Файл: понятие и классификация пособий по российскому законодательству.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, заразившимся ВИЧ, и др.);
4) по предоставлению государственных выплат и социальных услуг и льгот лицам за выдающиеся достижения и особые заслуги перед государством и обществом;
5) по государственному обеспечению безработных;
6) по государственной медицинской помощи.
В особых пояснениях нуждаются два последних из перечисленных видов правоотношений по государственному социальному обеспечению. В рамках правоотношений по государственной медицинской помощи реализуется конституционное право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41 Конституции РФ.) Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи определяется в соответствии с Программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, утверждаемой Постановлением Правительства РФ. В рамках данной Программой бесплатно должна предоставляться скорая медицинская помощь, амбулаторно-поликлиническая помощь и стационарная помощь, включая лекарственное обеспечение при оказании скорой помощи и при помещении в стационар. Финансируется медицинская помощь за счет средств как государственных бюджетов (федерального, субъектов РФ), так и обязательного медицинского страхования. Более того, по действующему законодательству неработающее население обеспечивается медицинской помощью и в рамках социально-страховых отношений, т.к. органы исполнительной власти субъектов РФ выступают страхователями. Однако названные отношения по своей природе не должны носить страхового характера, это правоотношения по государственному медицинскому обеспечению.
Правоотношения по государственному обеспечению безработных, наоборот, по своей природе должны быть социально-страховыми. Первоначально так оно и было. В соответствии с Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»17 социальное страхование безработных осуществлялось за счет средств Государственного фонда занятости населения РФ. Более того, Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» до сих пор рассматривает признание гражданина безработным как вид социального страхового риска, а пособие по безработице - как вид социального страхового обеспечения. Однако с 1 января 2001 г. названный фонд был упразднен и социальное обеспечение безработных стало осуществляться в форме государственного социального обеспечения, финансируемого за счет средств бюджетной системы. Вместе с тем при выплате пособия по безработице учитывается наличие страхового стажа. Действующее законодательство разграничивает безработных на две категории. Первую категорию составляют лица, которые в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего времени. При этом размер пособия исчисляется исходя из среднемесячного заработка, который эти лица утратили, потеряв работу (в первые три месяца - 75% заработка, в следующие четыре - 60%, в дальнейшем (до момента трудоустройства или до истечения срока первого периода выплаты пособия) - 45%, но не ниже минимального размера пособия). Кроме того, продолжительность выплаты пособия по безработице увеличивается за каждый год работы, превышающий страховой стаж на две календарные недели. Такое правовое регулирование социального обеспечения характерно для социально-страховых отношений. Ко второй категории безработных относятся все остальные лица, не имеющие необходимого страхового стажа. В отношении этих лиц имеет место государственное социальное обеспечение.
Следует отметить, что в странах Восточной Европы (бывшего социалистического лагеря) законодательно установлено финансирование специальных фондов занятости (выплаты пособий по безработице) за счет страховых взносов как работодателей, так и работников (Болгария, Венгрия, Румыния, Чехия).
Кроме того, по уровням правового регулирования можно выделить правоотношения по государственному социальному обеспечению за счет средств федерального бюджета (федеральный уровень), бюджетов субъектов РФ (региональный) и местных бюджетов (муниципальный уровень). Так, например, на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления принимаются законы и иные нормативные правовые акты о социальной поддержке многодетных семей, предусматривающие следующие меры: скидки при оплате коммунальных услуг, бесплатное обеспечение детей из многодетных семей до достижения ими возраста 6 лет лекарствами, приобретаемыми по рецептам врачей; бесплатное посещение учреждений культуры, находящихся в государственной собственности субъекта РФ, и др.; законы о поддержке одаренных детей, устанавливающие выплату ежегодных стипендий и премий, издание публикаций творческих работ одаренных детей и др.; законы о губернаторских дополнительных пособиях на случай рождения ребенка, на дополнительное питание беременным женщинам, о ежегодных выплатах гражданам, проживающим на территории муниципального образования, награжденных знаком «Почетный донор России» и т.д.
