Файл: понятие и классификация пособий по российскому законодательству.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6 (ФСС РФ, ПФР), формируемых за счет отчисляемых страховых взносов работодателями, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и др. Тарифы страховых взносов дифференцируются с учетом вероятности наступления страховых рисков. По существу, они являются составными частями единого социального налога (отличие советской системы от российской социально-страховой системы - в наличии единственного страхователя, каковым был единственно возможный работодатель - государство, за счет ассигнований которого и финансировалась вся система советского страхования, по существу не являвшаяся таковой). С 1993 г. отчисления в страховые фонды производят все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности;
2) бюджетных ассигнований (федеральных, региональных, муниципальных);
3) средств работодателя в том случае, если выплата пособий (сверх тех, что предусмотрены законодательством) в качестве меры дополнительной поддержки работников предусмотрена соглашениями, коллективными договорами, трудовым договором между работником и работодателем.
Итак, помимо специальных средств - средств фондов социального страхования, пособия выплачиваются еще из двух источников: бюджетов различных уровней и средств работодателей.
Впервые термин «социальные пособия» появился в российской науке права социального обеспечения: М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова применяют его при рассмотрении всех тех видов пособий, которые другими российскими учеными рассматриваются как «государственные пособия».7
В действующем законодательстве они именуются по-разному. В Конституции РФ говорится о социальных пособиях (ст. 39).8 Название Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»9 говорит само за себя. О государственных единовременных пособиях говорится в Федеральном законе от 17 сентября 1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».10 В Федеральном законе от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» 11 идет речь о социальном пособии малоимущим семьям (гражданам), а в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»12 - о социальном пособии на погребение.
Несмотря на разницу в терминологии все вышеперечисленные пособия включаются всеми современными учеными в систему социальных (государственных) пособий, что свидетельствует о тождестве данных понятий. В этом смысле можно согласиться с И.С. Цыпкиной, которая отмечает, что «социальные пособия имеют в настоящее время более широкую смысловую нагрузку и применяются законодателем и в литературе как обобщенное понятие пособий, предназначенных гражданам в соответствии с действующим законодательством».
13 Отсюда следует, что социальные пособия означают меру государственной поддержки.
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, пособия, выплачиваемые органами муниципальной власти из местных бюджетов, не должны включаться в систему социальных пособий. То же относится и к пособиям, которые устанавливаются на основании соглашения, коллективного или трудового договора между работником и работодателем и выплачиваются за счет средств последнего.
Разделяя точку зрения лет В.Ш. Шайхатдинова, следует согласиться с тем, что пособия, выплачиваемые в рамках муниципальной и локальной форм социального обеспечения, нельзя отнести к социальным (государственным) пособиям, но они входят в систему пособий по российскому праву социального обеспечения в качестве дополнительных.14
Таким образом, социальные пособия выплачиваются из средств страховых внебюджетных фондов и государственного бюджета (федерального и регионального).
Зависимость права на пособие или на его получение в определенном размере от участия в трудовой или иной общественно полезной деятельности, существовавшая в советское время, прослеживается и в современном законодательстве.
По своему целевому назначению пособия в праве социального обеспечения делятся на две группы: 1) пособия, компенсирующие полностью или хотя бы частично временно утраченный заработок, и 2) пособия, предоставляемые как «помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных обстоятельств» или как «дополнительная материальная помощь».
Первая группа включает социальные пособия, выплачиваемые гражданам вместо заработка в период, когда они в силу объективных (уважительных) причин не имеют возможности заработать средства на жизнь. Специфика данных пособий прослеживается в связи управомоченного субъекта с общественно-полезной деятельностью (уход за ребенком). К ним относятся такие пособия, как: пособие по уходу за больным ребенком, пособие по уходу за ребенком во время карантина, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком за время отпуска по уходу за ребенком до полутора лет. Сюда должно быть отнесено и ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать в связи с уходом за детьми по состоянию их здоровья, связанному с условиями их проживания по месту военной службы супругов.
