повышенные на 50%).

- Льготные.

Последний вид тарифов используется на незагруженных авиалиниях для стимулирования перевозок.

Международные грузовые тарифы делятся на:

1. Основные.

Это тарифы без скидок и надбавок. Среди них выделяют: нормальные грузовые тарифы (для грузов с массой до 45 кг ) и количественные грузовые тарифы.

2. Специальные.

Они применяются при перевозках определенных категорий грузов. По своей сути они представляют собой разновидности льготных тарифов с различного рода скидками.

3. Классовые.

Эти тарифы предназначены для перевозки ценных грузов, книжно-журнальной продукции и в других случаях.

Система процентных надбавок и скидок с тарифов на воздушном транспорте является довольно сложной и зависит от того, между какими или внутри каких зон осуществляется перевозка.
2.5. Система транспортных тарифов на автомобильном транспорте.

На автомобильном транспорте также применяется сложная система грузовых тарифов, которая отражает два основополагающих подхода. В нее включаются:

1. Повременные тарифы.

Они применяются для оплаты использования автомобиля за каждый час работы за время с момента его выхода из гаража до возвращения в гараж. При этом время обеденного перерыва исключается.

2. Сдельные тарифы. Они устанавливаются за перевозку фактической массы грузов в зависимости от расстояния и класса груза. Сдельные тарифы делятся на:

· общие;

· исключительные.

Общие тарифы касаются перевозок грузов отправками массой свыше 5 т за исключением массовых навалочных грузов, оплачиваемых по исключительным тарифам и массой до 5 т в городском и пригородном сообщениях.

Грузы, перевозимые автомобильным транспортом по этим тарифам, распределяются на 4 класса в зависимости от коэффициента использования грузоподъемности. В связи с этим тарифная плата взимается с применением следующих коэффициентов:

при перевозке грузов 1-го класса - 1,0;

II-го класса - 1,25;

III-го класса - 1,66;

IV-ro класса - 2,0.

Чтобы определить размер платы за перевозку грузов по отдельным тарифам, необходимо знать расстояние перевозки, массу и класс груза, тарифную плату за перевозку 1 т. Первые две составляющие определяются по перевозочным документам, а класс груза и тарифная плата, как уже отмечалось, по сдельным тарифам. Таким образом, плату за перевозку груза (С пе ) на автомобильном транспорте можно определить по следующей формуле:


Cпер=QPТ(QΔlPг/100)(руб.)

где Q - объем перевозки груза (т);

Р г - тарифная плата за 1 т. груза по сдельному тарифу;

Δ l - расстояние свыше радиуса действия сдельных тарифов;

Р т - тарифная плата за каждый километр (тонно-километр) свыше радиуса действия сдельных тарифов.

Попутно отметим, что каждое автотранспортное предприятие устанавливает свой оптимальный радиус действия для применения сдельных тарифов как в отношении дальних перевозок грузов массой свыше 5 т, так и в отношении местных перевозок грузов массой до 5 т. На практике наиболее распространены радиусы соответственно 600 и 50 км . При этом плата за перевозку в пределах установленного радиуса действия взимается за перевозку 1 т. на каждое данное расстояние, а на расстояние свыше радиуса действия - в виде ставки за 1 т-км (в денежных единицах измерения).

В случаях, когда перевозки осуществляются в пределах установленного радиуса, плата определяется по формуле:

Cпер=QPт

Исключительные тарифы устанавливаются на перевозку в основном массовых, навалочных грузов. Они взимаются за фактическую массу груза в зависимости от расстояния перевозки и грузоподъемности подвижного состава.

3. Тарифы из покилометрового расчета.

Они применяются:

- при исчислении платы за пробег автомобиля, следующего своим ходом, для работы вне места его постоянного пребывания и при возвращении обратно;

- за пробег автомобиля в обоих направлениях в случае, когда перевозка не состоялась по вине заказчика;

- за пробег автомобиля при оказании специальных услуг и выполнении других операций;

- в случае перегона (доставки) нового подвижного состава или после капитального ремонта.

Добавим, что плата из покилометрового расчета взимается не только с учетом каждого километра пробега, как установлено по определению, но и в зависимости от грузоподъемности автомобиля (автопоезда).

На автомобильном транспорте в процессе управления широко используются различные надбавки, скидки и штрафы. Они предусматривают изменение тарифной платы при изменении условий перевозки, нарушении установленных норм и порядков и в некоторых других случаях.

На практике распространено также взимание дополнительной платы за простои и/или выполнение дополнительных логистических операций (заезды, взвешивание, пересчет и т. д.). Эти доплаты исчисляются также в зависимости от грузоподъемности автотранспортных средств.