Конституция РФ (ст. 2) провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».18 В отечественной науке проведено достаточно много исследований, посвященных как правам человека в целом, так и социальным правам в частности. Между тем право на социальное обеспечение как относительно обособленный феномен в системе прав человека, безусловно, заслуживает специального исследования. Не претендуя на всестороннее исследование, остановимся на общих методологических подходах в определении природы права на социальное обеспечение.
Изменения в социально-экономической системе российского общества, связанные с процессами «разгосударствления» и приватизации, диктуют и трансформацию структуры отрасли права социального обеспечения. На наш взгляд, эти объективные изменения можно свести к двум основным направлениям. Во-первых, наблюдаются существенное усложнение системы правового регулирования социально-обеспечительных отношений и специализация отдельных составляющих отрасли как относительно автономных правовых образований. Эта специализация связана с организационно-правовыми формами социального обеспечения: социальное страхование, социальная помощь, последняя включает и медицинскую, и лекарственную помощь, социальное обслуживание и др. Свершившимся фактом является переход от единой государственной системы социального обеспечения к двум ее основным названным организационно-правовым формам. Во-вторых, расширяется предмет отрасли за счет социально-обеспечительных отношений, вытекающих из договоров на социальное обеспечение. Структурные изменения в предмете отрасли неизбежно предопределяют изменения и в методе правового регулирования. Современное право социального обеспечения является отраслью права, основанной на единстве публичных и частных начал.
Итак, правоотношения по государственному социальному обеспечению - это публичные односторонние обязательственные отношения, по которому одна сторона - физическое лицо вправе требовать государственного обеспечения в объеме, предусмотренном законом, а другая сторона - государство в лице своих органов обязана в безусловном порядке его предоставить.
1.3 Источники правового регулирования пособий в России
Пособия - важный вид социального обеспечения, который предоставляется гражданам при наступлении социальных рисков. Е.Е. Мачульская определяет социальный риск как «вероятное событие, наступающее в результате утраты заработка или другого трудового дохода, падение уровня жизни ниже отметки прожиточного минимума и по объективным социально значимым причинам создающее необходимость социальной защиты населения со стороны государства».19 Социальное обеспечение предоставляется гражданам в определенные периоды жизни в связи с возрастом (детство, старость), состоянием здоровья и трудоспособности (болезнь, временная нетрудоспособность, инвалидность), выполнением или невозможностью выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца) и в других случаях, предусмотренных законом.
Современная система пособий динамично развивается: появляются новые виды пособий, которые призваны нивелировать новые социальные риски (например, возникновение поствакцинальных осложнений, смерть или инвалидность лиц, участвующих в борьбе с терроризмом), улучшить демографическую ситуацию в стране, смягчить негативные последствия безработицы и т.д. При этом система пособий чрезвычайно нестабильна, поскольку в регулирующие их нормативные акты непрерывно вносятся изменения. Эти обстоятельства указывают на необходимость выявления тенденций развития российского законодательства о пособиях, что будет способствовать определению стратегии дальнейшего развития законодательства в этой сфере и поможет гарантировать конституционное право граждан на социальное обеспечение.
Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции России социальные пособия устанавливаются законом. В настоящее время это конституционное предписание выполнено. Предоставление социальных пособий гражданам предусмотрено следующими федеральными законами:
1) Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»20 (устанавливает выплату пособий по безработице);
2) Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (регламентирует выплату единовременного денежного пособия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации);
3) Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»21 (закрепляет единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства);
4) Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (определяет условия назначения и выплаты пособий на погребение);
5) Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»22 (предусматривает выплату ежемесячных пособий супругам военнослужащих, проходящих службу по контракту);
6) Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»23 (устанавливает круг лиц, размеры и условия назначения государственного единовременного пособия при возникновении поствакцинальных осложнений);
7) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»24 (закрепляет предоставление социальных пособий малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам);
8) Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»25 (предусматривает выплату пособий лицам, участвующим в борьбе с терроризмом);
9) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячными пособиями по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию).
Приведенный перечень законов свидетельствует о разбросанности правовых норм о пособиях по нормативным актам, не связанным между собой, что вызывает сложности при их применении и несогласованность правовых предписаний.