15
Во вторую группу включаются пособия, которые представляют собой материальную помощь гражданам в тот момент, когда им необходимо произвести или производить дополнительные (повышенные по сравнению с обычными) расходы. Пособия выплачиваются лишь в качестве помощи к основным доходам семьи, поэтому они не соизмеряются с оплатой по труду, а устанавливаются в твердом размере. К ним относятся: единовременное пособие при рождении ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие беременной жене военнослужащего по призыву и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего по призыву, пособие на погребение умершего несовершеннолетнего, пособие на погребение в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, социальное пособие малообеспеченным семьям с детьми.
Как говорилось выше, в последнее время некоторыми российскими учеными по целевому назначению выделяется третья группа пособий - пособия, которые выплачиваются в качестве некоторой компенсации за причиненный вред здоровью определенной категории граждан, а при наступлении их гибели (смерти) - членам их семьи. Данный критерий можно применить к пособиям, которые являются дополнительной помощью семье с детьми в случае смерти кормильца при наступлении обстоятельств, которые государство признает социально значимыми: единовременные пособия детям погибших лиц, участвовавших в борьбе с терроризмом; детям граждан, умерших вследствие поствакцинальных осложнений в результате иммунопрофилактики инфекционных болезней; единовременная и ежемесячная страховые выплаты семье с детьми граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, смерть которых наступила в результате несчастного случая на производстве; детям военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, в случае их гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы (на военных сборах); ежемесячное пособие детям погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан.
Итак, социальные пособия как гарантированные денежные выплаты, предоставляемые гражданам за счет государственных средств в целях их материального обеспечения в связи с утратой заработка (или иного дохода) по причине временной нетрудоспособности, беременности и родов, отсутствием заработка (или иного дохода) вследствие безработицы; оказания единовременной помощи при определенных обстоятельствах; материальной поддержки гражданам, имеющим детей, и в других случаях, указанных в законодательстве.
Возмещение временно утраченного заработка (пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам) или возмещение дополнительных расходов (единовременные и ежемесячные пособия на ребенка, пособие на погребение, пособие беженцам и вынужденным переселенцам) сохранили свое значение и сегодня. Однако сегодня появилась еще одна цель выплаты пособий - компенсация за причиненный здоровью вред (например, пособия детям граждан, принимавших участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом; пособия при возникновении поствакцинальных осложнений в результате иммунопрофилактики инфекционных заболеваний).
Законодательная закрепленность на сегодняшний день как признак пособий также не утратила своего значения, однако пособия могут устанавливаться не только в федеральном, региональном и муниципальном законодательстве, но и на уровне организаций, предприятий в локальных нормативных актах (коллективных договорах). Однако локальная форма закрепления пособий в силу понятных причин сегодня в большинстве случае работодателями не используется.
1.2 Содержание правоотношений по предоставлению пособий
В основе этих правоотношений лежит публичное социально-обеспечительное одностороннее обязательство государства. Здесь, как правило, отсутствуют договорные механизмы, так как это безусловные обязательства государства в случаях, установленных законом.
На получение социального обеспечения в рассматриваемых правоотношениях не влияют наличие (отсутствие) страхового стажа, юридический факт - состояние «быть застрахованным», как это имеет место в социально-страховых отношениях. Однако в государственном пенсионном обеспечении юридически значим специальный трудовой стаж: стаж государственной, муниципальной службы, выслуга лет военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, прокурорско-следственных работников и других приравненных к ним категорий.16
Не имеет юридического значения по общему правилу и факт нуждаемости (бедности) лица, трудной жизненной ситуации, которые являются основанием возникновения правоотношений по социальной помощи и социальному обслуживанию.