В.А. Игольникова, справедливо полагает, что в последние годы в сфере законодательства о социальном обеспечении и социальном страховании наметилась тенденция к дифференциации правового регулирования в зависимости от того, на какой организационно-правовой основе - страховой или не страховой - осуществляется предоставление гражданам соответствующих материальных благ. Такая дифференциация является следствием изменений в экономике, результатом функционирования различных форм собственности, становления рыночных отношений.
26
Действительно, современное российское законодательство предусматривает выплату пособий как из средств обязательного социального страхования, так и из бюджетных средств. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»27 устанавливает виды пособий, предоставляемых на страховой основе. Статья 8 указанного Закона содержит перечень видов страхового обеспечения: пособие по временной нетрудоспособности; страховые выплаты в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях на ранних сроках беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; социальное пособие на погребение. При этом необходимо отметить, что в законодательстве отсутствует единообразный подход к использованию источников финансирования социальных пособий: один вид выплат (например, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет) может производится как из Фонда социального страхования РФ, так и за счет средств бюджетных ассигнований.
Об эффективности системы пособий можно судить по тому, насколько достигаются цели предоставления социальных выплат. В науке права социального обеспечения проводится классификация социальных пособий по их целевому назначению. По этому основанию выделяются пособия, призванные компенсировать полностью или частично временно утраченный заработок, и пособия, цель которых - оказать помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных обстоятельств. Таким образом, размер отдельных видов пособий влияет на эффективность всей системы социальных выплат, предусмотренной российским законодательством.
Размеры пособий устанавливаются в твердой денежной сумме или в процентном отношении к заработку гражданина. Если размер пособия определяется в твердой сумме, то он пересматривается в сторону повышения хаотично, вне зависимости от роста цен (пособие на погребение), либо не изменяется (пособие беженцам). Позитивная тенденция развития законодательства о пособиях - индексация размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, в зависимости от темпов роста инфляции, введенная 1 января 2008 г. и позволяющая сохранять покупательную способность этих социальных выплат. Думается, индексацию стоит применять и в отношении размеров других пособий, определяемых в твердой денежной сумме, что поможет адаптировать их к изменяющимся экономическим условиям.
4) по предоставлению государственных выплат и социальных услуг и льгот лицам за выдающиеся достижения и особые заслуги перед государством и обществом;
5) по государственному обеспечению безработных;
6) по государственной медицинской помощи.
В особых пояснениях нуждаются два последних из перечисленных видов правоотношений по государственному социальному обеспечению. В рамках правоотношений по государственной медицинской помощи реализуется конституционное право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41 Конституции РФ.) Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи определяется в соответствии с Программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, утверждаемой Постановлением Правительства РФ. В рамках данной Программой бесплатно должна предоставляться скорая медицинская помощь, амбулаторно-поликлиническая помощь и стационарная помощь, включая лекарственное обеспечение при оказании скорой помощи и при помещении в стационар. Финансируется медицинская помощь за счет средств как государственных бюджетов (федерального, субъектов РФ), так и обязательного медицинского страхования. Более того, по действующему законодательству неработающее население обеспечивается медицинской помощью и в рамках социально-страховых отношений, т.к. органы исполнительной власти субъектов РФ выступают страхователями. Однако названные отношения по своей природе не должны носить страхового характера, это правоотношения по государственному медицинскому обеспечению.
Правоотношения по государственному обеспечению безработных, наоборот, по своей природе должны быть социально-страховыми. Первоначально так оно и было. В соответствии с Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»17 социальное страхование безработных осуществлялось за счет средств Государственного фонда занятости населения РФ. Более того, Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» до сих пор рассматривает признание гражданина безработным как вид социального страхового риска, а пособие по безработице - как вид социального страхового обеспечения. Однако с 1 января 2001 г. названный фонд был упразднен и социальное обеспечение безработных стало осуществляться в форме государственного социального обеспечения, финансируемого за счет средств бюджетной системы. Вместе с тем при выплате пособия по безработице учитывается наличие страхового стажа. Действующее законодательство разграничивает безработных на две категории. Первую категорию составляют лица, которые в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего времени. При этом размер пособия исчисляется исходя из среднемесячного заработка, который эти лица утратили, потеряв работу (в первые три месяца - 75% заработка, в следующие четыре - 60%, в дальнейшем (до момента трудоустройства или до истечения срока первого периода выплаты пособия) - 45%, но не ниже минимального размера пособия). Кроме того, продолжительность выплаты пособия по безработице увеличивается за каждый год работы, превышающий страховой стаж на две календарные недели. Такое правовое регулирование социального обеспечения характерно для социально-страховых отношений. Ко второй категории безработных относятся все остальные лица, не имеющие необходимого страхового стажа. В отношении этих лиц имеет место государственное социальное обеспечение.
Следует отметить, что в странах Восточной Европы (бывшего социалистического лагеря) законодательно установлено финансирование специальных фондов занятости (выплаты пособий по безработице) за счет страховых взносов как работодателей, так и работников (Болгария, Венгрия, Румыния, Чехия).
Кроме того, по уровням правового регулирования можно выделить правоотношения по государственному социальному обеспечению за счет средств федерального бюджета (федеральный уровень), бюджетов субъектов РФ (региональный) и местных бюджетов (муниципальный уровень). Так, например, на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления принимаются законы и иные нормативные правовые акты о социальной поддержке многодетных семей, предусматривающие следующие меры: скидки при оплате коммунальных услуг, бесплатное обеспечение детей из многодетных семей до достижения ими возраста 6 лет лекарствами, приобретаемыми по рецептам врачей; бесплатное посещение учреждений культуры, находящихся в государственной собственности субъекта РФ, и др.; законы о поддержке одаренных детей, устанавливающие выплату ежегодных стипендий и премий, издание публикаций творческих работ одаренных детей и др.; законы о губернаторских дополнительных пособиях на случай рождения ребенка, на дополнительное питание беременным женщинам, о ежегодных выплатах гражданам, проживающим на территории муниципального образования, награжденных знаком «Почетный донор России» и т.д.
Конституция РФ (ст. 2) провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».18 В отечественной науке проведено достаточно много исследований, посвященных как правам человека в целом, так и социальным правам в частности. Между тем право на социальное обеспечение как относительно обособленный феномен в системе прав человека, безусловно, заслуживает специального исследования. Не претендуя на всестороннее исследование, остановимся на общих методологических подходах в определении природы права на социальное обеспечение.
Изменения в социально-экономической системе российского общества, связанные с процессами «разгосударствления» и приватизации, диктуют и трансформацию структуры отрасли права социального обеспечения. На наш взгляд, эти объективные изменения можно свести к двум основным направлениям. Во-первых, наблюдаются существенное усложнение системы правового регулирования социально-обеспечительных отношений и специализация отдельных составляющих отрасли как относительно автономных правовых образований. Эта специализация связана с организационно-правовыми формами социального обеспечения: социальное страхование, социальная помощь, последняя включает и медицинскую, и лекарственную помощь, социальное обслуживание и др. Свершившимся фактом является переход от единой государственной системы социального обеспечения к двум ее основным названным организационно-правовым формам. Во-вторых, расширяется предмет отрасли за счет социально-обеспечительных отношений, вытекающих из договоров на социальное обеспечение. Структурные изменения в предмете отрасли неизбежно предопределяют изменения и в методе правового регулирования. Современное право социального обеспечения является отраслью права, основанной на единстве публичных и частных начал.
Итак, правоотношения по государственному социальному обеспечению - это публичные односторонние обязательственные отношения, по которому одна сторона - физическое лицо вправе требовать государственного обеспечения в объеме, предусмотренном законом, а другая сторона - государство в лице своих органов обязана в безусловном порядке его предоставить.
1.3 Источники правового регулирования пособий в России
Пособия - важный вид социального обеспечения, который предоставляется гражданам при наступлении социальных рисков. Е.Е. Мачульская определяет социальный риск как «вероятное событие, наступающее в результате утраты заработка или другого трудового дохода, падение уровня жизни ниже отметки прожиточного минимума и по объективным социально значимым причинам создающее необходимость социальной защиты населения со стороны государства».19 Социальное обеспечение предоставляется гражданам в определенные периоды жизни в связи с возрастом (детство, старость), состоянием здоровья и трудоспособности (болезнь, временная нетрудоспособность, инвалидность), выполнением или невозможностью выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца) и в других случаях, предусмотренных законом.