Рассматриваемые правоотношения можно классифицировать на правоотношения:
1) по государственному пенсионному обеспечению (государственные пенсии за выслугу лет, социальные пенсии, пожизненное содержание судей, обеспечение лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; пенсионное обеспечение граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, и др.);
2) по предоставлению государственных пособий (выплат), компенсирующих социально значимые расходы граждан (единовременные государственные пособия при рождении ребенка, государственный сертификат на материнский капитал; государственное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; пособия детям-сиротам; пособие на погребение; компенсации по уходу за нетрудоспособными гражданами, единовременное пособие на обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим и др.);
3) по предоставлению государственных пособий, социальных услуг, льгот, компенсирующих причинение вреда жизни и здоровью лица (единовременные пособия гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом и пострадавшим в результате террористической акции; гражданам, пострадавшим от поствакцинального осложнения; медицинским работникам
2) бюджетных ассигнований (федеральных, региональных, муниципальных);
3) средств работодателя в том случае, если выплата пособий (сверх тех, что предусмотрены законодательством) в качестве меры дополнительной поддержки работников предусмотрена соглашениями, коллективными договорами, трудовым договором между работником и работодателем.
Итак, помимо специальных средств - средств фондов социального страхования, пособия выплачиваются еще из двух источников: бюджетов различных уровней и средств работодателей.
Впервые термин «социальные пособия» появился в российской науке права социального обеспечения: М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова применяют его при рассмотрении всех тех видов пособий, которые другими российскими учеными рассматриваются как «государственные пособия».7
В действующем законодательстве они именуются по-разному. В Конституции РФ говорится о социальных пособиях (ст. 39).8 Название Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»9 говорит само за себя. О государственных единовременных пособиях говорится в Федеральном законе от 17 сентября 1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».10 В Федеральном законе от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» 11 идет речь о социальном пособии малоимущим семьям (гражданам), а в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»12 - о социальном пособии на погребение.
Несмотря на разницу в терминологии все вышеперечисленные пособия включаются всеми современными учеными в систему социальных (государственных) пособий, что свидетельствует о тождестве данных понятий. В этом смысле можно согласиться с И.С. Цыпкиной, которая отмечает, что «социальные пособия имеют в настоящее время более широкую смысловую нагрузку и применяются законодателем и в литературе как обобщенное понятие пособий, предназначенных гражданам в соответствии с действующим законодательством».
13 Отсюда следует, что социальные пособия означают меру государственной поддержки.
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, пособия, выплачиваемые органами муниципальной власти из местных бюджетов, не должны включаться в систему социальных пособий. То же относится и к пособиям, которые устанавливаются на основании соглашения, коллективного или трудового договора между работником и работодателем и выплачиваются за счет средств последнего.
Разделяя точку зрения лет В.Ш. Шайхатдинова, следует согласиться с тем, что пособия, выплачиваемые в рамках муниципальной и локальной форм социального обеспечения, нельзя отнести к социальным (государственным) пособиям, но они входят в систему пособий по российскому праву социального обеспечения в качестве дополнительных.14
Таким образом, социальные пособия выплачиваются из средств страховых внебюджетных фондов и государственного бюджета (федерального и регионального).
Зависимость права на пособие или на его получение в определенном размере от участия в трудовой или иной общественно полезной деятельности, существовавшая в советское время, прослеживается и в современном законодательстве.
По своему целевому назначению пособия в праве социального обеспечения делятся на две группы: 1) пособия, компенсирующие полностью или хотя бы частично временно утраченный заработок, и 2) пособия, предоставляемые как «помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных обстоятельств» или как «дополнительная материальная помощь».
Первая группа включает социальные пособия, выплачиваемые гражданам вместо заработка в период, когда они в силу объективных (уважительных) причин не имеют возможности заработать средства на жизнь. Специфика данных пособий прослеживается в связи управомоченного субъекта с общественно-полезной деятельностью (уход за ребенком). К ним относятся такие пособия, как: пособие по уходу за больным ребенком, пособие по уходу за ребенком во время карантина, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком за время отпуска по уходу за ребенком до полутора лет. Сюда должно быть отнесено и ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать в связи с уходом за детьми по состоянию их здоровья, связанному с условиями их проживания по месту военной службы супругов.
15
Во вторую группу включаются пособия, которые представляют собой материальную помощь гражданам в тот момент, когда им необходимо произвести или производить дополнительные (повышенные по сравнению с обычными) расходы. Пособия выплачиваются лишь в качестве помощи к основным доходам семьи, поэтому они не соизмеряются с оплатой по труду, а устанавливаются в твердом размере. К ним относятся: единовременное пособие при рождении ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие беременной жене военнослужащего по призыву и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего по призыву, пособие на погребение умершего несовершеннолетнего, пособие на погребение в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, социальное пособие малообеспеченным семьям с детьми.