Современная система пособий динамично развивается: появляются новые виды пособий, которые призваны нивелировать новые социальные риски (например, возникновение поствакцинальных осложнений, смерть или инвалидность лиц, участвующих в борьбе с терроризмом), улучшить демографическую ситуацию в стране, смягчить негативные последствия безработицы и т.д. При этом система пособий чрезвычайно нестабильна, поскольку в регулирующие их нормативные акты непрерывно вносятся изменения. Эти обстоятельства указывают на необходимость выявления тенденций развития российского законодательства о пособиях, что будет способствовать определению стратегии дальнейшего развития законодательства в этой сфере и поможет гарантировать конституционное право граждан на социальное обеспечение.
Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции России социальные пособия устанавливаются законом. В настоящее время это конституционное предписание выполнено. Предоставление социальных пособий гражданам предусмотрено следующими федеральными законами:
1) Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»20 (устанавливает выплату пособий по безработице);
2) Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (регламентирует выплату единовременного денежного пособия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации);
3) Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»21 (закрепляет единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства);
4) Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (определяет условия назначения и выплаты пособий на погребение);
5) Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»22 (предусматривает выплату ежемесячных пособий супругам военнослужащих, проходящих службу по контракту);
6) Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»23 (устанавливает круг лиц, размеры и условия назначения государственного единовременного пособия при возникновении поствакцинальных осложнений);
7) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»24 (закрепляет предоставление социальных пособий малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам);
8) Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»25 (предусматривает выплату пособий лицам, участвующим в борьбе с терроризмом);
9) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячными пособиями по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию).
Приведенный перечень законов свидетельствует о разбросанности правовых норм о пособиях по нормативным актам, не связанным между собой, что вызывает сложности при их применении и несогласованность правовых предписаний.
В.А. Игольникова, справедливо полагает, что в последние годы в сфере законодательства о социальном обеспечении и социальном страховании наметилась тенденция к дифференциации правового регулирования в зависимости от того, на какой организационно-правовой основе - страховой или не страховой - осуществляется предоставление гражданам соответствующих материальных благ. Такая дифференциация является следствием изменений в экономике, результатом функционирования различных форм собственности, становления рыночных отношений.
26
Действительно, современное российское законодательство предусматривает выплату пособий как из средств обязательного социального страхования, так и из бюджетных средств. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»27 устанавливает виды пособий, предоставляемых на страховой основе. Статья 8 указанного Закона содержит перечень видов страхового обеспечения: пособие по временной нетрудоспособности; страховые выплаты в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях на ранних сроках беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; социальное пособие на погребение. При этом необходимо отметить, что в законодательстве отсутствует единообразный подход к использованию источников финансирования социальных пособий: один вид выплат (например, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет) может производится как из Фонда социального страхования РФ, так и за счет средств бюджетных ассигнований.
Об эффективности системы пособий можно судить по тому, насколько достигаются цели предоставления социальных выплат. В науке права социального обеспечения проводится классификация социальных пособий по их целевому назначению. По этому основанию выделяются пособия, призванные компенсировать полностью или частично временно утраченный заработок, и пособия, цель которых - оказать помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных обстоятельств. Таким образом, размер отдельных видов пособий влияет на эффективность всей системы социальных выплат, предусмотренной российским законодательством.
Размеры пособий устанавливаются в твердой денежной сумме или в процентном отношении к заработку гражданина. Если размер пособия определяется в твердой сумме, то он пересматривается в сторону повышения хаотично, вне зависимости от роста цен (пособие на погребение), либо не изменяется (пособие беженцам). Позитивная тенденция развития законодательства о пособиях - индексация размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, в зависимости от темпов роста инфляции, введенная 1 января 2008 г. и позволяющая сохранять покупательную способность этих социальных выплат. Думается, индексацию стоит применять и в отношении размеров других пособий, определяемых в твердой денежной сумме, что поможет адаптировать их к изменяющимся экономическим условиям.