Как говорилось выше, в последнее время некоторыми российскими учеными по целевому назначению выделяется третья группа пособий - пособия, которые выплачиваются в качестве некоторой компенсации за причиненный вред здоровью определенной категории граждан, а при наступлении их гибели (смерти) - членам их семьи. Данный критерий можно применить к пособиям, которые являются дополнительной помощью семье с детьми в случае смерти кормильца при наступлении обстоятельств, которые государство признает социально значимыми: единовременные пособия детям погибших лиц, участвовавших в борьбе с терроризмом; детям граждан, умерших вследствие поствакцинальных осложнений в результате иммунопрофилактики инфекционных болезней; единовременная и ежемесячная страховые выплаты семье с детьми граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, смерть которых наступила в результате несчастного случая на производстве; детям военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, в случае их гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы (на военных сборах); ежемесячное пособие детям погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан.
Итак, социальные пособия как гарантированные денежные выплаты, предоставляемые гражданам за счет государственных средств в целях их материального обеспечения в связи с утратой заработка (или иного дохода) по причине временной нетрудоспособности, беременности и родов, отсутствием заработка (или иного дохода) вследствие безработицы; оказания единовременной помощи при определенных обстоятельствах; материальной поддержки гражданам, имеющим детей, и в других случаях, указанных в законодательстве.
Возмещение временно утраченного заработка (пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам) или возмещение дополнительных расходов (единовременные и ежемесячные пособия на ребенка, пособие на погребение, пособие беженцам и вынужденным переселенцам) сохранили свое значение и сегодня. Однако сегодня появилась еще одна цель выплаты пособий - компенсация за причиненный здоровью вред (например, пособия детям граждан, принимавших участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом; пособия при возникновении поствакцинальных осложнений в результате иммунопрофилактики инфекционных заболеваний).
Законодательная закрепленность на сегодняшний день как признак пособий также не утратила своего значения, однако пособия могут устанавливаться не только в федеральном, региональном и муниципальном законодательстве, но и на уровне организаций, предприятий в локальных нормативных актах (коллективных договорах). Однако локальная форма закрепления пособий в силу понятных причин сегодня в большинстве случае работодателями не используется.
1.2 Содержание правоотношений по предоставлению пособий
В основе этих правоотношений лежит публичное социально-обеспечительное одностороннее обязательство государства. Здесь, как правило, отсутствуют договорные механизмы, так как это безусловные обязательства государства в случаях, установленных законом.
На получение социального обеспечения в рассматриваемых правоотношениях не влияют наличие (отсутствие) страхового стажа, юридический факт - состояние «быть застрахованным», как это имеет место в социально-страховых отношениях. Однако в государственном пенсионном обеспечении юридически значим специальный трудовой стаж: стаж государственной, муниципальной службы, выслуга лет военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, прокурорско-следственных работников и других приравненных к ним категорий.16
Не имеет юридического значения по общему правилу и факт нуждаемости (бедности) лица, трудной жизненной ситуации, которые являются основанием возникновения правоотношений по социальной помощи и социальному обслуживанию.
Рассматриваемые правоотношения можно классифицировать на правоотношения:
1) по государственному пенсионному обеспечению (государственные пенсии за выслугу лет, социальные пенсии, пожизненное содержание судей, обеспечение лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; пенсионное обеспечение граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, и др.);
2) по предоставлению государственных пособий (выплат), компенсирующих социально значимые расходы граждан (единовременные государственные пособия при рождении ребенка, государственный сертификат на материнский капитал; государственное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; пособия детям-сиротам; пособие на погребение; компенсации по уходу за нетрудоспособными гражданами, единовременное пособие на обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим и др.);
3) по предоставлению государственных пособий, социальных услуг, льгот, компенсирующих причинение вреда жизни и здоровью лица (единовременные пособия гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом и пострадавшим в результате террористической акции; гражданам, пострадавшим от поствакцинального осложнения; медицинским работникам